Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникативные девиации




Коммуникативные девиации – это отклонения в поведении, захватывающие только сферу общения. При этом человек противоречит реальности, но активно ей не противостоит. Он осознанно или неосознанно стремится уклониться от анализа и переживания экзистенциональных ценностей, избежать тревоги, страха, неопределенности. Все это приводит к «бегству от свободы» (Э.Фромм). Коммуникативные девиации позволяют человеку существовать вне экзистенциональных проблем [23].

Коммуникативные девиации могут проявляться в различных формах.

1. Аутистическое поведение, которое характеризуется «отсутствием приспособления к действительности и требованиям повседневной жизни с уходом в мир фантазий, мечтаний, отказом от общения и выбором одиночества» [23, С. 133].

Выделяются первичная и вторичная формы аутистического поведения. К первичной относится синдром раннего детского аутизма, который рассматривается как искажение психического развития, обусловленное биологической дефицитарностью центральной нервной системы ребенка [5]. Другой причиной детского аутизма является хроническая психотравмирующая ситуация, основанная на нарушения связи ребенка с матерью [20]. Основными признаками аутизма являются:

* одиночество, замкнутость;

* трудности коммуникации;

* нарушения развития речи;

* стереотипность поведения;

* нарушение эмоциональных связей;

* страх изменений;

* особенности социального взаимодействия;

* неравномерное развитие интеллектуальных способностей [5, 17, 20].

Вторичный аутизм у взрослого человека возникает вследствие длительной психотравмы, часто в структуре посттравматического стрессового расстройства. Аутистическое поведение характеризуется склонностью человека избегать или максимально ограничить количество контактов, нежеланием общаться, стремлением к одиночеству. При этом человек эмотивен, чувствителен, сентиментален, раним (в этом заключается кардинальное отличие вторичного аутистического поведения от раннего детского аутизма). У него возникает чувство бессмысленности существования, апатии, он повторно переживает произошедшее событие. [22, 23].

Подобное поведение у детей описывает А.Л. Венгер как психологический синдром ухода от деятельности у младших школьников и психологической инкапсуляции у подростков, проявляющийся в том, что ребенок погружается в мир фантазий из-за неуспешности в деятельности, а это, в свою очередь, приводит к еще большему ухудшению успеваемости [8].

2. Гиперобщительность – это повышенная потребность в общении, желание взаимодействовать со многими коммуникативными партнерами в течение максимально возможного времени. Человек «не умеет» находиться в одиночестве. Гиперобщительный человек характеризуется болтливостью, неумением слушать, неумением структурировать время, беспечностью, безответственностью. Из-за этого он конфликтует с окружающими [23].

3. Конформистское поведение – склонность приспосабливаться к любому окружению, мировоззрению, жить общественными стереотипами, игнорировать или не иметь собственного взгляда на ситуацию.

4. Псевдология – склонность человека ко лжи с целью привлечения внимания к себе [1]. Проявляется с детского возраста, при позитивном подкреплении со стороны взрослых закрепляется поведении ребенка.

5. Нигилизм, характеризующийся активной склонностью дискредитировать деятельность, поступки и устремления, имеющую смысл для других [42].

6. Фобическое поведение характеризуется выбором стиля взаимодействия с окружающим миром, исходя из какого-либо реально обоснованного или необоснованного навязчивого страха. Фобии могут иметь как психологический, так и психопатологический характер, сопровождаются паническими атаками, тревогой, двигательным беспокойством. В качестве психологической защиты от страха человек использует ритуальные действия (навязчиво мыть руки, считать ступени и пр.) [23].

Помимо этого В.Д. Менделевич выделяет такие формы коммуникативных девиаций как ревность, ипохондрия, елейность поведения, социально-стрессовое расстройство, кризис идентичности, диссоциативное поведение, крусадерство. В целом коммуникативные девиации имеют часто в качестве своей причины психотравмирующие жизненные события, уход от переживания негативных эмоций, демонстративность человека. Отклонения в сфере общения часто являются симптомами других форм девиантного поведения или нарушений психологического здоровья или психического развития.

Таким образом, девиантное развитие и поведение человека характеризуется многообразием форм, видов и проявлений. Описать их все в одной классификации часто достаточно сложно, так в основании их выделения часто лежат совершенно противоположные подходы. Однозначно определить видовую принадлежность девиации вовсе не представляется возможным, так как часто одно и тоже проявление относится к совершенно разным видам. К тому же девиантное поведение имеет этнокультурные, возрастные, гендерные, профессиональные и др. варианты. А изменение социальной нормы в процессе развития человечества приводит к тому, что поведение может быть отведено к разряду девиантного, либо исключено из него. Примерами являются гомосексуализм, ПТСР, детский аутизм и пр., которые из разряда психической патологии и девиации перешли в категорию маргинального поведения, специфического развития личности и проявления индивидуальности.

В данной главе мы рассмотрели характеристики некоторых форм девиантного поведения, механизмы их возникновения, возрастные особенности. Многообразие форм отклоняющегося поведения не позволяет охватить и детально их описать. Каждое специфическое проявление требует дополнительного детального изучения специализированной литературы и индивидуального подхода.


Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте формы девиантного развития и поведения с точки зрения различных критериев.

2. Изучите характеристику поведенческих расстройств по Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10). Сравните медицинскую классификацию девиаций в поведении с приведенными в пособии.

3. В чем заключается специфика делинквентного поведения?

4. Каковы факторы возникновения агрессивного поведения?

5. Опишите сущность зависимого поведения.

6. Какие формы зависимого поведения существуют?

7. Проанализируйте специфику, условия и причины возникновения суицидального поведения как формы аутодеструкции.

8. В чем заключается сущность коммуникативных девиаций?

9. Проанализируйте гендерные и возрастные особенности различных форм девиантного развития и поведения.

Список рекомендуемой литературы:

1. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. - М.: Социальное здоровье России, 1994. – 221 с.

2. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для вузов / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2008. – 288 с.

3. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузоа / Ю.А. Клейберг. – М., 2001. – 141 c/

4. Личко, А.Е. Подростковая наркология: руководство / А.Е. Личко, В.С. Битенский. – Л.: Медицина, 1991. – 301 с.

5. Малкина-Пых, И.Г. Экстремальные ситуации / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2005. – 960 с.

6. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: учеб. пособие / В.Д. Менделевич. – СПб.: Речь, 2008. – 445 с.

 

ГЛАВА III. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 12394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.