Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лексико-грамматические расстройства речи: алалия, детская афазия




К группе лексико-грамматических расстройств относят­ся алалия и детская афазия.

Отсутствие речи в раннем детском возрасте называется алалия (а — отрицание, лалия — лепетная речь). Алалия как форма речевого недоразвития вследствие поражения го­ловного мозга известна давно. Этот термин ввел в специаль­ную литературу в XVIII в. греческий врач Делиус. Длитель­ное время этот термин использовался в сурдопедагогике, так как отсутствие речи связывалось с нарушением слуха. Но­вый взгляд на проблему возник в конце XIX в., когда док­тор Р. Коэн наблюдал ребенка, у которого при сохранном слухе отсутствовала речь. Такое состояние Коэн назвал «ка­зуистическая алалия», т. е. отсутствие речи непонятной этиологии. В дальнейшем, наблюдая динамику речевого развития, врачи А. Либман, Н. Гутцман, Е. Фрешельс, М. В. Богданов-Березовский обратили внимание на сход­ство речевых нарушений при алалии с афазией и назвали ее детская афазия или афазия развития. Ряд специалис­тов: Н. Н. Трауготт, М. Б. Эйдинова, В. К. Орфинская, С. Н. Шаховская, Б. М. Гриншпун, Г. В. Гуровец и другие для описания этого речевого нарушения использовали тер­мин «алалия». Р. Е. Левина предложила называть эту фор­му речевой патологии общим недоразвитием речи. Для данного речевого нарушения характерны лексико-грамма­тические расстройства.

Этиология и предполагаемый патогенез алалии. Этио-. логические факторы возникновения недоразвития речи не всегда ясны. Но многие авторы считают, что причиной мо­гут быть родовые черепно-мозговые травмы и асфиксии но­ворожденных с последующими кровоизлияниями в различ­ные отделы мозга. В ряде, случаев у матерей во время беременности отмечалась гипоксия — фактор, который сам по себе мог обусловить задержку в развитии корковых зон мозга или привести к патологии родовой деятельности.

На основании работ А. Р. Лурии и его школы можно предположить, что при общем недоразвитии речи происхо­дит поражение сенсомоторнои области левого полушария


 

мозга в раннем доречевом периоде. Возможно, в связи с не­достаточным созреванием или поражением сенсомоторнои области у маленького ребенка речевые нарушения должны быть как моторного, так и сенсорного характера, что нахо­дит свое отражение в импрессивной и экспрессивной речи разной степени выраженности.

Одним из характерных признаков алалии является по­зднее речевое развитие. Н. Н. Трауготт считает, что речь ребенка, возникающая с опозданием, формируется в после­дующем на патологической основе.

Особенности развития экспрессивной речи у детей с мо­торной и сенсорной алалией. У детей с моторной алалией обращает на себя внимание отсутствие или ограничение гу­ления, поздно появляющийся и очень бедный лепет. Если при нормальном речевом развитии лепет появляется у ре­бенка во втором полугодии первого года жизни, то у детей с моторной алалией лепет появляется на втором или третьем году жизни, поэтому их называют «безречевыми». К концу третьего года и позже у детей появляются отдельные звуко­подражания или слоговые элементы, которые также сохра­няются на длительный срок. Накопление словаря идет мед­ленно и, как правило, за счет существительных, наиболее часто произносимых родителями. Структура слова наруше­на: дети употребляют первый или ударный слог, наблюда­ется упрощение слоговых элементов, редукция флексий. В возрасте 4—5 лет происходит некоторая активизация речи, обогащение словаря за счет наиболее простых по структуре слов. Существительные используются в имени­тельном падеже, глаголы — в неопределенной форме. В этот период становится отчетливо видно отставание в развитии речи. Постепенно начинает формироваться фраза, структура которой резко нарушена (отмечаются выраженные аграмматизмы). Бедность словаря сохраняется. После 5-летнего возраста отмечается активизация речи, наряду с существи­тельными появляются глаголы, но предлоги и дополнения в речи отсутствуют. Таким образом, прослеживаются эта­пы (Н. Н. Трауготт) или уровни (Р. Е. Левина) речевого развития: позднее речевое развитие, медленное накопление словаря, нарушение структуры слова (трудности переклю­чения от одного слогового элемента к другому), позднее на-


 





копление словаря и формирование фразовой речи с выра­женными аграмматизмами, недостаточное или полное от­сутствие коммуникативной функции речи.

