Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наблюдение. Й этап. Определение задач, теоретической основы и объек­та исследования, разработка категориального аппарата




Опрос

Й этап. Определение задач, теоретической основы и объек­та исследования, разработка категориального аппарата, выбор соответствующих качественных и количественных единиц кон­тент-анализа.

Данный этап контент-анализа непосредственно связан с со­ставлением программы исследования. Он носит характер каче­ственного анализа, который подготавливает перевод смыслово­го содержания текста в цифровое выражение для его последую­щего количественного анализа. В этих целях на основе задач и теоретического контекста осуществляется выбор объекта иссле­дования и определяются конкретные единицы анализа.

Выбор объекта исследования. При контент-анализе докумен­тов, специально составленных для целей исследования (напри­мер, текстов ответов на открытые вопросы анкеты, тексты ин­тервью и т. д.), анализируются обычно все данные документы. Если же речь идет о документах, независимых от исследовате­ля (например, тексты газет, журналов и т. д.), то возникает необходимость в выборке. При контент-анализе текстов массовой коммуникации вначале, как правило, выби­рается орган массовой коммуникации, затем номера за опреде­ленные периоды времени и типы сообщений (например, рубри­ки, типы публикаций и т. п.).

Единицы контент-анализа можно разделить на две большие группы: качественные и количественные. Здесь качественные единицы контент-анализа отвечают на вопрос, что надо счи­тать в тексте. Количественные единицы отвечают на вопрос, как надо считать.

К качественным (смысловым) единицам можно отнести ка­тегории и их индикаторы в тексте.

Категории контент-анализа. Ими служат ключевые понятия, составляющие концептуальную схему исследования. В качестве категорий могут выступать, например, различные виды деятель­ности, социально-демографические или другой группы, соци­ально-психологические характеристики коммуникатора, персо­нажа («героя») сообщения, аудитории и т. д. Категории кон­тент-анализа могут относиться как к содержанию, так и к форме текста.

Категории могут подразделяться на более мелкие едини­цы – подкатегории. Так, например, категория «индивидуаль­ные характеристики» может подразделяться на такие подкате­гории, как внешние и внутренние характеристики и т. д.

Индикаторы категории. Это те элементы текста, те единицы содержания, которые служат качественными признаками соот­ветствующих категорий и подкатегорий. В зависимости от специфики исследования индикаторы категорий могут выражаться в виде отдельных слов, словосочетаний, суждений, тем и т. д.

Количественными единицами контент-анализа являются единицы контекста и единицы счета.

Единицы контекста используются для обозначения того сег­мента текста, в пределах которого определяется частота упо­минания соответствующих категорий и подкатегорий. Единицей контекста может служить предложение, статья, ответ на во­прос анкеты, интервью и т. д.

Единицы счета выражают количественную меру соотноше­ния различных элементов текста. Они необходимы для осуще­ствления статистических процедур. Эти единицы имеют непо­средственное отношение к определению частоты и объема упо­минаний категорий контент-анализа.

Объем упоминаний категорий контент-анализа может изме­ряться различными способами: подсчетом числа строк, печат­ных знаков, квадратных сантиметров площади, посвященных данной категории и т. д. Для радио и телевидения обычно подсчитывается время, отведенное освещению определенного со­бытия, или метраж израсходованной магнитной пленки.

Следует иметь в виду, что контент-анализ может быть мно­госторонним и поэтому одновременно могут быть использованы различные количественные единицы. Одно из основных предъ­являемых к ним требований заключается в том, чтобы они под­давались объективному, надежному и проверяемому измере­нию.

2-й этап. Составление кодировочной инструкции. На этом этапе осуществляется соотнесение категорий и подкатегорий контент-анализа с конкретными содержательными элементами текста, т. е. происходит отыскание в тексте индикаторов выбран­ных категорий исследования. Здесь либо составляется соответ­ствующий словарь индикаторов категорий, либо дается развер­нутое описание категорий в терминах исследуемых текстов. Все категории и подкатегории контент-аналитического исследования кодируются, т. е. им даются определенные цифровые или бук­венные обозначения, что составляет код данного исследования.

