Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия 1 страница




 

 

Учебное пособие

 

для студентов заочного отделения

всех специальностей

 

Москва 1998

 

 

Г.Г.Квасов, Л.Н.Гордиенко. Философия. Учебное пособие для студентов заочного обучения. М., ГАУ, 1998.

 

 

Учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным стандартом по философии и программой курса “Философия” содержит краткое его изложение. В нем два блока - историко-философский и теоретически-проблемный. В первом излагается современный взгляд на предмет и функции философии в ее историческом развитии; кратко очерчены узловые этапы истории философии. Во втором блоке излагаются основы философского понимания мира в целом, природы, человека и общества.

Пособие предназначено для студентов заочного обучения всех специальностей.

 

 

Ответственный редактор

 

заведующий кафедрой философии,

доктор философских наук, профессор

Г.Г.Квасов

 

Рецензенты: Д.ф.н., проф. И.Я.Кантеров (ИПК при МГУ им. М.В.Ло-

моносова).

К.ф.н., доц. Н.Н.Щукин (Институт молодежи).

 

 

1. Философия и ее роль в духовной жизни общества и человека.

 

Для того чтобы понять сущность и своеобразие философии, выступающей в качестве теоретического типа мировоззрения, нужно остановиться на анализе самого понятия “мировоззрение”. Важно усвоить, что мировоззрение есть совокупность обобщенных взглядов на окружающую действительность, на мир в целом, есть выражение отношения человека к этому миру, к людям, самому себе, к своему месту в мире.

Философия в отличие от других типов мировоззрения характеризуется особой ролью теории. Это целостная система знаний, взглядов, в которой осознанно ставятся и решаются вопросы о сущности природы, общества, человека и его сознания. Эти ответы на глубочайшие вопросы окружающего мира и человеческой жизни логически непротиворечивы, доказательны, основаны на данных науки.

Исторически первой формой мировоззрения была мифология, возникшая в период становления человека и общества. Ее характеризует образное, эмоциональное, целостное восприятие мира человеком, в котором он как бы растворяется, сливается с природой.

В структуре мифологического мировоззрения господствуют представления и образы, которые уподобляют явления природы явлениям повседневной человеческой жизни. Мифологическое мышление не знает абстрактных понятий, в нем отсутствует четкое различение необходимого и случайного, отдельного и общего, человеческого и природного, естественного и сверхъестественного, духовного и телесного, мысленного и существующего объективно. Сознание людей в первобытном обществе, по мнению исследователей этого периода, носило неотдифференцированный, слитный, синкретический характер. Это был единый поток мифологических представлений о племенных божествах, сверхъестественных силах, зарождающихся нравственных норм, зачатки научных знаний.

Как и мифология, религия обращается к воображению человека, к чувствам, однако в отличие от мифа, она не “смешивает” земное и священное, а как бы удваивает мир - на земной и сверхприродный, божественный мир. Сложившейся мировой религии присущи представления о вечности, ценностное восприятие жизни, поиск ее высших целей и смыслов. В этом аспекте религия взаимодействует с формирующейся философией, некоторые области (к примеру этика) у них подчас совпадают при общих мировоззренческих различиях.

Философия как мировоззрение охватывает фундаментальные основания целостного мира, уделяя особое внимание человеку. Ее интересуют вечные вопросы: Как произошел человек? В чем сущность человека и смысл жизни? Что такое истина, добро, справедливость, красота? Что есть жизнь и смерть? Что такое бессмертие? Надо думать, что сущность философии в том, что она дает теоретическое осмысление бытия, знания о всеобщих началах, связях, отношениях целостного и противоречивого мира, что она есть духовно-ценностное постижение жизни человека. Философия оперирует предельно общими, всеобщими понятиями, называемыми категориями, и осмысливает общечеловеческие духовные ценности, и потому она является всеобщей методологией научного познания и духовной культуры, социально-культурной, созидательной деятельности человека, межличностного общения.

Философские категории: материя, сознание, движение, пространство, время, причинность, возможность, необходимость, свобода, идеал, действительность, предельные понятия. Они находятся в основании любого рода деятельности. К основным понятиям и ценностям философии как мировоззренческой основе культуры относятся истина, прекрасное, добро, справедливость, мораль, нравственность, разум, возвышенное, героическое, гармония, творчество, культура, гуманизм.

