Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кризис трех лет




Развитие речи в раннем детстве.

Раннее детство сензитивно к усвоению речи. Автоном­ная речь ребенка довольно быстро трансформируется и исчезает.

Развитие речи идет по двум линиям: совершен­ствуется понимание речи взрослых и формируется соб­ственная активная речь ребенка.

Умение относить слова к обозначаемым пред­метам и действиям приходит к ребенку не сразу. Сна­чала понимается ситуация, а не конкретный предмет или действие.

Для ребенка второго года слово гораздо раньше приобре­тает пусковое, чем тормозящее, значение. Лишь на третьем году речевые указания взрослых начинают по-настоящему регулировать поведение ребенка в разных ситуациях. По­нимание речи взрослых в этот период качественно изме­няется. Он может понимать слова, выполнять предметные действия по инструкции взрослых, слушает сказки, рас­сказы, стихи.

Когда центром ситуации при взаимодействии со взрос­лым становится слово, ребенок смотрит на взрослого, сосредоточиваясь на его губах, присматривается к арти­куляции. Появляются первые попытки произнести слово. В этих попытках ребенок строит артикулярно-произносительный образ слова. Неадекватные речевые пробы исче­зают, и ребенок произносит требуемое слово - название предмета.

Развитие активной речи ребенка до полутора лет происходит медленно. Он усваивает от 30-40 до 100 слов и употребляет их очень редко.

После полутора лет ребенок становится инициативным. Появляется вопрос «Это что?». Темп развития речи сразу же возрастает. К концу второго года ребенок употребляет до 300, а к концу третьего года - от 500 до 1500 слов.

Наряду с расширением словаря и уточнением произ­ношения слов в раннем детстве происходит усвоение грамматического строя родного языка. Вначале дети ограничиваются предложениями, состоящими из одного, позднее - двух слов, не изменяющихся по родам и паде­жам (до 1 года 9 месяцев). Причем каждое такое слово-предложение может иметь несколько разных значений. Позже речь ребенка начинает приобретать связный ха­рактер и выражать простейшие отношения между пред­метами. К концу раннего возраста дети довольно хорошо согласовывают слова в предложении. К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ре­бенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений. Речь становиться полноценным средством общения.

Кризис трехлетнего возраста - этап онтогенеза, сопровождающийся резкой и кардинальной перестрой­кой сложившихся личностных новообразований у детей и переходом к новому типу взаимоотношений с окружаю­щими.

Отделение себя от других людей, сознание собствен­ных возможностей через чувство овладения телом, ощу­щение себя источником вопи приводят к тому, что ребе­нок начинает сравнивать себя со взрослыми и хочет пользоваться теми же правами, что и взрослые: выпол­нять такие же действия, быть таким же независимым и самостоятельным. Желание быть самостоятельным выра­жается в упорном стремлении поступить так, а не иначе, ощутив прелесть и возбуждающую тревогу от волеизъяв­ления. Ощущать себя источником своей воли - важный момент в развитии самопостижения.

Негативизм и упрямство развиваются внутри отноше­ний взрослых и ребенка. Попытки обращаться с ребенком в рамках сложившихся прежде отношений, когда ребенок стремится действовать самостоятельно, могут привести к поддержанию негативизма и упрямства. Кризис трех лет возникает в результате определенных достижений в личностном развитии ребенка и невозможности его действовать по освоенным прежде способам общения с другими людьми. Но именно переживания кризиса обост­ряют сензитивносгь ребенка к чувствам других людей, учат не только навыкам позитивного общения, но и навыкам при­емлемых форм обособления себя от окружающих.

Возникающие в процессе развития собственная воля, способность к обособлению, рефлексивные способности готовят ребенка к тому, чтобы стать личностью.

Л. С. Выготский описывает характеристики кризиса трех лет:

1) негативизм - ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого;

2) упрямство - это реакция ребенка, который настаи­вает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались;

3) обесценивание - когда обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше;

4) строптивость близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье.норм поведения;

5) своеволие - т. е. ребенок хочет делать все сам, стремится к самостоятельности намерения, замысла;

6) протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями;

7) деспотизм - диктует свое поведение (если в семье один ребенок).

 

Темы для самостоятельного изучения:

1. Особая роль раннего детства в психическом развитии детей.

2. Общая характеристика психологического развития детей от 1 года до 3 лет.

3. Совершенствование памяти и мышления у ребенка до 3 лет.

 

Вопросы для повторения:

1. Социальная ситуация психического развития в раннем возрасте.

2. Усложнение видов деятельности ребенка и форм его общения с окружающими людьми.

3. Ведущая деятельность в раннем детстве.

4. Особенности развития активной речи ребенка.

5. Развитие познавательной сферы ребенка в раннем детстве.

6. Характеристика кризиса трех лет.

7. Основные психологические новообразования.

 

. Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика психологического развития детей от 1 года до 3 лет

2. Усложнение видов деятельности ребенка и форм его общения с окружающими людьми.

3. Динамика совместной деятельности ребенка и взрослого. Предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры.

4. Особенности развития активной речи ребенка.

5. Формирование социального поведения.

6. Развитие познавательной сферы ребенка в раннем детстве.

7. Характеристика кризиса трех лет.

8. Основные психологические новообразования.

 

Темы рефератов и научных сообщений:

1. Особая роль раннего детства в психическом развитии детей.

2. Развивающие игры детей раннего возраста.

3. Совершенствование памяти и мышления у ребенка до 3 лет.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 683; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.