Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление постсоветской культуры. Поскольку к середине 1980-х годов советское государство исчерпало большую часть своих творческих сил




Поскольку к середине 1980-х годов советское государство исчерпало большую часть своих творческих сил, пришло в стадию стагнации и переоценки социалистических идеалов в силу их резкого расхождения с жизненными реалиями, новый лидер компартии М. С. Горбачев объявил курс на так называемую «перестройку». В период перестройки, начавшейся с новой культурной политики, проповедующей гласность и плюрализм мнений, произошло «возвращение» творческого наследия деятелей искусства, находившихся ранее под идеологическим запретом (А. И. Солженицына, Б. Л. Пастернака, М. А. Булгакова, В. В. Набокова и др.). Однако система образования и фундаментальная наука, долгое время являвшиеся предметом национальной гордости, вследствие неудачного реформирования приходят к состоянию кризиса, из которого они не выбрались до сих пор. Отсутствие государственной поддержки, падение престижа и потеря понимания социальной значимости работы ученого привели к «утечке мозгов» за границу, уходу их в коммерцию и другие сферы деятельности.

В постсоветский период, начавшийся с распада СССР (1991 г.), «шоковых» реформ и радикального переустройства общества и государства на путях становления либеральной демократии, были утеряны многие социальные нормы и ценности социалистического прошлого, в том числе глубоко положительного характера: уважение к труду, неприятие эксплуататорства и стремления к наживе, дух коллективизма и взаимовыручки, социальная справедливость. Русская культура вновь пережила революционные преобразования в самом корне. Государство освободило себя от роли цензора в культуре, исчез идеологический контроль и ушла в прошлое централизованная культурная политика. Вместе с тем исчез и единый духовно-идейный стержень культуры, что создало свободу как для культурного созидания, так и нравственной и духовной деградации. Вполне очевиден переходный характер постсоветского периода в культуре России, будущие итоги которого сложно прогнозировать. Однако среди основных тенденций, формирующих очертания новой культуры, следует выделить следующие.

Переход к рыночным отношениям обусловил возникновение массовой культуры, выразившейся в шоу-бизнесе, коммерческих формах эстрадного, музыкального и кинематографического искусства, что в целом существенно понизило уровень художественного творчества.

Постмодернистские тенденции, воспринятые от западной культуры, также характеры для современной России. Постмодерн пропагандирует плюрализм, отказ от всех канонов, норм и традиций, абсолютных истин и признает равноценными любые явления культуры, к каким бы странам и историческим эпохам они не относились. Стремление к эклектике, соединению несоединимого, дерзкому экспериментированию в последние десятилетия проявилось и в российской культуре, что можно оценивать амбивалентно. К примеру, в литературном творчестве новые ориентиры породили таких безусловно талантливых писателей как В. О. Пелевин (роман «Чапаев и пустота» и др.). Однако воспринятый всерьез и доведенный до логического конца постмодерн с его скептическим отношением к абсолютным ценностям способен размыть национальные основы культурной жизни, губительно сказаться на нравах и духовном здоровье современных поколений.

Атмосфера духовного вакуума, возникшего еще в советское время и наиболее остро ощутившегося в момент краха всей социальной и культурной системы, вызвала жгучую духовную жажду у значительной части российского общества пореформенного периода. Она вылилась в различные формы. С одной стороны, с падением «железного занавеса» культурное пространство России стало стремительно заполняться новыми религиозными учениями и сектами (восточные культы, оккультизм, неошаманизм, неоязычество, миссионерская активность американских протестантов). С другой стороны, началось возрождение традиционной религиозности и православных основ русской культуры, выразившееся в массовом обращении в веру бывших советских атеистов. В киноискусстве России первого десятилетия XXI века тенденцию религиозного возрождения прекрасно выразил фильм П.С. Лунгина «Остров» (2006), получивший множество национальных наград. Весьма примечательно, что главного персонажа фильма, святого отца Анатолия, сыграл П.Н. Мамонов. Рок-музыкант и основатель группы «Звуки Му» испытал настоящее духовное перерождение в постсоветское время наряду со многими другими ключевыми фигурами русского рока поколения 1980-х, такими как Ю.Ю. Шевчук (лидер группы «ДДТ») и К.Е. Кинчев (лидер «Алисы»).

В XX в. русская культура пережила радикальную ломку традиций старой, монархической России, строительство принципиально нового типа культуры, основанного на ценностях социализма. Крах советского государства в конце века привел к очередной резкой смене ценностных ориентиров. В катастрофических для страны 1990-х наметились основные пути дальнейшего развития, среди которых есть как оздоровительные тенденции к возрождению духовного ядра исконной русской культуры, так и тенденции, связанные с издержками рыночного общества в виде массовой культуры, основанной на гедонизме и ориентации на потребление. Будущий облик родной культуры прогнозировать непросто, но ясно, что он будет зависеть от способности современного человека к распознанию истинных ценностей.

 

Литература

1. Иоанн (Снычёв) митр. Русская симфония. – СПб., 2001. – 493 с.

2. Кравченко А. И. Культурология. – М., 2005. – 496 с.

