Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История и логика взаимосвязи науки и техники. 4 страница




В.Г.Горохов отмечает различные точки зрения на соотношение науки и техники, различные модели этого соотношения. Так называемая линейная модель, существующая довольно длительный период времени, рассматривала технику в качестве простого приложения науки или даже - как прикладную науку. Наука и техника в этой модели представляют различные функции, выполняемые одним и тем же способом. В эволюционной модели развитие науки и техники рассматриваются как автономные, но скоординированные. На определенных стадиях своего развития наука использует технику инструментально, техника задает условия для выбора научных вариантов, а наука в свою очередь - технических. Согласно третьей точки зрения наука развивалась опираясь на развитие технических аппаратов и инструментов и представляет собой ряд попыток исследовать способ функционирования этих инструментов. Четвертая точка зрения оспаривает предыдущую и утверждает, что техника научных экспериментов и измерений всегда обгоняла технику повседневной жизни. Наиболее реалистической и исторически обоснованной В.Г.Горохов считает точку зрения, согласно которой вплоть до конца 19 века регулярного применения научных знаний в технической практике не было, но это характерно для технических наук сегодня. Согласно последней точки зрения взаимоотношения между наукой и техникой в ходе своей эволюции прошли четыре этапа. На первом (донаучном) формируются различные типы технических знаний, на втором - происходит зарождение технических наук, на третьем (классическом) строятся ряд фундаментальных технических теорий, наконец, на четвертом (современном) осуществляются комплексные исследования, происходит интеграция технических наук с естественными и общественными и дальнейшее "отпачковывание" технических наук от других областей научного знания (25,305-312).

Несмотря на определенное различие в понимании содержания основных этапов взаимосвязи науки и техники, исследователи этой проблемы сходны в одном: взаимосвязь науки и техники изменялась на протяжении истории общества по мере развития производства и научного познания окружающего мира.

Но протяжении большей части своей истории техника и наука развивалась в отрыве друг от друга. Техника ручных орудий труда не требовала для своего развития применения науки и обслуживалась производственным опытом и обыденными знаниями. Наука же еще не обладала знаниями, годными для их технического применения. Положение меняется по мере усложнения техники и развития науки. В дальнейшем взаимоотношения между наукой и техникой развивались от еще неосознаваемого и внешнего единства науки и техники (17-18 века) к их дифференциации (конец 19 - начало 20 века), когда научная и техническая деятельности стали самостоятельными областями человеческой деятельности со своими специфическими признаками, и далее - к органической взаимосвязи науки и техники на современном этапе их функционирования. Безусловно, решающую роль в установлении тесной взаимосвязи между наукой и техникой сыграло появление крупного машинного производства, техника которого, как уже неоднократно указывалось, не могла развиваться и функционировать без сознательного использования науки.

Рассматривая историю и логику взаимосвязей науки и техники, нужно иметь ввиду, что эти взаимоотношения носят глубоко диалектический характер и абсолютизация, преувеличенное значение одной из тенденций этих взаимоотношений обедняет, а порой искажает их действительную картину. К примеру, нельзя согласиться с мнением, что "отношенеие между естествознанием и техникой должно быть определено по-новому. Скорее естествознание должно быть понято как вторичное следствие техники, чем техника как применение естественной науки"(4,298). В этом случае явно преувеличена роль техники в развитии естествознания и преуменьшено значение науки для развития техники. Основываясь на таких позициях науке отказывают во внутренней логике своего развития и в ее относительной самостоятельности развития и функционирования от практических (в том числе и технических) запросов.

В действительности, наука и техника находятся во взаимной диалектической взаимосвязи, они воздействуют друг на друга и порой трудно установить их вклад в общее дело этой взаимосвязи. "Если иметь ввиду современную ситуацию, - справедливо пишет Ф.Рапп,- то взаимное переплетение техники и естествознания неоспоримо. При этом речь идет, с одной стороны, об онаучивании техники... Этому противостоит, с другой стороны, технизация естественных наук... Эта технизация, помимо прочего, имеет своим следствием то, что с крупными научными проектами (большая наука) можно справиться лишь с помощью коллективной работы естествоиспытателей и инженеров" (4,277-278).

