Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации к выполнению самостоятельных работ




Симптоматическое поведение в семье.

Лабораторное занятие 5.

Коммуникация в семье.

Лабораторное занятие 4.

Цель: отработать навыки наблюдения за семейной коммуникацией.

Оборудование: бланки описания случая.

Содержание работы: на основе анализа случая выделить явные и скрытые коммуникативные правила; разработать стратегии психотерапевтического вмешательства в коммуникативную структуру семьи.

Цель: отработать навыки построения циркулярных гипотез и выделения функций симптоматического поведения.

Оборудование: бланки описания случая.

Содержание работы: на основе анализа случая выделить функции симптоматического поведения и описать циркулярные последовательности.

Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа ориентированна на развитие аналитических способностей студентов и включает в себя выполнение письменных самостоятельных работ, подготовку рефератов, проведение и анализ терапевтических сессий, изучение материалов первоисточников по проблемам психологии семьи и семейного консультирования.

Письменные самостоятельные работы направлены на развитие навыков самостоятельной ориентировки в современной учебной литературе по данному курсу и на расширение теоретических представлений о психологии семьи. Таким образом, письменные самостоятельные работы выполняются с опорой на базовые учебники и учебные пособия по данной дисциплине. При выполнении работ следует сделать акцент на определении основных понятий и раскрытии ключевых положений обсуждаемого вопроса (проблемы, теории).

Письменные самостоятельные работы выполняются в отдельной тетради разборчивым почерком или на компьютере на листах А4, шрифтом 12, полуторный интервал. Оформляя самостоятельную работу важно указать тему самостоятельной работы, номер и описание задания.

Самостоятельные работы сдаются на проверку преподавателю точно в сроки, установленные преподавателем.

Конспектирование первоисточников предполагает тезисное изложение ключевых мыслей книги. При этом важно уйти от дословного переписывания текста первоисточника и сориентироваться на аналитическом его прочтении и систематизации основных идей.

Структурно хороший конспект начинается с резюме ознакомительного про­чтения или аннотации первоисточника, отвечающей на вопрос «О чем эта книга?». Можно отметить жанр, в котором написа­на работа, обоснование ее структурного построения, ее основные теоретические или практические положения и главные выводы. Вторая часть конспекта посвящается ассоциациям, мыслям и выводам самого студента относительно прочитанного и отвечают на вопрос «Что значит для меня данная книга?», «Какое место она занимает в современной психологическом контексте?».

Конспекты выполняются в отдельной тетради разборчивым почерком или на компьютере на листах А4, шрифтом 12, полуторный интервал. Допускаетсяпредставление результатов работы с первоисточниками не только в виде привычного текстового варианта, но и в форме тезисов, таблицы, блок-схемы или с помощью других удобных для студента способов обработки информации.

Конспекты первоисточников сдаются на проверку преподавателю точно в сроки, установленные преподавателем.

Реферат представляет собой углубленное изложение материала по узко заданной проблеме и предполагает не только изложение современных подходов к выбранной теме, но их анализ и сопоставление, изложение собственных мыслей и аргументов.

Реферат печатается на компьютере на листах А4, шрифтом 12, полуторный интервал. Реферат включает титульный лист (с указанием темы и фамилии автора реферата), содержание (название основных разделов реферата), текст реферата, список литературы.

Презентация реферата проходит на семинарских занятиях, посвященных соответствующим темам курса.

Проведение и анализ терапевтических сессий. Проведение самостоятельных терапевтических и консультационных сессий допускается только для студентов старших курсов. Студент, проводящий самостоятельную терапевтическую работу, обязуется соблюдать все профессиональные и этическим требования к деятельности психолога-консультанта. Результаты работы оформляются в виде стенограммы (видио- или аудиозаписи) консультации и ее последующего письменного анализа, исходя из базовых положений выбранного терапевтического подхода.

Обсуждение консультаций проходит в супервизорском формате в ходе лабораторных занятий.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Составить таблицу «Основные подходы современной семейной психотерапии»

название подхода представители цель психотерапии ключевые слова базовые теоретические положения основные терапевтические техники и приемы пример
Психоаналитическая семейная психотерапия            
Стратегическая семейная психотерапия            
Семейная коммуникативная психотерапия            
Семейная психотерапия, основанная на опыте            
Семейная психотерапия конструктов            
Семейная поведенческая психотерапия            
Системная семейная психотерапия            

Задание 2. Провести анализ семейной истории своего рода: составить генограмму и описание семейной истории.

Генограмма может быть составлена как вручную, так и с использованием компьютерной программы Geno Pro.

