Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

При девиантном развитии и поведении




Коррекция как форма психолого-педагогической помощи

Психолого-педагогическая коррекция – это форма совместной профессиональной деятельности педагога, психолога и родителей, основная на системе психологических воздействий с целью исправления нарушений психического развития с опорой на знаний возрастной, социокультурной и индивидуальной норм развития[37].

Коррекционные мероприятия можно классифицировать по различным основаниям.

1. По характеру направленности выделяется коррекция:

* Симптоматическая коррекция – кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии.

* Каузальная коррекция (причинная) направлена на источ­ники и причины отклонений.

2. По содержанию различают коррекцию:

* познавательной сферы;

* личности;

* аффективно-волевой сферы:

* поведенческих аспектов;

* межличностных отношений.

* внутригрупповых взаимоотношений;

* детско-родительских отношений.

3. По форме работы с клиентом:

* индивидуальная;

* групповая;

* смешанная индивидуально-групповая форма.

4. По наличию программы:

* программированную;

* импровизированную.

5. По характеру управления корригирующими воздействи­ями:

* директивную;

* недирективную.

6. По продолжительности:

* сверхкороткая (сверхбыстрая) – длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных про­блем и конфликтов;

* короткая (быстрая) – длится несколько часов и дней. Применяется для решения актуальной проблемы;

* длительная – продолжается месяцы, в цен­тре внимания – личностное содержание проблем;

* сверхдлительная – может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного.

7. По масштабу решаемых задач выделяетсякоррекция:

* общая;

* частная;

* специальная [26].

Использование метода психолого-педагогической коррекции в процессе оказания помощи лицам с девиантным поведением направлено на достиже­ние у них позитивных поведенческих изменений и предполагает:

* формирование конструктивной мотивации личности;

* интеграцию индивидуального опыта;

* совершенствование саморегуляции;

* повышение стрессоустойчивости и расширение ресурсов лич­ности;

* расширение социальных связей и позитивного социального опыта личности;

* повышение уровня социальной адаптации;

* устранение дефицита в поведенческих репертуарах;

* ослабление или устранение неадекватного поведения;

* снятие эмоционального и физического напряжения (релаксация) [10, 40].

При осуществлении психолого-педагогической коррекции с девиантными личностями следует учитывать ряд принципов построения коррекционных программ, определяющих стратегию и тактику, методы и средства психологического воздей­ствия.

1. Принцип системности коррекционных, профилактичес­ких и развивающих задач. Программапсихологического воздействия должна быть направлена не просто на коррекцию отклонений, на их предупреждение, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной ре­ализации потенциальных возможностей гармонического развития личности.

2. Принцип единства коррекции и диагностики отражает целостность процесса оказания психологичес­кой помощи.

3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа означает, что приоритетной целью проведения коррекционных мероприятий должно стать устранение причин труд­ностей и отклонений в развитии.

4. Принцип учета возрастно-психологических и индиви­дуальных особенностей согласует требования соответствия хода психическо­го и личностного развития клиента нормативному разви­тию и признание уникальности конкретного пути раз­вития личности.

5. Принцип комплексности методов психологического воз­действия утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.

6. Принцип активного привлечения ближайшего соци­ального окружения к участию в коррекционной программе. Система отношения человека с близкими, осо­бенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы ее осуществления состав­ляют важнейший компонент социальной ситуации разви­тия, определяют зону ее ближайшего развития.

7. Принцип опоры на разные уровни организации психи­ческих процессов. Так как развитие гетерохронно, то при составлении коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические про­цессы и использовать методы, их активизирующие.

8. Принцип программированного обучения. Наиболее эф­фективно работают программы, состоящие из ряда после­довательных операций, выполнение которых сначала с пси­хологом, а затем самостоятельно приводит к формирова­нию необходимых умений и действий.

9. Принцип усложнения. Наиболее эф­фективна коррекция, осуществляемая на максимальном уровне трудности для конкретного человека. Это позволяет поддержи­вать интерес в коррекционной работе и дает возможность клиенту испытать радость преодоления.

10. Учет объема и степени разнообразия материала. К новому материалу или увеличению его объема необходимо переходить материала только после отно­сительной сформированное того или иного умения. Уве­личивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.

11. Учет эмоциональной сложности материала. Про­водимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый ма­териал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитив­ном эмоциональном фоне [26].

При реализации психолого-педагогической коррекции девиантного поведения особое значение придается поведенческому подходу.

Поведенческая терапия – это терапия, использующая принципы и модели теории научения и науки о поведении (бихевиоризма) при определении целей и процедур психотерапии, а также при объективной оценке ее ре­зультатов [26]. На современном этапе в основе поведенческого подхода лежит не только бихевиоризм как наука о поведении, но и необихевиоризм, когнтивная психология, теория социального научения, нейропсихология. Также он опирается на данные других направлений психологической помощи.

Построение программы поведенческой коррекции опирается на приведенные выше общие принципы, а также требует учета следующих специфичных принципов.

1. Принцип объективности предполагает ориентацию на внешне проявляемые и измеряемые показатели (эмоциональные реакции, высказывания, жесты, физиологические проявления и симптомы, конкретные действия и поступки).

2. Поведенческая оценка, то есть проведение функционального анализа поведения человека в течение всего процесса коррекции. Поведенческая оценка осуществляется посредством беседы и интервью, наблюдения и самонаблюдения, информации от других специалистов, экспертных оценок и пр.

