Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность фирмы на монополистических рынках




ATC

MC

P

ATC

MC

P

ATC

E B MC

Pm

 


P = MR1 = MR2 A P = AR = MR

 
 


AVC

 

 


 

Q

0 Q1 Qmax Q2

 

Рис. 6.1. Максимизация прибыли фирмой на конкурентном рынке

 

Линия цены на графике 6.1 является горизонтальной (так как не зависит от объема продукции, который фирма собирается произвести) и совпадает с предельным (MR) и средним доходом (AR) фирмы. При объеме выпуска, равном Q1, предельный доход MR1 превысит предельные издержки MC1, таким образом, увеличение объема выпуска увеличит и прибыль фирмы. Напротив, при объеме выпуска, равном Q2, предельные издержки MC2 превышают предельный доход MR2, следовательно увеличение прибыли достигается путем снижения объема выпуска. Максимум прибыли достигается при объеме выпуска Qmax, что соответствует точке пересечения горизонтальной линии цены и линии предельных издержек (точке А).

Деятельности фирмы на конкурентных рынках различается с учетом временного интервала действия: в краткосрочном или дол1госрочном периодах. Краткосрочное и долгосрочное решения фирм отличаются тем, что большинство фирм не имеют возможности избежать постоянных издержек в краткосрочном периоде, но обладают такой возможностью в долгосрочном. Иными словами, временно прекращая производство при неудовлетворительной конъюнктуре цен в краткосрочном периоде, фирма продолжает нести постоянные издержки, в то время как, принимая решение в долгосрочном периоде покинуть рынок, фирма не несет ни переменных, ни постоянных издержек (продав свой бизнес, владелец фирмы, имеет возможности их компенсировать).

Деятельность фирмы на конкурентном рынке в краткосрочном периоде графически изображена на рис. 6.2. Как видно из графика, в краткосрочном периоде кривая предложения конкурентной фирмы – это часть ее кривой предельных издержек (MC), лежащей выше кривой средних переменных издержек (AVC). Если цена на конкурентном рынке опускается ниже средних переменных издержек (P < AVC), то фирма оказывается вынужденной временно прекратить производство.

 

       
 
   
 

 


 

 


 

AVC

 

 

P < AVC

 

Q

0

 

Рис. 6.2. Равновесие фирмы на конкурентном рынке

в краткосрочном периоде

 

В долгосрочном периоде конкурентная фирма принимает решение о выходе с рынка (продаже собственником соответствующего бизнеса, либо перепрофилировании производства) аналогично порядку принятия решения в краткосрочном периоде. Фирма покидает рынок, если доход, который приносит ей производственная деятельность, меньше совокупных издержек производства (TR <TC). Покидая рынок, фирма упускает доход от продажи продукции, которую она могла бы здесь произвести, но зато уже не несет ни постоянных, ни переменных издержек.

Кривая предложения конкурентной фирмы в долгосрочном периоде графически отображается как часть кривой ее предельных издержек (MC), лежащая выше кривой средних совокупных издержек (ATC).

 

       
 
   
 

 

 


 

 


 

P < ATC AVC

 

 

Q

0

 

Рис. 6.3. Равновесие фирмы на конкурентном рынке

в долгосрочном периоде

 

Рынок совершенной конкуренции исторически был связан с этапом зарождения рыночных отношений, когда излишки натуральных хозяйств предъявлялись на рынок в небольшом количестве многими продавцами, которым противостояли многие покупатели. Вместе с тем совершенная конкуренция не осталась в историческом прошлом. Для производства многих предметов потребления и ряда услуг до настоящего времени характерен именно такой тип конкуренции (отдельные продовольственные товары повседневного спроса, многие товары легкой промышленности, туристические, зрелищно-развлекательные услуги, услуги общественного питания и др.). В настоящее время модель рынка совершенной конкуренции лучше всего иллюстрирует деятельность любой специализированной товарно-сырьевой биржи (сахара, пшеницы, кофе, нефти, металлов и т.д.), где однородный товар абсолютно взаимозаменяем и для покупателя безразлично, кто его произвел. Анонимность продавцов вместе с анонимностью покупателей делают рынок совершенной конкуренции полностью обезличенным.

