Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чем шире набор привлекаемых знаковых средств, тем разнообразнее возможности формирования выразительного имиджа. 1 страница




Рекламные агентства - это независимые предприятия, состоящие из творческих работников и деловых людей, которые разрабатывают, готовят и размещают рекламу в средствах рекламы для заказчиков, стремящихся найти покупателей своих товаров и услуг.

 

Конечно, рекламодатель может и не прибегать к услугам агентства и сам попытаться «состряпать» рекламу. Но следует иметь в виду, что агентства предлагают потенциальным клиентам услуги самых разных специалистов-профессионалов своего дела. Например, в США почти вся реклама на TV и в крупных журналах готовится рекламными агентствами (у нескольких - оборот до 500 млн. долл. в год).

Таким образом, рекламное агентство - это посредник, предлагающий специализированные услуги рекламодателям, чтобы те могли по возможности лучше достигать своих потенциальных покупателей и сильнее воздействовать на них.

 

В качестве средств рекламы, т. е. «носителей» рекламы, выступают чаще всего средства массовой информации (СМИ). Они доставляют рекламные обращения аудитории, собранной благодаря своему основному (не рекламному) материалу. Налицо взаимополезный, так сказать, «симбиоз» рекламы и СМИ. Рекламодателям нужна «полезная площадь» популярных СМИ, а СМИ нуждаются в немалых средствах, чтобы окупать свою деятельность. Реклама в наше время зачастую является безальтернативным источником доходов СМИ. (Для иллюстрации - в США доходы журналов и газет на 60-70 % состоят из поступлений за рекламу, а телевидения и радио почти на все 100%).

Но СМИ это ещё не все средства рекламы, другими (не менее эффективными) являются: прямая почтовая реклама, рекламные щиты, плакаты, рекламное оформление торговых помещений и транспорта.

 

Итак, мы разобрались с кругом понятий рекламной деятельности, узнали о характерных чертах этой коммуникации. Складывается впечатление, что без рекламы ну никак! Однако, если учесть, что это явление относительно современное, то резонно встаёт вопрос - как же раньше, большую часть своей истории человечество без неё обходилось? Иными словами, почему и когда возникает реклама, при каких социальных условиях она «вызревает» и становится необходимой?

 

Рассмотрим появление рекламы в философско-историческом контексте.

За всю свою историю любому человеческому обществу любой культуры в хозяйственно-экономической жизни приходилось решать, прежде всего, три насущных задачи:1) что производить; 2) среди кого распространять; 3) на каких принципах будет функционировать весь хозяйственный механизм общества.

На эти жизненно важные вопросы последовательно были найдены также три решения (одно из них выбирало то или иное историческое общество): 1) традиции; 2) администрирование; 3) рынок.

 

Традиции - этот хозяйственный механизм, знакомый нам больше под термином «натуральное хозяйство», был свойственен почти всем обществам на родоплеменной стадии. Общность людей пытающаяся решать проблемы экономики на основе традиций, полагается главным образом на status quo (т. е. старается просто сохранить всё как есть «один к одному»). Экономические задачи здесь часто передаются от родителей к детям, извлечение личной выгоды не поощряется, социальная мобильность (инициатива, перемены) скована, произведённого продукта хватает только, чтобы «свести концы с концами». Почва для рекламы при таких условиях - бесплодна.

 

Администрирование - на этот принцип полагалось большинство обществ в истории человечества, последнее новейшее его воплощение, достигшее некоторых успехов - это планово административная система хозяйствования социалистического лагеря стран во главе с СССР. Здесь в основе экономического движения - не личная выгода людей, а государственные задачи и нужды. Экономическая эффективность зачастую перекрывается (или подавляется) другими государственными интересами: идеологическими, религиозными, геостратегическими, оборонными. Общеизвестно, что это очень эффективный механизм в условиях, например, ведения войны.

Реклама, как инструмент для достижения отдельных конкретных целей годится, но она не вызревает здесь органично. Характерной чертой планово-административных экономик, как правило, являлось отсутствие насыщенного рынка товаров (феномен дефицита, когда не удовлетворяется существующий спрос). А при отсутствии обилия товаров и конкуренции реклама попросту не нужна.

 

Ну и, наконец, Рынок - третье принципиальное решение насущных экономических вопросов, на котором зиждется нынешнее благополучие развитых стран. Примечательно, что как форма экономического обмена он появляется довольно давно- ещё в античности (всем известные «базары»). Но он не занимал главенствующего положения в древних обществах, руководствовавшихся принципами традиций или администрирования.