Описание семейной истории осуществляется по следующим позициям:

· состав семьи в каждом поколении;

· демографическая информация о семье (имена, пол, возраст, стаж брака, род занятий, образование) в каждом поколении;

· важные жизненные события семейной истории и реакция на них членов семьи;

· история родительских и прародительских семей;

· семейные взаимоотношения;

· семейные роли;

· трудные для семьи темы.

Задание 3. Подготовить реферат на одну из следующих тем:

· Многопоколенная семья: психологические особенности и направления терапевтической работы.

· Разводящаяся и разведенная семья: психологические особенности и направления терапевтической работы.

· Совокупная семья (повторный брак): психологические особенности и направления терапевтической работы.

· Гомосексуальная семья: психологические особенности и направления терапевтической работы.

· Семья бездетная: психологические особенности и направления терапевтической работы.

· Семья многодетная: психологические особенности и направления терапевтической работы.

· Семья с приемными детьми: психологические особенности и направления терапевтической работы.

· «Алкогольная семья»: психологические особенности и направления терапевтической работы.

· Домашнее насилие: направления терапевтической работы.

· Семейная терапия при невротических и пограничных расстройствах.

· Семейная терапия при соматоформных и психосоматических расстройствах.

· Профессиональная специфика семейной психотерапии.

· Подготовка семейных психотерапевтов (зарубежные и отечественные модели).

· История и перспективы развития семейной психотерапии.

· Игровая семейная психотерапия.

· Арт-методы в семейном консультировании и психотерапии.

· Сказкотерапия в семейном консультировании.

· Песочная терапия в семейном консультировании.

· Методы изучения супружеских отношений.

· Методы изучения детско-родительских отношений.

 

Задание 4. Законспектировать два первоисточника на выбор из следующего списка:

· Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование

· Бретт Д. "Жила-была девочка, похожая на тебя..."

· Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери

· Винникотт Д.В. Разговор с родителями

· Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта

· Витакер К., Бамберри В.М. Танцы с семьей

· Зинкер Дж. В поисках хорошей формы: Гештальт-терапия с супружескими парами и семьями

· Ильин В. Археология детства: психологические механизмы семейной жизни

· Каплан Х.С. Иллюстрированное руководство по секс-терапии

· Кернберг О.Ф. Отношения любви: норма и патология

· Маданес К. Стратегическая семейная терапия

· Миллс Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и "внутреннего ребенка"

· Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии

· Нейл Дж.Р. и Книскерн Д.П. За пределами психики: Терапевтическое путешествие Карла Витакера

· Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии

· Пэпп П. Семейная терапия и ее парадоксы

· Саймон Р. Один к одному: Беседы с создателями семейной терапии

· Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть

· Черников А. Системная семейная терапия: интегративная модель диагностики

· Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии

Задание 5. Провести семейную консультацию. По результатом работы представляется стенограмма (аудио- или видеозапись) консультации и ее письменный анализ на основе «Карты структурирования информации о семейной системе, выдвижения гипотез и планирования терапии»:

· Повод обращения. Кто направил.

· Описание проблемы и желаемых изменений словами клиентов (метафоры клиентов).

· Генограмма семейной системы.

· Данные из истории семьи:

· важные события, модели функционирования и взаимоотношений в семьях прародителей идентифицированного пациента (IP).

· важнейшие события ядерной семьи IP. Структурирование ключевых событий вдоль временной оси.

· Стадия жизненного цикла семьи. Важнейшие задачи и проблемы, стоящие перед семьей.

· Гипотеза о том, почему семья пришла на прием к специалисту именно сейчас.

· Структура семьи в настоящий момент (сплоченность, иерархия, границы):

· порядок рассаживания на приеме.

· распределение по комнатам в квартире.

· терапевтическая гипотеза о структуре семьи, включая возможное маневрирование семейной системы между состояниями.

· Взаимодействие членов семьи:

· индивидуальные поведенческие паттерны и модели функционирования. Способы влияния членов семьи друг на друга.

· взаимодействие на приеме.

· отмеченные семейные правила, регулирующие коммуникацию.

· средства решения проблемы, которые уже были испробованы.

· найденные ранее решения проблемы, то есть то, что помогало. Исключения из проблемной ситуации.

· составление поведенческих последовательностей. “Порочный круг”, включающий в себя симптоматическое поведение членов семьи. Циркулярные гипотезы.

· Функции симптоматического поведения в семейной системе. Опасности изменений для членов семьи.

· Дополнительные гипотезы.

· Планирование терапии:

· цели терапии.

· возможные этапы терапии и промежуточные цели.

· возможные терапевтические процедуры, задания и упражнения.

