Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контролирующие Материалы 2 страница. 5. Какие из видов искусства отсутствовали в арабо-мусульманской культуре средних веков в связи с особенностями исламского вероучения:




5. Какие из видов искусства отсутствовали в арабо-мусульманской культуре средних веков в связи с особенностями исламского вероучения:

а) живопись;

б) каллиграфия;

в) архитектура;

г) скульптура.

6. Арабский учёный, познакомивший Европу с системой индийских чисел (так называемых «арабских»):

а) Ибн Рушд;

б) Ибн Сина;

в) аль-Хорезми.

7. Какое событие было положено в основу мусульманского календаря:

а) год, в котором начал ниспосылаться Коран;

б) переселение Мухаммада из Мекки в Медину;

в) завоевание мусульманами Мекки.

 

Глава 20. Культура Византии

1. Столица Византийской империи получила название:

а) Багдад;

б) Византий;

в) Константинополь.

2. Государственным языком империи на первых этапах был:

а) греческий;

б) латынь;

в) церковнославянский.

3. Назовите количество догматов в Символе веры:

а) пять;

б) семь;

в) двенадцать.

4. Работы какого учёного-богослова стали основой для защиты иконопочитания?

а) Григорий Богослов;

б) Иоанн Дамаскин;

в) Василий Великий.

5.Укажите количество Вселенских Соборов:

а) три;

б) семь;

в) двадцать.

6. Какое название получила столица империи после турецкого завоевания?

а) Стамбул;

б) Анкара;

в) Константинополь.

7. Как называли себя жители Византии?

а) византийцы;

б) греки;

в) ромэи.

 

Глава 21. Культура эпохи Возрождения

1. Назовите хронологические рамки эпохи Возрождения:

а) I в. до н.э. – V в. н.э.;

б) XIV–XVI вв.;

в) рубеж XIX–XX вв.

2. Для культуры и искусства эпохи Возрождения характерно:

а) анонимное творчество;

б) авторское творческое начало;

в) творчество как Божественное откровение.

3. Период Высокого Возрождения называют:

а) Дученто;

б) Треченто;

в) Кватроченто;

г) Чинквеченто.

4. Каковы основные социальные предпосылки итальянского Возрождения?

а) развитие итальянских городов, чья политическая независимость и экономическая самостоятельность создавали разнообразные возможности для занятий искусством;

б) накопление торгово-купеческих капиталов и развитие меценатства;

в) появление «новых людей», которые начинают по-новому ощущать свою связь с миром, возрастание роли личной инициативы;

г) все выше перечисленные.

5. Источником и образцом творчества для людей эпохи Возрождения была:

а) культура Древнего Египта и Месопотамии;

б) культура античности;

в) культура средневековья.

6. Идеологической основой культуры эпохи Возрождения является:

а) импрессионизм;

б) гуманизм;

в) супрематизм;

г) всё выше перечисленное.

7. Автором таких живописных произведений, как «Мадонна с цветком», «Тайная вечеря», является:

а) Рафаэль;

б) да Винчи;

в) Микеланджело;

г) Тициан.

 

Глава 22. Культура Нового и Новейшего времени

1. Как называется процесс разрушения устоев традиционной цивилизации, характерный для культуры Нового времени?

а) секуляризация;

б) модернизация;

в) рационализация;

г) глобализация.

2. В каком веке совершился прорыв в области точных и естественных наук, получивший название «научной революции»?

а) XVII в.;

б) XVIII в.;

в) XIX в.;

г) XX в.

3. Новое идейно-культурное движение XVIII века под названием «Просвещение» зародилось:

а) в Германии;

б) в Англии;

в) во Франции;

г) в Нидерландах.

4. Художественными стилями XVIII века являются:

а) барокко;

б) рококо;

в) классицизм;

в) сентиментализм;

г) все выше перечисленные.

5. Причинами формирования новых художественных стилей в XIX веке стало:

а) утверждение свободомыслия и атеизма;

б) становление гражданского общества и правового государства;

в) демократизация политических структур;

г) социальные противоречия и конфликты буржуазных отношений.

6. Для художественного стиля романтизм характерно:

а) стремление человека уйти от реальности в мир фантазий и грез;

б) показ жизни такой, какая она есть в действительности;

в) обличение острых социальных противоречий и конфликтов;

г) поиск чистой красоты и эстетизма.

7. Характеристиками единой мировой культуры XX века являются:

а) индустриализация производства;

б) массовое потребление;

в) единые средства передвижения и передачи информации;

г) интернационализация науки и образования;

д) все выше перечисленные.

 

Глава 23. Русская культура X–XVII веков

1. Какое языковое происхождение имеют следующие термины: «Христос», «Библия», «Евангелие»?