Принцип организации экономической системы целого общества как одного «большого рынка» возник сравнительно недавно: в конце XVII-XVIII веках.

Идея рыночной экономики исходит из главной предпосылки - если каждый человек будет усердно преследовать свои личные экономические интересы, это благотворно отразится на обществе в целом. В основе экономического движения, таким образом, лежит «личная выгода», которая оборачивается «общественным благом». Экономика состоит из множества, преследующих свои интересы, «продавцов» и «покупателей». Ну а сдерживающие факторы против чрезмерной корысти и алчности - это законы и свободная конкуренция людей. В условиях массового конкурентного предложения реклама превращается в неотъемлемого помощника в продвижении на рынке, становится «оружием» в «битве за потребителя».

 

Таковы вкратце исторические причины и условия появления рекламы. А вот как формировались все особенности и черты этой коммуникации мы узнаем, если подробней взглянем на процесс её становления и развития в земной цивилизации.

 

« Протореклама» в античности и средневековье

В сочинениях древнегреческих и римских писателей, философов (Сенеки, Плутарха, Светония, Апулея и т. п.) находят свидетельства о звуковой атмосфере античного города. Она была насыщена выкриками зазывал, торговцев, а также официальных глашатаев, объявляющих правительственные указы, эдикты и распоряжения.

Выкрики античных торговцев - это первый пример устной коммерческой рекламы товаров и услуг, но это ещё не реклама собственно, а скорее агитация, пропаганда (хотя преследуются явно рекламные цели). Институт же глашатаев - одно из древнейших установлений государственной власти, он выполнял функцию первой «правительственной рекламы».

Профессия глашатая служила для повседневного информирования больших скоплений людей, каковыми уже являлись древние города. Нередко под видом государственных распоряжений-эдиктов преподносились сугубо политические призывы и обличения:

Соперничество в 59 г. до н. э. консулов Юлия Цезаря и Марка Бибула обернулось острым политическимпротивостоянием, глашатаи разных сторон (т. е. говоря современным языком команды «политической рекламы и паблик рилейшнс») выступали публично с компрометирующими фактами. То были первые примеры политической борьбы с использованием «антирекламы-компромата». Оказывается - какая давняя эта, плохо пахнущая, но хорошо нам сегодня знакомая традиция.

 

К «звуковому ряду» (речи, выкрикам, бою барабанов и т. д.) нередко добавлялся «видеоряд», т. е. визуальные, изобразительные элементы - одежда возглашающего, его причёска, мимика, жесты, набор предметов и т. п. Фактически здесь мы имеем уже дело с формированием «рекламного образа»(имиджа). Причём его создавали даже простейшие и лаконичные визуально-звуковые сочетания: например, соответственно одетые булочник с выкриком «Пироги!» и старьёвщик со своим «коронным» лозунгом - «Старьё берём!».

Уже в древности работал неписаный рекламный «закон»:

 

В этой связи особое значение приобретает развитие «фирменной» символики. Ещё в Древней Греции специальным «знаком собственности» метились керамическая посуда, художественные изделия, скот. Знаки собственности-клейма - это первые «фирменные знаки». Кстати, от английского слова «brand» (клеймо) и происходит словосочетание «brand-name»(фирменный знак).

В античности мы уже встречаем и прообраз «массовых рекламных акций». Торжественные процессии, известные в Греции и особенно в Риме, включали массу рекламных факторов: объявления глашатаев, декламацию хвалебных виршей, демонстрацию добытых трофеев, зазывания на зрелища, раздачу плебсу даров правителя. По замечанию психологов у участников и зрителей подобного шествия возникает чувство приобщённости к грандиозному действу (а также к стране, народу, великим деяниям). И торжественные процессии, как первые рекламные акции, действительно являлись целенаправленным сочетанием множества знаковых средств, мобилизованных ради одномоментного «шокового» воздействия на потенциального потребителя.

Древнейшие рекламные тексты тоже появляются в античном обществе. Эту функцию выполняли нацарапанные или начертанные краской надписи на стенах домов - графити (от латинского «graftio» - «царапаю»). Вот примеры рекламы услуг:

 

«Я, Рино, с острова Крит, по воле богов толкую сновидения»

(высечено на камне в развалинах египетского города Мемфиса)

«Прохожий, пройди отсюда до 12-й башни. Там Сирикус держит винный погребок. Загляни туда. До встречи».

(Помпеи, 73 г. до н. э.)

