Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет курса. Эвристика - в широком смысле раздел психологии, изучающий природу мысли­тельной деятельности человека




НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Эврика- озарение.

Эвристика - в широком смысле раздел психологии, изучающий природу мысли­тельной деятельности человека, мыслительных операций при решении им различных задач.

Эвристические рассуждения строятся преимущественно на использовании аналогий и неполной индукции.

Альтернатива – вариант действий, неотъемлемая часть проблемы принятия решения: если не из чего выбирать, то нет и проблемы выбора. Бывают зависимые и независимые альтернативы.

Метод “мозговой атаки” или коллективной генерации идей. “Мозговая атака”, метод обмена мнениями, методы типа “комиссий” или “судов” (то есть вид совещания, разговора на тему);

«Дель-фи»-метод - использование обратной связи, ознакомление экспертов с результатами предшествующего тура опроса и учет этих результатов при оценке значимости мнений экспертов.

Тезаурусный подход - изучение системы снизу, т.е. не определение цели, а перечисление элементов и связей - морфологический.

Сетевые методы. Декомпозиция проекта на ряд отдельных операций или работ. Построение графической модели (сетевого графика), построение таблицы работ (операций).

Метод “дерева целей” (метод структуризации), позволяет разделить сложную проблему на более мелкие, лучше поддающиеся исследованию.

 

Управление можно рассматривать как систему элементов: субъект, объект, цель, управляющие воздействия и обратная связь.

Управление определяется как процесс принятия и реализации решений (цель – проблема – задача – решение), опосредованный коммуникационной деятельностью.

Управленческое решение – основной элемент воздействия управляющей подсистемы системы на управляемую.

ЛПР - лицо принимающее решение

Модель - образ реального процесса (объекта) в материальной форме, отражающий существенные свойства моделируемого объекта или процесса и замещающий его в ходе исследования и управления.

Исследованием операций - применение математических количественных методов для анализа проблемы и принятия решения

Множества Эджворта – Парето -альтернативы, принадлежащие множеству Э-П невозможно сравнить непосредственно на основе критериальных оценок.

Весовые коэффициенты - коэффициенты важности критериев

ЧМП – человеко-машинные процедуры -процедуры общения ЛПР и компьютера

 

Детерминированные модели - не учитывают влияние вероятных случайных величин

Стохастические модели - с учетом влияния случайных величин

 

 

Республика Беларусь — молодое независимое государство,
получившее в июле 1990 г. суверенный статус, обеспечивший
белорусскому народу полные права на свою территорию в пре­делах государственных границ и национальную экономику. Ес­ли в советский период экономика БССР была лишь частью еди­ного народнохозяйственного комплекса (ЕНХК) Советского
Союза, то с распадом СССР и ЕНХК она стала преобразовывать­ся в национальную экономику, постепенно приобретать черты
единого хозяйственного целого в рамках суверенного белорус­ского государства - полноправного члена мирового сообще­ства, субъекта международного права и международных эконо­мических отношений.

За годы независимого существования Беларусь прошла слож­ный путь построения государственности, наполнения суверени­тета реальным содержанием, перехода к рыночным отношени­ям в трудных условиях преодоления системного социально-эко­номического кризиса в результате распада Советского Союза.

Действующая модель национальной экономики суверенной Беларуси доказала свою состоятельность и жизнеспособность, демонстрируя достаточно высокие темны экономического роста и обеспечивая неуклонное повышение качества жизни населе­ния в течение последних 15 лет. Но новые вызовы требуют от государства проведения эффективной экономической полити­ки, адекватной постоянно меняющемуся миру, поэтому бело­русская экономическая система непрерывно эволюционирует под воздействием глобальных политических, финансовых и тех-


нологических трендов, опираясь при этом на исторические кор­пи и сохраняя сильную социальную ориентацию. Современный адаптационный процесс требует в свою очередь научного и кад­рового обеспечения, что и обусловило Необходимость создания курса «Национальная экономика Беларуси».

