Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вербальный способ общения




Для практической деятельности медработника характерна своя спе­цифика вербального общения.

Эффективным считается простое, ясное, заслуживаю­щее доверия, уместное сообщение, переданное в удачно выбран­ное время с учетом индивидуальных особенностей пациента.

Под простотой общения понимают краткость, законченность фраз, содержащих понятные слова. Медсестре необходимо помнить, что больному человеку бывает сложно оценить суть многословного сообщения и построить на его основе тактику своих дальнейших действий. С другой стороны, сжатая информация может потребо­вать ее неоднократного повторения или уточнения, поскольку при этом понимание может быть неполным. С особой осторожностью нужно подходить к использованию в общении с пациентом аббре­виатур, в том числе вошедших в обиход данного лечебно-профи­лактического учреждения (ЛПУ). При первой встрече с пациентом специальные термины лучше произносить полностью, и только в дальнейшем, когда у медсестры уже появится уверенность в том, что принятые сокращения однозначно понимаются пациентом, мож­но начать их использовать.

Критерии ясности информации предполагают, что после полу­чения сообщения пациент может однозначно ответить на вопросы «что, как, сколько, где, когда, почему», касающиеся его дальнейших действий (будет ли он действовать в соответствии со своими от­ветами — другой вопрос).

Использование слов типа «больше, меньше, чаще, реже, иногда, мало, много, утром, завтра, ждите» и т.д. может способствовать неоднозначной интерпретации сообщения. Бывает, что сообщение остается неясным и в случае качественного несовпадения вербаль­ного и невербального способов общения.

Критерий «заслуживающий дове­рия» представляется самым важным для эффективного общения, на доверие пациента к медсестре влияют: отношение к ней других медицинских работников; знания медсестрой обсуждаемого пред мета и одновременно понимание ею ограниченности своих позна­ний и умение признаться в этом; соблюдение конфиденциальнос­ти отношений.

Сообщение, сделанное уверенным и ре­шительным тоном, скорее вызовет доверие у пациента, чем пере­данное с нотками неуверенности в голосе.

Возникающие порой проблемы во взаимоотношениях между врачами и медсестрами свидетельствуют о несформированности навыков эффективного общения, что, в свою очередь, накладывает отпечаток на отношение пациентов к медсестрам и к системе здра­воохранения в целом.

Пациент не всегда может узнать мнение медсестры по какому-либо вопросу, хотя «она обязана уважать право пациента на по­лучение информации о состоянии его здоровья», моральный долг медсестры «информировать пациента о его правах...». Правда, с другой стороны, «функции информирования пациента и его близ­ких по преимуществу принадлежат врачу». Как показывает опыт взаимодействия с практикующими медсестрами, они не готовы воз­вести эту часть своей деятельности в ранг должной. Они считают, что нужно начинать говорить о правах пациента с врачами, а уж потом к этому обсуждению могут подключаться медсестры. Все это, с нашей точки зрения, не способствует формированию доверитель­ных отношений между пациентом и медсестрой.

Критерий «уместность сообщения», «удачный выбор времени» можно объединить в один — «уместность». В российском здра­воохранении медсестра «уместна» почти всегда: в ЛПУ пациент на­ходится в состоянии перманентного ожидания врачебного обхода, приглашения «на уколы», на диагностические процедуры, на обед и т.д., он рад, что на «него обратили внимание». Зная это, мед­сестра может потерять чувство меры, — например, подмывать паци­ента, делать клизму или проводить катетеризацию, подавать судна или мочеприемник в присутствии соседей по палате или даже посетителей.

Учет индивидуальных особенностей пациента в целом и их изменений во время пребывания ЛПУ считают самым важным критерием вербальной адекватности передачи информации. Имен­но этот критерий является мерой простоты, ясности, уместности, степени доверительности отношений для конкретного пациента.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.