Занятия с детьми по развитию речи выявили трудности запоминания и составления фразы. Рассказ по картинке происходил в форме вопросно-ответной речи (диалога) с на­зыванием отдельных предметов, действия не учитывались.

Особые трудности возникали во время рисования: выяв­лялись пространственные нарушения, плохое переключе­ние при выполнении заданий, недостаточное знание и по­нимание лексических и грамматических структур. Дети не могли запомнить буквы, не формировался звукобуквенный анализ, что затрудняло подготовку детей к школе. Комму­никативная функция речи была несформирована.

Необходимо подчеркнуть, что у детей с экспрессивной формой моторной алалии отмечался сенсорный компонент, который проявлялся в недостаточном интересе к речи ок­ружающих. С раннего детского возраста они не реагирова­ли адекватно на звуки речи, в последующем не слушали сказок или рассказов (легко отвлекались, истощались), медленно и плохо усваивали материал, с трудом сопостав­ляя слово с предметом на картинке, не всегда схватывали грамматические конструкции в речи окружающих (пони­мание единственного и множественного числа, слова с пред­логами и т. д.). Фонематический слух оказывался недоста­точным.

Таким образом, в случаях преимущественной экспрес­сивной алалии прослеживается сенсорный компонент, аку-стикомнестические и семантические расстройства. Это не­обходимо учитывать при работе с детьми, страдающими ал алией. Дети с тяжелой алалией должны рано начинать занятия с логопедом по развитию речи и обучаться в школе для детей с речевыми нарушениями. В более легких случа­ях дети должны заниматься с логопедом до школы и в пе­риод школьного обучения, продолжать занятия со школь­ным логопедом для профилактики дисграфии.

Значительно реже встречаются дети, страдающие выра­женной сенсорной алалией. На фоне сохранного слуха (до­статочного для развития речи) у детей отмечается наруше­ние восприятия речи. Возможны некоторые варианты.


 

В одних случаях дети слышат слова, повторяют их, но не соотносят с предметом, его обозначающим. Связи «слово — предмет» и при многократных повторениях не формируют­ся. Поведение детей правильное, интерес к окружающей обстановке достаточный, экспрессивная речь развивается. В этих случаях можно предполагать затруднение оптико-акустических связей — один из вариантов импрессивной алалии. Другим вариантом сенсорных нарушений являются собственно сенсорные расстройства, когда дети не понима­ют речи окружающих и не могут повторить слово вслед за педагогом (Н. Н. Трауготт, Г. В. Гуровец). Интересным яв­ляется то, что дети с сенсорными нарушениями лучше вос­принимают тихие звуки или звуки средней громкости, в то время как громкие звуки их раздражают. Они лучше вос­принимают речь человека, постоянно общающегося с ними, а речь незнакомого человека не воспринимают вовсе. Та­ким образом, особенности сенсорных нарушений у детей раз­нообразны и проявляются в различной степени.

Все дети нуждаются в раннем выявлении и медико-педа­гогической помощи для подготовки к школьному обучению. Интеллектуальное развитие детей с моторной и сенсорной алалией может приближаться к норме. В ряде случаев на­блюдается задержка интеллектуального развития разной степени выраженности, зависящая от тяжести поражения центральной нервной системы, выраженности алалических расстройств, начала лечебно-педагогических мероприятий, динамики развития.

Следует отметить, что в детском возрасте наблюдаются случаи, когда ребенок имел сформированную речь. Но пос­ле травмы черепа или перенесенной тяжелой инфекции мо­жет наблюдаться приостановка речевого развития с после­дующими лексико-грамматическими расстройствами, что называют детская афазия (распад сформированной речи).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.