Вопросы для экзамена (зачета)

1. Психологическое содержание понятия «семья».

2. Основные тенденции в развитии современной семьи. Специфика современной российской семьи.

3. Основные функции семьи и их характеристика.

4. Структура семьи: ключевые измерения и модели описания.

5. Типы структурных нарушения в семье.

6. Подходы к жизненному циклу семьи.

7. Семейная история: определение понятия и параметры анализа.

8. Генограмма как метод изучения семейной истории.

9. Коммуникация в семье. Теория семейно-необходимой информации.

10. Нарушение межличностной коммуникации в семье: причины возникновения, виды нарушений, способы выявления.

11. Симптоматическое поведение в семье. Функции симптома.

12. Феномен любви. Психологические теории любви и влюбленности.

13. Основные виды брачных сценариев. Супружеские игры.

14. Психосексуальные роли женщины.

15. Психосексуальные роли мужчины.

16. Детско-родительские отношения: определение, функции, подходы к классификации.

17. Психологические проблемы материнства.

18. Психологические проблемы отцовства.

19. История развития семейного консультирования и психотерапии.

20. Аналитико-системная семейная психотерапия: теоретические положения и цель психотерапии.

21. Аналитико-системная семейная психотерапия: техники и приемы работы.

22. Стратегическая семейная психотерапия: теоретические положения и цель психотерапии.

23. Стратегическая семейная психотерапия: техники и приемы работы.

24. Семейная коммуникативная психотерапия: теоретические положения и цель психотерапии.

25. Семейная коммуникативная психотерапия: техники и приемы работы.

26. Семейная психотерапия, основанная на опыте: теоретические положения и цель психотерапии.

27. Семейная психотерапия, основанная на опыте: техники и приемы работы.

28. Семейная психотерапия конструктов: теоретические положения и цель психотерапии.

29. Семейная психотерапия конструктов: техники и приемы работы.

30. Семейная поведенческая психотерапия: теоретические положения и цель психотерапии.

31. Семейная поведенческая психотерапия: техники и приемы работы.

32. Системная семейная психотерапия: теоретические положения и цель психотерапии.

33. Системная семейная психотерапия: техники и приемы работы.

34. Структура первой (диагностической) консультации с семьей (системный подход).

35. Основные этапы системной семейной психотерапии.

36. Системная модель Оудсхоорна выдвижения терапевтических гипотез.

37. Методы и упражнения при работе с проблемами структуры семьи.

38. Методы и упражнения при работе с проблемами динамики семьи.

39. Методы и упражнения при работе с семейной историей.

40. Методы и упражнения при работе с проблемами коммуникации в семье.

Литература по курсу

Основная литература

1. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. – СПб, 2001.

2. Основы психологии семьи и семейного консультирования / под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М., 2004.

3. Черников А.В. Введение в семейную психотерапию (интегративная модель диагностики). Тематическое приложение к журналу «Семейная психология и семейная терапия» за 1998 год. – М.,1998.

4. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. – М., 2005.

5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2000.

6. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб., 2003.