Предмет философии следует рассматривать как круг проблем, раскрывающих основания познавательной, нравственной, художественной, практической деятельности, выступающих в неразрывном единстве. Это - осмысление сущности и содержания высших ценностей, конечных целей человеческой жизни. Поэтому философия является учением о всеобщих формах бытия, мышления, ценностного отношения человека к действительности.

Итак, в центре философии находится теоретически обобщенное рассмотрение мира в целом как всеобщей реальности, как единства природы, человека и общества. Со времени Канта, представителя классической философии, главным вопросом философского мировоззрения гуманистической направленности является вопрос: Что есть человек? Это краткое выражение самой глубокой сущности философии конкретизируется им еще в трех вопросах: Что я могу знать? (вопрос о возможностях разума и человеческого познания). Что я должен делать? (вопрос о применении полученных знаний в практической деятельности, о нравственном долге перед обществом, перед людьми и перед самим собой). На что я могу надеяться? (вопрос о духовных силах человека, осознавшего свое высокое призвание, благородный смысл жизни, опирающегося на силу чистой совести, народные традиции, солидарность добрых людей, силу настоящей любви, крепость своего характера). Заметим, что нами дана современная трактовка этих вопросов, отвечающая содержанию представлений классика философской мысли, выдающегося гуманиста.

В философской литературе можно найти и формулировку “основного вопроса” философии, впервые зафиксированную в работе Ф.Энгельса “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии” (80-е годы XIX века). Ее суть состояла в выделении двух основных начал (субстанций) существующего мира - материального и идеального, материи и сознания, духа. Главное его содержание состоит в определении основополагающего значения одного из этих начал. Сегодня можно было бы употребить для выражения этой мысли термин “системообразующей роли” субстанции. В зависимости от того, как философ решает этот “основной вопрос”: Какое из этих начал он считает определяющим, фундаментальным, порождающим другое - первичным началом, - все философы, по представлениям Энгельса, делятся на два лагеря. Те, которые утверждали, что дух, идеальное начало, существовал прежде природы и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира, составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, материю, примкнули к различным школам материализма.

Позднее, в начале XX века, эти представления об “основном вопросе” философии и делении философов на два лагеря поддержал и политизировал В.И.Ленин, связав это деление с принципом партийности в философии и классовой борьбой в обществе. Хотя в своих “Философских тетрадях”, конспектируя “Науку логики” Гегеля, он обогатил представление об идеализме, различал “глупый материализм” (односторонний, примитивный) от “умного материализма”, носящего диалектический характер. Затем эти представления были еще более идеологизированы, упрощены и многократно тиражированы в учебной литературе по философии в период культа личности И.В.Сталина, вплоть до XX съезда КПСС (1956г.), разоблачившего культ личности Сталина. После решений съезда в духовной культуре, в общественной науке начался этап освобождения марксистской мысли от догм и вульгарных искажений, этап ее творческого обновления.

Что касается содержания, самой сущности “основного вопроса” философии о первичности материи или сознания, то определенное рациональное понимание его в качестве критерия для первоначального различения философских систем на два самых крупных рода мировоззренческих взглядов (идеализм или материализм) правомерно. Заслуживает внимания и так называемая вторая сторона основного вопроса философии, оценивающая соотношение бытия и мышления (сознания) с точки зрения теории познания (гносеологии). Этот аспект основного вопроса философии состоит в различении тех философов, которые стоят на позициях возможности и необходимости познания сущности вещей, явлений и процессов объективного мира: природы, общества, человека (что касается человека, то при этом признается возможность познания, понимания его субъективного мира, мира мыслей, чувств, идеальных стремлений, велений воли, результатов духовной культуры в определенной мере). Процесс познания опирается на могущество практической деятельности, на жизненный опыт, на силу человеческого разума, на развивающиеся средства науки, техники, технологии, информатики, на духовные средства образования, воспитания и самовоспитания, на уроки истории, богатство культурного наследия. Те философы, которые отвергают возможность познания сущности явлений окружающего мира и истинного понимания духовной жизни человека, квалифицируются как агностики, скептики.

