Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологический аргумент: экзогенный характер рациональности




 

Социолог Альфред Щюц рассматривает рациональность в кон­тексте повседневного поведения людей на рынке. Он соглашается с тем, что принципы рациональности могут лежать в основе взаимной интерпретации индивидами своих действий. Так, рацио­нальное взаимодействие предполагает, что индивид рационально интерпретирует действия окружающих и рационально реагирует на них. Однако рациональное взаимодействие возможно лишь в рамках социально однородных групп, образованных индивидами, близкими по своим характеристикам к homo oeconomicus. В повсе­дневной же жизни, в том числе в ходе рыночных сделок, однород­ность участников взаимодействия достигается редко, и они вы­нуждены искать иные способы согласования своих действий.

Так, в основе повседневного взаимодействия лежит не рацио­нальное, а обоснованное действие. Оно предполагает, что индиви­ды могут понять намерения друг друга с помощью обращения к житейскому опыту. Именно житейский опыт и здравый смысл, а не модель рационального выбора чаще всего позволяют индиви­дам построить достоверные предположения о действиях окружа­ющих. Рациональное действие, безусловно, лежит в основе здра­вого смысла, но не исчерпывает его. По мнению Щюца, модель рационального действия вменяется индивидам исследователями ввиду ограниченности информации о том, что понимается под здравым смыслом в той или иной сфере повседневности, в той или иной социальной среде. Для них легче постулировать универсаль­ный характер частного случая, рационального действия, чем действительно рассматривать весь спектр возможных обоснований действия и вариантов интерпретации. Иными словами рацио­нальное действие приписывается индивидам для объяснения их действий внешним наблюдателям и построения формальных мо­делей, хотя чаще всего сами индивиды не ограничиваются моде­лью рационального выбора, объясняя себе поведение других и объясняя другим свое собственное поведение.

Попробуем и мы разграничить «научную» и «повседневную» рациональность, ведь только последняя может быть названа нор­мой поведения индивидов. Другой социолог, Гарольд Гарфинкель предлагает провести границу между рациональностью как нормой и рациональностью как моделью поведения с помощью следу­ющей классификации элементов рациональной деятельности:

 

1) типологизация и сравнение ситуаций;

2) определение допустимой ошибки при построении типологии;

3) поиск средств для достижения целей;

4) анализ альтернативных планов деятельности и возмож­ных последствий;

5) определение условий, при которых каждая из альтернатив будет реализована;

6) определение периода времени, необходимого для принятия окончательного решения;

7) предсказание развития ситуаций;

8) определение процедуры принятия решения;

9) осознание того, что любое решение предполагает выбор;

10) осуществление выбора на основе информации и накопленного опыта;

11) достижение соответствия выбора целей и средств принципам формальной логики;

12) достижение семантической четкости принятых реше­ний, соответствия используемых терминов общепринятым;

13) достижение ясности и однозначности принятых решений;

14) соответствие определения ситуации научному знанию;

 

Элементы 1-10 относятся к рациональности как норме по­вседневной деятельности индивидов, тогда как элементы 11-14 применяются при научном моделировании рационального поведе­ния. И вовсе необязательно требовать от индивида выполнения всех 14 критериев, для обеспечения рационального взаимодейст­вия достаточно соответствия его поведения первым десяти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.