«На доходы Фаустины баня моет городским обычаем и предлагает все услуги»

(Помпеи, 73 г. до н. э.)

Среди надписей есть и примеры предвыборной рекламной агитации, что само по себе показывает весьма высокий уровень политической гражданской жизни:

 

«Прошу, чтобы вы сделали эдилом Модеста»;

«Рыбаки, выбирайте эдилом Попидия Руфа»;

«Если кто отвергнет Квинтия, тот да усядется рядом с ослом».

(Помпеи, 73 г. до н. э.)

 

Возникает и проблема «рекламной этики». Засилье рекламных объявлений, помещавшихся иногда в самых неподходящих местах, вынудило власти: во-первых, ввести запреты, нарушение которых было наказуемо (появились запретительные надписи, типа: «Запрещается писать здесь, горе тому, чьё имя будет упомянуто здесь. Да не будет ему удачи!»). Ну а во-вторых, пришлось отвести для рекламы специальные места в наиболее посещаемых кварталах.

 

С течением времени стены наиболее известных общественных зданий в таких кварталах специально покрывались мелом и белой краской. Такая поверхность называлась «альбум» (белый) и предназначалась для оперативных сведений, объявлений, новостей. А это уже было не что иное как прототипы СМИ (в том числе и рекламных).

При Юлии Цезаре (59 г. до н. э.) были введены специальные выбеленные доски с объявлениями о текущих решениях сената («acta senatus»). А при императоре Августе (63 г. до н. э. - 14 г. н. э.) информация на таких досках уже включает публикацию светской хроники и частных объявлений, т. е. «ежедневные сводки» - «acta diurna populi romani». Видные политические деятели и богатые патриции, испытывая насущную потребность «быть всегда в курсе», получали специально переписанные копии таких сообщений.

 

Таким образом, античная культура вплотную подошла к созданию института журналистики и СМИ. Т. е. общественная потребность в регулярном оповещении всего населения о повседневных событиях назрела, но не было ещё нужных для этого технических средств. В таком контекстезарождается и развитая рекламная деятельность, выполняющая свою коммуникативную функцию. Пока она по преимуществу устная, но уже есть и изобразительные рекламные средства, и первые тексты. Однако уровень развития экономики был конечно не тот, что ныне, и это являлось существенным сдерживающим фактором. Предложение товаров ещё не могло существенно перекрыть спрос, конкуренция на каком - либо рынке была скорее исключением, чем правилом, нужда в рекламе пока минимальна.

 

В раннем европейском средневековье (V-X вв.)рекламная деятельность почти полностью сворачивается, этот период практически не донёс каких-либо рекламных текстов. Главной причиной стал известный после падения Рима общий упадок культуры. Хозяйство снова стало в основном не «товаропроизводящим», а натуральным. Те немногие излишки продуктов и изделий, которые продавались и обменивались, циркулировали только в рамках отдельных местностей и феодальных общин.

Только с X в., в связи с ростом средневековых городов, вновь интенсивно развиваются формы массовой коммуникации и информации (реклама в том числе). Урбанизация, так сказать, диктовала рост потребностей в «массмедиа». Вновь наблюдается спрос на «профессии» гонцов и глашатаев. У различных категорий глашатаев появляются «Цеховые статуты» (XII-XIII вв.), т. е. нормативные своды правил - уставы.

 

Например, в V-м разделе «Регистра ремёсел и торговли Парижа» регулировались права и обязанности «глашатая (выкрикивающего) цен на вино». В соответствии с ним в дни Великого поста, воскресенья. Пятницы, восемь дней Рождества и Сочельника глашатаюразрешалось «выкрикивать вино» не два раза в день (как обычно), а только один. В «святую пятницу» (накануне Пасхи), а также в дни смерти царствующих особ и их детей - «выкрикивать вино» вообще запрещалось. Как видим - это уже первые примеры «регулирования рекламы» или «этики рекламы» в Европе средних веков.

 

В целом для различных купеческих гильдий парижский Статут предусматривал своих глашатаев. Кроме того, были конечно королевские и рыцарские глашатаи - «герольды» и городские (муниципальные) глашатаи. С XIII в. начинают выходить даже специальные сборники, фиксирующие все характерные образцы «устной рекламы» и оповещения:

 

«Крики Парижа» (сборник, составленный Гильомом де Вильнёв, XIII в.);

«Сто семь криков, которые ежедневно кричат в Париже» (1545 г.);

«Крики Рима» (сборник имел таблицу, где классифицировались 192 типа разносчиков и рассыльных, предлагающих услуги и товары, и даже содержал иллюстрации-изображения экипировки разносчиков).