На наш взгляд, необходимо внести следующие принципиальные коррективы в несколько упрощенную трактовку основного вопроса философии, его первой стороны, расширить круг соотносимых начал (материя и сознание, материальное и идеальное) - если брать первую сторону этого вопроса - до соотношения бытия и мышления (сознания), как это было сделано в прежней учебной литературе без разделения основного вопроса на две стороны. Бытие, как будет показано ниже, это - самая всеобщая философская категория, включающая в себя все сферы реальности, все виды сущего: и природу, и общество, и человека (как целостность, и его сознание как сферу бытия). Поэтому нельзя смешивать первую и вторую стороны вопроса. Формула о соотношении всего бытия и мышления относится ко второй стороне, о познании. Если ее употребить в первом аспекте, заменив материю бытием, то образуется нелогичность. А именно: что первично, а что вторично - бытие или сознание, часть или целое, включающее в свою структуру эту часть как составляющую компоненту. В первом аспекте основного вопроса речь идет о выяснении мировоззренческого взгляда на соотношение и роль двух субстанций бытия: материи и сознания, материального и идеального.

Во-вторых, некорректно абсолютизировать роль одной из субстанций, в частности роль материального по отношению к идеальному, доходя до принижения роли идеального, также, как и роль духа по отношению к природе, к жизни и деятельности человека, доходя до забвения значения материальных факторов, отношений, условий в генезисе и функционировании сознания, идеальных стремлений. Необходимо понимать и учитывать специфичность границ преобладающей и определяющей роли каждой из этих субстанций, материального и идеального первоначал. Только такой подлинно диалектический подход к их взаимодействию, раскрытие сложной диалектики объекта и субъекта, объективного и субъективного в целостном единстве человеческого бытия и жизнедеятельности человека позволяет правильно решить вопрос о границах первичности и вторичности, многоуровневости и конкретной ситуативности взаимоотношения и взаимосвязи материального и идеального. Здесь правильным и обоснованным является учет многообразия этого взаимоотношения, его исторически меняющихся типов и форм. Именно развитие общественной практики, культуры и науки ведет к изменению этих форм, выдвигает все новые требования к уровню сознания, компетентности, управленческому мастерству.

Абсолютизация материального, сводимого к объектам, содержания гносеологического подхода к миру имеет своим последствием недооценку таких сторон человека, как субъект познания и субъект деятельности, преобразующей мир, его этических характеристик, нравственных возможностей и других духовно-практических и идеальных сил.

В чем назначение философии и ее значимость для жизни общества и личности?

Ответ на этот вопрос заключен в содержании тех функций, которые призвана выполнять философия по отношению к познавательной, научной, социально-практической, культурной деятельности человека, многообразных структур общества. Эти функции философии можно обозначить как собственно мировоззренческую, методологическую, как теоретическое обоснование системы духовных ценностей (нравственных, моральных: добра, справедливости, счастья, правды жизни и борьбы с их антиподами - этическая функция; эстетических, художественных: красоты, гармонии, возвышенного, героического - эстетическая функция). Философия дает ответ на вопрос: что есть сущее и что есть должное? Как от должного перейти к сущему? И потому она выступает как основа стратегического программирования жизнедеятельности человека, формирования идеалов и жизненных планов личности, ее убеждений в системе интеллекта, чувств и характера.

Философия универсального, реального гуманизма помогает личности выработать индивидуальный стиль жизненного поведения, взаимоотношений с другими людьми, черты настоящего интеллигента, патриота и гражданина. Этот стиль опирается на высокий авторитет разума, достижения научного познания, его доказательность, критичность, антидогматизм. Ему присущи высокие нравственные качества личности, ее честность, надежность, правдивость, самокритичность, навыки самовоспитания, здорового образа жизни.

Философия является не только теоретическим самосознанием эпохи, но и помогает осмыслить гуманистическую сущность культуры на всех этапах исторического становления человеческого общества.

 

2. Основные этапы исторического развития мировой

философской мысли.

 

Если каждую науку целесообразнее всего изучать в ее историческом аспекте, это особенно справедливо в отношении философии. Философское учение заключает в себе, синтезирует содержание всей предшествующей, обобщающей философской мысли человечества. История философских идей становится в определенных пределах органической составной частью философской теории. Тем самым философия в ее историческом развитии предстает как единое целое, хотя и разделенное на качественно отличные этапы.

Философские позиции на различных этапах исторического процесса нельзя жестко оценивать либо как истинные, либо как ложные. Нужно уметь обнаружить и вычленить заключенные в каждой системе философских взглядов позитивные моменты, идеи, понять значение выдвигаемых теоретических и практических проблем. В философии неразрывно связано вечное и временное, одностороннее обобщенное, абстрактное и всеобще-конкретное, прошлое и будущее.