Дополнительная литература

1. Абалкина М.А. Изучение межличностного восприятия в добрачной паре / Методы исследования межличностного восприятия. М.,1984.
2. Авдеев А.А., Антонов А.И. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы. – М.,1990.
3. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.,1994.
4. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы. // Вестник МГУ. Сер. Психология. 1987. №2.
5. Алешина Ю.Е., Данилин К.Е., Дубовская Е.М. Спецпрактикум по социальной психологии: опрос, семейное и индивидуальное консультирование. – М.,1989.
6. Анольд О.Р. Заслужи себе счастье: Книга для женщин, написанная женщиной-психологом. – М.,1994.
7. Бадентэр Э. Мужская сущность. – М.,1995
8. Бендлер Р., Гриндер Дж., Сатир В. Семейная терапия. – СПб.,1993.
9. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб., 2001.
10. Берн Э. Секс в человеческой любви. – М.,1990.
11. Ботуин К. Соблазненная женщина: Почему изменяют жены, и что из этого получается. – М.,1995.
12. Братник А.А. Как стать мужчиной или “Агрессивная практическая психология”. – Краснодар,1995.
13. Бретт Д. «Жила-была девочка похожая на тебя» – М., 1996.
14. Бурдин А.О. Игры в семейном кругу. – Пермь, 1995.
15. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М.,1989.
16. Буртянский Д.Л., Кришталь В.В. Сексуальная дисгармония супружеской пары и ее коррекция: Учебное пособие для врачей. – Харьков,1982.
17. Быстрых Т.И. и др. В кругу жизни. Семейные обряды, праздники, обычаи. – Пермь,1995.
18. Бэйкос С.К. Сексуальное удовольствие: Что на самом деле хотят женщины. В чем на самом деле нуждаются. – М.,1994.
19. Варга А. Системная семейная психотерапия. – М., 2001.
20. Вацлак П. Как стать несчастным без посторонне–й помощи. – М.,1990.
21. Вебер Г. Кризисы любви. Системная психотерапия Берта Хеллингера. – М., 2001.
22. Весельницкая В.С. Женщина в мужском мире. – СПб.,1993.
23. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. – М., 1998.
24. Винникот Д.В. Игра и реальность. – М., 2002.
25. Винникот Д.В. Пигля:Отчет о психоаналитическом лечении маленькой девочки / Пер. с англ. Л.Н. Боброва. – М.: Не­зави­симая фир­ма “Класс”, 1999.
26. Винникот Д.В. Разгоров с родителями. – М., 1994.
27. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998.
28. Витакер К., Бамберри В.М. Танцы с семьей
29. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. – М.,1988.
30. Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. 1985, №5.
31. Гернишан Т. Семейные будни или нежность на каждый день. – М.,1992.
32. Гиппенрейтер Ю.Б. Как общаться с ребенком. Как? – М.,1995.
33. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М.,1987.
34. Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е. Психология симпатий / Педагогический факультет. – М.: Знание, 1988, №9.
35. Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е. и др. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. – М.,1987.
36. Дейноу Ш. Как пережить опасный возраст ваших детей. – М.,1995.
37. Джайнот Х. Дж. Родители и дети. – М.,1986.
38. Джеймс М. Брак и любовь. – М.: Прогресс, 1985.
39. Дорно И. В. Современный брак: проблемы и гармония. – М.,1990.
40. Еникеева Д. Практическая психология для мальчиков, или Как стать настоящим мужчиной. – М.,1999.
41. Земска М. Семья и личность. – М.,1986.
42. Ильин В. Археология детства: психологические механизмы семейной жизни
43. Исаев Д.Н. Половое воспитание детей. – Ленинград, 1988.
44. Камалдинова Э.Ш. Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. – М.,1992.
45. Каплан Х.С. Иллюстрированное руководство по секс-терапии
46. Кернберг О.Ф. Отношения любви: норма и патология
47. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. – М.,1991.
48. Кобылецкая В., Ячевский А. О мальчиках и девочках. – М.,1991.
49. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М.,1992.
50. Козлов Н. Как относиться к себе и людям. – М.,1993.
51. Кон И.С. Введение в сексологию. – М.,1989.
52. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 2003.
53. Корчак Я. Как любить детей. – Минск,1980.
54. Корякина А. Отцы и дети. – Челябинск, 1980.
55. Кочарян Г.С., Кочерян А.С. Психотерапия сексуальных расстройств и супружеских конфликтов. – М.,1994.
56. Кратохвилл С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. – М.,1991.
57. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. – М.,1972.
58. Лангмеер И., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага. 1984.
59. Лаврова О.В. Глубинная топологическая психотерапия: идеи о трансформации. Введение в философскую психологию. – СПБ., 2001.
60. Леви Д.А. Семейная психотерапия. – СПб, 1993.
61. Либина А. Психология современной женщины. – М.,2001.
62. Либина А. Чтобы не осталась женщина одинокой: Психология совладения с жизненными кризисами и сложными ситуациями. – М.,1995.
63. Лийк К. Влияние домашней среды на развитие ребенка // Средовые условия групповой деятельности. – Таллинн. 1988. С.71.
64. Линчевский Э.Э. Как быть с ревностью. – Л.,1978.
65. Лосева В.К. Рисуем семью. Диагностика семейных отношений. – М.,1995.
66. Лосева В.К., Луньков А.И. Игры вокруг секса: Очерки психологического консультирования. – М.,1995.
67. Лосева В.К., Луньков А.И. Психосексуальное развитие ребенка. – М.,1995.
68. Лосева В.К., Луньков А.И. Рассмотрим проблему…: Диагностика переживаний детей и взрослых по их речи и рисункам. – М.,1995.