Какова же действительная логика взаимосвязи науки и техники на современном этапе их развития? Эта логика определяется определенными закономерностями этой взаимосвязи, к числу главнейших из которых принадлежат: воздействие техники на развитие науки, отсутствие жестко детерминированных связей между наукой и техникой, обратное воздействие науки на развитие техники.

Можно утверждать. что ныне сложилась система "наука-техника" и указанные закономерности составляют структуру этой системы. То, что в развитой системе лежит одно возле другого, в процессе развития появилось одно вслед за другим. Структура системы есть итог ее развития.

Воздействие техники на все стороны нашей жизни ныне является очевидным фактом "Технология, - пишет Дж.Грант, - пронизывает собой все наши мысли о мире и о нас самих. Пришествие технологии потребовало изменений в наших представлениях о том, что хорошо, что такое хорошо, как надо понимать здравомыслие и безумие, справедливость и несправедливость, рациональность и иррациональность, красоту и безобразие" (3,161). В числе тех социальных феноменов, на которых техника оказывает влияние, на одном из первых мест стоит наука. Как само возникновение, так и дальнейшее развитие и современное ее функционирование в огромной степени определяются техническими запросами производства.

Техника играет роль доминанта в развитии и функционировании науки, является первичной по отношению к науке в силу того, что она возникла намного раньше науки, играет (в плане соотношения материального и идеального) по отношению к науке в конечном счете определяющую роль, наконец, потому, что одной из главнейших функций науки является ее удовлетворение запросов техники.

Воздействие техники на развитие и функционирование науки выступает в качестве одного из основных законов взаимодействия науки и техники.

Это воздействие техники на науку выражается прежде всего в том, что технические потребности производства на основе выработанного в процессе производственной деятельности опыта и эмпирических сведений выдвигают определенные проблемы, требующие своего научного решения, и тем самым, определяют предмет научного исследования. Действительно, в ходе развития техники возникают такие задачи, которые производственный опыт решить не может. В этом случае сознательно или непреднамеренно производство ставит перед наукой определенные задачи ничего не говоря о том, как их решить. Этими вопросами занимается наука со свойственными ей специфическими средствами и методами.

В современных условиях зависимость развития науки от технического состояния и потребностей общественного производства усиливается. Это, в частности, выражается в том, что производство не только ставит перед наукой определенные задачи, но и предоставляет науке необходимые материальные средства для их решения, т.е. создает определенную материально-техническую базу науки в виде лабораторного оборудования, научных приборов и пр.

Когда-то, в период средневековья появляется первое научное оборудование - часы, весы и термометр, получившие название "философских инструментов". Из стен монастырских келий алхимиков они вышли на широкий простор и, в конечном счете, в значительной степени содействовали появлению эмпирического естествознания. Ныне техническая оснащенность науки - это огромный арсенал различных приборов и инструментов, сложного лабораторного оборудования, экспериментальных установок, измерительно-вычислительных систем и комплексов. Вся эта научная аппаратура подразделяется на научные приборы и научные инструменты и выполняет определенные функции в процессе научных исследований.

В качестве научных приборов она употребляется для расширения и уточнения сенсорного восприятия предметов научного исследования. К научным приборам относятся:

- средства усиления и преобразования (микроскопы, ускорители частиц, телескопы и пр.).

- регистрирующие и измеряющие устройства (счетчики, осциллографы, самозаписывающие устройства, датчики, гальванометры, термометры и пр.).

В качестве научных инструментов научная аппаратура употребляется для расширения моторных операций субъекта с изучаемым объектом. К научным инструментом относятся:

- приготовляющие устройства (источники света, генераторы и пр.).

- изолирующие устройства (защитные экраны, вакуумные приборы и насосы и пр.).

- устройства, непосредственно осуществляющие воздействие на изучаемый объект (преломляющие среды, призмы для света, магнитные поля, дифракционные решетки и пр.).

Сейчас благодаря успехам техники научного эксперимента появилась возможность формировать новые научные дисциплины, например, электронная микроскопия. В ближайшем будущем можно ожидать возникновение научных направлений, использующих достоинства квантовых генераторов.

Появление компьютерной техники оказало стимулирующее влияние на развитие науки. Возникает ряд новых областей математики (например, вычислительная математика). Широкое развитие получают линейное и динамическое программирование, теория игр, которые возникли еще до появления компьютеров. Применение компьютеров способствовало математизации ряда наук биологического и гуманитарного циклов.