К XII в. относятся и сведения о первых образцах «визуальной» (изобразительной) рекламы - о живописных вывесках (т. е. первом рекламном оформлении). Вывески (зачастую ещё наивные картинки) занимают существенное место в социальном облике средневекового города - они давали имя дому, служили главным ориентиром в лабиринте городской жизни.

 

Художественная символика, корни которой мы видели в античности. В эпоху средневековья складывается в особую знаковую систему - геральдику. Наибольшее распространение она получила как известно среди рыцарства, но свои геральдические законы формируются в цеховых гильдиях. Знак цеховой гильдии становился гарантом качества и носил рекламный характер (продукция известных оружейников, гончаров, кожевенников и т. п., маркированная их «фирменными знаками» - лучше раскупалась).

 

В трактате итальянского правоведа Бартоло де Сассоферрато «О знаках и гербах» (приблизительно 1314-1350 гг.) излагались правила и принципы использования клейм и знаков. Например, при распаде сообщества-гильдии знак доставался самому старшему или состоятельному (т. е. самому «влиятельному») члену товарищества. А при равных условиях - по жребию.

Мастерские художников обзаводились собственными знаками - «сигнатурами» (образцы встречаем у Альбрехта Дюрера, Лукаса Кранаха старшего и др.) Ранние сигнатуры часто состояли из комбинации монограммы имени художника и маркировочного знака мастерской.

Альбрехту Дюреру принадлежит и авторство первого экслибриса (exlibris) - знака библиографической собственности (он был выполнен им около 1500 г. для известного немецкого гуманиста Вилибальда Пиркхеймера). Не являясь рекламой в чистом виде, экслибрис содержит её элементы. Это знак собственности, совмещённый с индивидуальной самооценкой.

 

Рукописные объявления на бумаге, которые начинались оборотом «si quis» (дословно латинское - «если кто...») сменили стихию графити античности, они также нередко вывешивались где попало в присутственных местах.

В эпоху же бурной немецкой реформации, начало которой положил Мартин Лютер, лавинообразно растёт потребность в злободневной информации. Стремительно распространяются рукописные и печатные «летучие листки», сообщавшие о наиболее важных событиях года, месяца, дня. Это прямой предшественник листовки (политической и торгово-рекламной).

Ещё один рекламный жанр (прообраз рекламного настенного плаката) - зрелищная афиша (характерно английское - play bill). Первоначально это было краткое рукописное извещение о времени и месте представления (зрелища), затем добавилось перечисление номеров и исполнителей.

 

Рост потребности общества в информации, ускорение и усложнение коммуникативных связей породил целый слой новых профессионалов - так называемых «сборщиков и разносчиков новостей» (французские «нувеллисты», итальянские «новелланти», английские «ньюсмен»).

У этих «разносчиков новостей» появляются постоянные места встреч, устойчивые источники информации среди различных слоёв населения. На этой базе позже формируются информационные бюро.

 

Первое информационное бюро встречается в Венеции в 1530- м г. Рядом с лавочками и мастерскими располагалось особое торговое «осведомительное бюро». Его целью был сбор политических новостей, торговых известий, сведения об ушедших и пришедших кораблях, о ценах на товары и т. п.

Записанная информация таких бюро продавалась (в копиях) заинтересованным лицам. И в той связи сначала в Венеции, а затем в Риме и других городах Италии образуется особый цех «переписчиков новостей» - «газеттанти».

 

Изобретение типографского станка Иоганном Гуттенбергом в 1445 г. стало настоящей революцией в общественныхкоммуникациях и рекламе, в частности. На протяжении XV -XVI вв. Типографии «расползаются» по всей Европе. Уже у преемников Гуттенберга (в 60-е гг. XV вв.) возникает издательская марка.

Один из прославленных издательских знаков принадлежал венецианскому гуманисту Альду Мануцию - «якорь с дельфинами» (им были маркированы великолепные издания античных авторов). Кстати, общий контур этой марки для маркировки своих книг перенял наш первопечатник - Иван Фёдоров.

 

В1498 г. Альд Мануций издал один из первых в Европе каталог своих книг с указанием цен. «Объявления о книгах» - каталоги входят в широкую практику, они способствовали развитию новых рекламных жанров, появляются: аннотация (справка о содержании и достоинстве книги), издательский проспект (аннотированный перечень уже изданного, готовящегося к изданию, планы издательства), расширенный заголовок книги (с краткой сутью).

