Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-методические материалы к теме 2




Практическое занятие

 

Практическое занятие посвящено анализу на конкретных при­мерах норм, как формальных, так и неформальных. В частности, для иллюстрации сущности нормы интерпретативной рациональ­ности можно предложить следующую игровую ситуацию. Студенты разбиваются на пары, причем желательно, чтобы эти пары не были образованы близкими друзьями или сидящими за одной партой людьми. Далее каждой паре студентов предлагается рас­пределить между собой нечетное количество букв, скажем, следу­ющие семь букв: А, В, К, О, Ш, Э и Я. Правила игры таковы: учитывая, что каждой букве соответствует определенное число от 1до 7, а известны лишь буквы, соответствующие 7 (Ш) и 1 (А), максимальному и минимальному числу, каждая пара должна мак­симизировать общую сумму чисел. При этом известно, что если одна и та же буква выбирается обоими студентами, то соответству­ющее ей число не прибавляется к общей сумме. Следовательно, проблема в том, чтобы каждая пара смогла найти общий принцип разделения множества чисел на два непересекающихся подмноже­ства (объектом выбора является как количество букв, так и их состав) (рис. 4.4):

 

Рис. 4.4

Подсказка может заключаться в самом наборе букв, из них должно получиться хорошо известное студентам слово из трех или четырех букв. Узнавание этого слова облегчает выбор — один из студентов «берет» слово, а остальные буквы достаются второму. Определить, кто берет слово, а кто — остальные буквы, можно на основе расположения (сидящий слева берет слово, если большин­ство букв этого слова расположены в ряду слева), пола или на основе другого легко определяемого признака. В приведенном примере «зашифровано» слово «ВШЭ», название учебного заведе­ния, в котором учатся студенты. после того как студенты делают свой выбор, объявляются числа, соответствующие остальным буквам, и производится подсчет баллов. Как показывает опыт, в каждой группе находятся одна-две пары, которые находят верное решение. Им и предлагается объяснить логику своего выбора.

После обсуждения наиболее важных норм можно перейти к анализу совокупностей норм, регулирующих взаимодействия в той или иной сфере повседневной жизни, — различных «правил игры». Выбор вариантов не ограничен, от «правил игры» в рамках семьи до норм, регулирующих жизнь в студенческой среде. При­мер с семьей удобен тем, что позволяет сравнить формальные и неформальные нормы, на основе которых строится жизнь в семье. Формальные нормы, зафиксированные в Семейном кодексе РФ, определяют лишь общие принципы построения семьи и регулируют ту часть внутрисемейных взаимоотношений, которая связана с владением имуществом. Например, статья 31, часть 2 гласит, что «вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципов равенства супругов», а часть 3 той же статьи: «Супруги обязаны строить отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи». Основные же функции по обеспечению взаимо­действий несут локальные, отличающиеся от семьи к семье, не­формальные нормы. Именно эти нормы уточняют и наполняют конкретным повседневным содержанием нормы любви, равенства, взаимопомощи и т. д. Вот как, например, можно представит, в виде Кодекса совокупность норм, по которым живет конкретная семья Н. (приведен в сокращении).

 

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. Законодательство семьи И.

Ст. 1. Отношения семьи Н. регулируются Семейным кодексом РФ Гражданским кодексом РФ, действующим в области, где в качестве одном из сторон выступает государство, обычным правом и данным неформальным Кодексом.

Ст. 3. Субъектами семейных отношений, регулируемых данным Кодексом, являются господин Н., госпожа Н., дети: дочь 19 лет, сын 15 лет.

Глава 2. Основные положения

Ст. 4. Кодекс семьи Н. основывается на признании неравенства членов семьи (дети находятся в практически полном подчинении родителей, госпожа Н. находится в частичном подчинении господину Н.) на возможности нарушения неприкосновенности личной собственности (изучение содержания письменного стола детей, проверка карманш одежды), на допустимости произвольного вмешательства в частные дела (выбор родителями круга общения детей), на уважении родителей и на провозглашении господина Н. главой семьи.

Ст. 5. Отношения в семье Н. основаны на норме эмпатии со стороны детей (дети стараются поставить себя на место родителей для того, чтобы объяснить их поведение; родители воздерживаются от данной нормы, полагая, что они знают, что к чему и почему), на доверии между детьми, на норме равенства детей перед родителями (в спорной ситуации наказание ложится на плечи обоих).