Высокая оснащенность научных исследований освобождает труд ученых от утомительных и кропотливых операций, содержащих многократные повторения одних и тех же манипуляций с прибором, исследуемым объектом и непосредственными данными измерения. Все это экономит труд ученых, повышает его результативность. Максимальная экономия умственного труда путем применения сложного научно-лабораторного оборудования -одна из важнейших закономерностей научно-технического прогресса.

Раньше успех в научном исследовании в решающей степени зависел от индувидуального мастерства экспериментатора. Сейчас успех в научной деятельности в большой степени зависит и от технической оснащенности научной деятельности. Безусловно, индивидуальные качества ученого, его профессионализм и ныне играют свою роль. Не надо забывать и того, что могут быть и бывают теоретические открытия, открытия "на кончике пера". Однако и они обусловлены в конечном счете глубокими экспериментальными исследованиями, которые невозможны без соответствующей материально-технической базы часто перерастающие в целые промышленные установки (например, ускорители частиц). Теоретические научные исследования, таким образом, не оторваны от материально-технической базы науки, тем более что в настоящее время созданию новой техники эксперимента предшествуют большие теоретические исследования, а научный эксперимент вступает во все более тесную связь с промышленным.

Техническая оснащенность научных исследований влияет на выбор темы исследования, применяемые в процессе этого исследования методы, ход и темпы исследования, наконец, на достоверность и эффективность результатов проведенных научных изысканий.

Темы научных исследований для научно-исследовательских институтов и вузов определяются государственными промышленными предприятиями, приватизированными предприятиями, акционерными обществами или научными интересами работников НИИ и вузов. Но в любом случае ученый может приступить к исследованию предлагаемой или им желаемой проблемы если он располагает соответствующей научной аппаратурой и вообще материальной базой.

Новая материально-техническая база науки оказала сильное воздействие на методы исследования, изменив старые и породив новые. К их числу можно отнести методы аналогии, формализации, моделирования, математической экстраполяции. Техника научных исследований оказывает влияние не только на общенаучные, но и частные методы научного исследования. Так, новая техника эксперимента позволила разработать полярографический метод определения состава вещества вместо применявшихся длительных методов физико-химического анализа. Техника дала астрономии новые методы фотографирования, радиолокации, изучения световых волн, а производство рентгеновских аппаратов - новые методы исследования в физике. химии, биологии и медицине,например, рентгеноспектральный и рентгеноструктурный анализы. Огромное прямо таки революционизирующее воздействие на методы научного исследования оказала информатика. Оснащенность научных исследований техническими средствами, влияя на методы научного исследования, создает условия для превращения их в методы промышленного производства, производственную технологию.

В зависимости от технической оснащенности исследования находятся его ход и темпы. Конечно последовательность исследования намечается ученым заранее в соответствии с целевым заданием. Однако реальная этапность исследования часто определяется наличествующими техническими средствами. Часто техническая оснащенность работы ученого изменяется, в ходе исследования появляются новые приборы, аппаратура, установки. Это вынуждает ученого изменить сам порядок исследования и оказывает влияние на темпы достижения цели.

Необходимая достоверность результатов исследования достигается постановкой определенного количества экспериментов. Недостаточная обеспеченность исследования техническими средствами невольно снижает это число экспериментов, а, следовательно, и достоверность полученных выводов. На современном этапе развития науки, вторгшейся в глубинные сокровенные тайны природы, имеющей дело со сложными явлениями и процессами, без высокоточного и высокопроизводительного оборудования немыслимо получение в короткие сроки качественных результатов. Их эффективность будет тем значительнее, чем качественнее проведено исследование, чем оно больше соответствует техническому заданию и чем быстрее внедрено в производство.

Качество выполнения задания зависит от степени точности изучения определенных явлений и процессов. Вполне естественно, что чем совершеннее научная аппаратура тем точнее ее показатели, параметры и количественные характеристики. Отсюда чем больше техническая оснащенность научных исследований, тем выше ее эффективность.

Под результатами научного исследования, внедряемыми в производство, ныне все чаще понимают не только полученные наукой определенные конструктивные решения, химические вещества, но и те методы, которыми получены эти результаты. Все чаще методы научного исследования обращаются в технологические приемы. Это делает науку не только родоначальником новой техники, но и технологии производства, а следовательно повышает ее роль в жизнедеятельности людей. Это особенно характерно для технических наук, а также для ядерной физики и химии. Такова история получения чистых веществ, очищения воды и т.д.