 

Но главным достижением средневековья стала повторим коммуникативная революция. Если античность вплотную подошла к созданию СМИ, то в позднеесредневековье журналистика уже появляется как таковая. Итак, рождается пресса, которая с течением времени станет самым главным средством рекламы. И с тех пор эти формы коммуникации взаимосвязаны и неразлучны.

 

 

Реклама в ранней европейской журналистике

 

Напомним, что с XVI в. в Европе сбором и распространением информации занимались уже специальные профессионалы - «нувеллисты». Они-то и составляли рукописные информационные бюллетени, которые выходили при объединениях нувеллистов - «осведомительных бюро» и брошюровались в маленькие книжки. В XVII в. эти брошюрки превращаются в первые газеты.

Самый яркий пример этого процесса мы находим во Франции. В 1629 г. французский литератор-нувеллист Теофраст Ренодо получил от короля разрешение на организацию «Адресного Бюро».

 

«С разрешения короля! Доводится до сведения всех лиц, желающих продать, купить, взять напрокат, отдать внаём, обменять и т. д.... просим обратиться в Адресное бюро...»

Фактически это адресное бюро стало предтечей рекламного агентства, кстати, пока государственного, так как свои услуги оно оказывало «за казённый счёт», взимая символическую плату - 3 су. Не кто иной, как знаменитый кардинал Ришелье был «куратором» Ренодо и вскоре он разрешил его «Адресному бюро» распространять информацию по всей территории Франции. Это и стало толчком к изданию газеты, а Ришелье можно считать «крёстным отцом» французской прессы.

30 мая 1631 г. при бюро тиражом в 1200 экз. начала выходить перваяфранцузская еженедельная газета- «Ля Газетт» («La Gazett). С первых же номеров здесь помещаются развёрнутые рекламные тексты (с рекламой минеральной воды, книг и т. п.). Параллельно с газетой Ренодо издавал «Листок объявлений Адресного бюро» и из него-то впоследствии сформировался своеобразный журнальчик «Петит афишес» («Маленькие афиши»). Это было первое специализированное рекламное издание в Европе.

 

Образцом же одной из первых рекламных кампаний, проводившихся через СМИ, может служить рекламная кампания английских купцов в середине XVII в. по внедрению на рынке пока ещё экзотических товаров (чая, кофе, шоколада). Задача усложнялась тем, что необходимо было сформировать у людей стойкую потребность в них, и поэтому газеты страны были заполнены рекламными текстами, создающими «благородный имидж» этих напитков и сладостей.

Первое английское специализированное рекламное издание появилось в 1657 г. и называлось «Паблик Адветайзер» («Publik Advetiser»), т. е. «Общественный Рекламист». В1660-е годы расцветают рекламные агентства. В Англии очень быстро проявилась специализация рекламных услуг иногда весьма своеобразных.

 

Например, газета «Флайинг Пост» («Flying Post») - «Летучая почта» предлагала услуги Джона Солсбери по составлению «информационных писем» для клиентов, желающих послать «свежие новости» своим близким в «глубинку».

 

Во второй половине XVII в. английская реклама всё заметнее переходит от нейтрального информирования (типа «si quis») к оценочным формам. Главную роль здесь сыграл Джон Хоутон -издатель периодического свода объявлений - «Сборника для улучшения земледелия и торговли» («A collection for the improvement of Husbandry and Trade»).

Это был этапный поворот в стиле и тоне обращения рекламиста к аудитории. Абстрактного посредника (просто передающего сообщение) заменил горячо заинтересованный соратник рекламодателя. Каждое объявление в сборнике имело личностное звучание. Издатель публиковал рекламные подборки от своего имени и ручался за качество рекламируемого.

 

Многие объявления начинались с оборота «I want» («ищу»), за которым следовало изложение полученных издателем вопросов от первого лица:

«Ищу негритёнка - хорошего домашнего столяра и сапожника...»;

«Ищу мальчика 14 лет..., который мог бы смотреть за париком...»;

«Кто хочет доброй выпивки - тому я могу помочь, так как имею информацию о весьма хорошем местечке для таковой».

То есть, налицо нарастание эмоциональных и оценочных факторов в конструкции рекламного текста, потребителя побуждают к выбору.

