Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

П о л о в и н е XIX в




О б щ е с т в е н н о-п о л и т и ч е с к и е д в и ж е н и я во II

В середине XIX века, в период отмены крепостного права, на арене общественно-политической борьбы наметились три основных общественных течения:

- дворянско-консервативное,

- буржуазно-либеральное,

- революционно-демократическое.

В период I Российской революции они оформились в три партийно-политических лагеря:

- правительственный,

- буржуазно-либеральный,

- революционно-демократический.

В пореформенный период началось оформление консервативного течения в правительственный лагерь, основное ядро которого составляли консервативные помещики. Главной целью этого лагеря являлось сохранение в стране неограниченного самодержавия. Они придерживались «теории официальной народности». Теория основывалась на триаде – самодержавие, православие, народность. В понятие народность вкладывали проблему единства народа и единение его с царем. Вера в царя. Но в правительственной сфере тоже были колебания, некоторые представители которой испытывали влияние либерально-монархических взглядов.

Либерализм как особое идейно-политическое течение возник в России в период кризиса феодального строя в середине XIX века. Это было буржуазным явлением, ибо либерализм отражал интересы капиталистического развития страны. Характерной особенностью развития либерализма в первые десятилетия после реформ было то, что основными носителями либеральных идей в это время выступали буржуазные слои дворянства и интеллигенции, их деятельность проходила главным образом в рамках земских учреждений. Либеральные помещики благодаря активному участию в земских органах управления значительно раньше, чем торгово-промышленная буржуазия, начали сплачиваться в политическую силу. Российская буржуазия, выросшая в условиях правительственных заказов, была политически инертной.

Как вы помните, земские учреждения были введены исключительно для заведования местной хозяйственной, и культурной жизнью. Стремление расширить сферу этой деятельности, а также получить право на участие в государственном управлении и лежало в основе политических устремлений земских либералов. (А такие представители земств как Шаховский, Родичев, Долгоруков и др.) обратились к нелегальной политической деятельности…

Важно подчеркнуть, что на рубеже веков социальная база либерализма расширяется за счет широкого вовлечения в борьбу представителей интеллигенции, особенно врачей, учителей, агрономов.

В это время наблюдается процесс перегруппировки сил, который можно рассматривать как подготовительный этап создания политических партий.

В 1889 г. большая группа земских либералов объединилась в полулегальный кружок «Беседа». Он просуществовал до 1904 года. В 1903 г. из наиболее радикальных земцев был создан «Союз земцев-конституционалистов». Выходит первый журнал «Освобождение», редактируемый Петром Струве.

Итак, либералы конца XIX – начала XX века, оставаясь на конституционно-монархических позициях, выступали против российского абсолютизма и осуждали произвол и насилие, процветавшие в стране. Они стремились к введению в России буржуазно-демократических свобод, расширению функций местного самоуправления, привлечению буржуазной общественности к решению вопросов общегосударственного плана и др.

Либеральный лагерь, готовый на соглашение с царизмом, в то же время стоял в оппозиции к самодержавной власти и требовал её ограничения.

Революционно-демократическое движение в России, так же как и в странах Западной Европы, возникло в период перехода к новым капиталистическим отношениям. Особенностью российского исторического процесса было то, что на раннем этапе руководство борьбой за преобразование принадлежало не буржуазии, а дворянству.

На первом этапе революционного (декабристского) движения не произошло единения русских интеллигентов-революционеров и народа.

Второй период освободительного движения начинается с 1861 г. Главная фигура здесь – революционеры-разночинцы.

К 1861 г. складываются два центра революционного движения: один в Лондоне при редакции ж. «Колокол» (Герцен, Огарев), второй – в России вокруг редакции ж. «Современник» (Чернышевский, Добролюбов).

Народники 1870-х годов восприняли демократические, антилиберальные традиции революционных демократов 60-х годов. Идейной основой народничества явилась теория общинного социализма. Идеология народничества развивалась в тот период, когда капитализм не утвердился, и не проявилось еще отчетливо «разложение» деревни, расслоение крестьянства. Они идеализировали крестьянскую общину, артели, кустарные промыслы как виды единого «народного производства».

Они полагали, что капитализм в России не имеет почвы для своего развития.

Вплоть до конца 70-х годов XIX века одним из самых влиятельных направлений внутри движения революционных семидесятников было анархистское, или бунтарское направление, идеологом которого был Бакунин (отрицание государства, отрицание парламентаризма и т.д.). Освобождение народа от насилия во всех областях (экономической, политической, духовной). Препятствием для достижения этого он считал государство. Он отрицательно отнесся к идее Маркса о диктатуре пролетариата, отмечая, что диктатура пролетариата является господством одной части пролетариата над другой. Рассуждая о последствиях осуществления на практике теории диктатуры пролетариата, Бакунин во многом предсказал недостатки социалистического государства. Бакунин считал, что свободное общество – это общество, в котором осуществится принцип самоуправления народа. Он отрицал централизованное управление, идущее «сверху вниз», от центра к периферии. Общественная жизнь должна строится снизу вверх – от периферии к центру – рабочие ассоциации, общины и т.д. (принцип федерализма).

Свой анархический социализм Бакунин противопоставлял социализму Маркса и Энгельса, который он именовал государственным социализмом.

Но как достичь поставленной цели?

Ведь он отрицал политическую борьбу (принцип аполитизма), ибо, по его мнению, всякое политическое движение является движением буржуазным. Социальная революция виделась Бакунину прежде как крестьянская революция, как серия крестьянских бунтов. Такую революцию готовить не нужно, она может начаться в любое время, в любой стране. Цель революционеров, организованных в тайное общество, - взбунтовать народ.

Бакунин предпринимал неоднократные попытки создать анархистскую партию в России. Сначала он действовал через Нечаева, который создал тайную организацию, печально-знаменитую «Народную расправу», снискавшую себе своими иезуитскими приемами, политическим авантюризмом и преступной неразборчивостью в средствах дурную славу. Здесь, на мой взгляд, целесообразно подчеркнуть, что во взглядах Нечаева, а так же Ткачева прослеживаются истоки казарменно-социалистической идеологии. В той или иной степени тенденцию «казарменности» можно проследить вплоть до 20-х годов нашего времени (политика «Военного коммунизма») и позже в деятельности Сталина. «Нравственно все, что способствует торжеству революции. Безнравственно и преступно все, что мешает ему». К середине 70-х годов, анализируя опыт собственного участия в европейском революционном движении Бакунин отошел не только от абсолютного отрицания государства, но и от некоторых своих прежних тактических принципов … Во II половине 70-х годов идеи Бакунина получили развитие в трудах Кропоткина. Он полагал необходимым серьезно готовиться к революции и готовить к ней народ.

Был еще Лавров. Он считал, что историю двигают одинокие борющиеся личности. Вера в особую роль интеллигенции соединялась в теории Лаврова с верой в народ, в крестьянскую массу, в крестьянскую социалистическую революцию.

В начале 70-х годов XIX века они неоднократно пытались поднять крестьянство на восстание. В этих целях весной 1874 года революционная молодежь предприняла попытку массового хождения в народ. Но эта тактика потерпела неудачу.

1879 г. – «Народная воля» – заговоры, тракты.

К концу 70-х начале 80-х годов революционное народничество «вырождается» в либеральное. С середины 90-х годов начинается новый, пролетарский этап освободительного движения в России. Т.е. идеи социализма начинают развиваться на пролетарской почве, с позиций Маркса, Энгельса.

Но об этом подробно мы поговорим в следующей лекции.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.