Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации. Информация для участников занятия




Лабораторное занятие.

Тема 9. ПСИХОЛОГИЯ СТИХИЙНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ В ПОЛИТИКЕ

Цель: Сформировать умение психологического анализа способов осуществления влияния на социальные установки личности (на примере анализа рекламной деятельности).

Ход работы: Студентам предлагается проанализировать психологические способы воздействия рекламодателей на социальные установки личности, способы манипулирования ими мотивационно-потребностной сферой личности. Освоить методы противодействия и методы развития рефлексии личности.

Практическое задание 1. Проанализировать варианты политической рекламы с целью выявления манипулятивных технологий воздействия на массовое сознание, используя агитационный и рекламный материал (предвыборная кампания).

 

 

Манипулятивные технологии

 

Манипулятипные технологии бывают различными по кри­терию психологических механизмов воздействия на потреби­телей рекламы – избирателей. Так, можно выделить в особую группу манипулятивные технологии создания благоприятных установок избирателей на рекламируемый политический «товар» - политика, партию, программу. Сюда входит специ­альный порядок тем и проблем, затрагиваемых в сообщениях, создающий особое состояние сознания и ожидания, после чего вводится необходимая тема, которая вызывает искомую ре­акцию населения. Подача темы происходит в определенный момент, когда такая реакция оказывается более благоприятной.

Другую группу технологий составляют способы трансфор­мации информационного потока. Наиболее часто встречающи­мися из них являются: искажение информации как в форме откровенной лжи, так и в облегченной форме частичного ис­кажения; использование понятий, которые находятся близко в семантическом поле к тем, которые бы объективно отражали реальность, но в силу некоторого отдаления не отражают ее; использование в аргументах фактов, специально подобранных, но без учета других, которые могли бы опровергнуть выдви­гаемую точку зрения. Часть информации в политической рекламе с использованием манипулятивных технологий мо­жет быть преднамеренно скрыта от населения. Замалчивание информации, невыгодной для манипулятивного воздействия на население. Любое сообщение о перестановках в правительстве или касающееся любого иного политического вопроса, значимого для населения, идет в режиме частичной информации при со­крытии значимых фрагментов, и это воспринимается как норма, поскольку люди понимают, что часть информации может быть секретна или конфиденциальна. Этот стереотип восприятия политической информации используется при такой манипулятивной технологии, как ввод части полити­ческой информации в категорию секретной, когда с помощью преднамеренных утечек повышают ее статус и воздействие на население как особо правдивой и существенной.

Создание информационного шума препятствует четкому и критичному восприятию важной информации. Она тонет во множестве пустых текстовых конструкций и не восприни­мается должным образом. В силу этого принимаются де­фектные электоральные и политические решения. В полити­ческой рекламе, в печатных СМИ, во время избирательных кампаний часто за счет информационного шума выводят из сознательного восприятия населения те биографические или политические детали, обойти которые невозможно, но которые необходимо убрать из анализа при принятии электорального решения.

Особую группу манипулятивных технологий в политической рекламе составляют использование подсознательных и подпороговых информационных стимулов различных модальностей: аудиальных, визуальных, аудио-визуальных, тактильных. Российским психологом Е. Доценко в работе «Психология манипуляции» рассматриваются универсальные побудители поведения населения. К ним относятся такие человеческие чувства и мотивы, как потребность в безопасности, пище, объединении с другими людьми и группами, во власти и до­стижении, чувство гордости и потребность в самоуважении. Часто движет людскими поступками стремление к уюту и повышению статуса, враждебность к «другим» и желание комфорта, в том числе и психологического, потребность в защите и контроле над событиями и людьми, контроле над собственной жизнью. Все мишени для манипуляции в поли­тической рекламе существуют только в определенном поли­тическом, экономическом, психологическом, культурном, социальном контексте. Этот контекст всегда изучается самым тщательным образом.

Бессмысленно апеллировать к потребности во власти у той части населения, которая испытывает острую потребность в защите и патронаже, в психологическом сочувствии и помощи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.