Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к теории




 

Особенностью научного исследования является то, что можно объяснять одинаково хорошо одни и те же социальные явления различными гипотезами.

Например, можно принять, что люди безразличны к чистоте окружающей среды потому, что сами заняты на химическом предприятии и не хотят оказаться без работы. Но может быть выдвинута гипотеза, что безразличие к чистоте окружающей среды связано с тем, что большинство горожан старше 40 лет, а в дни их молодости, когда формировались их взгляды на жизнь, не придавалось большого значения экологическим проблемам.

Наконец, можно выдвинуть гипотезу, что согласно мировоззрению этих людей, их судьбы уже записаны на небесах и не зависят от земных обстоятельств, в том числе от состояния окружающей среды.

Итак, вполне можно выдвигать два или больше предположений для объяснения одного и того же факта. И необходимо выбрать, на какие предположения все же опираться, прежде чем развертывать исследование, часто дорогостоящее, в полном объеме. Или по-другому – определиться, какая из гипотез позволяет лучше объяснять действительность? Для этого необходимо их проверить на соответствие следующим требованиям.

Первое. Теория должна быть фальсифицируемой, т. е. такой, чтобы можно было ее либо подтвердить, либо, наоборот, опровергнуть полученными в ходе исследования данными.

Например, мы не можем объяснять поведение людей простой ссылкой на то, что таково их мировоззрение. Допустим, нас интересует, почему вот эти люди так поступили? И отвечаем: таково их мировоззрение. Хорошо, а почему другие люди поступили иначе? А потому, что у них другое мировоззрение. Такой способ объяснения будет неопровержимым, так как позволяет обосновать любые факты, а значит, будет нефальсифицируемым, то есть ненаучным.

В литературе приводится рассказ об африканском вожде, который считал, что своим танцем может уговорить богов послать дождь. И когда его спрашивали, вот ты танцевал, почему же дождь не пошел, он отвечал, боги капризны. То есть получается, что его теория может одинаково хорошо объяснить, почему дождь пошел после танца и почему не пошел. Значит, она ненаучна.

А вот гипотеза, что продажа пива рядом со студенческим общежитием приводит к снижению успеваемости студентов, является фальсифицируемой. Потому что соответствующее исследование подтвердит или опровергнет эту гипотезу.

Второе. Теория должна быть логически непротиворечивой. То есть, во-первых, ее понятия должны быть однозначными и определенными. Допустим, мы в своей теории рассуждаем о поведении молодежи. Но для одних «быть молодым» означает одно, а для других означает несколько иное. Поэтому должно быть точно определено, что под молодежью в данном исследовании, например, понимаются люди только в возрасте от 18 до 25 лет включительно. То есть не должно быть рассуждений о молодежи вообще.

Во-вторых, суждения относительно фактов не должны противоречить друг другу. Иногда эти противоречия могут быть неявными. Так, могут встретиться в теории рассуждения типа «Если есть А, то есть и В» и «Если нет А, то все равно есть В». Например: если увеличится число киосков, продающих пиво вблизи студенческого общежития, то возрастет число студентов, отчисленных из вуза по неуспеваемости; ну а если не увеличится число таких киосков, то все равно возрастет число отчисленных студентов по неуспеваемости.

Третье. Теория должна быть такой общей, чтобы ее можно было использовать для объяснения как можно большего числа событий, происходящих в разных местах, в разное время и в различных условиях. Или иначе: она не должна объяснять лишь один отдельно взятый факт.

Например, если мы объясняем безразличие людей к чистоте окружающей среды в данном городе тем, что они так или иначе участвуют в работе химического комбината, то это же объяснение должно работать и для жителей городов, расположенных в совершенно других районах страны, при условии, что и там большинство так или иначе занято на химических предприятиях.

Четвертое. Теория должна быть по своей сложности доступной для понимания другими исследователями, чтобы они тоже могли ее использовать для объяснения событий и проверять свои предположения. То есть теория не должна быть лишь для личного употребления. Сам себе объяснил, что происходит, и хорошо. Это требование близко к условию воспроизводимости.

Пятое. Теория должна быть не слишком дорогой по денежным затратам. Откроем секрет. Допустим, вам предложили исследовать конкретную проблему и выделили для этого, на первый взгляд, очень приличные деньги. Но когда вы учтете все налоги, то обнаружите, что от выделенной суммы остается меньше половины, а ведь из этого остатка вы должны оплатить студентам их беготню по городу с анкетами, что-то оставить себе и сотрудникам на зарплату и командировочные расходы. Поэтому размах вашего исследования сразу сузится. Так что выделенная сумма денег и налоговая политика соответствующих инстанций может весьма ограничить широту ваших замыслов и степень глубины вашей теории.

Иногда при разработке конкретной теории приходится отдавать предпочтение одним требованиям в ущерб другим. Например, строить более общую теорию, охватывающую большее число ситуаций, и соответственно более сложную для понимания. Или строить теорию попроще, но зато более дешевую по затратам.

Но в любом случае теория должна быть фальсифицируемой и непротиворечивой.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2042; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.