Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Макроэкономического регулирования белорусской хозяйственной системы




Эволюция концепций

В экономической истории Беларуси, так же как и в миро­вой, четко прослеживается действие принципа исторического детерминизма: развитие экономической науки и реализация ее положений в макроэкономической политике определяются состоянием общества и решаемыми практическими задачами.

С середины XIX в. и до начала Великой Отечественной вой­ны территория современной Беларуси находилась вначале в со­ставе Российской Империи, позже — Польши, затем — СССР. Приграничное расположение белорусских земель препятство­вало притоку в страну крупного промышленного капитала как с запада, так и с востока. А в связи с тем, что таможенная гра­ница Российской империи проходила не по территории Польши, а между Полыней и Беларусью, европейский капитал «подни­мал» промышленность в Варшаве, Лодзи, Белостоке. Беларусь же оставалась сельскохозяйственным регионом: доля сельского хозяйства в ВВП превышала 60 %, агрохозяйства формирова­лись преимущественно по хуторской системе.

В 1920-е гг., в период НЭПа, на базе Белорусской сельскохо-зяйственной академии в Горках такими учеными, как Г. Горецкий, Л. Смолич, С. Жданович, Я. Кисляков и другими, являющимися представителями признанной в мире организационно-произ-водственной школы, основанной российскими исследователями Л. Чаяновым, Л. Челинцевым, II. Макаровым и Д. Кондратьевым, проводились исследования, развивающие положения пространственной экономики. Они были направле­ны на рационализацию деятельности крестьянских хозяйств с учетом нриродно-исторических, экономических и географи­ческих условий, на оптимизацию размещения агрохозяйств, осуществление экономического районирования. Впоследствии белорусские ученые разработали концепцию «Беларусь-Дания», предполагающую использование в местных условиях передово­го опыта европейских стран (Дания, Бельгия, Голландия) с вы­сокоразвитым сельским хозяйством при сохранении хуторской системы и частной собственности. Данная концепция опира­лась на исторически сложившиеся социально-экономические условия, но не вписывалась в новую систему планового хозяй­ства и потому не была реализована.

Широкомасштабная индустриализация белорусской эконо­мики как части единого народнохозяйственного комплекса СССР началась уже после Великой Отечественной войны. Построенные в послевоенный период минские автомобильный и тракторный заводы, металлургический завод в Жлобине, неф­теперерабатывающие и нефтехимические предприятия в Ново-полоцке, Мозыре, Могилеве, Гродно, приборостроительные за­воды в Минске и Витебске определили впоследствии новое лицо республики как «сборочного цеха» советской промышленнос­ти. Подавляющее большинство вновь созданных предприятий использовали сырье и комплектующие из-за пределов Белару­си, за ее пределами потреблялась и выпускаемая продукция. До настоящего времени нет единого мнения о том, являются ли крупные сборочные предприятия благом или обузой для совре­менной белорусской экономики, но очевидно, что сложившаяся к 1991 г. структура промышленности предопределила основ­ные ее проблемы и повлияла на выбор новой модели социаль­но-экономического развития республики.

В числе известных ученых-экономистов советского периода следует назвать В.Л. Томашевича, изучавшего проблемы инду­стриализации белорусской экономики; В.П. Уварова, организо­вавшего современную белорусскую научную школу политиче­ской экономии и истории экономических учений; В.С. Маври-


щева — одного из основателей научно-педагогической школы методологии оценки и повышения эффективности социально-экономических систем; Н.И. Ведуту — основоположника шко­лы экономико-математического моделирования в Беларуси; М.С. Кунявского — первого из отечественных экономистов, проводившего исследования в области формирования рыночных отношений и предпринимательства, развития малого бизнеса. Обретение Республикой Беларусь реального национального суверенитета в 1.991 г. (25 августа 1991 г. Декларация о госу­дарственном суверенитете от 27.07.1990 г. получила статус конституционного закона) проходило на фоне глубокого эконо­мического кризиса, называемого переходным. Среди причин его возникновения ключевую роль сыграли неэффективностьадминистративно-командной экономики, смена теоретической парадигмы развития, разрыв хозяйственных связей с постав­щиками сырья и покупателями продукции белорусских пред­приятий, оказавшимися теперь за рубежом. Большинство стран Центральной и Восточной Европы, а также бывшего СССР стол­кнулось с аналогичными проблемами при переходе от центра­лизованно управляемой к рыночной модели экономики и при­бегло к применению в макроэкономической политике рецеп­тов неоклассиков. Эти рекомендации, объединенные термином «шоковая терапия», предполагали проведение приватизации государственной собственности в кратчайшие строки, реорга­низацию предприятий путем их разукрупнения, отказ от госу­дарственного регулирования рынков товаров (ценового регули­рования), труда (государственной поддержки занятости). В не-которых странах, например Польше, Венгрии, Эстонии, подоб­ные токовые мероприятия на фоне кредитной поддержки со стороны международных финансовых организаций прошли успешно; в ряде постсоветских государств (Россия, Украина, Молдова) они привели к социальной напряженности и длитель­ному экономическому спаду.

