Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия 3 страница




Рассматривая основные формы бытия следует выделить четыре сферы, четыре формы: бытие природы, бытие человека с его культурой и специфической диалектикой материального и духовного; бытие духовного; бытие общества с особой диалектикой материального и идеального. 1)Бытие природы включает в себя существование чрезвычайно многообразных вещей, материальных тел, состояний, процессов. 2) Бытие человека подразделяется на мир вещей и процессов, воплощающих результаты его культурного творчества (материальные ценности, достижения культуры) и собственно человеческое бытие. Под последним имеется ввиду непрерывное производство и воспроизводство человеческого существования, достойного человека, возвышающего человеческую личность, обеспечивающего овладение всеми сущностными силами человека (разум, духовно-нравственные чувства и качества, свободная воля).

3) Бытие духовного (идеального), которое прежде всего выражается в формах индивидуализированного духовного, в духовной жизни человеческой жизни (идеи, концепции, теории, идеалы, моральные, эстетические, художественные ценности, чувства, переживания и т.п.). Духовное бытие объективируется также в конкретных результатах культурного творчества, в материальных, вещественных, организационных структурах практической деятельности человека.

4) Бытие общества связано с функционированием и развитием как структур материального общественного производства и соответствующих им отношений, так и результатами духовного производства, плодами духовной культуры. Для общественного бытия характерно целостное взаимодействие экономической, социальной, политической и духовной сфер и отношений, активное влияние многообразных форм общественного сознания и общественной психологии.

 

Для осмысления бытия мира как целого, как всеобщей реальности необходимо познание сущности мира, которая раскрывается глубже всего в выявлении первоначал, субстанций, определяющих основ бытия. К ним относятся две самых универсальных: материя и сознание (дух). Для материалистического миропонимания характерно видение основы единства мира в его материальности, что доказывается, по мысли Энгельса, “не парой фокуснических фраз, а долгим и трудным развитием философии и естествознания”.

Материя как субстанция отличается масштабом универсального взаимодействия входящих в нее структур, субстратов, материалов, форм движения, являющегося способом существования субстанции, спецификой всеобщих атрибутов - пространства и времени. Философское определение материи раскрывается как объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отражаемая им. Взаимосвязь двух субстанций - материи и сознания образует ядро философского мировоззрения. Отметим, что сущность сознания заключается в обобщенном целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий человека и предвидении их результатов, в ценностном ориентировании человеческого бытия, разумном регулировании и саморегулировании поведения.

При обсуждении вопроса о сущности пространства и времени в истории философии выделяются следующие аспекты: 1. Являются ли они характеристиками материального бытия или характеризуют устройство нашего сознания? 2. Каково отношение пространства и времени к субстанции? 3. Каковы основные свойства пространства и времени?

Одни философы считали пространство и время объективными характеристиками бытия, другие - чисто субъективными понятиями, характеризующими наш способ восприятия мира. Были и философы, которые, признавая объективность пространства, приписывали чисто субъективный статус категории времени.

Но пространство и время являются столь же объективными характеристиками бытия, как его материальность и движение. Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а также изменения состояния объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий. Поэтому движение есть изменение вообще. Изменение, сопровождающееся появлением существенно новых качественных состояний, которые представляют собой развертывание возможностей, скрытых в предшествующих качественных состояниях, называется развитием.

Пространство - всеобщая форма бытия материи, выражающая протяженность составляющих ее объектов, их строение из элементов и частей. Пространство окружающего нас мира по физике Ньютона имеет три измерения, а потому его называют трехмерным.

Время - всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность протекающих процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения, функционирования и развития материальных систем. В начале XX века физика, теория относительности, выявила глубокую связь между пространством и временем. Оказалось, что время есть четвертое измерение мира, а пространственно-временной срез нашей Метагалактики характеризуется формулой 3+1 (три пространственных измерение и одно временное). Современная физика пользуется уже представлениями о 11-мерном континиуме, из которых 10 относятся к пространственным измерениям с учетом геометрии Римана-Лобачевского.

