Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность фирмы




MR

D C

A

E B MC

Pm

 
 

 


ATC

 
 


D

 

Q

0 Qmax

 

Рис. 6.4. Равновесие фирмы на монополистическом рынке

 

Природе монополий присуще стремление использовать свою рыночную власть в ущерб потребителям и потенциальным конкурентам. Следовательно, только уменьшая число рынков с монопольной структурой и сокращая число предприятий с монопольным положением, можно ослабить до разумных пределов их негативные воздействия на рынки.

Для оценки степени монополизации рынка в экономической теории и антимонопольной практике используются показатели концентрации. Основными среди них являются: коэффициент концентрации; коэффициент Герфиндаля-Гиршмана; коэффициент относительной концентрации; коэффициент энтропии; коэффициент дисперсии логарифмов рыночных долей фирм; коэффициент Джини; коэффициент Холла-Тайдмана (коэффициент Розенблюта); коэффициент Лернера.

· Коэффициент концентрации (CR). Рассчитывается как процентное отношение объемов реализации продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации на данном товарном рынке. Рыночная доля продавца может вычисляться как отношение не только объема продаж, но и численности занятых, размера активов или добавленной стоимости данного предприятия к суммарному значению показателя для рынка в целом. В большинстве промышленно развитых стран коэффициент концентрации обязателен при статистическом мониторинге состояния рынка, причем в разных странах рассчитываются доли разного числа предприятий. В США и Франции это доли 4, 8, 20, 50, 100 крупнейших компаний. В Германии, Великобритании, Канаде для подобных расчетов обычно берутся данные о 3,6, 10 и т.д. предприятиях в отрасли или предприятиях, функционирующих на рынке. В России этот показатель стал рассчитываться и публиковаться в официальной статистике с 1992 г. для трех (CR3), четырех (CR4), шести (CR6), восьми (CR8) крупнейших продавцов.

Коэффициент концентрации определяется как сумма рыночных долей п крупнейших продавцов рынка:

(6.1),

где: СR – коэффициент концентрации рынка;

Qk – объем продаж k-ой крупной фирмы;

Qj – объем продаж j-й менее крупной фирмы;

m – число самых крупных (по доле на рынке) фирмы;

n – число менее крупных фирмы на рынке.

 

Коэффициент концентрации рассчитывается как сумма долей трех крупнейших фирмы:

(6.2),

 

где: СR(3) – коэффициент концентрации 3 крупнейших фирм;

Dk – доля крупной фирмы;

m = 3 – число обследуемых фирм.

 

Данный коэффициент позволяет не только сопоставить уровни концентрации различных отраслей или рынков, но и проанализировать их динамику, установить, за счет доли каких предприятий (крупных, средних или мелких) наметилась перегруппировка рыночной власти.

Существенный недостаток показателя концентрации состоит в его нечувствительности к различным вариантам распределения долей между конкурентами. Например, CR(3) будет одинаковым и равным 60% в двух совершенно различных случаях: когда одна фирма контролирует 57% рынка, а остальные три – по 1% или когда три крупнейшие фирмы владеют по 20% рынка каждый. Поэтому в статистической практике в последние годы стали все шире использоваться другие показатели, характеризующие уровень концентрации в целом для рассматриваемой совокупности предприятий.

· Коэффициент Герфиндаля-Гиршмана (HHI). Этот наиболее популярный обобщающий показатель учитывает как численность предприятий, так и неравенство их положения на рынке, характеризует уровень монополизации. Значение коэффициента снижается с увеличением числа предприятий и возрастает с усилением неравенства между предприятиями при любом их количестве. При возведении в квадрат долей рынка коэффициент дает более высокий вес показателей крупных предприятий, чем мелких. Это означает, что если точные данные о долях рынка очень маленьких предприятий отсутствуют, то итоговая ошибка не будет велика.

