Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История и логика взаимосвязи науки и техники. 5 страница




Определяющая роль производства и техники по отношению к науке выражается формулой

где S' - количественная характеристика науки, T' - техники, P' - производства, t - времени.

Опережающее развитие науки по отношению к производству выражается формулой

где S - количественная характеристика науки, T - техники, P - производства, t - времени.

Способность использовать новую технику на базе опережающего роста научных знаний является важнейшим условием экономического успеха. При этом необходимо приоритетное развитие фундаментальных исследований в сравнению с прикладными. Расходы на науку в большинстве цивилизованных стран растут довольно быстрыми темпами. Так, в США с 1965 по 1985 гг. они возросли в 1,7 раза, в Японии - в 4,5 раза. Происходит рост числа лиц, занятых в сфере науки, растут расходы на науку (рис. 4).

Рис.4. Рост числа научных работников (n) и расходов на науку (p). (32,78).

Если взять отдельные цивилизованные страны, то обнаружим, что в США, к примеру, за 20 последних лет количество лиц, занятых в науке увеличилось в 1,5 раза, в Японии - более чем в 3 раза. Абсолютно неоправданным поэтому является то невнимание к финансированию науки и подготовке научных кадров, которое ныне существует в России.

Если раньше наука в России являлась приоритетной сферой, то за последние годы она оказалась на периферии государственных интересов. За период с 1991 по 1995 годы ассигнования на науку сократились ориентировочно в 4,31 раза. Это привело к уменьшению возможностей приобретения новейшей зарубежной литературы и научной аппаратуры, к моральному старению последней, что влияет на результативность экспериментальных научных исследований. Если в США и Японии "средний возраст" измерительных приборов не выше 5 лет, то у нас 60% этих приборов превысил 15 лет. Настойчивые призывы к ученым самим зарабатывать средства на существование заставляет их забросить фундаментальные исследования, выполнять внешние заказы коммерческих структур и даже уходить из "большой науки" в коммерческие структуры и за рубеж, где существует более высокая заработная плата.

В последние годы сокращается приток молодых сил в науку. Так, с 1992 по 1994 годы число выпускников из аспирантуры сократилось на 12%. "Что касается современного положения российской науки, - справедливо пишет В.Ж.Келле,- то по отношению к ней, можно сказать, государство использует метод экономического удушения, что приводит к свертыванию целых научных направлений и деградации научных коллективов и подразделений, утечке умов и резкому сокращению притока молодежи в науку" (33,14).

В качестве одной из важнейших закономерностей взаимосвязи науки и техники выступает обратное воздействие науки на развитие техники. В этом случае техника выступает как реализованное знание.

Наука познает законы объективного мира - этой основы целесообразной деятельности людей. Чем больше люди познают законы внешнего мира, тем в большей степени они могут их использовать, создавая для этой цели технические устройства и технологические процессы. Чтобы познать технику нужно познать законы природы, которые материализованы технике. При внимательном анализе техники, пишет Х.Блюменберг, обнаруживается, что техника есть прикладная наука, что "технизация - это форма проявления науки", поскольку "техника самостоятельно развивает свои конструктивные возможности на основе чисто теоретических результатов исследования...Понятие техники может быть определено как совокупность приложений научных результатов"(28,79).

Техника как и технология и организация производства является лишь одним из способов, с помощью которого наука реализует свои достижения. Создание техники есть опредмечивание знаний, их материализация через практическую деятельность людей. Наука и техника являются единым процессом материально-производственной деятельности человека, в котором они выступают не как внешне обособленные друг от друга отрасли человеческой деятельности, а как противоречивые моменты, стороны внутренне цельной деятельности людей. В единстве науки и техники находит разрешение прежнее противоречие между ними, когда наука и техника, лишь внешне соприкасаясь между собой, существовали раздельно.

Анализ взаимосвязи науки и техники опровергает традиционные взгляды на различие между наукой и техникой, когда последние не только рассматривались в отрыве, но и в противопоставлении друг другу. Ф.Рапп выдвигает ряд опровержений резкого разграничения науки и техники.

Утверждение о том. что естествознание имеет дело с естественными процессами, а техника с артефактами опровергается тем, что современные естественнонаучные эксперименты с сложным научно-лабораторным оборудованием являются артефактами, а технические процессы, входя в состав материального мира, естественными процессами.

