Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антимонопольное регулирование рынка




E

D

 
 

 


Popt

 

 

D’

 
 


0 Qopt Q

 

Рис. 6.5. Ломанная кривая спроса на олигополистическом рынке

 

К числу достоинств олигополистического рынка, помимо его ценовой стабильности, относится также его техническая и технологическая прогрессивность, поскольку олигополия формирует как стимулы, так и возможности для осуществления инноваций.

На олигополистическом рынке, однако, не исключена полностью возможность сотрудничества (ценового сговора) фирм-олигополистов, при достижении которого фирмы-производители устанавливают на рынке монопольный объем выпуска и монопольную цену.

 

Антимонопольное регулирование является важнейшим инструментом современной государственной политики и направлено на развитие и содействие конкуренции. Его основная цель – обеспечить равные возможности на конкурентном поле всем экономическим агентам.

Для любого хозяйствующего субъекта характерно стремление к монополии, к вытеснению конкурента с рынка, к расширению сферы своей деятельности. Приобретая и усиливая власть на рынке, предприниматели стремятся установить контроль над ценами и факторами, определяющими деятельность предприятия. Они могут совершать действия, ограничивающие конкуренцию, создавать искусственные барьеры для входа на рынок, заключать антиконкурентные соглашения, например, об определении объема продаж, фиксации цен, разделе рынка.

Ограничение конкуренции существенно искажает действие рыночных сил, приводит к нерациональному разделению общественных ресурсов, негативно сказывается на хозяйственной активности всех участников рынка и экономическом благосостоянии общества. Чрезмерная концентрация экономической власти может стать угрозой самостоятельному принятию решений (не только в сфере экономической жизни). Однако экономическая мощь национальных компаний в определенных сегментах рынка может быть выгодна правительству, становится фактором экономической и даже политической безопасности государства, особенно в контексте конкуренции с экономически мощными транснациональными корпорациями. Все эти объективные явления рыночной экономики предопределяют необходимость государственного регулирования и контроля рыночных процессов, конкуренции и монополии.

Как отмечают ученые Высшей школы экономики, современная российская экономика сохраняет серьезные ограничения для развития конкуренции [114].

1. Отраслевая структура российской экономики характеризуется преобладанием сырьевых отраслей или отраслей с низкой степенью переработки. Во всем мире эти отрасли отличаются высокой концентрацией и ограниченными возможностями входа на рынок новых участников, а, следовательно, зависимостью уровня конкуренции от стратегического взаимодействия поставщиков.

2. Экспортная ориентация крупнейших российских компаний, дающая возможность отказаться от конкуренции на внутреннем рынке. Статистические данные свидетельствуют об упрочении модели слабой конкуренции на внутренних рынках при довольно интенсивной на внешних. Рост цен для российских покупателей экспортной продукции оказывает отрицательное влияние на развитие конкуренции в отраслях российской обрабатывающей промышленности. Приобретение сырья по ценам, близким к мировым и даже превосходящим их, в сочетании с сохранением низкой производительности труда подрывает конкурентоспособность отечественных производителей по сравнению с импортерами. В свою очередь, это снижает стимулы для сохранения и расширения производства в России, а, следовательно, уменьшает возможности для конкуренции.

3. Незавершенность преобразований в области либерализации экономики, в первую очередь защиты прав участников хозяйственного оборота. Недостаточная защита прав собственности и контрактных прав снижает стимулы к входу новых участников на рынки, ориентирует предпринимателей на достижение краткосрочных целей и не стимулирует долгосрочные инвестиции. Проблемы недостаточного уровня экономической свободы и защиты прав собственности в России находят отражение в международных рейтингах. Например, согласно рейтингу Heritage Foundation «Индекс Экономической Свободы 2010» российская экономика, получившая 50,3 балла (при минимальном значении индекса экономической свободы в данной подгруппе в 50 баллов), характеризуется как «преимущественно несвободная».