Каждому структурному уровню материи соответствует своя форма или вид движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Формы движения материи взаимосвязаны. Так, механическое движение обусловлено глубинными процессами взаимопревращения элементарных частиц, взаимовлиянием электромагнитных и гравитационных полей, сложными переплетениями сильных и слабых взаимодействий в микромире. Биологическая форма движения материи - огромный сверхсложный комплекс взаимодействующих физических и химических структур. Взаимодействие всех форм движения материи лежит в основе развития Вселенной. Современная космология утверждает, что даже человек и общество есть такая системная и структурная функциональная организация движущейся материи, которая обусловлена взаимодействиями в масштабе всей Метагалактики. Поэтому и социальная форма движения материи имеет космические предпосылки.

В современной философии утверждается диалектическое понимание механизмов эволюции как специфических и единых для неживой природы, живой природы и общества. В основе этого единства - всеобщая взаимосвязь явлений, саморазвитие материальных и идеальных форм. Приняв принцип самоорганизации как исходный, современная наука, усваивая достижения синергетики в физической области, по-преимуществу, пытается представить процесс развития наблюдаемой части Вселенной как самоорганизующийся процесс эволюции различных материальных систем. В диалектической картине мира акцент падает на становление, коэволюцию, кооперативность структур и процессов. Человечество начинает себя осознавать не просто как нечто внеположенное и противостоящее враждебному космосу, а как его органичный элемент. Возникает понимание уникальности человеческой жизни и переживание сопричастности ее ко всему развитию Вселенной. В начале XX века В.И.Вернадский формулирует тезис о том, что человеческий разум становится основной сравнимой с геологическими силами природы силой планеты, но воздействие на природу должно быть строго контролируемо человеческим разумом, которому предстоит решать сложнейшие задачи совместной эволюции (коэволюции) биосферы и общества.

 

8. Сознание как субстанция.

 

Проблема сознания - одна из самых трудных в философии и науке. Под сознанием понимается высшая форма психического отражения действительности общественно развитым человеком. Сознание заключается в обеспечении целеполагающей деятельности - в предварительном мысленном построении разумно мотивированных действий, в способности личности отдавать себе отчет как в том, что происходит в окружающем мире, так и в своем собственном духовном мире, в эмоциональной оценке действительности. (8:83).

В рамках равноправного диалога взаимодополняющих подходов к вопросу о происхождении сознания ключевым является деятельностный подход. Суть его заключается в том, что возникновение сознания человека рассматривается как результат развития его предметной деятельности.Человек, в отличие от неразумного животного, не только потребляет природу, но и преобразует ее по мере своих сущностных сил созидания (разума, духовных чувств, воли, целеполагания). Сознание первобытных людей носило преимущественно конкретно-чувственный, образно-эмоциональный характер, что было обусловлено неразвитостью форм и орудий труда и, соответственно, неразвитостью системы средств общения между людьми.Чтобы осуществлять коллективный процесс материального производства и удовлетворять общие для членов зарождавшегося производственного коллектива человеческие потребности, одного чувственного отражения было явно недостаточно. Сложный процесс изготовления разнообразных орудий труда, требовавший знания существенных свойств и связей предметов, необходимость отражения социальных потребностей в налаживании совместных действий, взаимопомощи - все это рано или поздно должно было привести к появлению зачатков абстрактного, понятийного мышления, характерного для нарождавшегося сознания и отличавшего его от психики животных предков человека.

Возникновение сознания неотделимо от возникновения речевого общения людей и языка как средства этого общения. Так как всякий труд - это коллективный труд, требующий согласованных действий, а также передачи жизненного опыта, то необходимы были и новые формы общения - речь, которая обозначает предметы, их существенные полезные свойства и отношения и таким образом выступает орудием мышления человека. Благодаря речи сознание формируется и развивается как общественное явление, как духовный продукт человеческой истории. Язык - действительность мысли. Он обладает знаковой, символической природой. Приобщаясь к языку, индивидуальное сознание с самых ранних стадий приобретает общественный конкретно-исторический характер, вступает на путь приобщения к человеческой культуре.