Не только методы научного исследования превращаются в технологические производственные процессы, но и научная аппаратура, созданная для нужд лабораторных исследований, часто возвращается в повседневную жизнь в виде производственного оборудования. Современные телевизионные трубки были катодными трубками - деталью чисто научной аппаратуры, изобретенной в стенах научных лабораторий для измерения массы электрона. Широкое распространение в производстве получили научные приборы и аппаратура, применяемые в аналитической химии: дозиметры, толщиномеры, уровнемеры.

Воздействие техники на науку выражается и в том, что она выступает в роли критерия истинности научных исследований. От субъективной идеи человек идет к объективной истине через практику и, прежде всего, через практику создания технических устройств. Конечно, истинность тех или иных естественнонаучных результатов можно установить путем их логического доказательства, математического обоснования и т.д. Однако техническая реализация научных идей является высшим критерием их истинности. Отмечая роль техники как критерия истинности естественнонаучных положений, К.А.Тимирязев писал: "Поэтому я и считаю завоевания техники не посторонними отбросами естествознания, а вижу в них логические доводы. Если бы мы не добыли этих практических результатов, то мы не знали бы, к какому прийти заключению. Только те суждения, которые осуществляются на деле, верны"(26,308).

Это, конечно, не означает, что если те или иные научные идеи не находят в данное время технического или вообще практического применения, то они не верны. Дальнейший прогресс техники может подтвердить истинность тех научных положений, которые до сего времени не имели технического применения.

Хотя наука все более теоретизируется и в ее содержании имеется большая доля выводного знания, в развитии современной науки, особенно в технических науках, огромную роль продолжает играть эксперимент который превратился в одну из форм практики. Высокое качество научного эксперимента продолжает играть роль обязательного фактора успешного развития науки. Еще большее значение для практики имеет производственный эксперимент, который является сферой соприкосновения науки с техникой. Именно через производственный эксперимент осуществляется обратная связь техники с наукой, вносятся коррективы, оценивается правильность тех или иных научных утверждений.

Таким образом в механизме взаимоотношения техники с наукой техника является определяющим элементом этого механизма. Технические потребности производства предоставляют науке фактический материал, определяя научную проблематику и, тем самим, предмет исследования; техника вооружает науку материальными средствами для ее познавательной деятельности, создает техническую базу науки; наконец, техническая реализация научных идей является высшим критерием их истинности. В этом плане влияние техники на развитие науки выступает законом взаимосвязи науки и техники.

Зависимость науки от техники ярко прослеживается как сегодня, так и в исторической ретроспективе. Но правильным ли будет утверждать, что техника - предпосылка любого научного открытия? Можно ли согласиться с положением о том, что "всякое научное открытие, изобретение определяется техническими потребностями общества"? (27,82). История науки полна примерами открытий, сделанных вне связи не только с техникой, но и с практикой вообще. Достаточно вспомнить имена Коперника, Галилея, Эйнштейна и других ученых. Диалектическому пониманию взаимосвязи науки и техники чуждо вульгарно-материалистическое решение этого вопроса, когда причину любого научного открытия пытаются найти в технических потребностях. Между развитием и функционированием науки и техники нет жестко детерминированных связей. В рамках общей зависимости развития науки от техники наука обладает некоторой самостоятельностью в своем развитии. Эту самостоятельность нельзя абсолютизировать и выдавать науку в качестве независимого от техники явления.

Относительная самостоятельность развития науки от технических потребностей производства является законом взаимосвязи науки и техники.

Относительная самостоятельность развития науки проявляется в том, что это развитие может отставать от технических потребностей производства, а может опережать их на много лет, т.е. изменения в науке далеко не всегда определяются изменениями в технике. Как не важна зависимость развития науки от технических нужд производства все особенности развития науки нельзя объяснить только этими нуждами. Эту зависимость мы можем проследить лишь тогда, когда будем рассматривать длительные периоды их развития. Для таких периодов кривая развития науки, в основном, будет идти параллельно кривой развития техники. При рассмотрении же более коротких периодов истории науки и техники обнаруживается отклонение от этой общей закономерности то в одну, то в другую стороны. В последнем случае логика развития науки не совпадает во всех своих деталях с логикой развития техники. Историческую последовательность возникновения и развития наук и появление отдельных научных открытий нельзя механически выводить из закономерной связи, существующей между различными ступенями развития производства.

