Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Печатается по решению




ТЕОРИЯ ЯЗЫКА

 

Учебное пособие по курсу «Общее языкознание»

 

Курск 2008

 

 


редакционно-издательского

совета НОУ ВПО “РОСИ”

ББК 81.0 я 73

Т 33

Теория языка: Учебное пособие по курсу «Общее языкознание» / Авторы-составители Р.В. Попадинец, Е.Ю. Мягкова. – Курск: Изд-во РОСИ, 2008. – 127 с.

Учебное пособие по курсу «общее языкознание» предназначено для самостоятельной работы студентов по специальностям “Перевод и переводоведение” и “Лингвистика и межкультурная коммуникация”. Целью пособия является формирование у студентов целостной картины устройства и функционирования языка, а также ознакомление с новейшими разработками в области науки о языке. В пособии предлагается программа курса «Общее языкознание», разработанная в соответствии с требованиями государственного стандарта, конспекты лекций, вопросы и задания для самостоятельной работы студентов. В контексте практических заданий пособие содержит отрывки из научных трудов известных языковедов, которые помогут студентам в работе с первоисточниками и будут полезны для развития навыков самостоятельной работы с научной литературой, а также умения пользоваться справочной литературой и разными типами словарей.

 

Рецензент – д. филол. н., профессор Н.О. Золотова

 

© Р.В. Попадинец, Е.Ю. Мягкова 2008

© Региональный открытый социальный институт 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………………………  
Содержание курса «Общее языкознание» ………………………….  
Конспекты лекций и практические задания ………………………..  
Тема 1. Языкознание как гуманитарная дисциплина в системе гуманитарных знаний ……………………………………..  
1. Языкознание как гуманитарная дисциплина. Объект и предмет языкознания ………………………………………  
2. Современная структура знаний о языке. Интегрирующая роль общего языкознания …………………………………  
3. Место и роль языкознания в системе наук ………………  
4. Значение теоретических исследований. Основные направления лингвистических исследований и основные лингвистические школы …………………………………..    
Задания по теме 1 …………………………………………….  
Тема 2. Текст и коммуникация ……………………………………  
1. Определение языка. Физиолого-акустическая и социальная сущность языка ………………………………  
2. Социально – деятельностные основы вербальной коммуникации ……………………………………………..  
3. Основные понятия теории текста …………………………  
4. Текст и коммуникация ……………………………………  
5. Основные понятия теории дискурса, дискурс-анализ ….  
6. Речемыслительная деятельность автора и порождение текста. Речемыслительная деятельность реципиента …..  
7. Герменевтика и проблема понимания ……………………  
8. Проблемы понимания текста в лингвистике и психолингвистике …………………………………………  
Задания по теме 2 …………………………………………….  
Тема 3. Социальная обусловленность языка …………………….  
1. Язык и общество. Социальная обусловленность языка…  
2. Специфика обслуживания общества языком. Особое место языка в системе общественных явлений. Проблема связи языка и мышления ……………………..    
3. Социолингвистика, её методы и задачи …………………  
4. Понятие языковой ситуации, языковой политики, языкового строительства. Актуальные проблемы языковой политики на современном этапе ……………...    
5. Язык и культура, язык и этнос. Современные проблемы этнолингвистики ………………………………………….. Задания по теме 3 ……………………………………………  
Тема 4. Язык и мышление ………………………………………..  
1.Проблема соотношения языка и мышления. Современные представления о психофизиологической основе мышления …………………………………………    
2.Когнитивные науки. Когнитивная психология и когнитивная лингвистика …………………………………  
3.Понятие языковой способности человека и речевой деятельности ……………………………………………....  
4.Развитие речи ………………………………………………  
5.Психолингвистика. Идеи и методы исследования. Особенности психолингвистического подхода к анализу языковых явлений ………………………………………….    
6.Виды знаний и особенности их функционирования ……  
7.Прецедентные феномены …………………………………  
8. Проблемы продуцирования и понимания речи …………  
9. Двуязычие …………………………………………………  
10. Концептуальная картина мира. Языковая картина мира  
11.Языковая личность, вторичная языковая личность…...  
12.Язык как знаковая система ………………………………  
Задания по теме 4 …………………………………………….  
Тема 5. Система и структура языка ………………………………  
1.Понятие о системе и структуре языка …………………….  
2. Единицы языка (элементы уровней) и их функции ……..  
3.Основные типы отношений между единицами языка …...  
4.Фонология. Основные понятия фонологии ……………....  
5.Основные фонологические школы ………………………..  
6.Грамматика. Основные грамматические традиции ………  
7.Грамматические категории ……………………………….  
8.Свойства слова. Лексикология ……………………………  
Задания по теме 5 ……………………………………………  
Тема 6. Прикладная лингвистика …………………………………  
1.Моделирование языковых процессов……………………..  
2.Лингвистические аспекты искусственного интеллекта ….  
3. Искусственные языки …………………………………….  
4.Лингвостатистические методы ……………………………  
Задания по теме 6……………………………………………  
Тема 7. Основные лингвистические методы …………………….  
1.Понятие о методе и методике. Технические приемы и процедуры. Основные методы в науке ………………….  
2.Сравнительно-исторический метод ………………………  
3.Другие лингвистические методы ………………………….  




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.