Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Третий год жизни




Второй год жизни

I


Психика. Развиваются подражания и начальное ситуа- ; тивное восприятие обращенной речи: подражание жестам, взмахивание рукой, качание головой. Ребенок находит гла­зами называемых членов семьи, требует к себе внимания, реагирует на чужих людей.

От 9 до 12 месяцев. Двигательные функции. В этом воз­растном периоде происходит совершенствование ползания на четвереньках. К концу первого года жизни ребенок ов­ладевает умением самостоятельно принимать вертикальную позу. Постепенно начинает ходить вначале с поддержкой, а затем и самостоятельно.

Сенсорные реакции. У ребенка развивается бинокуляр­ное зрение. Он различает пищу по внешнему виду и запаху, начинает распознавать все большее количество предметов, различает отдельные шумы, звуки, интонацию, слушает му­зыку, тиканье часов. Хорошо дифференцирует лица.

Речь. Понимает обращенную речь, интонацию. Повторя­ет произносимые окружающими слова в виде лепета, вос­производит различные интонации. Голосом выражает свои потребности и эмоции: удовольствие и неудовольствие. К концу первого года жизни произносит до десятка лепетных слов «ма-ма», «па-па», «ба-ба» и др.

Психика. Ребенок хорошо различает окружающих. Начи­нает понимать обращенную к нему речь и выполняет инструк­ции. Развивается речевое общение, игровая и манипулятивная деятельность. Любит играть со звучащими игрушками. Пьет из чашки, пытается манипулировать ложкой. У него продолжается интенсивное развитие подражания.

Двигательное развитие. Развивается равновесие. Походка приобретает устойчивый характер. Ребенок становится более подвижным. К концу второго года жизни он начинает под­ниматься по лестнице сначала с поддержкой, затем самосто­ятельно, залезает на большой стул, ударяет по мячу рукой и ногой, точно захватывает и бросает предметы, ест ложкой.

Сенсорная функция. Сенсорные реакции носят дифферен­цированный и избирательный характер. Происходит даль­нейшее развитие восприятия формы и пространства.


 

Речь. Узнает имена и названия предметов. Понимает об­ращенную речь. К концу второго года жизни произносит до 200 слов, более половины которых — существительные. Формируется структура слова, появляются короткие пред­ложения.

Психика. Понимает обращенную речь. Любит слушать чтение книг, переворачивает страницы. Активно играет с игрушками, строит башню из кубиков. Начинает прояв­лять интерес к совместной игре.

Двигательные функции. Совершенствуется реакция рав­новесия при ходьбе и стоянии. Может ходить с предметом в одной руке. Поднимается по лестнице, переступая с одной ноги на другую. Бросает и ловит мяч, при этом сохраняет равновесие. Совершенствуется манипулятивная деятель­ность: рисует пальцами, кистью. Начинает самостоятельно есть, используя ложку и вилку. Формируется представле­ние о схеме тела.

Сенсорные реакции. Сенсорные реакции носят избира­тельный дифференцированный характер: различает пред­меты по форме, цвету, величине. Начинает складывать раз­резную картинку из 2 частей.

Речь. Ребенок пользуется фразовой речью, сглаживают­ся аграмматизмы. Понимает обиходную речь и содержание сказок, запоминает короткие стишки и песни, общается с окружающими при помощи речи.

Психика. Речь становится важнейшим средством обще­ния и формирования мышления. Благодаря речи сенсор­ный опыт ребенка превращается в акт познания. Развива­ется функция обобщения на наглядно-конкретном уровне. Ребенок начинает устанавливать причинно-следственные связи. Развивается самосознание. К концу третьего года жизни ребенок начинает говорить о себе в первом лице и задавать много вопросов. Активно контактирует с деть­ми. Эмоциональные реакции носят избирательный и диф­ференцированный характер: выбирает детей и взрослых для общения.


Дошкольный возраст (с трех до семи лет)

Двигательные функции. Движения становятся все более координированными. Однако только к семи годам дети на­чинают уверенно выполнять координационные пробы. Дети прыгают через веревочку на двух и на одной ноге, хорошо ловят мяч, играют в различные подвижные игры. К 5—7 годам они правильно держат ручку или карандаш, рисуют, пишут свое имя.