Утверждение о том, что техника является естествознанием опровергается тем, что многие научные проблемы для техники не имеют большого значения, а многие методы технической практики основываются не на естественнонаучных знаниях. а на полуэмпирических правилах опыта.

Противопоставление науки и техники как теории и практики опровергается тем, что для естественных наук характерна определенная, конкретно осязаемая практика, а техническая деятельность имеет свое собственное теоретическое основание.

Наконец, понимание науки как побочного продукта или как вспомогательного средства для постановки технических задач несостоятельно, поскольку в момент постановки научно-исследовательских задач предвидеть последующие возможности приложения результатов их решений практически невозможно.

Но все же, безусловно, различие между наукой и техникой есть. Техника выражает преобразующе-практическую деятельность человека, а наука - его познавательную, теоретическую деятельность.

Конечно, существует примат практики над теорией, техники над наукой. Однако это не исключает обратного активного воздействия теории на практику, хотя в принципе практика определяет теорию. В каждом конкретном случае отношение между практикой и теорией, техникой и наукой оказываются как бы перевернутыми: наука выступает как сторона, определяющая техническую деятельность. Другими словами, в процессе взаимодействия техники и науки причина и следствие постоянно меняются местами и связь техники с наукой не должна заслонять обратную связь - науки с техникой.

Современная техника является одним из продуктов науки и знаний, освоенных человечеством. Без знаний нельзя не только создавать современные технические устройства, но эффективно их использовать. Возможности современной техники в значительной степени зависят от того, насколько глубоко человек познал объективные законы природы, на основе которых созданы те или иные технические устройства. Это, в частности, выражается в том, что используемые объективные законы природы определяют структуру совокупной техники, существующей в обществе.

Рассматривая технику как овеществленное знание о законах природы ее можно представить в виде системы, отдельные элементы которой различаются между собой по характеру используемых законов природы и по характеру использования этих законов.

Законы внешнего мира, используемые в технике, - это законы механические, химические и биологические. В соответствии с этим, по характеру используемых законов техника может быть представлена как система, элементами которой являются механическая (физическая), химическая и биологическая, или точнее, бионическая техника. При в этом, в настоящее время основную массу совокупной техники составляет техника, основанная на применении механических и физических законов. Она является исходным и до настоящего времени важнейшим элементом технической системы. Однако в общей массе совокупной техники возрастает удельный вес химической техники. Происходит химизация общественного производства. Этот процесс идет, с одной стороны, по линии химизации производственных процессов, перехода от механической технологии к химической в различных отраслях техники а, с другой - по линии создания так называемой "большой химии" или химической индустрии, обеспечивающей общественное производство массой искусственно создаваемых веществ.

Возраст бионики нельзя сравнить с химической, а тем более с физической техникой. Она делает ныне только свои первые шаги. Однако эти шаги настолько эффективны, так резко меняют сложившиеся представления о принципах конструирования технических устройств, что технику будущего часто видят как технику, построенную по принципам бионики.

Что касается структуры техники по характеру использования законов, то ее можно представить из трех элементов, последовательно появляющихся один после другого и ныне наличествующих в составе совокупной технике. Вначале длительный период вплоть до появления крупного машинного производства существовала эмпирическая техника, основанная на производственном опыте и трудовых навыках, на стихийном использовании тех законов, которые намного позже познала наука. Затем появилась техника, возникшая на основе эмпирического и научного знания. Передовые отрасли современной техники - информационная, атомная, автоматическая конструируются и функционируют на основе сознательного использования объективных законов, открываемых наукой, эта техника выступает как инобытие науки.

Порожденная техническими потребностями производства наука имеет огромную силу обратного воздействия и выступает как одна из движущих сил развития техники. Современная наука не только определяет создание тех или иных технических устройств, но на основе изучения законов природы и техники может определить тенденции технического прогресса, экстраполировать их в бедущее и может предвидеть таким образом будущее состояние техники.

Обратное воздействие науки на технику связано с рядом обстоятельств.

