Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические факторы методики преподавания




Этапы развития студенческой группы

Этапы развития студенческой группы Характеристика этапа
1. Диффузная группа группа незнакомых абитуриентов
2. Номинальная группа группа получила определённое наименование
3. Группа-ассоциация начинается совместная жизнедеятельность группы, цели деятельности её членов начинают соединяться в единую цель и влиять на межличностные отношения, первые ростки коллективообразования
4. Группа-кооперация организованная структура, достаточно высокий уровень сотрудничества студентов, межличностные отношения носят деловой характер и чётко подчинены цели совместной деятельности
5. Автономная группа высокое внутреннее единство, кроме интергрупповой активности; единство группового сознания как «Мы», студенты группы идентифицируют себя с ней («моя группа»); не всегда осознаёт единство целей своей деятельности с целями общества
6. Коллектив взаимодействия и взаимоотношения студентов группы опосредуются общими целями, задачами совместной деятельности, личностно-значимым содержанием этой деятельности; возникает интергрупповая активность, оказывающая большое влияние, как на членов самой группы, так и на другие студенческие группы; группа становится референтной для членов группы, с мнением которой каждый член группы считается в первую очередь, в то же время членам группы не присущ конформизм – сознательное приспособленчество, внешнее согласие с большинством, подчинение её влиянию при внутреннем несогласии с её мнением

 

 

 

Психологические факторы преподавания многообразны. Рассмотрим некоторые из них, которые в наибольшей степени влияют на усвоение студентами учебного материала.

И.В. Страхов (1970) отмечает, что внимание преподавателя во время занятия является значительным психологическим фактором успешности проведения занятия и одним из условий организации внимания студентов.

Внимание преподавателя обладает рядом психологических характеристик.

· Единство устойчивости и динамики внимания преподавателя: в течение всего занятия необходима устойчивость сосредоточенности высокого интеллектуального уровня; вместе с тем во внимании преподавателя непрерывно должны происходить различные переключения в соответствии с логикой развития его мысли, что и является основой единства устойчивости и подвижности внимания.

· Широкое распределение внимания проявляется в сосредоточении преподавателя на содержании занятия, на его педагогической форме и на работе учащихся.

· Нравственно-психологическая направленность внимания (внимательность) выражается в умении наблюдать за психическим состоянием учащихся и понимать его изменения во время занятия, а также в проявлении отзывчивости и заботливости преподавателя.

· Эмоциональная выразительность внимания проявляется в речевом процессе в физиогномических знаках и жестах, сопровождающих словесную речь.

Внимание студентов выражается во взаимосвязи трёх его направленностей: в сосредоточении на содержании занятия; в перефразировке мысли преподавателя, облегчающей конспектирование; во внимании к технике записи.

Воспитание внимания студентов во время лекций и других видов занятий представляет сложный комплекс педагогических воздействий:

· преподаватель даёт студентам рекомендации по наиболее эффективным формам конспектирования;

· вовлечение учащихся в активный процесс мышления уже в начале занятия (проблемная постановка темы, указание на теоретическое и практическое значение темы и т.п.);

· бодрый темп речи преподавателя;

· содержательность и увлекательность лекции;

· свободное владение преподавателя содержанием лекции;

· деловой контакт со слушателями; убедительность разъяснений;

· корректность и тактичность в тоне общения.

 

Вообще избежать отключений внимания вряд ли возможно, но сделать их минимальными и по частоте, и по продолжительности – задача вполне реальная. В педагогической психологии на основе многолетнего опыта обучения разработаны конкретные рекомендации по развитию внимательности.

 

Речь и речевое поведение преподавателя

 

 
 

 


Речь лектора представляет собою разновидность устной речи в её сложной по структуре форме в виде длительного монолога. Её можно определить как промежуточную между разговорной монологической и письменной речью, она синтезирует их качества, причём у разных лекторов сочетание этих качеств индивидуально своеобразно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.