Материальной, физиологической основой (субстратом) сознания является условно-рефлекторная деятельность мозга и прежде всего больших полушарий головного мозга с их сложнейшей системной организацией, иерархированностью и дифференцированностью структур и процессов. Отражая в своем содержании объективный мир, сознание детерминируется природной и социальной действительностью. Предметы, их свойства и отношения существуют в нем в форме образов - идеально. Идеальное выступает как субъективный образ объективного мира, как главнейший признак сознания, обусловленный социальной природой человека. Идеальный образ отражает не материальную организацию человеческого тела, не нейрофизиологический аппарат, а свойства и отношения человеческого бытия (потребности, интересы), природного окружения, осваиваемые в процессе практической деятельности. Сам по себе мозг, как порождение природы, не может мыслить по-человечески. Он становится органом сознания тогда, когда его носитель - человек, субъект труда и культуры, - вовлекается в социокультурную среду, усваивает общие понятия, этические нормы и принципы, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания. Сознание охватывает весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний. Сознающий мозг - это часть личности, общества и истории. У сознания как бы тройное подчинение - объекту (природные, социальные и духовные явления), своему материальному субстрату и общественно-исторической системе, культуре.

Таким образом, сознание как процесс, подобно другим видам человеческой деятельности, носит опосредованный характер. Главными посредниками человеческого отражения мира выступают сначала орудия, затем словесные знаки, понятия и представления, духовные интересы и ценности других людей, их общностей. Объективируя свою сущность в орудиях и знаках, обмениваясь орудиями и знаками, плодами духовной деятельности, знаниями, овладевая культурным наследием, человек познает не только внешний мир, но и свой внутренний мир, осознает свою общность и индивидуальность относительно других людей. Он выступает для себя одновременно объектом и субъектом познания, общения, культурного творчества. Направленность сознания на самое себя называется самосознанием. Степень самосознания человека является показателем его психологического и социально-нравственного развития, умения вырабатывать убеждения, стратегию жизнедеятельности. Благодаря самосознанию человек может контролировать свое поведение соответственно личным интересам, планам, идеалам и отвечать за него перед обществом и перед своей совестью (которая есть ни что иное, как по-существу принципы и нормы общественной нравственности, усвоенные в личностном бытии, исходя из потребностей индивидуальности).

Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека. Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного. Бессознательное - это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся контролю со стороны сознания; это инстинкты, интуиция, эмоционально-волевые акты. В связи с этим возникает вопрос о том, в каком же соотношении находятся осознанное и бессознательное? Составляя относительно самостоятельные стороны единой психической реальности человека, они взаимосвязаны, взаимодейсвуют между собой и способны достигать благоприятного единства. В бессознательном заключены большие возможности для оптимизации человеческой жизнедеятельности, в особенности это касается творческой деятельности субъекта.

При изучении этой темы необходимо также раскрыть место человеческого сознания в мире. В человеческом духе, в его разуме природа “осознала самое себя”. На человеке лежит высочайшая ответственность за решение глобальных проблем современности, за выживание человеческого рода на планете. Необходимо возродить истинное уважение к подлинной духовности, высокой нравственности, к прекрасному, свободному творчеству, способности к самостоятельному выбору, умению ориентироваться на высшие человеческие ценности и идеалы.

 

9. Познание. Научное познание.

 

Важное место в философской проблематике занимают вопросы, связанные с познанием окружающих человека предметов, вещей, отношений, процессов.

“Познаваем ли мир?” - этот вопрос возник еще на заре философской мысли, стремившейся к доказательному, рационально обоснованному постижению мира.

Вопрос о том, познаваем ли мир, имеет следующую формулировку: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности, чтобы успешно действовать на практике? Такое верное отражение действительности достигается только тогда, когда мы познаем сущность предметов, явлений, ситуаций, процессов, когда наша практическая деятельность становится более эффективной и успешной. Ранее мы уже отмечали, что в истории философии наблюдается непрекращающееся противоборство агностицизма и гносеологического реализма. Особенность агностицизма - в отрицании возможности достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. При этом вовсе не отрицается возможность познания мира вообще или феноменологической, поверхностной его стороны, данной в ощущениях или рассудке человека.