 

Раздел 2. КОНКРЕТНО-ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 3. Права и обязанности супругов

Ст. 7. Госпожа Н. и дети не свободны в выборе рода занятий и профессии.

Ст. 9. Имущество, нажитое супругами во время брака, является соб­ственностью того, кто им владеет. Машина находится в собственности господина Н., зато все кухонные и бытовые приборы находятся в собст­венности госпожи Н. Доходы каждого из супругов от трудовой деятель­ности не относятся к совместной собственности.

Глава 4. Права и обязанности родителей и детей

Ст. 13. Дети супругов Н. имеют право высказывать собственное мнение, но оно учитывается лишь в случаях, когда господин Н. сомнева­ется в разрешении какого-либо вопроса.

Ст. 15. Дети обязаны в свободное от учебы время зарабатывать деньги, а родители несут обязанность содействовать им в поиске и устройстве на работу.

Ст. 16. Дети обязаны в свободное от учебы время оказывать помощь госпоже Н. по ведению домашнего хозяйства, обязанности распределены между ними в равной степени. Дети несут ответственность за имущество, находящееся в их личной собственности (их комната).

Аналогичным образом задача сравнения формальных и нефор­мальных норм решается и на примере норм, лежащих в основе студенческой жизни. Только здесь сравниваются требования устава факультета (или вуза), положения о зачетах и экзаменах, положения о курсовых и дипломных работах и, с другой стороны, неформальные нормы студенческого общежития. Вот как, например, описывает основные нормы студенческого общежития один из студентов Высшей школы экономики:

• «Никогда не отрывайся от коллектива. Это означает, что единственное расхождение внутри студенчества может быть лишь но мнении, но ни в коем случае не в поведении и поступках».

• «Обязательно делиться: сигаретами, конспектами, шпаргалками и т.д. Всегда давать списать, если есть что списать».

• «Не делать ничего, что могло бы повредить интересам группы как и целом, так и отдельных ее членов, особенно во взаимоотно­шениях с преподавателями». Далее описанная таким образом совокупность институциональ­ных рамок студенческой жизни рассматривается с точки зрения теории соглашений. Институциональные рамки включают в себя в рассматриваемом примере элементы как минимум двух соглаше­ний — гражданского и традиционного. Действительно, граждан­ское соглашение требует подчинения индивидуальных интересов интересам коллектива (группы, курса, студенчества в целом), а традиционное — воспроизводство складывающихся в группе или вузе локальных традиций. Причем речь идет, скорее всего, о компромиссе между двумя соглашениями, ибо, как нас убеждает пример сформулированных выше норм, они не противоречат ни принципам гражданского, ни принципам традиционного согла­шений. Это модель персонифицированного и локализованного обмена, основанная на традиционном противопоставлении сту­денчества («своих») преподавателям («чужим»).

 

Вопросы для повторения

 

1. Почему норма является базовым институтом? Объясните роль нормы в структурировании взаимодействий.

2. Всегда ли норма является результатом рационального выбора выполняющих ее предписания людей? Если нет, то какие препят­ствия рациональному выбору норм вы можете назвать?

3. Дайте интерпретацию следующей русской пословице: «Свои люди — сочтемся. Что за счеты промеж своих?» — с точки зрения теории соглашений. Предполагает ли эта пословица рацио­нальное поведение участников обмена?

4. Покажите, как одно и то же взаимодействие может строиться на основе рациональности в различных ее формах — полной, неполной, процедуральной, норме обоснованного действия.

5. Попробуйте описать свой обычный день в терминах согла­шений начиная с утра и до вечера. элементы каких соглашений вы нашли и как эти соглашения соотносятся между собой (компро­мисс, экспансия, касание)?

6. Какие элементы структуры нормы (цель, фактор долженст­вования и т. д.) вы можете найти в следующей формулировке: «Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои права своей волей и в своем интересе»?

 

Примеры решения задач

 

1. Является ли следующее выражение: «Чарку пить — здорову быть, повторить — ум развеселить, утроить — ум устроить, много пить — нестройну быть»?

A. Разделяемой стратегией. Б. Нормой.

B. Правилом.

Ответ. Утверждение В является правилом потребления алкогольных напитков, так как в нем присутствуют пять следу­ющих элементов: атрибут (распространяется на всех решивших выпить людей), фактор долженствования (пить столько-то, в дан­ном случае — не больше трёх чарок), цель («здорову быть» или «ум устроить»), условия (зависимость эффекта от количества выпитого) и санкция («нестройну быть», если не знать меры).