Совершенная конкуренция – наиболее простой тип рынка. Именно он явился той средой, где между изначально равными субъектами рынка зародилось соперничество, которое привело к их расслоению, выделению наиболее крупных и агрессивных участников рыночного процесса, сформировало стремление отдельных участников подчинить своему контролю определенные фрагменты рынка, то есть создало условия для возникновения монополии.

 

Монополией является рыночная ситуация при которой фирма является единственный производителем определенного товара. Предложению фирмы, занимающей монопольное положение, противостоит на рынке совокупный спрос всех покупателей товара в пределах географических и товарных границ соответствующего рынка (мировых, национальных, местных). Если в условиях свободной конкуренции любой продавец мог продать определенное количество товара по не зависящей от него рыночной цене, то монопольная фирма регулирует как объем продаваемой продукции, так и ее цену. Обладая абсолютной рыночной властью, она может варьировать объем выпускаемой ею продукции, ее цену, другие существенные условия продажи. Фирма может выпускать как один вид продукции, так и множество ее видов, но в любом случае она будет считаться занимающим монопольное положение только по тому виду продукции, для которого полностью отсутствуют производители-конкуренты.

Основной причиной возникновения монополий являются барьеры для входа рынок, которые не позволяют другим фирмам вступить в конкуренцию с монополистом. Рыночные барьеры, в свою очередь, возникают в следующих случаях:

· владение единственной фирмой ключевым ресурсом производства (классический пример – южно-африканская алмазная кампания «DeBeers», контролирующая порядка 80% мирового производства алмазов и бриллиантов);

· предоставление государством исключительных прав на производство определенной продукции отдельно взятой фирме (например, фармацевтическая фирма, разработавшая новое лекарственное средство, получает от государства патент, наделяющий ее исключительным правом производить и продавать данное лекарство в течение определенного числа лет – например, в США – это 17 лет);

· издержки производства таковы, что максимальная эффективность производства достигается при наличии на рынке единственного производителя – наиболее очевидна здесь ситуация так называемой естественной монополии (например, в сфере электроэнергетики, водоснабжения, железнодорожного транспорта и др.).

Исторически развитие монополий шло параллельно с процессом концентрации производства, осуществлявшимся по следующим направлениям:

· горизонтальная интеграция, то есть слияние нескольких фирм-товаропроизводителей в одной сфере производства (например, объединение нескольких самостоятельных магазинов по продаже бытовой электроники в региональную торговую сеть);

· вертикальная интеграция, то есть комбинация разноотраслевых фирм, производство которых связано единой технологической цепью (например, крупная автомобильная кампания, включающая в себя помимо завода по сборке готовых автомобилей, предприятия по производству автокомпонентов – шин, автокосметики, стекла и т. д. – а также дилерскую сеть по регионам).

Монополия возможна лишь тогда, когда вход на рынок другим предприятиям представляется невыгодным или невозможным. Если на рынок входят другие предприятия, то монополия исчезает. Следовательно, наличие входных барьеров является обязательным условием возникновения и существования монополии.

Деятельность фирмы на монополистических рынках существенно отличается от деятельности фирмы на конкурентных рынках. Их основное различие состоит в следующем:

· в то время как конкурентная фирма вынуждена принимать цену, сложившуюся на рынке под воздействием спроса потребителей и предложения других фирм, фирма-монополист имеет возможность назначать цену на единолично предлагаемый ею рынку товар;

· на конкурентном рынке объем предложения продукции устанавливается фирмой таким, при котором цена продукции равна предельным издержкам фирмы (P = MC), напротив, на монополистическом рынке цена, назначаемая фирмой-монополистом (Pm – монопольная цена) превышает ее предельные издержки (P > MC), что обеспечивает фирме-монополисту сверхприбыли.

На рис. 6.4 графически изображено равновесие фирмы на монополистическом рынке.

Стремясь к максимизации прибыли, монополия выбирая объем производства (соответствующий точке А), при котором ее предельный доход (MR) равен предельным издержкам (MC), затем фирма-монополист использует кривую спроса D для нахождения цены (точка B), которая позволит покупателям приобрести весь объем выпущенной фирмой продукции. Прибыль фирмы-монополиста графически отображается площадью прямоугольника BCDE, в котором высота (отрезок BC) есть разница цены P и средних совокупных издержек ATC, то есть прибыль, получаемая от реализации единицы продукции, а основание (отрезок DC) есть число реализованных единиц продукции (объем продаж).

 

 

P

 
 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.