Термин «национальная экономика» активно вошел в науч­ный оборот, управленческую, хозяйственную практику послед­них десятилетий как синоним понятия «экономика суверенной страны» наряду с терминами «народное хозяйство» (National economy – англ., Volkswirtschaft – нем., Gospodarka narodowa – польск.), «экономика республики». Слово «националь­ный» акцентирует внимание на том, что экономика рассматри­вается в своей целостности, в масштабе государства, а не только в этническом аспекте. Такой же смысл заключен в понятиях «национальный доход», «национальная валюта» и др.

Следует различать национальную экономику как науку (на­учное направление и учебная дисциплина) и как область хозяй­ственной практики.

Как паука национальная экономика имеет свои объект, предмет, инструментарий и субъект научного исследования. Предметом изучения являются социально-экономические про­цессы воспроизводства, закономерности функционирования и развития хозяйственной системы, ее структурно-функциональных элементов, потенциалов и механизмов. В качестве объекта выступает национальная хозяйственная система страны. Она исследуется рядом экономических дисциплин, в числе которых экономическая теория, экономическая история, экономическая статистика, эконометрика, математическое моделирование, эко­номическая и социальная география.

Обобщенные результаты исследований формируют научные

основы национальной экономики, включающие в себя совокуп­ность ключевых теоретико-методологических, концептуальных, научно-методических, инструментально-прикладных положе­ний и, прежде всего, понятийно-категориальный аппарат, ме­тодологические императивы и методический инструментарий.

В качестве базовых приняты такие понятия и категории, как цивилизационный процесс, система, экономическая систе­ма, системный подход, системный анализ, системотехника, структура, метод, концепция, институт, институциональные преобразования, рынок, рыночная экономика, социально ори­ентированная рыночная экономика, инновационная экономика и др. Они составляют смысловой каркас, па котором строятся содержательные аспекты курса.

Содержательный аспект раскрывается в анализе национальной экономики как области хозяйственной практики, в анализе состояния, факторов, проблем, тенденций, параметров хозяйственной системы, механизмов ее развития как основы разработки экономической политики, включая цели, направления и пути их достижения, методы и средства подготовки и реализации макроэкономических решений органов управления и регулирования хозяйственной системы страны.

Характерной чертой сложных социальных систем, к которым относится и экономика, является их способность к саморазвитию в соответствии с общесоциальными и общеэкономическими законами. Потенциал развития экономики определя­йся, главным образом, источниками, ресурсами, движущими:илами, узлами противоречий (проблемами), направлениями и механизмами их разрешения и адаптации к внешним воздействиям и составляет ее сущностный аспект.

Органы управления и научные структуры выступают в качестве субъектов исследования национальной экономики.

Национальная экономика в общем, плане рассматривается как социально-экономическая система, объединенная общей территорией, государственным строем, правовыми института­ми, единым рынком, культурой, национальной спецификой и идеей суверенитета и независимости. Ее характерными черта­ми и условиями существования являются:

• суверенитет нации и государства;

• территориальная целостность;

• единство экономического пространства и юридической среды;

• общность характера хозяйственных институтов, включая институт собственности;

• наличие единого платежного средства (национальной де­нежной единицы) и целостной финансовой системы;

• развитость внутреннего рынка и стабильность внешнеэко-­номических и геополитических отношений.

Системная теоретическая модель национальной экономики включает:

• собственно экономическую систему, ее подсистемы и ком­поненты, сектора и сферы экономики (субстанциональный ас­пект);

• совокупность связей и взаимодействий компонентов эко­номической системы, образующих целое (структурный ас­пект);

• функции и виды деятельности (функциональный аспект);

 

• институты, организации, права собственности (атрибутивный аспект);

• систему управления и регулирования (регулятивный ас­пект).

