Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория неполной рациональности: когнитивные ограничения рационального выбора




 

Мы уже упоминали теорию неполной рациональности Г. Сай­мона и ее критику модели homo oeconomicus как совершенного калькулятора. Несогласие сторонников этой теории с моделью рационального выбора реализовалось в развитии шести альтерна­тивных интерпретаций рационального поведения. Каждая из этих интерпретаций позволяет четко сформулировать условия, при ко­торых рациональное поведение остается возможным (табл. 4.1).

Акцент на ограничениях модели рационального выбора позво­ляет по-иному посмотреть на соотношение четырех идеальных типов поведения по Веберу. Их можно представить в качестве континуума, при этом тип поведения становится функцией двух переменных: степени жесткости когнитивных ограничений и сте­пени полноты информации, используемой для принятия решения. Заметим, что объем используемой информации зависит от издержек на ее поиск, следовательно, в конечном счете речь идет о когни­тивных ограничениях и величине издержек на поиск информации (рис. 4.1).

Очевидно, что по мере движения от аффективного поведения к целерациональному процедура принятия решений усложняется за счет увеличения объема принимаемой во внимание информации, совершенствования ее обработки. Причем речь идет не только о количественной разнице: информация становится неоднородной, а процедура ее обработки включает все большее число элементов.

 

Таблица 4.1

Модель ограниченной рациональности Тип ограничения Как это ограничение влияет на рациональное поведение Условия, при которых рациональное поведение возможно
Модель удовлетворитель­ности Когнитивные способности ограничены Индивид совершает не оптимальный выбор, а останавливается на первом же варианте, удовлетворяющем заранее заданным им критериям Издержки на принятие решений равны нулю
Модель издержек Издержки на поиск информации велики Индивид сравнивает не все альтернативы, он всегда оценивает издержки на поиск информации о новой альтернативе и ожидаемую полезность этой альтернативы Издержки на поиск информации равны нулю
Модель надежности Когнитивные способности ограничены (несоответствие С— D) Ввиду сложности решаемой проблемы и высокой вероятности ошибки индивид предпочитает использование привычных методов ее решения поиску оптимальных Компетенция индивида (Q соответствует степени сложности проблемы (D)
Модель робота Когнитивные способности ограничены Индивид действует наподобие робота, по заранее определенным программам. Степень совершенства робота зависит от числа программ Проблема состоит из множества простых подзадач
Модель обучения Когнитивные способности ограничены Индивид учится делать оптимальный выбор на ошибках, как своих, так и чужих Ситуация выбора повторяется. Память совершенна
Модель эволюции Доля индивидов, ведущих себя рационально, в их общем числе Следование наиболее распространенным в социуме нормам поведения обеспечивает больший выигрыш Норма рациональности широко распространена в социуме

 

ПОВЕДЕНИЕ

 

Когнитивные способности

 

 
 

 


 

 

Традиционное

 

 
 
Аффективное


 

Объем используемой информации

 
 

 


Рис. 4.1

Так, вся информация, необходимая для аффективного поведения, заключена во внешнем стимуле (например, внезапно возникнув­шем желании), и она напрямую воздействует на поведение по модели «стимул-реакция». В случае целерационального поведе­ния индивиду необходима информация о ресурсах, интересах, возможностях, целях, задачах, а обработка этой разнородной ин­формации принимает форму многоступенчатых схем (рис. 4.2).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 823; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.