3. Принцип системности предполагает оценку роли девиантного поведения в личных социальных системах и жизни личности в целом.

4. Принцип сотрудничества предполагает, что клиент не только осознает желание изменения собственного поведения, но и активно уча­ствует в выборе целей и методов последующей работы [10].

Основными методами поведенческой коррекции девиантного поведения и развития являются стимулирование мотивации изменения поведения, коррекции эмоциональных нарушений, методы саморегуляции, методы когнитивного переструктурирования, методы угашения нежелательного поведения, методы формирования позитивного поведения.

1. Стимулирование позитивной мотивации. Поскольку человек с отклоняющимся поведением имеет устойчивую моти­вацию к сохранению девиации и сопротивляется по­зитивным изменениям, необходимо проведение работы по созданию и стимулированию позитивной мотивации на протяжении всего процесса коррекции. Для этого используются такие приемы как построение личного контакта, выяснение причины и цели обращения, конфронтация, оценка негативных последствий, проектирование будущего, заключение договора, помещение личности в другую социальную среду и др. [10].

2. Методы коррекции эмоциональных состояний необходимы, так как у девианта присутствует широкий спектр негативных эмоций: тревога, страх, гнев, агрессия, вина и др. Без их «вентиляции» невозможна дальнейшая работа. Для этого используются поведенческие приемы: систематическая десенсибилизация (постепенного уменьшения чувствительности человека к объектам, вызывающим тревожность), иммерсионная терапия (угаса­ние реакции при предъяв­лении стимула без подкрепления). А также могут быть использованы методы других направлений психологической помощи: игровая терапия, арт-терапия, эмоционально-образная терапия и др.

3. Методы саморегуляции предполагаю релаксацию и формирование самоконтроля. Для этого используются аутотренинг, прогрессивная мышечная релаксация (Э. Джекобс), медитативные техники и пр.

4. Когнитивное переструктурирование включает изменение искаженных когнитивных процессов. В процессе работы над иррациональными когнициями используются указание на нелогичность суждений, идентификация и коррекция дисфункциональных мыслей, расширение вариантов и др.

5. Угашение нежелательного поведения предполагает использование принципа негативного подкрепления. Применяются процедуры: наказание, тайм-аут, жетонная система, методика негативных последствий и т.д.

6. Формирование позитивного поведения основано на принципе позитивного подкрепления необходимых форм поведения. В качестве приемов выступают жетонная система, активное социальное обучение, тренинг ассертивности, уверенности, коммуникативных умений и пр. [10, 26].

Коррекция отклоняющегося поведения – очень сложная область психологической помощи. Из-за выраженной индивидуальной мотивации девиантных проявления и устойчивого подкрепления со стороны социального окружения эффект психолого-педагогической коррекции является труднодостижимым и может быть нестойким. К тому же процесс коррекции часто требует привлечения специалистов из разных областей и их длительного комплексного сотрудничества. Выбор конкретного метода требует тщательного анализа ситуации, индивидуальных особенностей девиантной личности, учет времени существования отклонения и стадии развития данной формы девиации. Для овладении отдельными методами необходимо обращение к специальной литературе и узкоспециализированное обучение по данному направлению работы.


Вопросы и задания:

1. Каковы направления психолого-педагогической работы с девиантными личностям?

2. Каковы принципы психолого-педагогических воздействий на девиантное поведение?

3. Охарактеризуйте формы профилактики отклоняющегося поведения.

4. Что такое психолого-педагогическая коррекция девиантного поведения?

5. Обоснуйте, почему при работе с девиантным поведением используется именно поведенческая коррекция?

6. Назовите общие и специальные принципы построения коррекционных программ для исправления отклоняющегося поведения.

7. Какие методы используются в процессе психолого-педагогической коррекции девиантного поведения?

 

Рекомендуемая литература:

1. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для вузов / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2008. – 288 с.

2. Лютова, К.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / К.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб.: Речь, 2005. – 190 с.

3. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов /А.А.Осипова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 510 с.

4. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2001. – 160 с.

5. Психотерапия детей и подростков / Под ред. Х.Ремшмидта. – М.: Мир, 2000. – 656 с.

6. Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции [Текст]: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / О.В. Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Девиантное поведение и развитие является сложным явлением из-за многообразия его форм, возрастных и гендерных особенностей, быстрой трансформации личности девианта на его основе, тотальном подкреплении со стороны ближайшего социального окружения, несмотря на порицания и всяческие ограничения. Формы проявления девиаций в развитии и поведении постоянно изменяются, так как изменяется представление о социальной норме. Также существуют общественно одобряемые формы девиаций, такие как трудоголизм и творчество. Проработка личностных проблем таких девиантов требует особого внимания.

Несмотря на то, что пик девиантных проявления приходится на подростковый возраст, необходима тщательная работа по профилактике и реабилитации со всеми возрастными категориями. Поэтому профилактика и коррекция различных форм девиантного развития и поведения требует специальной подготовки специалиста, осуществляющего данную работу.

Цель данного учебно-методического пособия заключается в том, чтобы помочь читателям разобраться в основах девиантного развития и поведения, освоить подходы к его пониманию, изучить характеристики форм отклонений и принципы оказания психолого-педагогического воздействия на девиантную личность.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1780; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.