3-й этап. Пилотажная (пробная) кодировка текста. На дан­ном этапе осуществляется кодировка части исследуемого мас­сива текстов с целью апробации методики, изложенной в коди­ровочной инструкции. После проведения пилотажного исследо­вания в кодировочную инструкцию обычно вносятся соответ­ствующие изменения для устранения выявленных помех.

4-й этап. Кодировка всего массива исследуемых текстов. На данном этапе осуществляется процесс квантификации, т. е. пе­ревод в цифровое выражение всей совокупности исследуемых текстов. Регистрация частоты и объема упоминания категорий и подкатегорий контент-анализа может производиться либо в заранее подготовленных таблицах, либо в отдельных карточ­ках или перфокартах.

5-й этап. Статистическая обработка полученных количест­венных данных. Эта обработка осуществляется вручную или на ЭВМ. Нередко оба эти способа используются одновременно в сочетании. Статистическая обработка цифрового материала, полученного в процессе кодировки, не отличается фактически по своим методам от статистической обработки данных, полу­ченных в других видах социально-психологических исследова­ний. Здесь обычно используются процентные и частотные рас­пределения, разнообразные коэффициенты корреляций и т. д.

6-й этап. Интерпретация полученных данных на основе задач и теоретического контекста исследования. На данном последнем этапе исследования, так же как и на первом, связанном с со­ставлением программы, особенно ярко выступает качественная сторона контент-анализа, в отличие от количественного аспек­та, преобладающего на промежуточных втором, третьем, четвер­том и пятом этапах. Здесь особенно большое значение имеет учет более широкого теоретического и социального контекста для адекватной интерпретации результатов и их соотнесения с данными, полученными с помощью других методов. Так, на­пример, при контент-аналитическом исследовании определен­ной тематики или «героя» в газете или журнале весьма важно иметь данные о целях и задачах, преследуемых коммуникато­ром (редакцией) в данном вопросе, а также об ожиданиях аудитории и ее восприятии соответствующих сообщений (тек­стов), полученных, например, при помощи опроса, и соотнести результаты контент-анализа с данными опроса.

Контент-анализ является весьма трудоемким методом, но он дает особенно ценные результаты при исследовании сообщений массовой коммуникации, включая анализ фотографий в печати (Фомичева, Марковский, 1986), телевизионных и радиопередач (Тимак, 1986; Рийт, Тимак, 1987).

 

Примеры текста для осуществления контент-анализа:

 

Текст 1. Проанализировать с помощью контент-анализа рубрику «Новости», в одном из федеральных печатных изданий. Для этого составить кодировочную инструкцию на основе выделения единиц, категорий и индикаторов текста. Провести пилотажную кодировку текста.

 

Текст 2. Проанализировать с помощью контент-анализа рубрику «Новости», в одном из местных печатных изданий. Для этого составить кодировочную инструкцию на основе выделения единиц, категорий и индикаторов текста. Провести пилотажную кодировку текста.

 

Задание 2. Составить анкету и план интервью с целью изучения особенностей массовой коммуникации с помощью применения процедуры опроса.

 

Проблема исследования: предпочтения телевизионных программ подростковой и молодежной аудиторией.

 

Опрос является распространенным методом политико-психо­логического исследования массовой коммуникации. Процедура его заключается в том, что исследователь за­дает ряд вопросов респондентам (участникам исследования) с тем, чтобы получить в их ответах интересующую его информа­цию, например отношение к тем или иным передачам, мотивы обращения к различным каналам массовой коммуникации и т. д. При интерпретации полученных данных весьма остро вста­ет вопрос о надежности полученных данных. Проблема дове­рия к высказываниям респондентов является весьма сложной, но, как показывают многочисленные исследования, надежность полученной в опросах информации тем выше, чем искреннее в своих ответах респондент и чем выше его осведомленность о существе интересующего исследователя предмета.