Отправной точкой гносеологии, как свидетельствует история философии, был и остается вопрос “Что такое истина?”.

Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как “справедливость”, “добро”, “смысл жизни”. От того, как понимается истина, как решается вопрос о возможности ее достижения, часто зависит и жизненная позиция личности, понимание ею своего назначения.

Хотя определений понятий “истина” имеется множество, в классической концепции истина определяется как соответствие мыслей - действительности. Современная трактовка истины содержит следующие моменты. Во-первых, понятие “действительность” понимается прежде всего как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая из материальных систем и объектов в неразрывном единстве их сущности и явления. Во-вторых, в “действительность” входит также и субъективная действительность, которая познается, отражается в истине в качестве духовной реальности. В-третьих, познание и его результат - истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственной целенаправленной деятельностью человека, с практикой - непосредственно или опосредованно. В-четвертых, истина есть процесс. Такой подход отделяет диалектическое, адекватное действительности понимание истины от агностицизма, идеализма и упрощенного материализма.

Далее необходимо отметить следующие аспекты учения об истине: ее объективность, конкретность, соотношение относительной и абсолютной форм истины, а также понимание истины как процесса.

Объективная истина - это адекватное отражение объекта познающим субъектом. Это - такое содержание человеческих представлений, которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества. Конкретность истины - это зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. Это - богатство определений, отражающих связи и отношения действительности. Под абсолютной истиной понимается такого рода знание, которое тождественно своему предмету в наимаксимальном объеме и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания.

По отношению к достаточно развитому научному теоретическому познанию абсолютная истина - это полное, исчерпывающее в определенном отношении (на данном историческом этапе или целостной истории человечества) знание о предмете. Относительная же истина - это неполное, уточняющееся со временем знание о том же самом предмете. Диалектика состоит в том, что абсолютная истина складывается из развивающихся относительных истин и потому сама изменяется.

Свойство объективной истины быть процессом проявляется двояко: во-первых, как процесс изменения в направлении все большей полноты и глубины отражения объекта и, во-вторых, как процесс преодоления заблуждения в структуре и содержании концепций, теорий, научных гипотез.

В понимании истины очень важна проблема критерия истины. При решении вопроса об истинности или неистинности теории недопустима изоляция от практики во всем ее объеме: и как индивидуальный жизненный опыт, и как единство общественного производства, социально-политической деятельности, научного эксперимента. Практика - это целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материального и духовного мира. Основные гносеологические функции практики заключаются в следующем: практика есть а) основа познания, б) его движущая сила, в) критерий истины и г) цель познания. Диалектика практики как критерия истины состоит в том, что у критерия есть абсолютная и относительная стороны. Его абсолютность в том, что практика в целостном, всемирно-историческом масштабе обладает огромной доказательной силой в раскрытии истины и в обретении ею достоинства верного и правдивого отражения действительности. Относительность практики как критерия истины состоит в том, что практика ограничена данной ситуацией, историческими условиями и реальными возможностями общественного человека, что она сама совершенствуется, развивает свои потенции, средства, ресурсы, и потому может она подтвердить истинность научного положения, теории, управленческого решения лишь в относительной мере.

Далее затронем вопрос об особенностях чувственного и рационального познания, об их формах. Выделяются три формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления, а также такие основные формы рационального познания, как понятия, суждения, умозаключения. Чувственное познание как начальная ступень формируется в процессе непосредственного взаимодействия с внешними предметами. Ощущения отражают, соответствуют отдельным свойствам объектов. Восприятия воспроизводит целостный образ предмета, конкретно-чувственную систему его свойств. Будучи генетической предпосылкой восприятий и обладая способностью к самостоятельному проявлению, ощущения существуют преимущественно как части целостных восприятий.

Восприятие является результатом активного деятельного отношения человека к внешней среде. В действительности, в контексте целостного восприятия, отдельные ощущения обретают реальную значимость, подчас подвергаются как бы “исправлению”, определенной интерпретации.

