Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия 4 страница




 

10. Философское учение о развитии.

 

Объективная логика философского познания, которое стремится к раскрытию взаимозависимости явлений и процессов мира, его целостности ведет к проблеме развития. Принцип развития дает ответ на вопрос о том, остается ли мир всегда тождественным себе или он постоянно претерпевает значительные количественные и качественные изменения. Развитие является основным предметом изучения диалектики, а сама диалектика выступает как всеобщая методология и всестороннее целостное учение о принципах и законах развития природы, общества, человека и его духовного мира. Диалектика включает в себя бытийное содержание, реализует особый мировоззренческий подход. Характерная особенность этого миросозерцания - объединение идей материальности природного и социального миров с идеей универсальности развития и саморазвития явлений и процессов объективной и субъективной действительности.

Понимание сущности развития и его процессов является едва ли не самой трудной философской задачей и требует глубокого изучения всех сторон и элементов диалектики в их взаимосвязи и целостности.

Важное место в диалектике занимает идея всеобщей взаимосвязи явлений. Взаимосвязь, переходы одних явлений в другие отражают всеобщее свойство движущейся материи и явлений духовного бытия. Все это есть проявление всемирной универсальной связи объектов, а в человеческом бытии и субъектов, “всего со всем”. Такие универсальные связи бытия стали центральным аспектом диалектики. Формой познания сложных, гибких, противоречивых универсальных связей бытия служат категории диалектики. Категориальные связи постепенно осмысливались как диалектические закономерности. Существование всеобщей универсальной связи всех явлений является исходной предпосылкой принципа детерминизма. Детерминизм - это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений, о порождении одними явлениями - других. В полном объеме сущность диалектической концепции детерминизма раскрывается с опорой на целостную систему философских категорий. Среди них такие, как “причина” и “следствие”, “сущность” и “явление”, “необходимость” и “случайность”, “возможность” и “действительность”, “необходимость” и “свобода” и другие. Для выявления причинно-следственной связи в системе всеобщего взаимодействия важно раскрыть генетическую связь явлений и отличить ее от связей одновременного существования или от простого предшествования одного явления другому во времени. Как говорили древние: “после этого не значит вследствие этого”. Важно выявлять функциональную природу некоторых причинно-следственных отношений. Методологически целесообразно отличать механистическое понимание детерминизма, сводящее все к однозначной связи причины и следствия, от современной диалектической концепции детерминизма, раскрывающей многообразие причин и следствий, их неоднозначность, специфичность, системность, иерархированность. Антиподом детерминизма выступает индетерминизм, принципиально отвергающий объективные причинно-следственные связи и тем самым подрывающий возможность рационального истолкования природных и социальных явлений и событий, законосообразного, естественно-исторического характера их возникновения, существования и исчезновения. Вершиной диалектического понимания детерминизма является раскрытие роли самодетерминации в человеческом и социальном бытии: роль идей, мотивов, идеалов, программ, планов, нравственных качеств в жизненном творчестве. В истории познания прослеживается также другой категориальный ряд, выражающий структурированность, организованность бытия: единичное-особенное-общее-всеобщее, часть и целое, форма-содержание и другие.

Практическое взаимодействие людей с множеством сходных и различных вещей, иерархия структурных уровней и специфический круг и масштаб их взаимосвязи послужили основой для выработки категорий единичного, индивидуального, особенного (отдельного), общего и всеобщего.

Единичное - характеризует отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных, в том числе подобных ему предметов, явлений, процессов. Общее - философская категория, отражающая не только сходные, но необходимые, закономерные черты и свойства, присущие всем предметам данного класса.

Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи. Общее не существует само по себе, в “чистом” виде. Оно образуется во взаимодействии единичных, отдельных вещей, явлений, выражая их существенную общность. Единичное же входит в тот или иной класс предметов, заключая в себе не только самобытные, но общие черты этой общности.

Особенное - важный момент движения познания вглубь объекта. Особенное - философская категория, которая выражает специфическое единство, синтез общего и единичного (отдельного, индивидуального).

Всеобщее - философская категория, отражающая необходимые качества и свойства, присущие всей действительности, миру как целому. Всеобщее - это такое общее, которое не может выступать исключительно в роли особенного.