В зависимости от способа получения информации различают два основных вида опроса: анкета и интервью. В основе обоих методов лежит вопросник, с помощью которого и осуществляется сбор необходимой исследователю информации.

Анкета – это определенным образом организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Анкеты обычно раздаются или рассыла­ются опрашиваемым в письменном виде, и респонденты сами заполняют их, т. е. письменно отвечают на содержащиеся в ней вопросы. Таким образом, анкетирование относится к пись­менной форме опроса.

По форме вопросы обычно разделяются на открытые и за­крытые. Вопрос называется открытым, или свободным, если от­вет на него может быть дан в любой форме. Например: «Чем Вам нравится та газета, которую Вы обычно читаете?» Ответы здесь могут быть самые различные по форме и содержанию. Задача исследователя – провести такой анализ этих ответов, который бы выявил в них какие-то общие тенденции. В этих целях, как правило, широко используется контент-анализ, кото­рый дает возможность провести необходимую систематизацию ответов и выявить соответствующие параметры отношения ауди­тории к данной газете.

Закрытый вопрос задается в такой форме, что его формули­ровка предполагает выбор из ответов, указанных в анкете. На­пример, тот же вопрос об отношении к газете в закрытой фор­ме мог бы выглядеть следующим образом:

 

«Чем Вам нравятся сообщения той газеты, которую Вы обычно читаете?

а) информативностью,

б) оперативностью,

в) аргументированностью,

г) доходчивостью,

д) проблемностью,

е) дискуссионностью.

Подчеркните тот ответ, с которым Вы согласны».

 

Иначе говоря, в закрытом вопросе респонденту как бы заранее дают альтернативу возможных ответов.

Часто исследователи практикуют полузакрытые вопросы, в которых после перечисления возможных ответов задается дополнительный вопрос: «А что еще?», т. е. вопрос, который бы дал возможность респонденту высказать какое-либо дополнительное мнение, если оно у него имеется.

Для фиксации не только содержания мнения, но и его интенсивности в формулировку вопроса обычно включают различные шкалы интенсивности оценок. Например:

 

«Хотелось ли бы Вам быть похожим на ведущего передачу?

– Да, это так.

– Вероятно, это так.

– Вряд ли это так.

– Это совсем не так».

 

Интенсивность суждений может быть выражена и в так на­зываемых «биполярных шкалах» семантического дифференциа­ла (Osgood, 1955; 1957; Андреева, Богомолова, Петровская, 1978; Петренко, 1988). Например, когда коммуникатора пред­лагается оценить по какому-либо качеству, то в анкету вклю­чают положительное и соответствующее отрицательное каче­ство (скрытый – открытый, пассивный – активный и т. д.) и просят отметить их выраженность у данного коммуникатора с точки зрения реципиентов по определенной шкале. Если это 7-балльная шкала (+3, +2, +1, 0, –1, –2, -3), то цифра 3 означает высшую степень выраженности данного качества, 2 – среднюю, 1 - слабую, 0 – нейтральную (не знаю). Шкалы могут быть разными по фиксации степени выраженности раз­личных признаков. Чаще всего в социально-психологических и политико-психологических исследованиях используют 5-балльные (+2, +1, 0, –1, –2) и 7-балльные шкалы.

При исследовании массовой коммуникации широко исполь­зуется такой вид анкетирования, как дневниковый опрос теле­зрителей. Участники опроса отмечают либо в специальном, под­готовленном для них дневнике-анкете, либо в недельной теле­программе время просмотренных ими передач, число членов семьи, смотревших их, возраст, пол, наилучшую и наихудшую программу недели, отвечают на некоторые другие вопросы.