Сегодня особенно остро осознается значимость общечеловеческих ценностей, что подтверждает правоту философов, утверждавших самые высокие идеалы, гуманистическую идею человека как самой высокой ценности и высшей цели, моральные абсолюты, внутреннее единство объективного знания и нравственности. На это вы должны ориентироваться, приступая к изучению истории философии. Этот же подход служит основанием для выделения центральных проблем в рамках определенного культурно-исторического типа философии. Рассмотрение центральных проблем, встававших перед философами того или иного периода, поможет в то же время дать представление об исторических типах философии, о своеобразии философской мысли разных народов в разные периоды их жизни.

Так, античная философия возникает и развивается в “понятийном поле”, полюсами которого являются, с одной стороны, онтологизм (термин “онтология”, в переводе с греческого языка означает “учение о бытии”), а с другой - зарождающийся антропологизм, то есть стремление увидеть человеческое начало как определяющее во всем, что окружает человека, как своеобразный центр в мире Космоса.

Предмет размышления древнегреческих философов VI-V в. до н.э. (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Эмпедокл, Гераклит и др.) был ограничен природой и свойствами четырех сфер, ее составляющих - земли, воды, огня, воздуха. Поставив вопрос о первоначале, философия осуществила прыжок в царство абстрактного и всеобщего. Ведь вода и воздух, другие стихии природы - это образы, символы рождающегося всеобщего. Но как объединить мир и человека, а в человеке его тело и душу? Эти вопросы нельзя решить, отождествив первоначало с отдельной вещью, материальной стихией, с материей вообще? Так возникает проблема бытия, поставленная элейской школой философов. Демокритом был сделан шаг к понятию материи, означающей не сами по себе тела и состояния, но и то общее, что им присуще. В основе мира, согласно Демокриту, лежат два начала - атомы и пустота. Если Демокрит смотрел на человека через призму атомизма, пытаясь объяснить его поведение только естественными, природными причинами, то Платон занял другую позицию. Он вошел в историю как противник тех, кто пытался и пытается объяснить мир из него самого, из его собственного устройства.

При изучении философии Платона необходимо, прежде всего, уяснить смысл его учения об идеях. Идеи - вечные образцы, вечные сущности, по которым строится вся множественность вещей, образованных из бесформенной, текучей материи. Термин “идея”, который выражал лишь созерцаемую умом форму или причину чувственных вещей, стал обозначать бытие идеальное, нечувственное, и даже сверхчувственное. Гипотеза постигаемых умом форм или идей, стала учением философского идеализма. В нем, в преувеличенном виде, нашел отражение важный момент человеческого бытия - созидательная роль идей и идеалов.

В отличие от Платона, Аристотель полагал, что истинную сущность отдельного предмета составляют не родовые понятия, а он сам, его единичное бытие. Каждый предмет состоит из материи и формы, т.е. из материального субстрата и организующей его структуры. Каждая вещь имеет причинное происхождение и целевое назначение. Материя есть чистая возможность, которая должна быть оформлена соответствующим образом. Именно форма выступает как причинно-целевая программа. Ее реализация происходит как процесс движения во времени и пространстве. Он явился основоположником формальной, классической логики и этики как науки о морали, выступающей основой науки о политике, о государстве. Для Аристотеля человек - “общественное, политическое животное”. В центре его этического учения - общее благо, счастье, добродетели, лучшие нравственные качества человека, справедливость, умение находить оптимальную меру поступка, “золотую середину”, чувство дружбы.

Греческая философия открывала первоосновы не только жизни всемирной, космической, но стремилась к познанию человека. Это чрезвычайно важная проблема, на изучение которой необходимо обратить особое внимание. Именно Сократ познание вещей решил начать с себя: “Познай самого себя”. Для него загадка природы имеет смысл, прежде всего постольку, поскольку она есть загадка человека. Сократ первым осознал в качестве философской проблемы отношение души и тела, смысла и цели человеческой жизни. Ответ на вопрос о сущности человеческого совершенства обнаруживает противоположность между взглядами Сократа и софистов, также пытавшихся выявить цели и задачи человека. Если в учениях “досократиков” человек погружен в мир природы и живет в ней, опираясь на представления о гармонии Вселенной, то софисты впервые обозначили границы особой сферы жизнедеятельности человека - сферы культуры. Протагору принадлежит знаменитый философский девиз - “Человек есть мера всех вещей”.

