Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фонетико-фонематические расстройства речи (ФОН): дислалия, дизартрия




Наиболее часто встречаемой формой нарушения речи яв­ляется расстройство звукопроизношения, описываемое как фонетико-фонематическое расстройство. В специальной ли­тературе расстройство звукопроизношения без выраженной неврологической симптоматики определяется как дисла­лия. Термин «дислалия» появился в специальной литера­туре наряду с термином «алалия». Если алалия — полное отсутствие речи, то дислалия — частичное нарушение речи (преимущественно в плане звукопроизношения).

Таким образом, к дислалии относят формы нарушения речи, связанные с разнообразными фонетическими рас­стройствами, при относительно нормальной словарно-семантической и синтаксической речи. При дислалии отме­чаются искажения, замещения, пропуски, перестановки отдельных звуков. Дислалии подразделяют на механичес­кие, проявляющиеся в результате неправильного строения артикуляционного аппарата, анатомического дефекта ор­ганов артикуляции и т. п., и функциональные, при кото­рых отмечают многочисленные формы неправильного про­изнесения шипящих, свистящих, р-л, не обусловленные аномалиями артикуляционного аппарата и отклонениями со стороны нервной системы. Учитывая, что эта форма ре­чевой патологии (функциональные дислалии) в большин­стве случаев имеет хороший прогноз и довольно быстро поддается логопедическому воздействию, закономерно пола­гать, что природа этих расстройств сводится к нейродинамическим (функциональным) нарушениям в коре головного мозга, в частности к некоторой слабости дифференцировочного торможения в речедвигательном анализаторе. Дисла-


 



 



лия часто наблюдается у детей с пониженной массой тела, задержкой физического и психического развития.

Значительно более сложной группой расстройств звуко-произношения является дизартрия. Она представляет со­бой речевое нарушение, вызванное органическим пораже­нием центральной нервной системы, которое проявляется в расстройстве артикуляции, фонации и дыхания. В зави­симости от локализации поражения нервной системы вы­деляют несколько форм дизартрических расстройств: бульбарную, псевдобульбарную, корковую, смешанную и моз­жечковую дизартрию.

Формы бульварной (стволовой) дизартрии были описа­ны еще в XIX в. При развитии у больных опухоли в области ствола мозга в процесс вовлекаются ядра черепно-мозговых нервов: тройничного, лицевого, языкоглоточного, блужда­ющего, подъязычного, которые иннервируют определенную группу мышц артикуляционного аппарата, участвующих в звукообразовании, фонации и дыхании. При поражении ядер черепно-мозговых нервов парез (паралич) носит харак­тер периферического, т. е. нарушается проведение нервно­го импульса и мышцы атрофируются. Особенно заметны дизартрические расстройства при поражении подъязычно­го нерва с одной стороны, при этом кончик языка отклоня­ется в сторону пареза, при хронических процессах на сто­роне пареза могут появиться трофические язвы.

Бульбарная дизартрия может возникнуть и при крово­излиянии в ствол мозга. В случаях природовых травм с ло­кализацией поражения в стволе мозга у детей формируется характерная форма паралича верхних и нижних конечнос­тей: снижение мышечного тонуса (гипотонус), снижение су­хожильных рефлексов (гипорефлексия). Отмечается задер­жка психомоторного развития.

Более распространенными в детской практике являют­ся псевдобульбарные дизартрии, развивающиеся на фоне детского церебрального паралича (парез). Детский цереб­ральный паралич имеет пренатальную (внутриутробную) и натальную (родовую) этиологию, при этом ведущую роль играют черепно-мозговые травмы с кровоизлияниями в мозг. Для детского церебрального паралича характерна преиму­щественная локализация поражения во внутренней капсуле


 

(между двумя ядрами подкорки), где проходит пирамидный путь (корково-стволовый и корково-спинальный пути). По­ражение пирамидного пути именно в этой области обуслов­ливает паралич (парез) противоположной части тела и всей артикуляционной мускулатуры. В случаях двустороннего поражения пирамидных путей возникает тетраплегия (тет-рапарез). Поэтому нарушается функция всей двигательной системы, в патологический процесс вовлекаются кора и под­корковые образования. Большое значение приобретают вто­ричные нарушения формирования отделов нервной системы, которые развиваются после рождения (премоторно-лобный и теменно-височный), что осложняет дизартрический ком­понент.

Развитие речи у детей с церебральным параличом разной степени выраженности характеризуется задержкой перио­да гуления и лепета. Появляющиеся в последующем звуки оказываются однообразными, тихими, редкими, кратков­ременными, без интонационной выразительности. Дети пло­хо берут грудь, в ряде случаев молоко при сосании попадает в полость носа или отмечаются поперхивания, что указыва­ет на слабость мышц, иннервируемых лицевым и языкоглоточным нервами.