Другой подход к осмыслению всеобщих связей бытия связан с соотнесением поверхностных и глубинных уровней действительности. Самым общим его выражением служит опыт диалектического применения категорий “сущность” и “явление”. Сущность - совокупность внутренних, необходимых свойств и качеств системы, от которых зависят все явления, в которых она выражается. Явление - форма проявления сущности, внешнее обнаружение сущности и ее системной структурированности.

Явление и сущность - диалектически связанные противоположности. Они не совпадают друг с другом. Иногда их несовпадение проявляется в том, что внешние, поверхностные черты предмета маскируют, искажают его суть. В таких случаях говорят о видимости, кажимости.

Категории явления и сущности неразрывно связаны между собой. Одно из них предполагает другое: сущность является, явление - существенно. Диалектический характер этих понятий проявляется в их гибкости, относительности. Понятие сущности не предполагает какого-то жестко фиксированного уровня реальности или некоторого предела познания. Познание движется от явлений к сущности, углубляясь далее от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д. Явление и сущность - понятия, указывающие направление, путь вечного, бесконечного углубления человеческих знаний. В своем конкретном виде процесс раскрытия, понимания сущности проявляет себя в познании структуры, целостности, причин предмета, законов его формирования, функционирования и развития.

Философскими понятиями, с помощью которых ранее всего, и притом долгое время осмысливалось мироустройство бытия, служили понятия “часть и целое”. “Целое” и “часть” - это не совпадающие, противоположные категории. Целое - интегрированное качество внутренней существенной связи элементов, форм взаимодействия, не сводящееся к сумме составляющих его частей. Часть - элемент целого (целостности), необходимо заключающий в себе ее специфичность.

Целое не сводимо к сумме частей, набору свойств частей, его составляющих. Тайна целостности, ее несводимости к простой сумме частей заключается в связи, объединяющей предметы в сложные системные комплексы, во взаимовлиянии частей. Целостность выступает как обобщенная характеристика объектов, обладающих сложным внутренним строением, как единство частей в многообразии их взаимосвязей. Целостность представляет высший уровень зрелости и полноты развития явления, процесса. Обогащение категорий “часть-целое” понятием связи открывало путь к развитию представлений об упорядоченности бытия.

Понятием, с помощью которого осмысливается упорядоченность мира и его составляющих является понятие формы, которое неразрывно связано с понятием содержание. Содержание - философская категория, выражающая внутреннее существенное единство всех элементов, сторон, систем и подсистем и т.п. в их взаимодействии, образующих данный качественно определенный предмет, явление, процесс. Форма - философская категория, выражающая: а) способ существования определенного содержания в его различных модификациях; б) внутреннюю организацию содержания, его структуру. Играет активную и незаменимую роль в структурировании, функционировании и развитии данного содержания. “Содержание” и “форма” - понятия диалектические: содержание оформлено, а форма содержательна, как пояснял Гегель. Форма не есть что-то поверхностное, внешнее. Она - фактор внутренней организации того или иного явления, процесса. Форма закрепляет определенную ступень в развитии явления, тем самым обеспечивая накопление изменений и возможность дальнейшего развития.

Необходимость и случайность как диалектические категории. Необходимость сначала осознается как свойство причинно-следственной связи. Однако в ходе дальнейшего развития познания содержание понятия необходимость уточняется и расширяется. Необходимыми начинают считаться не только причинные связи, но всякие связи, неизбежно наступающие при определенных условиях, и не только связи, но и стороны, свойства, по природе присущие исследуемым материальным образованиям. Необходимыми называются те свойства и связи, которые имеют причину своего существования в себе, которые обусловлены внутренней природой элементов, составляющих материальное образование или духовно-практические структуры типически повторяющиеся при сходных обстоятельствах в человеческом бытии. Свойства же и связи, имеющие причину своего существования в другом, т.е. обусловленные внешними обстоятельствами, называются случайными. Необходимые стороны и связи при соответствующих условиях наступают неизбежно, появление же случайных свойств и связей не обязательно, они могут наступить, могут и не наступить. Бывают “чистые” случайности как точки внезапного пересечения необходимостей разного рода. Бывают случайности как форма проявления необходимости.

В конкретном анализе причинных отношений необходимость и случайность оказываются тесно связанными с отношением возможного и действительного, с превращением возможности в действительность.

