Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Суицидальное поведение




Суицид (самоубийство) – это осознанное лишение себя жизни [22]; это любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишение себя жизни [25]. Суицидальное поведение относится к аутодеструктивному и включает в свою структуру суицидальные тенденции (мысли, намерения, чувства, высказывания, угрозы) и суицидальные действия.

Суициды делятся на три группы.

1. Истинный суицид. Ему предшествует угнетенное настроение, депрессия, суицидальные мысли. У человека присутствует желание умереть.

2. Демонстративный суицид является способом обратить внимание окружающих на свои проблемы, может носить характер шантажа.

3. Скрытый суицид прямо не направлен на лишение себя жизни, но сопровождается высокой вероятностью летального исхода. Человек совершает рискованные поступки, занимается экстремальными видами спорта, добровольно ездит в горячие точки, употребляет сильные наркотики и пр. [3, 10].

Э. Шнейдман выделил общие черты суицида.

1. Общая цель всех суицидов – поиск решения. Суицид не случаен, он является выходом из затруднений, кризиса или невыносимой ситуации.

2. Общей задачей всех суицидов является прекращение сознания невыносимой боли.

3. Общим стимулом при суициде является невыносимая психическая (душевная) боль, человек убегает от нее.

4. Общим стрессором при суициде являются фрустрированные психологические потребности. Фрустрированный человек не видит способа удовлетворения своих психологических потребностей и избавления от состояния фрустрации.

5. Общими суицидальными эмоциями являются беспомощность и безнадежность.

6. Общим внутренним отношением к суициду является амбивалентность. Типичное для самоубийства состояние человека противоречиво, с одной стороны, человек хочет умереть, с другой – спастись.

7. Общим состоянием психики является сужение когнитивной сферы, «туннельное» сознание. Варианты выбора поведения, обычно доступные сознанию человека, резко ограничиваются.

8. Общим действием при суициде является бегство (регрессия). Человек намерен уйти из зоны бедствия.

9. Общим коммуникативным актом при суициде является сообщение о намерении. Суицидент сознательно или бессознательно подает сигналы бедствия: жалуется на беспомощность, взывает о поддержке, ищет возможности спасения.

10. Общей закономерностью является его соответствие общему стилю поведения в жизни [41].

У всех суицидентов обнаруживается объективные и субъективные признаки социально-психологической дезадаптации личности. Объективно дезадаптация проявляется изменением поведения человека в среде ближайшего социального окружения, ограничением возможности успешно справиться со своими социальными функциями или патологической трансформацией поведения. Субъективно дезадаптация проявляется широким диапозоном от негативно окрашенных психологических переживаний (тревога, горе обида, душевная боль и др.) до выраженных психологических синдромов (астения, депрессия, дисфория) и носит название суицидального конфликта. Суицидальный конфликт включает в себя две фазы: предиспозиционную (кризисную) и суицидальную(с момента зарождения суицидальных тенденций до покушения на жизнь) [3, 22, 25].

На вероятность совершения суицида влияет ряд факторов.

1. Социально-демографические:

* возраст;

* пол;

* уровень образования;

* профессия;

* место жительства;

* семейное положение;

* социально-экономическое положение.

2. Индивидуально-психологические:

* дисгармоничность личности;

* импульсивность;

* низкая самооценка, чувство вины;

* акцентуации характера;

* морально-этические нормы личности;

* отверженность в детстве;

* суицидальные мысли, намерения, попытки в прошлом;

* переживание самоубийства родственников, значимых лиц, кумиров;

* переживание кризисной ситуации;

* принадлежность к группе риска (гомосексуалисты, заключенные в тюрьмах, военнослужащие, врачи скорой помощи).

3. Медицинские:

* психическая патология;

* соматическая патология;

* химическая зависимость [22, 36].

Принадлежность к группе риска или наличие факторов суицидального риска еще не означает склонность к суициду. Но необходимо учитывать данные факторы, особенно если они выступают в сочетании друг с другом или существуют в течении длительного времени.