В прикладном контексте национальная экономика как

сложная система охватывает:

в организационном плане — совокупность субъектов хо­зяйствования (организаций, учреждений, предприятий, произ­водств, отраслей, регионов, их взаимосвязей и отношений);

в структурном плане — хозяйственные комплексы
(промышленность, агропромышленный комплекс, строитель­ный комплекс и ряд других);

в функциональном плане — совокупность потенциалов
(природно-ресурсного и экологического, демографического и
трудового, научно-инновационного, информационно-техноло­гического, производственного, инвестиционного, внешнеэконо­мического);

в региональном (пространственно-территориальном) пла­не — совокупность региональных хозяйственных подсистем и объектов (производственных комплексов, кластеров и других объединений);

в институциональном плане - совокупность институтов

и сегментов национального рынка (рынка факторов производ­ства, рынка товаров и услуг, валютного рынка, фондового рын­ка, рынка объектов интеллектуальной собственности, рынка жилья и др.).

По уровням функционирования и управления националь­ная экономика подразделяется на макроуровень (экономика в целом), мезоуровень (отрасли, регионы) и микроуровень (пред­приятия и организации первичного производственного звена).

Все структурные компоненты, комплексы, потенциалы, сег­менты национального рынка опосредованы:

• формами и правами собственности;

• движением материальных потоков различных видов ре- сурсов, участвующих в хозяйственном воспроизводственном
процессе и вовлеченных в экономический оборот в виде затрат
сырья, энергии, капитала, труда;

• финансовыми потоками (денежной массой — наличные и
безналичные деньги), движением цепных бумаг всех видов (ак­ций, облигаций, векселей и др.);

• юридической средой (законодательными и нормативно-
правовыми актами органов государственной власти всех ветвей
и уровней, а также системой международных договоров и сог­лашений).

 

 

Социально-экономические процессы, протекающие в нацио­нальной экономике, в совокупности образуют единый процесс воспроизводства, который охватывает четыре стадии: произ­водство, обмен, распределение, потребление. Их функциониро­вание и конечный результат оцениваются комплексом важней­ших социально-экономических показателей и макроиарамет-ров, в том числе накопления и потребления, характеризующих движение общественного продукта. Динамика воспроизвод­ственного процесса описывается, как правило, тремя основны­ми параметрами: объемом (масштабом) производства; темпом развития (скоростью роста или спада); пропорциями системы и процесса воспроизводства, характеризующими сбалансиро­ванность его компонентов, равномерность (пропорциональность) развития. Нарушение пропорций (диспропорции), например в воспроизводственной, отраслевой, технологической, региональ­ной структурах, ведет к падению эффективности и разрушению экономической системы.

Важнейшими характеристиками национальной экономи­ки являются эффективность и конкурентоспособность, отража­ющие состояние, тенденции и закономерности ее развития, место и роль в системе мирохозяйственных связей, в мировой экономике.

Таким образом, национальная экономика - это хозяй­ственная система страны, отвечающая принципам сувереннос­ти, целостности, социальности, национальной ориентации. Все изложенные выше положения о ее системных свойствах явля­ются предметом изучения в курсе «Национальная экономика Беларуси», так же как разделы и темы, раскрывающие деталь­но представленную общую концепцию национальной экономи­ческой системы в теоретическом и практическом аспектах. При всей сложности данной тематики, многоплановости информа­ционно-фактографического материала курса надо четко пред­тавлять себе четыре логических блока национальной экономи­ки: национальную хозяйственную систему, хозяйственный ме­ханизм (или подсистему регулирования), модель и стратегию развития.

Когда речь идет о белоруской модели развития, имеются в виду прежде всего принципы и императивы государственной экономической политики, охватывающей цели и приоритетные направления, компоненты и институты, в комплексе обеспечи­вающие процессы функционирования и развития националь­ной экономики, государства и общества на данном историче­ском этане в рамках действующего хозяйственного механизма.


В то же время сам хозяйственный механизм как совокупность экономических и административных инструментов и рычагов, косвенных и прямых методов регулирования экономики и эко­номической политики перестраивается, совершенствуется в рамках целевых государственных программ и генеральных

схем управления.

'




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.