Особый интерес представляют этические взгляды древнеримских философов - стоиков, эпикурейцев. Главный вопрос, который рассматривают стоики - это определение места человека в Космосе. Их исходным представлением является убеждение, что законы бытия неподвластны воле человека, и он должен смириться с этим, соблюдая спокойствие духа, стойко и мужественно воспринимая удары судьбы, преодолевая жизненные испытания. Эпикурейцы подчеркивали, что они не страшатся смерти: “Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет”. Важно ценить жизнь как высшее наслаждение. Результатом этических поисков становится образ мудреца-философа, воплощающего в себе идеал достойной человека жизни, невозмутимости и глубины человеческого духа.

 

3. Философия средневековья и эпохи Возрождения.

 

В средние века философская мысль развивается в тесной связи с религиозной формой сознания, господствующей в этот период. Связь эта, однако, носит сложный характер, и через полемику разных направлений можно увидеть неоднозначность этой связи. Средневековое мышление по существу своему теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, для него является не природа, а бог. Бог-творец дарит вещам бытие. Только в боге бытие и сущность совпадают. Философия средневековья разворачивается, как размышления в области богословия и в основном подчинена истолкованию божественного начала. Философия выступает, по сути, служанкой богословия.

Вся средневековая философия делится на 2 периода: период патристики и период схоластики. Фактором, отделяющим патристику от свободного философского исследования, каким его знала античная философия, становится идея откровения. Исходящее от бога знание рассматривается как абсолютный критерий человеческого поведения и познания. Заостренное противопоставление веры и разума еще не характерно для патристики, стремившейся истолковать философию как разъяснение Библии, а Библию как подкрепление текстов Платона и Аристотеля. Онтология построена вокруг идеи бога как абсолютного бытия. Характеризуя первый этап средневековой философии, необходимо особо остановится на фигуре Августина Блаженного, который первым заговорил о субъективном моменте человеческого выбора и внутреннем психологическом измерении души. В философском плане это приводит к открытию самосознания как особой реальности - субъективной, но при этом более достоверной и открытой человеку, чем любая внешняя реальность. То есть теологические идеи оказались подчинены у Августина идее личности и ее индивидуального восхождения к Богу. Его формула “Верую, чтобы понимать” открывает дорогу средневековому рационализму.

Схоластика - новый период в средневековой философии. Это время логических споров и дискуссий, когда теология видела в философии лишь средство для решения своих проблем, для интерпретации текста Священного писания. Со временем философия обретает собственное поле деятельности. Им становится исследование природного и человеческого мира в его отношении к Богу, проблема универсалий (общих понятий), “доказательств” бытия бога, соотношение веры и разума. Проблема универсалий - это, по существу, проблема соотношения общего и отдельного, единого и многого, которая изучается всякой философской системой. Но для христианской теологии эта проблема имела особое значение в связи с догматом о триединстве Бога. Нужно было доказать, что единый Бог существует в трех ипостасях. Все же “доказательства” бытия бога сводились к одному выводу: наисовершеннейшей реальностью, вершиной, первой абсолютной причиной, высшим смыслом и целью всего сущего является бог.

Основные решения проблемы соотношения веры и разума в средневековой философии свелись к следующему: “Верю, потому что абсурдно” (Тертуллиан), “Верю и понимаю” (Ансельм Кентерберийский), “Познать в свете разума то, что уже принято верой” (Августин), “Гармония между верой и разумом при приоритете веры” (Фома Аквинский). Каждая из этих позиций претендовала на наиболее полное выражение смысла религиозной веры, которую стремились рационалистически обосновать.

В целом схоластике присуща логика одностороннего анализа, логика всевозможных классификаций и выведения бесконечных следствий из одних и тех же положений.

Теоцентризм средневековой мысли ограничил границы познания человека. Теология утверждала: субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог. Личность рассматривается не в ее собственном человеческом существе, а как она отражает свою потустороннюю предназначенность. Даже Августин, открывая “внутреннего человека”, целиком обращает его к надкосмическому творцу. Глубины души такого человека доступны только богу.

Ярким периодом высочайшего взлета философской мысли и гуманистического мировоззрения стала эпоха Возрождения.