Причинно-следственные отношения, реализующие принцип причинности, возникают тогда, когда явление-причина порождает случайное или необходимое следствие. Если же явление еще не стало, но может стать причиной, говорят, что в нем заключена возможность превращения в действительную причину. Иными словами, возможность - предпосылка возникновения того или иного явления, процесса, его потенциальное существование. Каждая материальная система, природная или социальная, сначала существует потенциально, а затем может стать действительностью.

В широком смысле слова под действительностью понимается весь объективно существующий мир, объективная реальность во всей ее конкретности, вся совокупность налично существующих явлений, включая реальность явлений человеческой субъективности, духовного мира человека в психологическом аспекте. В более узком и специфическом смысле слова под действительностью понимают конкретное бытие отдельного объекта в определенное время, в определенных условиях. Действительность отдельного конкретного материального объекта - это его актуальное бытие.

Диалектическая взаимосвязь возможности и действительности проявляется в ряде отношений. Прежде всего они предполагают друг друга. Всякая конкретная действительность содержит в себе возможность своего дальнейшего изменения и развития, и всякая конкретная действительность возникла как результат реализации ранее существовавших возможностей. В категориях возможности и действительности мир характеризуется прежде всего с точки зрения его становления, изменения, и будущего развития. Примат в этой паре категорий принадлежит действительности. Действительность включает в себя все возможности своего дальнейшего развития, но ни одна возможность не охватывает всей действительности.

Диалектика возможности и действительности придает связность процессу развития, ведет к пониманию развития прежде всего как саморазвития. Действительность через порождение возможностей и их последующую реализацию как бы разворачивает процесс своего становления во времени. Механизм этого становления может быть понят только на основе действия законов диалектики. Развитие характеризуют три основных закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количества в качество и закон отрицания отрицания. Закон единства и борьбы противоположностей характеризует источник, импульс развития. Развитие науки и социальной практики подтверждает, что мир “соткан” из диалектически противоречивых начал и тенденций, иерархии их многообразных отношений. Под диалектическими противоположностями понимаются такие стороны, тенденции того или иного целостного изменяющегося предмета, процесса, которые одновременно: а) неразрывно связаны; б) взаимоисключают друг друга (причем не только в разных, но и в одном и том же отношении); в) взаимопроникают и - при определенных условиях - переходят друг в друга. Это положительное - отрицательное, ассимиляция - диссимиляция, анализ - синтез, сотрудничество - конкуренция, правда - ложь, прекрасное - безобразное, право - беззаконие и т.п. Взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций, предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития, составляет диалектическое противоречие. Противоречия есть в любой развивающейся системе от начала и до конца процесса ее развития.

В развитии противоречий можно выделить следующие этапы или состояния: гармония, оптимальное, стабильное развитие основных систем развивающегося целого, возникновение существенных различий и диспропорций, коллизия, дисгармония, конфликт, острый системный кризис, антагонизм, катастрофа. Разрабатываемое в последние десятилетия преимущественно в эстетике понятие гармонии начинает все в большей степени привлекать внимание специалистов по социальной философии. Развивающаяся система в состоянии гармонии характеризуется согласованностью частей и целого, их взаимоукреплением: полным раскрытием возможностей всех сторон целостности обеспечивается подлинно устойчивое, прогрессивное развитие по всем основным параметрам. Для достижения гармонии безусловно необходимо преодоление и изживание любых антагонизмов и острых конфликтов, прочное обеспечение элементарного порядка, а затем высокой экономической и социальной эффективности политического строя, надежного роста нравственной и правовой культуры в обществе. Дисгармония связана с расшатыванием общих фундаментальных структур, с уродливым развитием одной из сторон противоречия за счет другой. Она характеризуется преобладанием разнонаправленности интересов. При конфликте такое состояние достигает предела, что ставит под вопрос само благополучие существования развивающейся системы. Только разрешение острых противоречий является источником оптимального развития. Противоречия преодолеваются, для этого требуются затраты вещества, энергии, информации, интеллектуальные, нравственные усилия, управленческие действия. Сами по себе противоречия еще не обеспечивают переход к новому качеству, т.е. развитие. Любое разрешение противоречия есть существенное качественное изменение в бытии, ведущее общество к подъему развивающейся системы на более высокий уровень, к обретению более совершенных и эффективных форм бытия.