Коэффициент Герфиндаля-Гиршмана вычисляется как сумма квадратов долей всех предприятий, действующих на рынке по следующей формуле:

 

IHH = S12 + S22 + … + Sn2 (6.3),

 

где: S1 – удельный вес самой крупной по объемам продаж фирмы в отрасли;

S2 – удельный вес следующей по объемам продаж фирмы в отрасли;

Sn – удельный вес наименьшей по объемам продаж фирмы в отрасли.

 

Например,если в отрасли функционирует лишь одна фирма, то есть имеет место чистая монополия, то S1 = 100%, а IHH = 10 000. Если в отрасли 100 одинаковых по объемам продаж фирм, то есть Si = 1%, то IHH = 100. В мировой практике высокомонополизированной считается отрасль, в которой индекс Герфиндаля – Гиршмана превышает 1800.

В соответствии с различными значениями коэффициентов концентрации и коэффициентов Герфиндаля-Гиршмана выделяются три типа рынка по степени концентрации:

 

 

Степень концентрированности рынка TOP-3 TOP-4
Высококонцентрированные рынки При 70%< CR3 < 100% 2000 < ННI < 10 000 При 80%< СR4 < 100% 1800 < ННI < 10 000
Умеренно концентрированные рынки При 45% < CR3 < 70% 1000 <ННI < 2000 При 45% < CR4 < 80% 1000 <ННI < 1800
Низкоконцентрированные рынки При CR3 < 45% ННI < 1000 При CR4 < 45% ННI < 1000

 

Показатели рыночной концентрации позволяют оценить степень монополизации рынка, равномерность распределения продавцов. Чем больше продавцов с равномасштабной поставкой продукции действует на рынке, тем меньше соответствующие показатели.

· Коэффициент Линда (L) определяет степень неравенства между лидирующими на рынке поставщиками товаров.

 

(6.4),

 

где: k - число крупных поставщиков (не менее двух);

- отношение средней доли рынка i-го поставщика к доле k – i-х поставщиков;

i – число крупнейших поставщиков среди k крупных поставщиков;

Аi - общая доля рынка, приходящаяся на i поставщиков;

Ak - доля рынка, приходящаяся на k крупных поставщиков.

Коэффициент Линда используется в качестве определителя «границы» олигополии следующим образом: рассчитывается L для k=2, k=3 и так далее до тех пор, пока Lk + l > Lk, то есть до момента, пока не будет получено первое нарушение непрерывности показателя L. «Граница» считается установленной при достижении значения Lk, меньшего Lk + 1. Определяемая граница может характеризовать рынок на наличие жесткой или размытой олигополии, тем самым позволяя эмпирически выявить предполагаемый круг субъектов, которые могут выполнять согласованные действия, направленные на ограничение конкуренции.

· Коэффициент Лернера (IL) определяется как разница между ценой товара и предельными издержками его производства, отнесенная к цене, по следующей формуле:

 

PM – MC 1

IL = = (6.5),

PM Ed

 

 

где: PM – монопольная цена;

MC – предельные издержки;

Ed – эластичность спроса по цене.

 

В связи с практической сложностью подсчета индекса Лернера по формуле (6.1) из-за трудности расчета предельных издержек, вместо величины MС в формуле часто используют величину средних издержек (AC). Если числитель и знаменатель формулы (6.1) также домножить на величину объема продаж (Q), то в числителе окажется прибыль, а в знаменателе – совокупный доход или выручка (TR).

 

(PM – AC) Q П

IL = = (6.6).

PM . Q TR

 

Коэффициент Лернера отражает отклонение цены от предельных затрат, связанных с неэффективным размещением ресурсов в условиях монополии. Чем больше цена реализации предприятия отклоняется от конкурентных цен, тем выше коэффициент Лернера.

Значение коэффициента Лернера для совершенно конкурентного рынка равно нулю (рыночная власть отсутствует); для рынка монополистической конкуренции находится в диапазоне 0,3 – 0,5; для рынка олигополии – в диапазоне 0,6 – 0,8 в зависимости от числа фирм (чем их меньше, тем, скорее всего, будет больше коэффициента Лернера); для рынков с доминирующей компанией его значение может достигать 0,8 – 0,9, а для монополистического рынка приближаться к 1.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 945; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.