В борьбе со средневековым теоцентризмом на первый план культуры Ренессанса выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Теологическое презрение к земному естеству заменяется признанием могущества творческих способностей человека и разума, стремления к земному счастью. Выясняя суть гуманизма, следует особенно подчеркнуть, что это типичное для Ренессанса свободомыслящее сознание и вполне светский индивидуализм. Именно самой личности предоставляется право решать что истинно, а что ложно. Гуманизм исходит из того, что человек находится в центре мира. Человек - венец творения, краса мира, в разуме своем подобен богу. Человек имеет исключительное право на то, чтобы творить свою личность, свое существование собственной волей, свободным и соответствующим выбором. К главным представителям ренессансного гуманизма относятся Пико делла Мирандола, Валла, Эразм Роттердамский, Мишель де Монтень, отстаивавшие идею независимости и самостоятельности человеческой личности, ее высокое моральное достоинство.

Идеи наивысшей ценности и достоинства человека, идеалы свободы мысли и творчества являются духовным климатом, в котором рождается и новая философия природы, характерной особенностью которой является натуралистический пантеизм. Параллельно с философией природы развивается новое естествознание, в котором на первый план выдвигается опыт, исследование природы, эксперимент, принцип математизации науки (Леонардо да Винчи, Коперник, Галилей). Д.Бруно и Н.Кузанский создали одну из самых глубоких и интересных форм пантеизма в 16 веке. Тезис Д.Бруно - “природа есть либо сам бог, либо божественная сила, открытая в самих вещах” был направлен против христианского учения о сотворении богом мира. В натуралистическом пантеизме бог сохраняется в качестве духовного творческого начала, сливающегося с природой. По сути, природа не создана богом, а есть бесконечное начало, состоит из множества миров. В центре же мыслителей Возрождения было учение о красоте человека, о ее одухотворяющей силе.

 

4. Европейская философия Нового времени (XVII-XIX в.).

 

Наступившее после эпохи Ренессанса Новое время, исходя из потребности рождения буржуазного социального строя, развития промышленности и науки, начало формировать принципиально новое отношение к природе и духовному миру человека. Расширение интеллектуального мира личности, начавшееся в период Возрождения, захватило весь духовный облик эпохи, культуры, философии. В XVII веке высшей ценностью провозглашается наука, а ее центральным объектом - природа и способы познания ее сути. В конечном счете, речь шла об изменении отношения человека к миру и об изменении самого человека. Европейская философия XVII века опирается на идеи самоценности разума, с одной стороны, и важности экспериментально-опытного изучения мира - с другой.

Первым мыслителем, сделавшим опытное знание ядром своей философии, был Ф.Бэкон.

Для Бэкона основная задача философии состоит в познании природы из самой природы и критическом исследовании природы человеческого ума (критика “идолов”, “призраков”).

Исходным моментом любой познавательной деятельности являются для мыслителя, прежде всего чувства, чувственный эмпирический опыт. Поэтому его часто называют основателем эмпиризма - направления, которое строит свои гносеологические посылки преимущественно на чувственном познании и опыте. Эмпирическое направление в философии продолжили такие философы, как Локк, Гоббс, Гельвеций, Гольбах. Сторонники эмпиризма признавали чувственное восприятие главным источником наших знаний.

Иным, отличным от Бэкона, путем в разработке проблем методологии научного познания пошел выдающийся французский мыслитель, ученый и философ Р.Декарт. В центре философии Декарта стоит человек - “Я” как “мыслящая вещь”. Философ был убежден в разумности мира и человека. Совершенствование человека он связывал с изобретением такого метода, который бы давал возможность решать все необходимые проблемы. Таким методом Декарт считал рациональную дедукцию как движение от общего к частному.

Рационализм в лице Декарта, а также Спинозы, Лейбница придавал решающее значение рациональному познанию, не отрицая значения чувственного познания в качестве механизма связи разума с материальным миром. Характеризуя рационалистическую методологию, особенно подчеркнем, что в философии Нового времени под рациональностью, как правило, понималась особая, универсальная, всеобщая и необходимая логическая система, совокупность особых правил, определяющая способность человеческого ума постигать мир и создавать истинные знания. Мир устроен изначально просто и рационально, и он вполне поддается анализу и объяснению. Эпоха Просвещения рождает к концу XVII в. идею прогресса. Эта идея исходила из возможности достижения идеального состояния. Самосовершенствованию человеческого разума нет границ и потому сам процесс общественного развития приобретает характер непрерывного восходящего движения к этой цели. С позиций гуманистического идеала просветители видели назначение человека в том, чтобы быть хозяином собственной жизни, властелином и творцом мира.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.