2. С точки зрения какой теории нормы Гражданского кодекса РФ не имеют рациональной природы?

А. Теории общественного выбора.

Б. Теории соглашений.

Ответ. А, так как Гражданский кодекс РФ был принят не на основе «правила единодушия» (например, в ходе всероссийского референдума), а представительным органом, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (21 октября 1994 г. и 22 декабря 1995 г.). С другой стороны, теория соглашений не увязывает роль нормы в обеспечении рационального действия с процедурой ее выработки. Поэтому если нормы Гражданского кодекса РФ позволяют заключать обоюдовыгодные сделки, они имеют рациональную природу.

3. Нормами какого соглашения регулируется поведение одного из героев романа Г. Маркеса «Сто лет одиночества»: «Хосе Аркадио Буэндиа с головой погрузился в свои опыты и проводил их с риском для жизни. Стараясь доказать, что лупу можно с пользой применить против неприятельских войск, он подвергнул воздейст­вию сосредоточенных солнечных лучей свое тело и получил ожоги, которые превратились в язвы и долго не заживали. Он уже готов был поджечь свой дом, но жена решительно воспротивилась столь опасной затее»?

A. Традиционного.

Б. Экологического.

B. Творческой деятельности.

Г. Гражданского.

Ответ. В — единственной целью указанного героя является убеждение окружающих в новизне и полезности его изобретения (лупы), осуществляемое даже в ущерб достатку, семейному счастью и собственной репутации среди односельчан.

4. Деятельность профсоюза включает в себя элементы следующих соглашений: гражданского, рыночного, индустриального и традиционного. О каком варианте соотношения соглашении идет речь в данном случае?

A. Компромисс.

Б. Касание.

B. Экспансия.

Ответ. А — речь идет о компромиссе. Дело в том, что нормы четырех соглашений не противоречат, а в некотором смысле даже дополняют друг друга. Например, требование увеличения заработ­ной платы (рыночное соглашение) реализуется через коллектив­ные действия (забастовка, борьба за подписание коллективного договора) работников определенной отрасли или предприятия (индустриальное соглашение лежит в основе деления наемных работников на профессиональные категории). А традиции борьбы (например, традиционные весенние и осенние выступления рабо­чих) способствуют образованию репутации в смысле готовности бороться до конца, что увеличивает шансы на удовлетворение работодателями требований о повышении заработной платы.

5. К экзамену студенту необходимо прочитать пять источни­ков: учебник А, учебно-методическое пособие Б, конспект лекций В и две книги по специальным вопросам — Г и Д. Известно, что учебник можно прочесть за ночь, но этого не хватит даже для получения оценки «удовлетворительно». Для получения оценки «удовлетворительно» требуется как минимум прочесть учебник и конспект лекций, для более высоких оценок к этому нужно прибавить и остальные источники. Учитывая напряженный харак­тер сессии и согласие студента на оценку «удовлетворительно», как можно охарактеризовать наиболее вероятную стратегию пове­дения студента и как ее можно изобразить графически?

Ответ. Поведение сту­дента по всей вероятности будет соответствовать мо­дели неполной рациональ­ности — он заранее согла­шается на минимальную оценку, да и времени на под­готовку к экзамену у него и обрез, учитывая напряжен­ный график сессии. Графически решение сту­дента отражается точкой (А + В), первым «удовлетворительным» результатом, достигаемым в рамках ограниченности времени на подготовку к экзамену (рис.4.5),

 

Затраты времени

       
   
 
 


Г В+Г А+Б+В

 

В А+В

 

 

 


А А+Б

 

Б

 
 


Оценка 3 4 5

 

Рис.4.5

Да
6. Сколько исходов (вариантов решения) существует у пред­приятия, чьи действия описываются с помощью следующего алго­ритма (рис. 4.6)?

 

 

 


Рис. 4.6

Ответ. В данном алгоритме существует как минимум три исхода: приобретение искомой продукции после стояния в очереди, вынужденная замена (покупка товара-субститута другого качества или другого артикула) и продолжение поиска на следующих базах. Данный тип задач особенно интересен в качестве иллюстрации, во-первых, идеи множественности равновесных исходов (критика тезиса «жесткого ядра» неоклассики), во-вторых, зависимости выбора одного из возможных исходов от процедуры принятия решения (процедуральная рациональность).

7. Может ли неграмотный человек действовать рационально?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.