4. Избыточные ограничения входа новых участников на рынки во многих секторах российской экономики в виде необоснованных разрешений, ненужных лицензий или импортных тарифов, продолжающие ослаблять конкуренцию. Дополнительные барьеры, дестимулирующие вход, возникают в связи с доступом к физической инфраструктуре, необходимой для производства. Например, среднее время получения разрешения на присоединение к электросетям составляет четыре месяца (122 дня), к газовым сетям – чуть меньше (117 дней). Процедуры выделения участка под строительство, получения разрешения на строительство и разрешения на выкуп земельного участка, на котором стоит предприятие, занимают около восьми месяцев каждая. Доля затрат на присоединение к инфраструктурным сетям (электрическим, газовым и канализации) в среднем составляет около 10% в суммарных затратах на проект, что в сочетании с указанным выше длительным сроком получения необходимой документации представляется весьма высокой цифрой.

5. Кризисы и антикризисные меры, влияющие на конкуренцию. Периоды экономических кризисов обычно сопровождаются усилением конкуренции: само по себе сокращение спроса создает стимулы к более жесткому соперничеству между продавцами. Положительным эффектом кризиса считается то, что он способен расчистить площадку для будущего роста, заставив наименее конкурентоспособных продавцов покинуть рынок и открывая тем самым возможность для ускоренного расширения более конкурентоспособных, когда спрос вновь начнет расти. Однако этот возможный положительный эффект кризиса в России в 2008-2009 гг. оказался компенсирован моделью антикризисных мероприятий. Большая часть антикризисных мер российского правительства была ориентирована на компенсацию потерь, понесенных в период кризиса крупными компаниями, действующими на высококонцентрированных рынках. Лишь 15% антикризисных мероприятий предназначались для поддержки среднего бизнеса, который в принципе и мог бы стать драйвером усиления конкуренции.

Проведение государственной политики по содействию развития товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в настоящее время осуществляется Федеральной антимонопольной службой (ФАС РФ). При этом комплексный набор ее задач не компенсируется достаточным набором полномочий, в первую очередь в области раскрытия факта совершения нелегальных действий. В число инструментов обнаружения нарушений закона не входят полномочия на осуществление оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Невозможность осуществлять ОРД практически лишает ФАС возможности обнаруживать прямые улики сговора о ценах, то бороться с картелями.

Правовая основа антимонопольного регулирования состоит из так называемых «антимонопольных пакетов», которые готовились ФАС России. Первый пакет, с которого и началась нынешняя реформа, включал в себя Закон о защите конкуренции, вступивший в силу в 2006 г.[115], а также поправки в Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП), принятые в 2007 году. Позднее, в 2009 г., был принят «второй антимонопольный пакет», существенно изменивший и дополнивший положения Закона о защите конкуренции. Наконец, в январе 2012 г. вступил в силу комплекс законодательных норм, составляющих «третий антимонопольный пакет», который был анонсирован ФАС России как последнее крупное изменение Закона о защите конкуренции и других нормативных правовых актов, составляющих российское антимонопольное законодательство.

В ст. 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция определяется как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Недобросовестная конкуренция представляет собой любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причиняют или могут причинять убытки другим хозяйствующим субъектам либо наносят или могут нанести вред их деловой репутации. Например, в Обзоре дел по недобросовестной конкуренции, рассмотренных ФАС России в 2009 г. приводится такой случай. Компания Bork Elektronik GmbH, зарегистрированная на территории Германии, осуществляла деятельность по введению в гражданский оборот на территории Российской Федерации через третьих лиц бытовую технику «BORK», на упаковках которой было размещено обозначение «BORK, GERMANY», при этом, указание на страну производства товара отсутствовало. Однако, согласно имеющимся в материалах антимонопольного дела доказательствам, местом производства бытовой техники «BORK» преимущественно является Китайская Народная Республика. По результатам социологического исследования, проведенного ВЦИОМ по поручению ФАС России, было установлено, что у потребителей сложилась устойчивая ассоциация бытовой техники «BORK» с Германией как страной производства указанной продукции. Таким образом, потребители вводились в заблуждение в отношении места производства бытовой техники «BORK», считая, что указанная продукция произведена в Германии[116].