Иногда техника ставит перед наукой в явной форме вполне определенные задачи. Но наука еще не развилась настолько, чтобы в данное время их решить. Требуются иногда многие годы для того, чтобы наука прошла необходимые стадии своего развития и у нее появилась возможность решить эти задачи. Сейчас, к примеру, перед наукой стоит задача определения путей управления термоядерной реакцией, которая до сих пор не получила технического решения. Вместе с тем история науки полна и противоположными примерами, когда крупные научные открытия обгоняли технические запросы производства. Такова, к примеру судьба открытия в древнем мире движущей силы водяного пара. Предвидеть судьбу подобных открытий, оценить их практическую значимость дело довольно не легкое.

В начале исследования того или иного материального объекта наука не подходит к нему утилитарно, только с точки зрения практической пользы этого объекта. Крупнейшие ученые не раз предостерегали против узкого практицизма. Наука приходит к практике потом, но прежде она должна как бы "уйти" от практики и приспособиться к объекту познания, рассмотреть его "в чистом виде" что является одним из принципов диалектической логики.

Можно было бы привести много примеров относительной самостоятельности науки, примеров, когда научные исследования не диктовались запросами производства, намного обгоняли свое время и лишь впоследствии получили свое практическое применение. При этом, чем более теоретический характер имеют научные исследования, тем менее уловима их связь с практикой.

В чем же причина того, что логика развития науки не совпадает полностью с логикой развития техники, что наука в своем развитии относительно не зависит от технических потребностей производства?

Эта относительная самостоятельность вытекает уже из того, что наука и техника хотя и связаны между собой в процессе своего развития и функционирования, все же представляют отличные друг от друга общественные явления, имеющие свои специфические законы не сводимые друг к другу. Деятельность в области науки и техники - это два ряда деятельности людей, тесно связанных друг с другом и имеющих не только общие черты, но и свои особенности.

Известная свобода науки и техники друг от друга существует еще и потому, что далеко не все научные знания используются в материальном производстве. Как форма общественного сознания наука призвана обслуживать все сферы общественной жизни. с другой стороны, не вся совокупная техника строится только на научных знаниях. В технике большое значение имеет изобретательство, рационализация, мастерство, использование производственного опыта. Необходимо также учесть и то, что научные положения, на которых базируется техника, существуют более длительный срок, чем их конструктивное техническое решение.

На логику развития науки кроме техники влияют другие общественные явления вплоть до конкретной социально-политической обстановки, связь с другими формами общественного сознания - моралью, философией, политической идеологией и т.д. В силу этого логика науки не может быть зеркальным отображением логики развития техники. Необходимо учесть и то, что характер развития науки и научные теории испытывают также известный отпечаток индивидуальных особенностей ученых-творцов, их личных стимулов.

На развитие науки влияют и внутренние связи, вытекающие из логики процессов научного познания. Наука всегда система, она не может развиваться отрывочно, эпизодически и под влияние только внешних импульсов. Строго логический переход от одной ступени абстракции к другой, логическая доказательность правомерности выведения каждой новой теории, логическая последовательность в ходе развития научной мысли - все это составляет внутреннюю логику развития науки.

Существование относительной самостоятельности в развитии науки связано также с необходимостью систематизации имеющихся знаний. Наука время от времени как бы останавливает свой стремительный бег, чтобы навести порядок в своем хозяйстве, привести в строго логическую систему накопившиеся научные факты, согласовать свои теоретические положения.

Часто достигнутый результат исследования эмпирического материала служит исходным для дальнейшего теоретического исследования, в результате которого получаюется порой выводы, далекие от потребностей практики. Поэтому каждое новое теоретическое положение не только обобщает новый фактический материал, но и обобщает и переосмысливает уже имеющиеся в науке теоретические знания.

Иногда под влиянием насущных нужд практики отдельные научные положения могут быть выведены и сформулированы без достаточного теоретического обоснования. В истории науки были случаи, когда более сложные объекты познавались раньше простых. Химия начала с молекулы, а не с атома, хотя молекула, состоящая из атомов, является более сложным материальным образованием.