а) еврейское;

б) латинское;

в) греческое.

2. Какое название носила идея союза государства и Церкви в русской культуре?

а) соната;

б) рок-опера;

в) симфония.

3. Вышеназванная идея была заимствована Россией:

а) из Китая;

б) из Англии;

в) из Византии.

4. Какая форма христианства установилась на Руси?

а) протестантизм;

б) православие;

в) католицизм.

5. Столицей страны, подарившей Руси христианство, был город:

а) Ватикан;

б) Константинополь;

в) Иерусалим.

6. Известный памятник быта русского народа носил название:

а) Метрострой;

б) Долгострой;

в) Домострой.

7. Одним из принципов хозяйственной культуры Руси являлось:

а) самооборона;

б) самоограничение;

в) самовыражение.

 

Глава 24. Русская культура XVIII–XIX веков

1. В результате реформ Петра I:

а) сформировался капиталистический строй;

б) произошла европеизация всех сфер жизни;

в) была пересмотрена система государственного управления;

г) всё выше перечисленное.

2. Преобразования в экономической сфере, произошедшие в России в начале XVIII века, называются:

а) промышленная революция;

б) меркантилизм;

в) секуляризация;

г) модернизация.

3. Кто из российских учёных не обучался в Петербургской академии наук?

а) И. Лепехин;

б) М. Ломоносов;

в) В. Беринг;

г) С. Крашенинников.

4. Как назывались совместные мероприятия, предназначенные для представителей дворянского общества?

а) ассамблеи;

б) пиры;

в) танцевальные вечера;

г) салоны.

5. Кто из названных композиторов являлся одним из участников художественного объединения «Могучая кучка»?

а) А. Верстовский;

б) М. Глинка;

в) А. Даргомыжский;

г) М. Балакирев;

д) П. Чайковский.

6. Какой из названных художественных стилей не был представлен в русском искусстве XIX века?

а) импрессионизм;

б) сентиментализм;

в) романтизм;

г) реализм.

7. Итогом культурного развития России в XIX веке стало:

а) формирование национальной идеи;

б) создание самобытной классической художественной культуры;

в) патриотическая направленность общественного сознания;

г) всё выше перечисленное.

 

Глава 25. Серебряный век русской культуры

1. Хронологически Серебряный век русской культуры укладывается во временной отрезок:

а) с конца XVIII века до середины XIX века;

б) с начала 90-х годов XIX века до 20-х годов XX века;

в) 1917 г. – 1991 г.

2. Выберите фамилии мыслителей, которые не относятся к представителям русской религиозной философии:

а) В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев;

б) С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский;

в) Н.А. Умов, В.И. Вернадский;

г) Г.П. Федотов, И.А. Ильин.

3. Космизм – это:

а) изменения черт культуры во времени и пространстве в результате воздействия внешних и внутренних сил;

б) эмоционально-чувственная форма познания мира, основным средством которого является художественный образ;

в) направление научно-философской мысли, которое рассматривало человека в его соотношении не только с земными реалиями, но и со всей Вселенной.

4. К модернистским направлениям в литературе Серебряного века не относится:

а) символизм;

б) акмеизм;

в) романтизм;

г) футуризм.

5. Для явления декадентства в культуре и искусстве Серебряного века было характерно:

а) оптимистическое стремление к светлому будущему России;

б) настроение безнадёжности, неприятия жизни, индивидуализма;

в) религиозное преображение жизни.

6. В творчестве А. Белого, Д. Мережковского, З. Гиппиус, Вяч. Иванова, А. Блока поэзия была неотделима от философствования. К какому идейно-художественному направлению они принадлежат?

а) символизм;

б) супрематизм;

в) постимпрессионизм;

г) социалистический реализм.

7. Каковы характерные черты русской художественной культуры Серебряного века?

а) новые смелые идеи, но в то же время интерес к национальному культурному прошлому, народной культуре;

б) возросшая публичность искусства;

в) синтез разных видов искусства;

г) все выше перечисленные.

 

Глава 26. Советская культура и постсоветский период

1. Что означает идеократический характер советской культуры?

а) господство материализма и воинствующего атеизма;

б) курс на ликвидацию дворянской и буржуазной культур;

в) ведущую роль идеологии в культуре, её влияние на все сферы жизни.

2. В качестве важнейших достижений советского общества могут быть названы:

а) введение классового подхода в область политики, экономики и духовной культуры;

б) превращение искусства в орудие пропаганды идеологических ценностей;

в) освоение космоса;

г) повышение грамотности населения и развитие системы светского образования.