Монополистической деятельностью является злоупотребление хозяйствующим субъектом или группой лиц своим доминирующим положением на рынке, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие). Осуществление хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, выявленное более двух раз в течение трех лет, образует состав систематического осуществления монополистической деятельности.

Содержание монополистической деятельности раскрывается через понятия «доминирующее положение на рынке», «монопольно высокая» и «монопольно низкая цена», а также «согласованные действия хозяйствующих субъектов».

· Доминирующим положением признается положение одного или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее им возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения этого товара, устранять с товарного рынка другие хозяйствующие субъекты или затруднять им доступ на рынок. По общему правилу п. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает 50%.

Хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение на рынке, запрещаются любые действия или бездействия, результатом которых могут явиться недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов других лиц, в том числе: установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия является повышение цены на него; навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора; экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками), установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, создание дискриминационных условий или препятствий к доступу на рынок или выходу с него другому хозяйствующему субъекту, нарушение установленного порядка ценообразования.

· Монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим на рынке доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена отвечает двум критериям, установленным в п. 1 ст. 6 Закона о защите конкуренции:

· превышает цену, которую в условиях конкуренции на сопоставимом рынке устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на рынке,

· превышает сумму необходимых для производства и реализации товара расходов и прибыли.

При этом монопольно высокой не признается цена товара, установленная субъектом естественной монополии в пределах тарифа, определенного органом регулирования естественной монополии.

· Наоборот, монопольно низкой ценой товара будет являться цена, которая установлена на уровне ниже той, которую в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на рынке, а также, если эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов.

· Согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются их действия на товарном рынке, удовлетворяющие одновременно двум следующим условиям: а) их результат соответствует интересам каждого хозяйствующего субъекта только при условии, что эти действия заранее им известны; б) их действия вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на рынке (например, изменение регулируемых тарифов, цен на сырье, цен на товары на мировых рынках, существенное изменение спроса на товар).

В российском законодательстве о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или их согласованные действия на товарном рынке, если такие соглашения или действия приводят к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок, повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи и другим критериям; экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями; навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора; экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар; сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос при наличии возможности их рентабельного производства; созданию препятствий для доступа на товарный рынок или выходу с него другим хозяйствующим субъектам; установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В тоже время законом допускаются «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением финансовых организаций), контролирующими в отдельности не более 20% товарного рынка. «Вертикальными» соглашениями являются соглашения между неконкурирующими друг с другом хозяйствующими субъектами, из которых один выступает приобретателем товара, а другой – его продавцом.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое конкуренция, и какие функции она выполняет в рыночной экономике?

2. Назовите известные Вам основные методы конкурентной борьбы, и раскройте их содержание?

3. Какие формы конкуренции (модели рынка) Вам известны?

4. Какими особенностями характеризуется рынок совершенной конкуренции?

5. В чем заключаются особенности поведения фирмы на конкурентном рынке в краткосрочном и долгосрочном периодах?

6. Что такое монополия, и какие причины возникновения монополий Вам известны?

7. Какими особенностями характеризуется поведение фирмы на монополистическом рынке?

8. Что такое олигополия? Приведете известные Вам примеры олигополистических рынков?

9. Что чаще всего является причиной формирования олигополистического рынка?

10. Почему периодически на олигополистических рынках возникают «ценовые войны»?

11. Почему естественная монополия считается эффективной и в отдельных случаях полезной для рынка?

12. Назовите механизмы конкурентной борьбы характерные для рынка монополистической конкуренции?

 

 

Задание для самостоятельной работы

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 806; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.