Интервью – метод получения необходимой исследователю информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера с респондентом. Это устная форма опроса. Направ­ление беседы определяется той проблемой, которая является предметом исследования. Респондент отвечает на вопросы иссле­дователя устно, и сам исследователь фиксирует его ответы в са­мой различной форме: либо по памяти после интервью, либо с помощью магнитофона (в этом случае обязательно необходи­мо предварительное согласие респондента), либо каким-либо другим удобным для исследователя способом.

В процессе интервью, особенно большое значение имеет спо­собность исследователя установить контакт с респондентом и вызвать его доверие. У исследователя здесь обязательно име­ется либо заранее разработанный вопросник, которому он следу­ет в процессе интервью (стандартизированное интервью), либо план интервью, который в ходе беседы с респондентом может меняться, но в целом соответствовать основным целям исследо­вания (нестандартизированное интервью).

Исследователи массовой коммуникации довольно часто ис­пользуют телефонное интервью, особенно с телезрителями. Этот метод дает возможность ежедневно получать информацию о просмотренных передачах у определенных представителей ауди­тории. Психологические сложности, которые имеются в работе интервьюеров, требуют их специального обучения и подготовки.

Интервью может служить как самостоятельным целям ис­следования, так и использоваться в предварительном (пило­тажном) исследовании для проверки, например, того, как вос­принимается респондентами сконструированная анкета, и т. д. Тексты анкет в процессе подготовки к исследованию, как пра­вило, подвергаются «экспертной оценке», т.е. оценке круга лиц, компетентность которых в изучаемом вопросе общепризнанна.

Задание 3. Составить схему наблюдения за поведением участников телевизионной передачи «К барьеру» с целью оценки и сравнения таких параметров поведения и особенностей личности как: владение вниманием аудитории, эффективность убеждения в правоте собственной точки зрения (убедительность аргументации), экспрессивность речи, уровень вербальной агрессии, уровень скрытой (латентной) агрессии, умение слушать собеседника (активное слушание).

 

 

Метод наблюдения играет важную роль в получении данных о реальном, от­крытом поведении людей, об их конкретных действиях.

Наблюдение используется в первую очередь тогда, когда требуется минимальное вмешательство в естественный процесс поведения, когда стремятся получить целостную картину проис­ходящего, отразить как осознаваемые, так и неосознаваемые, речевые (вербальные) и невербальные формы поведения

Например, применительно к массовой коммуникации можно осуществлять наблюдение за действиями коммуникатора (политика, лидера, руководителя, оратора и т.д.) и ау­дитории читателей, слушателей и телезрителей. При кажущей­ся простоте метод наблюдения, как, впрочем, и все остальные социально-психологические методы исследования массовой ком­муникации, имеет свои сложности. Главная из них заключает­ся в том, чтобы должным образом выделить и систематизиро­вать конкретные действия участников массовой коммуника­ции, а также фиксировать их в процессе наблюдения.

При исследовании массовой коммуникации метод наблюде­ния достаточно широко используется в отечественной и зарубежной социологии, политической и социальной психологии.

Примером использования этого метода может служить на­блюдение за непосредственным процессом контакта аудитории с тем или иным каналом или конкретным источником массовой коммуникации. Здесь могут выявляться частота контактов аудитории с коммуникатором или с передачей, объем времени, уделяемого каналу массовой коммуникации, выступает ли вос­приятие массовой информации основной или фоновой деятельно­стью и т. д. Такого рода исследования носят скорее социологи­ческий характер, но их данные весьма важны для выяснения отношения к тем или иным каналам или коммуникаторам и имеют прямое отношение к исследованию социально-психологи­ческих и политико-психологических процессов массовой коммуникации.

Во многих исследованиях метод наблюдения используется как одно из средств выявления отношения аудитории, напри­мер, к просмотру различных передач. Наблюдатели фиксируют по определенным схемам речевые и моторно-эмоциональные проявления в поведении аудитории, т. е. такие, как тишина, воз­гласы одобрения, аплодисменты, движения тела, рук и т. д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.