Чувственное представление характеризуется отсутствием непосредственной связи с отражаемым предметом, таковы образы памяти. В представлении больше чем в восприятии общих черт и сторон, иногда происходит “накладка” на конкретный образ ранее воспринимавшихся аналогичных предметов. К представлению “подключены” механизмы памяти, то есть способность воспроизводить образы предметов, в данный момент не действующих на человека. Без такой формы чувственного отражения действительности, как представление, человек был бы привязан к непосредственной ситуации (в плане жизненного опыта). Благодаря способности представлять предметы субъект расширяет объем чувственного материала, которым он располагает, вовлекая в сферу своих ощущений и восприятий мира также и общественный чувственный опыт. В сфере представлений большую роль играет практика, деятельность человека и связанные с практикой ценности, цели и интересы людей. Высшей формой представлений является воображение - процесс первичного чувственного обобщения наглядных образов при участии мышления. Этот процесс носит осмысленный творческий характер. Подчас он получает словесное оформление. Потому представление стоит как бы на стыке чувственного и рационального познания.

Говоря о формах чувственного познания как образах внешнего мира, необходимо подчеркнуть, что “образу” свойственно не совпадение с объектом, но лишь его все более адекватное соответствие объекту. “Образ” - это не зеркальная копия, но и не знак, не иероглифический символ. Это - образ, порожденный человеческой способностью отражать мир, согласующийся с конкретно-чувственным обликом предмета.

Роль чувственного отражения действительности в процессе познания весьма существенна: органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним предметным миром; без органов чувств человек не способен вообще ни к познанию, ни к мышлению. Рациональное познание базируется на анализе того материала, кот орый дают нам органы чувств. Регулирование предметной деятельности осуществляется прежде всего с помощью информации, получаемой органами чувств; органы чувств дают тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым, чтобы многосторонне познать объекты, чтобы развивать научное знание.

Исходной, основной и ведущей формой рационального познания является понятие. В понятиях фиксируются общие, существенные свойства, отношения предметов, явлений, процессов. Понятия помогают раскрывать смыслы и значения предметов и явлений. Наряду с понятиями важной формой рационального осмысления действительности является суждение. Суждение - это форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. Понятие и суждение являются “кирпичиками” для построения умозаключений, которые представляют собой моменты движения от одних понятий к другим, выражают процесс получения новых результатов в познании. Умозаключение представляет собой рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение (заключение или вывод).

Чувственное и рациональное познание неразрывно и глубоко взаимосвязаны. Реализация чувственной способности человека включает в себя действие механизмов абстрактного мышления. Рациональное пронизывает содержание чувственного познания действительности. Реализация абстрактно-мысленной способности человека совершается посредством обращения к результатам чувственного отражения предметов, используемым также в качестве средств достижения и выражения результатов рационального познания. Иначе говоря, в реальном человеческом сознании чувственное пронизано рациональным, а рациональное - чувственным.

Следует иметь в виду, что рациональное мышление взаимосвязанно не только с чувственным, но и с другими - внерациональными - формами познания. Большое значение в процессе познания имеют такие факторы, как фантазия, эмоции и др. Среди них особенно важную роль играет интуиция (внезапное озарение) - способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.

Основная форма человеческого познания - наука - направлена на производство знаний о природе, обществе, человеке и о самом познании и мышлении. Наука имеет непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов, отношений и ситуаций в их взаимосвязи. Наука ориентируется главным образом на общие, существенные свойства и связи предметов, явлений и процессов, их необходимые характеристики, выражая их в системе абстракций. Научное познание в гносеологическом плане есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, идей, концепций, теорий, гипотез, законов и т.п.