Закон взаимного перехода количества в качество выражает такую взаимозависимость характеристик материальной системы, при которой количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и горизонты количественных изменений. Все понятия, выражающие данный закон, диалектичны и взаимно дополняют друг друга. Качество - это система важнейших, необходимых свойств предметов, теряя которые предметы перестают быть тем, что они есть в своем необходимом бытии. Количество есть степень развития данного качества. Нет “чистого” количества, никак не связанного с качеством, и нет “чистого” качества, никак не связанного с количеством. Качество и количество внутренне связаны в мере. Именно мера служит для выражения и взаимосвязи качества и количества. Во всех областях действительности появление нового качества обусловлено определенными и специфическими количественными изменениями, накоплениями. Качественное изменение происходит в виде скачка. Скачок - переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в результате превышения меры). Новое качество влияет на исчезновение одних и становление других “количеств”. Переход качественных изменений в количественные в процессе развития выражается в том, что качество: 1) определяет характер и направление количественных изменений; 2) оказывает существенное влияние на скорость, темпы протекания количественных изменений и 3) определяет меру данного явления. В процессе развития происходит смена мер, преобразование узловой линии отношений меры.

Анализируя процесс изменения качества и количества, очень важно учитывать как в теоретической, так и в практической деятельности не только механизм совершающихся изменений, но и их глубину и значение для перспектив развития. По этому основанию совершающиеся изменения можно разделить на революционные и эволюционные.

Революция - это такое изменение, в ходе которого совершаются преимущественно коренные качественные изменения, ломка основного качества явления, его интенсивное масштабное преобразование. Эволюция - это преимущественно постепенные количественные изменения, при которых основное качество явления сохраняется. Понятие эволюции употребляется также для обозначения развития вообще (эволюция растительного и животного мира, эволюция Земли и т.д.). В этом значении оно включает в себя как количественные, так и все виды качественных изменений. Поэтому следует иметь в виду, что при рассмотрении соотношения эволюции и революции понятие “эволюция” употребляется в первом, более узком, специальном своем значении.

Из трактовки развития, включающего в себя переходы от одних качеств к другим, принципиально новым качествам, следует, что никакое развитие невозможно без отрицания. Отрицание в его самом общем диалектическом смысле есть закономерный процесс перехода явления при определенных условиях в качественно иное состояние. Какова суть этого преобразовательного процесса? Имеется ли какая-либо общая направленность в бесконечном процессе движения материи? Ответы на эти вопросы дает закон отрицания отрицания. Отрицание заложено в самом предмете или явлении. Для того, чтобы правильно понять реальный процесс развития, а следовательно и абсолютность отрицания, нужно отличать диалектическое понимание отрицания от пустого, зряшного, обыденного, механического подхода к отрицанию, как простому уничтожению. Диалектическое отрицание - глубоко содержательный процесс, который характеризуется взаимодействием трех моментов: а) преодоление старого качества новым; б) удержание положительных сторон из старого качества и сохранение всего жизнеспособного, что способствует становлению и оптимальному функционированию нового качества; в) конструктивное творчество всех сторон системы нового качества. Диалектическая философия отвергает абсолютизацию момента разрушения в отношении к предыдущим этапам развития. При таком подходе к предшествующему качеству невозможно прогрессивное движение системы. Действие закона отрицания отрицания полностью обнаруживается лишь в целостном, относительно завершенном процессе развития, через цепь взаимосвязанных переходов, при рассмотрении ряда последовательных этапов, когда можно зафиксировать более или менее законченный (с точки зрения направления развития) его результат. На каждой же отдельной стадии этот закон обнаруживается обычно лишь как тенденция, а потому далеко не всегда полно и очевидно. Существо данного закона - в синтезе, когда при вторичном отрицании на более высокой ступени развития повторяются некоторые характерные черты (структуры) исходной ступени. Этот повтор обуславливает особую форму развития - спи ралевидную, демонстрирующую не круговорот, а лишь “якобы возврат” к прежней ступени при общей поступательности развития системы.

В итоге взаимодействия трех отмеченных законов диалектики возникает единая система диалектических связей и переходов, в которой каждый элемент выполняет свою особую функцию, охватывая совокупным действием всю действительность. Обладая специфичностью и несводимостью друг у другу, эти законы в то же время взаимосвязаны и проникают друг в друга, вплоть до полного единства.