Прежде всего, наука намного сильнее и результативнее воздействует на прогресс техники, чем знания, выработанные на основе производственного опыта и трудовых навыков. Последние отражают лишь внешнюю сторону предметов и процессов, отдельные явления и имеют весьма приближенный характер. В силу этого эффективность их технического применения снижается. Куда более результативными оказываются научные знания, отражающие сущность предметов и процессов, вскрывающие их глубинные, скрытые от чисто опытного познания стороны, имеющие большую степень достоверности.

Необходимо иметь в виду, что усвоение достижений науки занимает малый период времени по сравнению со временем первоначального получения научных знаний. "Продукт умственного труда - наука - всегда ценится далеко ниже ее стоимости, - писал К.Маркс- потому, что рабочее время, необходимое для ее воспроизведения, не идет ни в какое сравнение с тем рабочим временем, которое требуется для того, чтобы первоначально ее произвести"(29, 355). Теорему о биноме, замечает он, школьник может выучить в течение одного часа, тогда как для ее открытия самому Ньютону требовалось неизмеримо больше времени.

Выгодность применения достижений науки в технике вытекает из особенностей производства самих научных знаний. Выгоды от применения результатов науки намного большие, чем расходы, понесенные обществом на их получение. Достижения науки, ставшие достоянием гласности, вообще не стоят ни гроша.

Надо учесть, что научные открытия исключительно долговечны, они, по существу, никогда не стареют и не "изнашиваются" в ходе употребления. Научные знания - товар особого рода. Стоимость любого товара по мере его употребления снижается. Полученные научные знания принадлежат к такому роду богатства, которое, чем больше оно употребляется, тем становится более развитым и более полным. Эта особенность научного знания была подмечена уже в древности. Бхартрихари так воспевал эту особенность научного знания:

"Сокровище такое существует,

Которому не страшны воры:

Украсть его нельзя. Всегда

Несет оно с собой несказанное счастье.

Хоть тратишь ты его и раздаешь другим,

А все ж оно растет - потом ему не страшен!

Его зовут наукой!" (7,175).

По мере развития научных знаний и их технического применения старый капитал воспроизводится в более производительной форме, что ведет к росту производительности труда.

Техническое применение полученных научных знаний позволяет заменять все в больших масштабах труд людей силами природы. Производство товаров все менее зависит от непосредственных затрат живого труда и все более от технологического применения науки. Силы природы, как таковые, стоимости не имеют, так как в них не вложен труд человека. Следовательно, использование науки для замены человеческих сил силами природы не только не повышает стоимости товара, но, напротив, удешевляет его, увеличивает богатство общества не увеличивая в той же мере стоимости этого богатства. Благодаря применению науки природные агенты делают труд более производительным, не повышая стоимости продукта, не увеличивая стоимости товара.

Таковы причины эффективности обратного воздействия науки на развитие техники. Действие этих причин ярко проявляется в истории науки и техники. При этом конкретные условия определяют как их силу, так и формы их проявления.

Обратное воздействие науки на развитие техники идет, в основном, в двух направлениях. В одном случае в производстве применяются уже имеющиеся данные науки. Так, открытие в конце 19 века П.Гриссом реакции диазотирования позволило получить обширный класс азотокрасителей, на основе которого возникла промышленность синтетических красителей и продуктов из них. В других случаях наука исследует проблемы, выдвигаемые техникой и внедряет полученные результаты в ее развитие. Так, техника конца 19 века поставила ряд проблем, в ходе решения которых возникают динамика твердого тела, гидродинамическая теория трения, колебания, резонанса. Их внедрение революционизировала промышленность.

Что касается силы обратного воздействия науки на развитие техники, то в различные исторические периоды она была различной, но, в общем, это воздействие неуклонно возрастало. Вместе с быстро растущим познанием законов природы росли и средства обратного воздействия на природу. Эта тенденция ярко проявляется в современных условиях.

В целом можно утверждать, что диалектика взаимосвязи науки и техники состоит в постоянном повышении роли научных исследований в прогрессе техники. Более того, чем выше уровень развития общественного производства, чем сложнее техника, тем большую роль играет наука.