В результате нарушения артикуляций страдает фонети­ческая сторона речи. На начальном этапе речевого разви­тия многие звуки отсутствуют, что затрудняет контакт с окружающими. В последующем некоторые звуки форми­руются, но речь остается смазанной, плохо модулирован­ной, невнятной. Речедвигательные затруднения вторично приводят к нарушению анализа звукового состава слова. Дети не различают звуки на слух, затрудняются в повторе­нии звукового ряда, выделении звуков в словах, что дает основание рассматривать эти нарушения как фонетико-фо-нематические расстройства. С возрастом лексическое раз­витие речи ребенка задерживается.

Неврологическая симптоматика, на фоне которой разви­вается псевдобульбарная дизартрия, характеризуется недо­статочной подвижностью рук и ног с одной или с обеих сто­рон, выраженной в разной степени. При обследовании выявляются: косоглазие, недостаточная выраженность носогубной складки, плохая подвижность лицевой мускула-


 




туры, слабая смычка губ, повышенное слюноотделение, не­возможность надувания щек, слабый, истощаемый хрип­лый голос, плохая подвижность языка (корня, боковых ча­стей и кончика), короткое поверхностное дыхание. Все это создает картину гипомимии (амимии), дисфонии (афонии), дизартрии (анартрии), характеризующих речь больного.

С дизартрическими нарушениями сочетается расстрой­ство двигательной сферы. Общая моторика нарушена; от­мечается ограничение объема движений (паретичность), по­вышение мышечного тонуса (гипертония) и сухожильных рефлексов (гиперрефлексия), вызываются патологические рефлексы (Бабинского, Россолимо и др.). Все симптомы ука­зывают на поражение пирамидного пути.

При поражении путей, связывающих двигательную об­ласть коры головного мозга со стволом и мозжечком, может развиться мозжечковая форма дизартрии, для которой характерны гипотония артикуляционных мышц, а также неравномерное дыхание, фонация и артикуляция. Речь за­медленная, толчкообразная, с нарушенной модуляцией, за­туханием голоса к концу фразы (скандированная речь). В неврологическом статусе больных — атаксия, расстрой­ство координации движений.

При смешанной, или экстрапирамидной, дизартрии на­блюдается мышечная дистония в общей и артикуляционной моторике. Дистония значительно искажает артикуляцию, возникает непостоянство, замена и пропуск звуков. Дистония артикуляционных мышц обычно сочетается с гиперкинеза-ми мышц лица, языка, губ, диафрагмы, межреберных мышц, в связи с чем дизартрические нарушения сочетаются с рас­стройством дыхания и фонации. Как отмечает Л. Т. Журба, особенность экстрапирамидной дизартрии состоит в отсут­ствии стабильных нарушений звукопроизношения, а также в сложности автоматизации звуков. Экстрапирамидная ди­зартрия нередко сочетается с нарушениями по типу нейро-сенсорных расстройств, прежде всего слуха.

Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба описывают при детском цереб­ральном параличе формы корковых расстройств с явлени­ями затруднений артикулярного праксиса. У одних детей преобладает слабость кинестетического праксиса — так назы­ваемый вариант корковой афферентной апраксической диз-


 

артрии, обусловленной односторонним поражением коры до­минантного полушария в нижних постцентральных отделах коры. В этих случаях расстраивается произнесение соглас­ных звуков, причем нарушения артикуляции непостоянны. Отмечается поиск определенного артикуляционного уклада в момент речи, что замедляет ее темп и нарушает плавность. При обследовании наблюдаются поиски необходимой арти­куляции, больные с трудом находят заданную позу.

У других детей преобладает недостаточность динамичес­кого кинетического праксиса — кинетический вариант кор­ковой афферентной апраксической дизартрии, возникаю­щей при поражении нижних отделов премоторной области левого полушария. Он характеризуется затруднениями про­изнесения сложных аффрикат, которые могут распадаться на составные части. Речь ребенка напряженная, замедлен­ная. При исследовании артикуляционного праксиса отмеча­ются трудности воспроизведения серии последовательных движений по заданию. Кинетический и кинестетический ва­рианты корковой дизартрии встречаются в сочетанном виде.

Наряду с разнообразными хорошо выраженными фор­мами дизартрии наблюдаются и стертые, малозаметные, при которых артикулярные и общемоторные нарушения выяв­ляются при обследовании или функциональной нагрузке. В этих случаях отмечают слабость мышц, иннервируемых отводящим, тройничным, лицевым, языкоглоточным, блуж­дающим и подъязычным нервами, и ограничения объема дви­жений в верхних и нижних конечностях с одной и обеих сторон. Нарушение звукопроизношения всегда связано с не­достаточной подвижностью группы мышц, выполняющих тонкий, дифференцированный двигательный акт, нараста­ющий при функциональной нагрузке.

Таким образом, мы рассмотрели сложную полиморфную группу фонетико-фонематических расстройств, наиболее часто встречающихся в детском возрасте. Их объединяет органическое поражение нервной системы, проявляющее­ся в расстройствах речи (дизартрия), фонации, дыхания, общей и мелкой моторики. Дети с такими расстройствами с раннего возраста нуждаются в специальных лечебных и пе­дагогических мероприятиях.


 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 883; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.