На основе проведенного анализа различных типов универсальных связей, выраженных в законах и категориях диалектики, можно дать более полное определение понятия развития и показать его соотношение с понятиями “изменение” и “прогресс”. Изменение универсально и характеризует любые явления действительности. Развитие же - особый тип изменения. Наиболее общими, противоположными по своим характеристикам, разнонаправленными и вместе с тем неотделимыми друг от друга, диалектически связанными тенденциями развития являются прогресс и регресс. Прогресс в самом общем виде определяют как тип (или направление) развития сложных систем, для которого характерен переход от низших, менее совершенных форм к более высоким и совершенным. Прогресс применительно к живой природе определяется как такое повышение степени системной организации объекта, которое позволяет новой системе (измененному объекту) выполнять функции, недоступные старой (исходной) системе. Регресс же - это понижение уровня системной организации, утрата способности выполнять те или иные функции.

В отношении общества также применяется критерий прогресса. Идея прогресса в обществе долгое время носила ценностный характер, воплощая в себе высокие цели всестороннего развития и блага человека и общества, идеалы равенства, справедливости, свободы, человеческого достоинства. Фактически каждая подсистема общества - производительные силы, производственные отношения, нравственность, культура - требуют своего специфического критерия, и только в своей совокупности эти критерии способны наиболее полно охарактеризовать ту или иную общественную систему, степень ее прогрессивности по сравнению с другими общественными системами.

Важную роль играет производство, уровень развития производительных сил, темпы роста производительности труда. Экономический критерий свидетельствует о степени свободы общества по отношению к природе. Но в любом случае для прогрессивной общественной системы характерна будет ориентация, прежде всего, на духовные интересы людей, гармоничное развитие индивидов, что ведет к ускорению нравственного и культурного прогресса общества.

Понятие “общественный прогресс” носит мировоззренческий характер и заключает в себе ценностный смысл, человеческие ориентации. Оно несет в себе идею единства исторического процесса, преемственности, сохранения и приумножения высших достижений материальной и духовной культуры человечества, всех его гуманистических ценностей. В реальном развитии линии прогресса и регресса сложным образом переплетены, представляют собой живое, подчас противоречивое единство. Прежде всего важно учитывать тесную логическую связь, соотносительность этих понятий, то, что одно из них предполагает другое, что они определяются лишь друг через друга. Что следует считать прогрессом и, стало быть, чему следует содействовать - это в каждом конкретном случае предстоит открывать и обосновывать теоретически.

Современная картина мира стремительно повышает степень своей диалектизации, постепенно продвигаясь к познанию единого мирового эволюционного процесса. Наука выходит на новый уровень изучения самоорганизующихся и саморазвивающихся систем. По-новому осмысливается, обогащается диалектика взаимоотношений между такими категориями и понятиями как “устойчивость” и “изменчивость”, “порядок-хаос” и т.п. Важное философское, методологическое значение приобретают идеи и методы синергетики - теории самоорганизации. Она разрабатывалась преимущественно на физическом материале. В работах И.Пригожина показана многозначность возможных ходов движения Космоса, химических процессов, происхождение упорядоченных структур из хаотичных состояний в условиях неравновесных взаимодействий. Мир эволюционирует по нелинейным законам и полон неожиданных поворотов. Зная тенденции самоорганизации системы можно облегчить некоторые зигзаги эволюции, оптимизировать ее. Реальная диалектика бытия в ее всеобщих характеристиках требует для своего адекватного выражения соответствующего философского метода - диалектического, роль и значение которого в современной науке и практике управления возрастает. Важно применять его умело, с учетом конкретных условий, в единстве с многими другими способами и приемами научного познания.

 

11. Философская концепция человека.