Суицидальное поведение является динамическим процессом, состоящим из трех этапов.

1. Этап суицидальных тенденций. Они проявляются в мыслях, намерениях, чувствах или угрозах; являются прямыми или косвенными признаками, свидетельствующими о снижении ценности собственной жизни, утрате её смысла и нежелании жить.

2. Этап суицидальных действий, когда тенденции переходят в конкретные действия: попытки и завершенный суицид. Суицидальная попытка – это сознательное стремление лишить себя жизни, которое по независящим от человека обстоятельствам (своевременное оказание помощи, успешная реанимация и т.п.) не было доведено до конца. Самоповреждения, прямо не направленные на уничтожение, характеризующиеся демонстративностью называются парасуицид. Суицидальные действия могут также привести к завершенному суициду, результатом которого является смерть человека.

3. Этап постсуицидального кризиса продолжается от момента совершения суицидальной попытки до исчезновения суицидальных тенденций. Постсуицидальный кризис может быть цикличным [22, 25].

Особое внимание следует уделить возрастным особенностям суицидального поведения, так как возраст существенно влияет на особенности суицидального по­ведения.

Суицидальное поведение в детском возрасте связано не с самим желанием умереть, а со стремлением избежать стрессовых ситуаций или наказания. Существуют данные о суициде у детей 3-6 лет, но до 5 лет это явление скорее исключение [10, 22]. Рост суицидального поведения наблюдается с 14-15-летнего возраста, достигая максимума к 16-19 годам. Большинство суицидентов составляют девочки [3, 22].

У ребенка концепция смерти становится к адекватной к 11-14 годам, после чего он может осознавать реальность и необратимость смерти. Маленький ребенок фантазирует по поводу смерти, плохо понимая различия между живущим и умершим. «Мотивы, которыми дети объясняют свое поведение, кажутся несерьезными и мимолетными. Для детей в целом характерны впе­чатлительность, внушаемость, низкая критичность к своему пове­дению, колебания настроения, импульсивность, способность ярко чувствовать и переживать. Самоубийство в детском возрасте по­буждается гневом, страхом, желанием наказать себя или других. Нередко суицидальное поведение сочетается с другими поведен­ческими проблемами, например прогулами школы или конфлик­тами» [10, С. 147].Тревожные и депрессивные состояния способствуют возникновению суицидального поведения: печаль, бессилие, наруше­ния сна и аппетита, снижение веса и соматические жалобы, страх неудачи и снижение интереса к учебе, чувство неполноценности или отвергнутости, чрезмерная самокритичность, замкнутость, беспокойство, агрессивность и низкая устойчивость к фрустрации [10].

Подростки, хотя и воспринимают реальность смерти, отрицают ее для себя. Суицидальное поведение в этом возрасте часто имеет демонстративный характер. В большей степени на возникновение суицидального поведения у подростков влияют межличностные отношения со сверстниками и родителями, подростковая субкультура, интимно-личностные отношения, депрессия. К перечисленным признакам депрессии присоединяются чув­ство скуки и усталости, фиксация внимания на мелочах, склон­ность к бунту и непослушание, злоупотребление алкоголем и нар­котиками. После 14 лет гендерные различия частоты суицидального поведения сглаживаются [1, 3, 4, 10, 18].

Наибольшее число завершенных самоубийств совершается в период 40-65 лет. Помимо психологических проблем, для этого возраста характерно ухудшение соматического здоровья, ценностная перестройка, трудности в работе, утрата близких. Уровень само­убийств выше среди мужчин [10, 22].

В пожилом возрасте причинами суицидов являются одиночество, окончание профессиональной деятельности, утрата возможностей, отделение от семьи, друзей, чувство безнадежности и усталости.

Таким образом, пик суицидальной активности приходится на 16-19, 40-60 лет, и особенно на пожилой возраст. В подростковом возрасте суицид больше характерен для девочек, в зрелом – для мужчин.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1964; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.