Происходящая ныне в большинстве развитых стран научно-техническая революция отличается от первой промышленной революции неизмеримо большей ролью, которую в ней играет наука. Жизнь отдельного человека на Земле и в космосе, общества в целом теперь обусловлена непрерывным развитием науки и все более широким применением ее результатов. Раньше промышленность состояла из обособленных элементарно механизированных производств, нуждающихся в науке лишь для немногих ключевых областей. Современная промышленность превратилась в сложный комплекс, который все чаще обращается за помощью к науке.

Состояние техники все более непосредственно отражает состояние науки. Удельный вес техники как инобытия научных знаний возрастает в совокупной технике. Чем моложе техника. тем глубже ее связь с наукой. А.Бергсон писал, что "чем больше наука продвигается вперед, тем больше изобретений стимулируется ее открытиями; часто остается сделать лишь шаг от теории к ее применению"(30,331). Внутри своих лабораторий наука подчас порождает новые виды техники. Именно в стенах научных лабораторий зародилась атомная техника, полупроводниковая техника, космическая техника, бионика, техника лазеров, мазеров, МГД-генераторов, техника современной информатики в виде компьютеров, принтеров, факсов и т.д. Наука все более воздействует и на технологию, способствует замене механической технологии химической. Спектр наук, получивших непосредственный выход в производство, расширяется.

Возрастает также роль науки в создании ее технической базы, в организации и проведении научных исследований, а также во внедрении своих результатов в производство.

Развиваясь все более ускоренными темпами, наука оказывает все возрастающее влияние на технику в результате чего ныне отношения между наукой и техникой быстро меняются: наука все в меньшей степени следует за техникой, а техника все больше идет по стопам науки.

Заметим, что говоря о повышении роли науки в развитии техники, нельзя делать заключение что наука начинает играть определяющую роль в развитии техники, производства и всего общества в целом. Если раньше существовала опасность недооценки роли науки в развитии техники, то в настоящее время появилась противоположная опасность - чрезмерного преувеличения этой роли. Сейчас, когда 20 век подходит к концу и люди все больше пытаются заглянуть в третье тысячелетие часто науке приписываются слишком большие заслуги во всем хорошем или плохом что характерно для тех колоссальных и разительных перемен свидетелем которых было уходящее столетие.

Между тем, возрастание роли науки в развитии техники нисколько не означает уменьшения роли техники в прогрессе познания. Несомненно, роль науки в развитии техники в наше время существенно возросла, но, вместе с тем, неизмеримо повысилась и роль техники в развитии науки. Из фактора, отстающего от развития техники, наука превратилась под воздействием практики в фактор, опережающей технический прогресс. Не случайно в названии преобладающий сейчас форме научно-технического прогресса ("научно-техническая революция") слово "научно" стоит впереди. Однако такая перестановка составляющих элементов научно-технического прогресса нисколько не означает, что доминирующая роль вообще перешла от техники к науке. Изменилась не сущность взаимоотношений между наукой и техникой, а форма их взаимодействия. В ходе развития науки и техники постоянно усложняется и расширяется взаимодействие и взаимовлияние их друг на друга. Роль науки возросла не в сравнении с ролью техники, а в сравнении с той ролью, которую раньше играла наука в развитии техники.

Роль науки в развитии техники и производства вообще возрастает прежде всего в силу роста субъективного фактора в историческом прогрессе. Чем дальше человечество идет по пути общественного прогресса, тем большее значение и большие масштабы приобретает сознательное регулирование обмена веществ между обществом и природой, тем более человек ставит себе на службу стихийные силы природы, тем сильнее повышается способность и возможность людей управлять как окружающей средой, так и общественными отношениями.

Вторая причина возрастания обратного влияния науки на технику заключается в том, что техника становится все более и более сложной, основывается на использовании все более и более сложных законов природы. Познать эти законы чисто эмпирическим путем уже нельзя. Для открытия и разработки способов технического применения этих законов необходимы сложные научные эксперименты с использованием точной научной аппаратуры. Данные экспериментов требуют тщательной обработки с применением математического аппарата и электронно-вычислительных средств.

Таким образом, техника является реализованным человеческим знанием, а в условиях современности, прежде всего, материализацией научных знаний. Взаимосвязь науки и техники приобрела устойчивый, необходимый, закономерный характер. Современные науку и технику можно уподобить двум магдебургским полушариям не могущим существовать друг без друга и выступающим в виде научно-технической революции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.