3. Основным официальным художественным стилем советской эпохи был:

а) социалистический реализм;

б) социалистический классицизм;

в) социалистический авангардизм.

4. В качестве позитивных ценностей советской культуры можно выделить:

а) воинствующий атеизм;

б) уважение к труду;

в) тоталитарная идеология;

г) социальная справедливость.

5. Какой из этапов истории советской России был периодом совершенно свободного творчества и новаторства в искусстве, фактически не испытывающего контроля со стороны государства:

а) 1917-1920-е гг.;

б) 1950-е – середина 1960-х гг.;

в) 1985-1991 гг.

6. Среди основных изменений и тенденций в развитии русской культуры постсоветского периода можно назвать:

а) отсутствие идеологической цензуры;

б) наличие ярко выраженной национальной идеи;

в) коммерциализация культуры;

г) постмодернизм как ведущий стиль мышления.

7. Для постмодернистского мировоззрения характерны следующие черты:

а) строгий традиционализм и следование национальным культурным ценностям;

б) отрицание любых истин, претендующих на абсолютность;

в) плюрализм, признание равноправности всех ценностей и традиций любых культур и эпох.

 

 
 
 


краткий культурологический словарь

Адаптация культурная – приспособление отдельного человека и социальных групп к меняющимся природно-географическим и социальным условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания и поведения, форм общественной организации, норм и ценностей.

Аксиология – наука о ценностях, их происхождении, сущности, функциях, типах и видах.

Антропоцентризм – философский термин, укоренившийся во второй половине XIX века для обозначения учений, видящих в человеке центральную и высшую цель мироздания.

Артефакт – в широком понимании искусственно созданный объект; в культурологии – воплощение культурной формы в конкретном материальном продукте, поведенческом акте, социальной структуре.

Архетип – прообраз, первичная форма, образец; у К. Юнга архетипы – это структурные элементы коллективного бессознательного, которые лежат в основе общечеловеческой символики, выявляются в мифах, верованиях, произведениях литературы и искусства.

Гуманизм – в широком смысле слова, учение о самоценности человека, утверждающее человека как смысл и основание бытия, всех общественных преобразований, исторического процесса и т.д.; в узком – культурное движение эпохи Возрождения.

Динамика культуры – изменения черт культуры во времени и пространстве в результате воздействия внешних и внутренних сил.

Доминанта культурная – в культурологии термин употребляется для обозначения главенствующей идеи, основного признака той или иной культуры.

Европоцентризм – убеждённость в культурном, политическом и экономическом превосходстве Европы перед остальным миром.

Знак – предмет, действие или событие, заменяющие другой предмет, действие или событие. С помощью знаков происходит фиксация информации о человеке и мире в культурных текстах, общение индивидов и социальных групп между собой.

Идентичность культурная осознанное принятие человеком соответствующих культурных норм и моделей поведения, ценностных ориентаций и языка, отождествление себя с культурными образцами своего общества.

Инкультурация – процесс приобщения индивида к культуре, усвоения существующих привычек, норм, ценностей, свойственных данной культуре.

Искусство – эмоционально-чувственная форма познания мира, основным средством которого является художественный образ.

Канон – система правил, норм, господствующих в искусстве в какой-либо период или в каком-либо художественном направлении и закрепляющих основные закономерности конкретных видов искусства.

Картина мира – совокупность мировоззренческих знаний о мире, наиболее общих, мало изменяемых, передающихся из поколения в поколение представлений о добре и зле, жизни и смерти, свободе и неравенстве, пространстве и времени и т.п.

Коммуникация – процесс взаимодействия субъектов социокультурной деятельности с целью обмена информацией посредством различных знаковых систем; коммуникация обеспечивает возможность формирования социальных связей, регулирование жизнедеятельности людей, накопление и трансляцию социального опыта.

Контркультура – идейное течение и общественное движение социальных групп, получившее наибольшее развитие в 60-70-х гг. XX века; совокупность социально-культурных установок, норм и ценностей, противостоящих доминирующей культуре.

Космизм -направление русской научно-философской мысли второй половины XIX - первой половины XX века, которое рассматривало человека в его соотношении не только с земными реалиями, но и со всей Вселенной.

Культ – совокупность действий, являющихся для представителей данной религии священными.

Культура – совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения.

Культура духовная – одна из сторон общей культуры человечества, которая включает в себя явления, связанные с сознанием, интеллектуальной и эмоционально-психологической деятельностью человека (язык, обычаи, традиции, искусство, религия, мораль, право, наука и т.д.)

Культура материальная – воплощение материализованных человеческих потребностей; включает в себя все материальные артефакты, созданные человечеством, которые представляют собой реализацию системы идей.