Относительная независимость науки от технических потребностей производства приводит к тому, что историческая последовательность возникновения наук не совпадает полностью с логикой технического прогресса. Было бы совершенно неправильным вырабатывать стандартную схему, связывающую происхождение всех наук с техническими запросами производства. Если эта зависимость ясно обнаруживается при анализе технических наук, то связь каждой естественной науки, а часто и отдельных ее разделов, с техникой имеет свои особенности, которые можно указать только в общих чертах. Так, производство ставит задачи перед физикой через технические науки, на развитие математики влияет механика и физика.

В условиях современности наука должна обгонять технику. Но если наука ныне призвана обгонять технику, то она неизбежно уходит подчас в такие теоретические сферы, которые до определенного периода времени не дают никакого практического эффекта. Однако то обстоятельство, что некоторые проблемы, рассматриваемые наукой, не получают непосредственного применения, не дают основание утверждать, что в этом случае научный труд бесполезен. Наука - система развивающихся знаний и для успешного движения вперед той или иной области необходимо равномерно развивать все ее разделы, хотя некоторые из них в определенное время могут не иметь практико-преобразующего значения.

Теоретические исследования, не приносящие никакой непосредственной практической пользы, дают принципиально новые знания об изучаемых явлениях и процессах и в конечном счете служат основой радикального изменения существующей и создания качественно новой техники. Казалось бы абстрактное, не имеющее практического значения исследование свойств материи рано или поздно приводит к революционным сдвигам в промышленности и тем более глубоким, чем большее чисто научное значение имеет это исследование.

Убедительный пример того, как самые отвлеченные разделы науки превращаются в основу, на которой создаются новые отрасли промышленности, представляют труды А.Эйнштейна. Вряд ли кто-нибудь мог предвидеть, что открытое им соотношение между массой и энергией станет исходным пунктом для возникновения огромной отрасли промышленности, производящей атомную энергию в мирных и военных целях.

Относительная самостоятельность развития науки усиливается год от года, что является одной из важных закономерностей. В самом деле, еще столетие тому назад открытия в физических и химических науках были тесно связаны с техническими запросами производства, а их конкретное проявление можно было непосредственно предугадать. Сейчас же очень трудно понять связь между тем или иным научным открытием и той практической его пользой, которое оно дает после длинной цепи разработок.

Следует иметь в виду, что не наука в целом, а отдельные науки или даже отдельные отрасли наук могут идти впереди техники. Хотя развитие науки в общем плане закономерно зависит от технических запросов производства, наука развивается по своим внутренним закономерностям и в известных пределах эти закономерности на зависят от практики.

Причины того, что наука на определенном отрезке истории начинает обгонять технику в конечном счете обусловлены развитием этой техники. Потребности самой практики требуют чтобы наука опережала технику, производство в своем развитии. Только в этом случае она может выполнить свою общественную функцию - служить практике, промышленности в качестве своего рода теоретического орудия. Наука обгоняет запросы техники чтобы лучше ее обслуживать.

Современная техника ставит перед наукой все более и более сложные задачи, для решения которых наука должна познать более глубокие свойства и законы развития тех или иных материальных объектов или процессов. Выполняя эти требования, наука должна как бы расширить сферу своей деятельности, создавать теоретический задел. Логические основы науки все более и более удаляются от данных опыта.

В силу всех указанных выше обстоятельств во взаимной связи науки и техники проявляется единство двух противоположных тенденций. С одной стороны, возрастает роль техники в развитии науки, усиливается зависимость развития науки от уровня развития и запросов техники. С другой - увеличивается относительная самостоятельность развития науки от техники что проявляется, в частности, в опережении отдельными отраслями науки непосредственных запросов техники и даже в рождении наукой отдельных отраслей техники. Эти противоположные и взаимосвязанные тенденции свидетельствуют о не одинаковых темпах развития техники на ее разных структурных уровнях. Темпы развития техники как источника развития науки являются большими, чем темпы развития самой науки. Этим обеспечивается, с одной стороны, определяющая роль техники по отношению к науке. С другой стороны, темпы развития техники как результата реализации научных знаний ниже темпов роста научных знаний. В силу этого рост научных знаний опережает непосредственные запросы техники. Эти две противоположные тенденции во взаимосвязях науки и техники в современных условиях проявляются настолько ярко, что даже получили свое математическое выражение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.