Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VIII.2. Перспективные организационные формы




В последние в практике управления появилось много новых вариантов построения организаций. Однако, практически все они адаптивные и очень похожи по своим основам на матричные или проектные.

Горизонтальная организация — это обобщающее название для целой совокупности различных структур, отличающихся от традиционных вертикальных гораздо меньшим числом уровней управления, ориентацией на клиента и преобладанием командной работы. Матричные и проектные структуры можно считать одним из воплощений принципов горизонтального построения организаций. В 1993 г. Джон Бирн, обобщив практические итоги использования горизонтального структурирования, опубликовал их, и этот материал фактически заложил теоретико-методологические основы дальнейших исследований в области горизонтальных структур.

Была построена принципиальная схема (рис. 7) и выделены основные принципы горизонтальной организационной структуры.

Рис. 7

Ниже эти принципы описаны более подробно.

1) Построение организации вокруг бизнес-процессов. Чаще всего это: разработка продукта, производство продукта, сбыт, поддержка клиентов. Таких процессов должно быть не более 5, у каждого должны быть специфичные цели и параметры и свой полноправный руководитель.

2) Уплощение иерархии. Сокращение числа «надзирателей» и контролеров, объединение задач, исключение работ, не создающих стоимости.

3) Создание межфункциональных групп (команд) которые должны составить основу организационной структуры. Они самоуправляемы и ориентированы на единую цель и ответственность за результат.

4) Потребитель — главный оценщик достижений. Критерий эффективности определяется по удовлетворенности потребителей, а не по прибыли. Суть смены акцентов в том, что высокая удовлетворенность потребителей «принесет» нам прибыль, улучшит имидж и повысит капитализацию.

5) Стимулирование командной работы. Поощряются команды за показатели коллективной работы. Стимулируется также стремление работников расширить свои знания и навыки, а не углубление специализации.

6) Укрепление связей с поставщиками и потребителями. Идеал — введение представителей поставщиков и потребителей в состав рабочих команд.

7) Информирование и обучение. Нельзя дозировать информацию по принципу «Это все, что вам надлежит знать». Информация должна быть как можно более полной и всесторонней.

Многие ведущие компании мира делают шаги по направлению к горизонтальным структурам, хотя их менеджеры и отмечают, что это весьма сложный и болезненный процесс. Но, и практически все менеджеры сходятся в этом — это главная тенденция развития организационных структур.

Сетевая структура считается разновидностью горизонтальной, но с некоторыми специфичными особенностями. Они представляют собой совокупность сотрудничающих многофункциональных групп (команд), объединенных единым бизнесом. Сетевые структуры строятся как неформальные, мобильные и дискретные системы с высокой степенью самостоятельности «подразделений».

Сетевые структуры еще четче, чем проектные и матричные, ориентированы на конкретную задачу, в них максимально разделена ответственность и риски. В такой структуре нет или почти нет института (управленческого аппарата), который выступает в качестве ограничивающего начала. Есть некие узлы, функции которых ситуационны: в какой-то момент они выполняют роль ресурсного центра, в какой-то — информационного, координационного или распределительного.

Сетевые структуры могут создаваться на основе аутсорсинга — переноса части организационной деятельности за пределы организации. Так, поступают многие компании по производству программных продуктов. Причем на отдаленную группу ложится вся ответственность за производство всего/части продукта, включая его ресурсное обеспечение и риски. Очень часто отношения между группами в сетевых организациях строятся как отношения между поставщиком и потребителем, т.е. так, как это принято на свободном рынке. Выгода здесь в том, что при этом резко снижаются транзакционные издержки (поиск поставщика, потребителя, затраты на договора, контроль и т.п.). Это повышает эффективность организации за счет большей конкурентоспособности и гибкости в поведении ее на рынке.

Наиболее близки к такому построению торговые сети, франчайзинговые системы, некоторые религиозные, криминальные сообщества и современные террористические организации также строятся по сетевому принципу. Такие организации весьма устойчивы, т.к. разрушение одной группы ведет к временному нарушению связей, но не приводит к разрушению всей организации.

Разновидность сетевой структуры — виртуальная структура. Это временная сеть организаций или групп, оперативно объединяющихся для решения определенных проблем или использования появляющихся возможностей (для завоевания определенной доли рынка, например).

Гибридные структуры. Это самая большая группа видов и разновидностей структур. Дело в том, что в современном бизнесе нет ни одной организации (за исключением, пожалуй, самых малых), которая строилась бы по какой-то единой схеме организационной структуры. Скажем, по оценкам американских экспертов, 90% компаний США строятся как дивизиональные, еще 5—6% — как матричные, остальные основаны на функциональной или горизонтальной структуре. Однако те же эксперты говорят, что здесь имеется в виду преобладающая схема, поскольку внутри любой достаточно крупной организации можно обнаружить признаки почти всех остальных видов структур. Это говорит о том, что организационная структура отнюдь не является чем-то жестким и неизменяемым. Она производное от миссии и целей организации, ее культуры, а также от того уникального сочетания факторов внешней среды, с которыми взаимодействует каждая конкретная организация.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 872; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.