Культурогенез – процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества; является не однократным событием происхождения культуры в эпоху первобытности, а процессом постоянного обновления культуры посредством трансформации уже существующих форм и возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее.

Менталитет – комплекс психологических и поведенческих установок индивида или социальной группы, который создает картину мира, регулирует поведение и лежит в основе социальной общности и культурной традиции.

Миф – картина мира, в реальности которой человек, в рамках культуры своего времени, не сомневается. Миф является исторически первоначальной формой отображения действительности, в которой художественное, моральное, познавательное и практическое освоение мира тесно взаимосвязаны.

Мораль – нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Наука – сфера рациональной человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация знаний об окружающей действительности.

Норма культурная – стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным социальным группам и выражающий их представление о должном.

Парадигма – теория, принятая в качестве образца постановки и решения исследовательских задач.

Постмодерн – особый тип мировоззрения, характерный для западной культуры второй половины XX века, направленный на отказ от всех норм, традиций, каких-либо абсолютных истин и ориентированный на признание равноценными любых культурных проявлений. Основные характеристики культуры и искусства постмодерна – плюрализм, равноправность ценностей, стремление к эклектике, соединению несоединимого.

Право – особая подсистема духовной культуры, регулирующая социальные отношения с помощью общеобязательных норм, закрепляемых государством.

Религия – совокупность взглядов на мир, которые основываются на вере в существование одного или нескольких богов; религия также включает в себя совокупность действий (культ), в которых человек выражает своё отношение к Богу и вступает с Ним в мистическую связь; кроме того, неотъемлемой характеристикой религии является наличие религиозных организаций.

Ритуал – церемониальные действия, способ и порядок исполнения которых строго канонизированы; ритуал носит символический характер и играет важную роль в обеспечении сплочённости членов общности.

Секуляризация – освобождение общественного и индивидуального сознания от влияния религии; процесс лишения религиозных институтов социальных функций: отделение церкви от государства и школы, сокращение культовой практики, замена религиозных представлений светскими взглядами.

Семиотика – наука о знаках и знаковых системах.

Символ – объект, который фиксирует связи между предметами, явлениями, не имея при этом прямого вещественного выражения.

Символизм – художественное направление, сложившееся в западно-европейской культуре в конце 60-х – начале 70-х гг. XIX века. Мышление, обращённое к символам – одно из древнейших свойств человеческой культуры; символизм присущ всем мифологиям, религиям, формам искусства и философии.

Синкретизм – слитность, нерасчленённость, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо (например, синкретизм первобытного искусства характеризует нерасчленённость деятельности и мышления человека).

Социализация – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, культурных традиций и т.д.); целенаправленное формирование личности посредством воспитания, обучения и стихийного воздействия жизненных обстоятельств.

Стиль – устоявшаяся форма самоопределения эпохи, региона, социальной группы или отдельной личности (например, стиль в искусстве представляет собой характеристику особенностей художественного творчества эпохи, отдельного художественного направления или индивидуальной манеры автора).

Структура культуры – соотношение и взаимодействие между собой устойчивых элементов культурной системы (норм, ценностей, видов и форм культуры), которые обеспечивают её стабильность, воспроизводство и возможность трансляции культурного опыта.

Субкультура – система ценностей и норм поведения, характерная для отдельных демографических, профессиональных и других групп, принципиально не противоречащая доминирующей культуре.

Сциентизм – абсолютизация роли науки в системе культуры; в качестве образца берутся естественные и математические науки.

Технократизм – направление в общественно-политической мысли и социально-психологическая установка, исходящие из того, что культура регулируется принципами технико-организационной рациональности, поэтому построение общественных отношений на этих принципах является непременным условием её прогрессивного развития.

Традиции – социально-культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определённых обществах в течение длительного времени.

Универсалии культурные – черты, присущие всем культурам, независимо от географического расположения, исторического времени и социального устройства (Дж. Мердок выделяет более 60 культурных универсалий: изготовление орудий труда, совместный труд, украшение тела, танцы, спорт, язык, религиозные обряды и др.)

Функции культуры – совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей.

Художественный образ – категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству, вид освоения и выражения действительности, являющийся результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно реализацией историко-культурного опыта человечества.

Цивилизация – искусственная среда, созданная человеком,которая представляет собой, в отличие от культуры, результат материально-технической деятельности, ценностно-нейтральной и основанной на принципе практицизма.

Этноцентризм психологическая установка воспринимать и оценивать другие культуры и поведение их представителей сквозь призму культурных традиций и ценностей собственной этнической группы.

Язык – знаковая система, которая является средством формирования, передачи, использования и хранения информации и универсальным средством трансляции культуры.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 866; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.