Научное познание включает в себя два основных уровня - эмпирический и теоретический. Наиболее развитой формой научного знания, дающей целостное отображение закономерных и существенных связей, является теория. Важную роль в разработке научной теории играют философские принципы и методы познания. Так, большую роль играют принципы восхождения от абстрактного к конкретному в теоретическом мышлении, единства исторического и логического и ряд других. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному представляет собой способ теоретического исследования сложных и сверхсложных саморазвивающихся системных объектов. Результат этого восхождения - конкретно-всеобщее есть плод синтеза всех абстрактных понятий, участвующих в этом процессе обобщающего мышления, многочисленных научных определений. При этом надо четко отличать 1) конкретно-чувственное (уровень чувственного познания), 2) абстрактное (абстракция), когда каждое абстрактное понятие вскрывает и фиксирует в себе одно существенное отношение, одну существенную сторону 3) конкретное в теоретическом мышлении - плод восхождения, синтеза абстракций, перехода от одностороннего рассудочного подхода к разуму - целостному единству многообразных определений на уровне всеобщего, истинно философского мышления. Дальнейшее его движение связано с познанием “специфической логики специфического предмета” (К.Маркс), с конкретным анализом конкретной исторической ситуации. Это будет как бы возврат к конкретно-чувственному, предметно-чувственному начальному этапу познания, но на уровне знания закономерных связей, раскрытых конкретно-всеобщей научной теорией. При этом открываются новые горизонты возможностей успешной практической деятельности.

Изложение результатов восхождения в движении научной мысли начинается с исходной абстракции (“начало”, “клеточка”), которая фиксирует всеобщие предпосылки функционирования и развития целого, проходит через последовательные этапы углубления и расширения познания к желаемому результату - целостному, мысленно-конкретному воспроизведению в теории исследуемого предмета.

С принципом восхождения от абстрактного к конкретному в теории органически связан принцип единства исторического и логического. Историческое - процесс становления и развития объекта со всеми изгибами, случайностями реального хода событий. Логическое означает теоретически выверенное, последовательное воспроизведение развивающегося объекта (явления) во всех его существенных связях и отношениях. Отражая действительный исторический процесс, логическое проясняет его сущность, выявляя закономерные связи событий, освобождается от хаоса случайностей, излишних подробностей. “Без истории предмета нет теории предмета, как без теории предмета нет истории предмета” - справедливо отмечал Н.Г. Чернышевский. Научное познание устремлено к нахождению законов, то есть форм знания, которые выражают наличие в самих вещах устойчивых, повторяющихся, сущностных, необходимых связей, “правил необходимого существования” (И. Кант). Если та или иная форма знания, претендующая на статус науки, таких правил не находит и не фиксирует, то она не является подлинной наукой. В научном естествознании очень важно объяснение, т.е. раскрытие сущности, внутренних закономерностей исследуемых объектов или явлений. В гуманитарных науках необходимо еще и понимание, т.е. истолкование, интерпретация познаваемого в соответствии с целями и идеалами человека.

Одна из главных линий становления постнеклассического этапа развития науки состоит в том, что в науку входит аксеологический (ценностный) момент. Понятие научной рациональности включает не только логическую и методологическую упорядоченность логического мышления. Сегодня надо искать не просто “объектные” законосообразные истины, а соотносить их с живым человеческим смыслом и ценностями. Лишь та наука действительно социально значима, высоко оценивается обществом, которая обеспечивает сохранение и дальнейшее развитие человечества и самого человека, его интеллекта, его творческих способностей, возвышает его духовный мир.

Познанный человеком мир - это не сумма объективных законов и качеств, и сам он не является подлинным человеком без духовных ценностей, эмоций, симпатий и антипатий, идеалов, стремлений, хотений. Самостоятельным типом познание является ценностное познание. Точнее говорить о ценностном освоении действительности, что делает возможным соотнесение ее с человеческими потребностями, с собственным миром человека. Так, социальная истина - это “прорыв” в мир ценностей, выражение идеалов справедливости, добра и красоты, равенства и дружбы людей и народов. В этом смысле общественные отношения, социальные институты, политические действия по-настоящему истинны в том случае, если они выражают предел осуществления этих идеалов в соответствии с реальными возможностями развития и возвышения человека. Мерой их истинности выступает полнота этого развития, степень достижения человеческой свободы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.