На начальных этапах переходного периода Беларусь следо­вала неоклассическим рецептам, снижая участие государства в управлении экономикой. К середине 1990-х гг. стало очевид­но, что в белорусских условиях продолжение реформ в этом направлении может вызвать экономический коллапс, посколь­ку основу хозяйственного комплекса республики составляют крупные экспортоориентированные предприятия, мощности которых многократно превышали потребности внутреннего рын­ка. Конкурентоспособность этих предприятий по сравнению с зарубежными компаниями была значительно ниже, их разукрупнение влекло за собой риск банкротства, а инвестиций для

 

создания нового промышленного комплекса не существовало. Таким образом, выбор концептуальных подходов к развитию экономики был продиктован жизненной необходимостью, т.е. исторически обусловлен: в середине 1990-х гг. только государ­ство могло взять на себя функции гаранта социальной ста­бильности, коренным образом изменив макроэкономическую политику.

Несмотря на сложные условия переходного периода для на­учной системы страны, ученые, НИИ, вузы внесли и продолжа­ют вносить свой вклад в решение проблем становления нацио­нальной экономики. Речь идет о формировании отечественных научных школ и их участии в подготовке важнейших стратеги­ческих и тактических документов развития экономики страны.

Позитивные традиции белорусской экономической шко­лы — целостное видение национальной экономики как единой системы, конкретно-исторический подход к анализу процесса воспроизводства в его единстве, государственное мышление, владение современной методологией создания прогнозов и прог­рамм по решению стратегических проблем экономического раз­вития и выработке экономической политики - нашли отраже­ние в подготовке многих правительственных документов. В их числе: Национальная стратегия устойчивого развития Респуб­лики Беларусь до 2010 года (и до 2020 г.), Концепция социаль­но-экономического развития Республики Беларусь до 2015 го­да, Концепция и Основные направления социально-экономи­ческого развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы (и до 2010 г.), Программа совершенствования агропромышлен­ного комплекса Республики Беларусь на 2001-2005 годы, Кон­цепция и Программа социально-экономического развития Рес­публики Беларусь на 1996--2000, 2001 -2005, 2006-2010 го­ды, программы по другим секторам и сферам деятельности (структурной перестройке, приватизации, местной и легкой промышленности и т.д.), Национальная программа развития экспорта, Национальная программа развития туризма, Комп­лексный прогноз НТП до 2020 года (и до 2025 г.), Концепция национальной инновационной системы (НИС) Беларуси и раз­работанная на ее основе Государственная программа инноваци­онного развития Республики Беларусь на 2007 -2010 годы, ежегодные Прогнозы социально-экономического развития Рес­публики Беларусь и ряд других.

В последние годы в стране сложились и действуют научные школы но устойчивому развитию, национальной экономике Бе-


ларуси. По обоим направлениям в БГЭУ, БГУ, Академии управ­ления при Президенте Республики Беларусь созданы научно-педагогические структуры и преподаются соответствующие учебные дисциплины. 13 НЛП Беларуси получили развитие ин­новационные научно-практические центры по ряду отраслей народного хозяйства, в БГУ ведутся исследования и разработки по экономико-математическому моделированию и т.д. Ученые НИИ и вузов принимают активное участие в подготовке про­ектов законодательных актов и проведении экспертиз прогно­зов и программ социально-экономического развития Беларуси.

Научное сообщество, научные школы и исследовательские центры стремятся своевременно и адекватно реагировать на возрастающую сложность проблем развития социума, взаимо­действия государства, экономики и науки на основе поиска новых методов научного исследования, техники проведения комплексных НИР на базе междисциплинарных, синергетических подходов, способных адекватно отражать те социально-экономические процессы и взаимосвязи, которые не удается в полной мере описать классической и неоклассической эконо­мической теорией.

К 2002 г. в науке и практике страны сложились основные черты белорусской модели развития, т.е. государственной эко­номической политики с сильной социальной составляющей, важной ролью государственных регуляторов, избирательной при­ватизацией и многовекторностью внешнеэкономических связей.

Начиная с 2008 г., правительство постепенно ликвидирует старые институты, препятствующие предпринимательству и инновациям, и создает новые. В частности, отменен закон о «зо­лотой акции», предоставляющий государству право участия в управлении крупными акционерными обществами; в малых городах и сельских населенных пунктах установлен режим льготного налогообложения; определены важнейшие меры сти­мулирования деловой активности и развития предпринима­тельской инициативы, предусматривающие переход к рыноч­ным механизмам ценообразования, исключение протекциониз­ма во внешней и межрегиональной торговле, обеспечение элек­тронной государственной регистрации бизнеса, гарантирование права частной собственности и необратимости приватизации го­сударственного имущества, упрощение налогового законода­тельства и снижение налоговой нагрузки. Таким образом, реа­лизуемые в стране меры по либерализации экономики на дан­ном этапе ее развития в целом обоснованы положениями новой институциональной экономической теории.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.