На этой почве очень рано появляются и злоупотребления, обнаружились, так сказать, теперь уже всем хорошо знакомые «издержки рекламы». Стремление любой ценой привлечь аудиторию переходит в заигрывание с ней. Тот же Хоутон заверял, что готов выполнить «любые прихоти своих клиентов», и в этой связи в его сборнике появился отдел «брачной рекламы» (которую он, впрочем, подавал пристойно). Однако спекуляция, например, на межличностной информации вызвала уже в XVII в.(!) «большую мутную волну» лживых, дутых и шарлатанских предложений.

 

К концу XVIII в. в большинстве европейских стран существовали специализированные рекламные издания. Шла всё большая дифференциация по тематике рекламы и в обычных журналах и газетах.

 

Так, французские «Affiche» («Афиша») и «Anonce» («Анонс») специализировались на зрелищах, английская «Morning Post» («Утренняя почта») сообщала всё о скачках, а «Morning Herald» («Утренний вестник») и «Times» («Времена») предоставляли «всё об аукционах».

 

В XVIII в. предпринимаются, наконец, и первые попытки регулирования рекламы.

 

Общественные тенденции «обуздать» рекламу очень хорошо выразил английский учёный - доктор Джонсон, сказавший ещё в 1759 г.: «А не играет ли она нашими желаниями и чувствами?...»

Повсеместно уже было признано необходимым строгое регламентирование рекламной деятельности. Одним из первых такую функцию выполнял специальный закон английского парламента, принятый в 1752 г.

Он гласил: «... Предметом объявлений и публичных предложений должны быть только надёжные, достойные вещи - будь то товар, репутация фирмы или личности...». (Просто удивительно как эти призывы актуальны до сих пор!)

 

Итак, к началу бурного индустриального развития в XIX веке реклама в европейской прессе имела все те характерные черты, которые ей присущи и поныне. Институт «рекламы в СМИ» сформировался в принципе, а дальше уже отлаживались технологии. Самыми яркими и действенными здесь оказались не европейские, а американские образцы. Рекламный опыт США мы ещё рассмотрим особо...

 

Ну а что же Россия? Капитализм здесь, как известно, «отстал», поэтому сравнительно поздно появилась и реклама, которая, впрочем к концу XIX века «догнала» европейскую по уровню...Так как же происходило становление рекламы у нас? Где её корни и чего она достигла?

 

 

Истоки и эволюция рекламы в России

 

 

О раннем российском средневековье, жизни и быте русских городов информация крайне скудна. Известно, что в XV в. в Москве вошло в обыкновение оглашать правительственные указы с «Красного крыльца» кремлёвских палат у колокольни Ивана Великого. (Площадь перед колокольней называли «Ивановской», отсюда и наше знаменитое «кричать на всю Ивановскую»). То есть, в России в это время был институт правительственных глашатаев.

Торговцы же в лавках у кремлёвских стен «выкрикивали» свои товары, ещё не руководствуясь какими-то там «цеховыми статутами».

Известно также, что в конце XVI в., с началом книгопечатания в России (1564 г.), у Спасской башни Кремля находилось постоянное место «информационного обмена». Здесь распространялись печатные и рукописные книги, «летучие листки» -листовки, лубочные картинки, ну и естественно - постоянно толчётся народ, обмениваясь новостями.

 

Но в целом, для общей коммуникативной среды России XV-XVII вв. характерно отсутствие регулярного массового информирования. Рукописная «протогазета» XVII в. - «Куранты» создавалась только в 2-х экземплярах для царя и его приближённых и содержала пересказ сообщений европейской прессы. «Информационный вакуум» в средневековых русских городах заполнялся молвой, которую переносили странники, сказители, а также «божьи люди» - юродивые.

 

Кстати, некоторые исследователи считают, что именно юродивые ближе всех приблизились к формам и сути рекламной работы. Забавно, но действительно, если внимательно всмотреться, стилистика, эмоциональная подача и смысловая концентрация высказываний юродивых имеет наибольшее некоторое сходство с кричаще-уговаривающей нас рекламой. Этакий «специфический русский опыт»!

 

Первый образец русской печатной массовой изопродукции (с рекламными функциями) - «народные картинки» - лубки. Это тоже, если не исключительный, то специфический русский опыт. В основе техники исполнения лубков была ксилография (оттиск с гравюр на дереве), её переняли у европейцев. поэтому их называли вначале «фряжскими» (т. е. итальянскими) картинками.

Лубки - один из ранних «прорывов» печатной массовой культуры в повседневный русский быт. По сути они представляли собой информацию и идеи, воплощённые в броских красочных изображениях. Уже в XVIII в. лубки успешно используются в коммерческой рекламе, особенно в рекламе модных «заграничных» товаров.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.