3. Культурология: Электронный учебник / Л. Н. Дорогова, Ю. В. Пыханов, Е. В. Мареева и др. // http://ido.rudn.ru/ffec/cult-index.html.

4. Рапацкая Л. А. Русская художественная культура: Учебное пособие. – М., 2002. – 608 с.

5. Соскин В. Л. Российская советская культура (1917-1927 гг.): Очерки социальной истории. – Новосибирск, 2004. – 455 с.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите основные уникальные черты советской культуры.

2. Что такое «социалистический реализм»?

3. Приведите наиболее яркие примеры проявления идеократии в различных сферах общественной и культурной жизни советской России.

4. Что можно отнести к важнейшим достижениям советской культуры?

5. Какими тенденциями характеризуется состояние современной культуры России?


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Я верю в силы человеческого Разума и Духа!

 

А. Д. Сахаров

 

Я выращиваю настоящее на прошлом

(Как многие неувядаемые деревья вырастают из своих

корней, так настоящее вырастает из прошлого),

Во времени и пространстве я его простираю

и выставляю вечные законы,

Создавать с их помощью себя – его закон.

 

Уолт Уитмен

 

Значимость культурологии как общенаучной теории культуры, если рассматривать последнюю как особую форму человеческого бытия и способ человеческой самореализации, невозможно переоценить. Ведь культурология не только расширяет границы человеческого знания, но и, что самое важное, придает ценностный смысл всей человеческой жизни, наделяя деяния и помыслы человека светом высокой духовности. Развитие человека есть ничто иное, как продолжающееся всю жизнь проникновение в этот удивительный, бездонный, неисчерпаемый мир Культуры, непреходящих ценностей человечества.

Изложение социокультурной проблематики, если следовать стандартной схеме, принято начинать с определения предметного поля культурологии. Выделение предмета культурологии концентрируется вокруг понятия культуры, имеющего многосмысловой характер. Многообразие определений понятия «культура» объясняется (об этом речь шла в 1 главе настоящего учебного издания) как сложностью, многообразием и даже, можно сказать, «газообразностью» самого феномена культуры, так и широким употреблением данного термина в конкретных дисциплинах. В разработанных современной наукой представлениях о культуре воплощено различное понимание ее специфичности как особой формы бытия. Вариантов решения указанной проблемы множество. К феномену культуры нельзя подойти так же, как к предмету естественно-научного исследования. Познавая ее, человек постигает не некую независящую от него реальность, а, по сути, себя самого – свое собственное бытие, объективированное в артефактах культуры.

Поскольку наличие нескольких сотен (свыше 500) дефиниций культуры стало притчей во языцех, вряд ли продуктивно пытаться найти ещё одно, отличающееся от уже известных, скорее всего, комбинацией знакомых эпитетов или порядком слов. Но, с другой стороны, не «застолбив» на предметном поле определённое место, невозможно охватить и описать хотя бы наиболее существенные характеристики культуры. Работая над курсом и осознавая невозможность «окончательного» определения понятия культуры, авторы исходили из подхода, основанного на представлении о том, что культура пронизывает всю жизнедеятельность человека и является таким фундаментальным компонентом социума, без которого общество и человек не могут существовать. Если культура живёт как символическая (виртуальная) реальность и к тому же охватывает все сферы человеческого бытия, то её изучение должно включать в себя эти сферы, в каждой из которых она приобретает специфические формы. Именно исследование этих специфических форм и должно составлять, по нашему мнению, предмет культурологии и определять содержание учебников и учебных пособий.

В техническом вузе в ранге университета, как считает авторский коллектив, будет полезным раздел, посвящённый особенно острым в наши дни проблемам соотношения культуры и техники, роли и значении техники в культурогенезе человечества, а также места науки в системе культуры. Углубляя содержание конкретных тем, привлекая новый, постоянно меняющийся теоретический, фактологический материал, было бы также полезно проследить историю открытий и изобретений в области науки и техники. В связи с тем, что в НГТУ были созданы экономические, юридические выпускающие кафедры, необходимо включить темы, рассматривающие хозяйственную культуру, профессиональную, правовую и т.п., расширить главу «Мораль и право как явления культуры». По мнению авторов, желательны также разделы, посвящённые культурно-бытовой проблематике (в духе броделевских «структур повседневности»). Эти разделы, при сохранении традиционных тем, позволяют, по мнению авторов, дать более полную и приближенную к реалиям сегодняшней жизни картину социокультурных процессов в современном мире.

Особенностью данного учебника является то, что в нём представлены не только новейшие программные установления, но и оригинальные авторские позиции, отражающие помимо обязательного материала индивидуальный научный интерес каждого. Таким образом, спецификой учебного издания является альтернативные концепции преподавания культурологи как особой науки о культуре, которые вытекают из многолетнего практического опыта, накопленного в работе над курсом, апробированным на кафедре теории и истории культуры НГТУ.

Коллектив авторов-составителей надеется, что предлагаемый учебник будет интересен и полезен не только студентам, магистрантам и аспирантам, но и всем, кто изучает культурологию или стремится ознакомиться с феноменом культуры разных эпох.


ПРИЛОЖЕНИЕ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.