Речь. В этот период происходит дальнейшее развитие речи. Идет активное накопление словаря, улучшается зву-копроизношение. Количество произносимых и используе­мых слов зависит от окружающей обстановки, занятий с детьми. В этот период речь занимает все большее место в процессе общения и по возрастающей становится регуля­тором поведения.

Психика. Формируются навыки самообслуживания. Ве­дущей деятельностью дошкольника является игра, в кото­рой находит отражение окружающая действительность. В процессе игры усваиваются принятые в обществе прави­ла и нормы поведения. Постепенно начинают развиваться психические процессы: внимание, восприятие, мышление. Дети становятся более наблюдательными, запоминают от­дельные детали, заинтересовавшие их.

В дошкольном возрасте восприятие постепенно начина­ет приобретать характер самостоятельного процесса, в то время как у детей младшего дошкольного возраста оно было слито с практической деятельностью, с непосредственным использованием предметов. Дошкольник еще не умеет осу­ществлять систематическое наблюдение, но постепенно, осо­бенно благодаря занятиям с ним, наблюдательность все боль­ше растет — им уже оказывается доступным восприятие сравнительно несложных ситуаций. К концу рассматривае­мого периода обобщения поднимаются на более высокий уровень, формируется интерес и готовность к обучению в школе.


 

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет)

Двигательная функция получает значительное развитие. Совершенствуется координация движений. В этом возрасте дети начинают заниматься различными видами спорта.

Речь. Получает значительное развитие устная и письмен­ная речь в процессе систематического обучения. Дети начи­нают употреблять большое количество новых слов. Читая книги, они приобретают большое количество информации, знаний по изучаемым предметам. Учат большое количество стихов, рассказывают их эмоционально, с выражением.

Психика. Переход к школьному обучению знаменует но­вый уровень развития ребенка. У младших школьников яр­кая, образная память, запоминаются наиболее ярко эмоцио­нально окрашенные моменты. Дети легко запоминают стихи, сказки, однако это запоминание носит непроизвольный харак­тер. Постепенно в процессе игры развивается произвольное запоминание. Это запоминание тесно связано с развитием речи. Постепенно расширяется круг представлений. Форми­руются представления о причинно-следственных связях, яв­ляющиеся основой развития мышления. Большое значение в этот период имеет познание окружающего мира. Дети за­дают много вопросов, пытаются связать уже знакомое с но­выми сведениями, если они не совпадают, то задают все но­вые вопросы. Если к концу дошкольного возраста возникают простейшие виды логических операций, то у младших школь­ников обобщения касаются назначения предметов и способов их употребления. В школьном возрасте идет дальнейшее психомоторное и речевое развитие ребенка.

В процессе развития и обучения у детей улучшается слу­ховая и зрительная память, усидчивость, запоминание при­обретает осмысленный характер. Школьники овладевают значительным числом знаний и умений на основе словес­ных объяснений или чтения специальной литературы.

Ведущую роль играет учение, учебная деятельность, даже игры приобретают новые формы: школьники учат своих уче­ников-кукол. Личностные особенности формируются в школь­ном коллективе. У них формируются нравственные качества: чувство долга, коллективизма. Эти качества утверждаются в процессе труда и общественной деятельности.




Вопросы и задания для самостоятельно работы _______________________

1. Расскажите об этапах психомоторного развития ребенка.

2. Раскройте понятия «функциональные системы», «гетерохрония» и «си-стемогенез».

3. Объясните понятие о критических периодах развития.

4. Что значит «готовность» ребенка к переходу из ясель в детский сад?

5. Что значит «готовность» к школе?

6. Каковы критерии «готовности» к обучению?

7. Составьте таблицу Апгар и объясните значение ее показателя.

8. Составьте таблицу психомоторного развития ребенка на первом году жизни.

9. Составьте таблицу речевого развития ребенка на первом, втором и тре­тьем году жизни.

 

10. Составьте таблицу параметров готовности ребенка к школе.

11. Рассмотрите основные разделы истории болезни, их значение для вы­явления отклонений в развитии.

12. Проведите обследование детей, используя методики выявления веду­щей руки, ведущего глаза.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.