69. Лоуэн А. Любовь и оргазм. – М., 1998.
70. Маданес К. Стратегическая семейная терапия
71. Миллс Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка»
72. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. – М., 1998.
73. Минюрова С.А. Психологическая поддержка современной женщины//Кризисные состояния: возникновение, проявление, пути выхода: Материалы конф. 12 – 13 мая 1999 г. Екатеринбург: изд-во Урал. гум. ин-та, 1999.
74. Минюрова С.А., Кустова О.Л. Формирование «образа женщины» в различных социальных группах в процессе восприятия коммуникативно-го воздействия средств массовой информации // Семейная психология и семейная терапия, 1997, №1.
75. Минюрова С.А., Фадеев В.В. Психологические особенности внутреннего конфликта современной женщины//Практическая психология 98. Ежегодник. Том 1: Матер. региональной науч.- практ. конф. 30 марта – 3 апреля 1998 г., г.Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург,1998.
76. Найк А. Практическая психология для девочек, или Как относиться к себе и мальчикам. – М. 1999.
77. Нейл Дж.Р., Книскерн Д.П. За пределами психики: Терапевтические путешествия Карла Витакера
78. Нарицын Н.Н. Доверительный разговор. О любви … и не только. – М.,1998.
79. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. – М., 2003.
80. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии
81. Основы психологии семьи и семейного консультирования / под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М., 2004.
82. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб., 2000.
83. Пэпп П. Семейная терапия и ее парадоксы. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998.
84. Пезешкян Н. 33 и одна форма партнерства. – М.: Медицина, 1998.
85. Подросток на перекрестке эпох. – М.,1997.
86. Полев А.И. Психологические причины женского одиночества.// Современная семья. – М.,1992.
87. Потемкина О.Ф. Психология сексуальности. –М.,1993.
88. Ричардсон Р. Семейная психотерапия. – М.,1992.
89. Ричардсон Р.У. Силы семейных уз. –М.,1995.
90. Роберс А. Джонсон Она: Глубинные аспекты женской психологии. – Харьков,1996.
91. Робертсон Р. Введение в психологию Юнга. – Ростов-на-Дону, 1999.
92. Роджерс К. Взгляд на психотерапию: Становление человека. – М.,1995.
93. Романенко О.К. Практическая гештальттерапия. – М.,1995.
94. Рудестам К. Практические упражнения по групповой психотерапии. – СПб., 1992.
95. Рюриков Ю. Трудности счастья. – М.,1987.
96. Рюриков Ю.Б. Три влечения. Любовь, ее вчера, сегодня и завтра. – М.,1988.
97. Саймон Р. Один к одному. Беседы с создателями семейной терапии. – М.: Независимая фирма «Класс», 1996.
98. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.,1992.
99. Сатир В. Семейная книга. – СПб.,1995.
100.Семионова Л. Маленькая книжка о любви. – М.,1992.
101.Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.,1989.
102.Скинтер Р., Клинз Дж. Семья и как в ней уцелеть. – М.,1995.
103.Сонин В.А. Психологические аспекты семьи и брака. – Смоленск, 1985.
104.Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М.,1988.
105.Супружеская жизнь: гармония и конфликты. – М.,1990.
106.Тайсон Р. Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. – Екатеринбург, 1998.
107.Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. – М., 1991.
108.Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.,1989.
109.Фрейд З. Психоаналитические этюды. – Минск, 1991.
110.Фрейд З. Психология бессознательного. – М.,1990.
111.Фрейд З. Психология Я и защитные механизмы. – М.,1993.
112.Фрейд З. Токование сновидений. – М.,1991.
113.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.,1994.
114.Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви. – М.,1990.
115.Холл Д.А. Юнгианское толкование сновидений. Практическое руководство. – СПб., 1996.
116.Хеллиннгер Б. Порядки любви. Разрешение системно-семейных конфликтов и противоречий. – М., 2001.
117.Хорни К. Женская психология. – СПб.,1993.
118.Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. – М.,1993.
119.Хрестоматия по гуманистической психотерапии / Сост. М. Папуш. – М.,1995.
120.Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. – М.,1993.
121.Человек после развода. – Вильнюс, 1977.
122.Черников А.В. Введение в семейную психотерапию (интегративная модель диагностики). Тематическое приложение к журналу «Семейная психология и семейная терапия» за 1998 год. – М.,1998.
123.Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии
124.Шнейдер Л.Б. Семейная психология. – М., 2005.
125.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 2000.
126.Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание дочери. – СПб.,1997.
127.Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание сына. – СПб.,1997.
128.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.,1996.
129.Эриксон Э.Г. Детство и общество. – СПб., 1996. 130.Эстес К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. – М., 2001.
131.Юнг К.Г. Аналитическая психология. – СПб.,1994.
132.Юнг К.Г. Либидо, его метафоры и символы. – СПб.,1994.
133.Юнда И.Ф., Юнда Л.И. Социально-психологические основы семейной жизни. – Киев,1990.
134.Maccoby E.E., Jacklin C.N. The Psychology of Sex Differences. Stanford University Press. Stanford, California. 1978.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.