 

Философский анализ проблемы человека предполагает изучение человека как целостной, сложной, многоуровневой системы. Человек пребывает в духовном и материальном мире; он проявляется в эмоциях и разуме. Он существует как член общества, коллектива, нации, рода, как отдельное (единичное) существо, “Я” со своим душевным обликом и волей, только ему присущими желаниями, с собственными мечтами и планами, бедами и радостями. Нет человека “вообще”. Человек - всегда конкретный индивид. Но о каждом ли человеке можно сказать, что он - личность, индивидуальность? Ведь он не рождается личностью, индивидуальностью. Эти черты он должен сформировать, “выработать” в себе сам. Казалось бы, раз каждый человек чем-то отличается от другого человека, то уже поэтому он - индивидуальность. На деле все обстоит далеко не так, потому что для многих “быть как все” оказывается легче, удобнее, тогда как быть самостоятельным, ответственным гораздо труднее, а для иных вовсе непосильно. Многогранность человека требует уточнения смысловых особенностей таких близких понятий как индивид, личность, индивидуальность. Человек - это наиболее общее понятие, интегрирующее различные аспекты человеческого бытия и существования. Индивид - это отдельный представитель человеческого рода, природное существо. Будучи причастным к исторически конкретному обществу, в индивиде проявляется неразрывное единство биологического и социального. Личность как понятие несет в себе отражение социальной сущности человека. Оно включает в себя определенный социально-культурный уровень развития человека, уровень, на котором возникает самосознание. Понятие “личность” обозначает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций.

Уникальное пересечение, сплав общих, особенных и единичных черт личности человека, помноженные на своеобразие его генетической природы и жизненного опыта, дает нам индивидуальность, как неповторимое отличие одного человека от других, как плод индивидуализации человека, его самобытного жизненного пути, его биографии.

Становление личности - это процесс социализации человека. сущность социализации - в освоении социальных ролей, в приобщении к трудовой и иной общественно значимой деятельности, в усвоении индивидом ценностей культуры, нравственных норм, образцов поведения, традиций, присущих данному обществу, социальной общности путем образования, воспитания и самовоспитания. Социализация личности, овладение ею культурой преломляется через индивидуальность человека, его характер, психический склад. Подлинное богатство личности - это раскрытие ею творческих способностей, реализованная потребность в собственном всестороннем - духовно-нравственном, интеллектуальном, эстетическом, физическом развитии. Истинное человеческое богатство - это достижение высот свободного бытия, возвышающего личность, обеспечивающего ее самореализацию; это - солидарность с другими людьми, благородное межличностное общение, проникнутое чувствами человечности, товарищества, дружбы и любви. И поэтому является несостоятельным представление о личности как о “винтике” в социальном механизме, как о безликом и покорном исполнителе общественной или государственной воли. Человек, как правило, поступает убежденно, целеустремленно, с сознанием дела совершая выбор между различными вариантами своего поведения, жизненного действия. Обладая свободной волей, он проявляет свою активность, творческий подход. Свобода личности свидетельствует об относительном характере зависимости человека от общества, от обстоятельств. Но при этом необходимо правильно понимать свободу.

Свобода - одна из основных категорий в философии, характеризующая сущность человека и его существование. Ее содержание раскрывается через возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, независимо от внешнего принуждения. Чтобы понять сущность феномена свободы, нужно разобраться в позициях философских концепций волюнтаризма и фатализма, осмыслить диалектические взаимоотношения свободы и необходимости, на которую опирается, познавая ее, и в то же время являясь “причиной самой себя” (Спиноза). Волюнтаризм - это позиция, рассматривающая волю в качестве высшего начала бытия над другими проявлениями духовной жизни человека, включая мышление, ее примат. Действовать в духе волюнтаризма - значит не считаться с объективными условиями бытия, с законами природы и общества, с аргументами разума и науки, выдавая свой произвол за высшую мудрость.

Фатализм - это позиция, отражающая свободную волю, рассматривающая каждый поступок, весь ход жизни человека как реализацию неотвратимой судьбы (фатума), как предопределенные какой-то сверхъестественной силой.

Игнорирование необходимости (природной, исторической и т.д.) чревато произволом, вседозволенностью, анархией и хаосом, что принципиально исключает свободу. Имея своим фундаментом необходимость, материальное и духовное производство, свобода человека и общества является продуктом исторического развития. Ее истинная сущность связана с целостным развитием человеческой личности, культурным ростом и творчеством. Одним из аспектов проявления человеческой свободы является способность преобразовывать окружающий мир, самого себя и тот социум, частью которого он является, в соответствии со своими идеалами, целями, интересами и потребностями. Проблемы свободы тесным образом связаны с обеспечением моральной и правовой ответственности человека за свои поступки. Свобода выбора поступка, решения порождает ответственность, ответственность направляет свободу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.