Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности стратегий дифференциации и позиционирования торговых предприятий




Стратегия позиционирования по трем признакам привлекает внимание потребителя по трем показателям. Например, зубная паста «Аквафреш» позиционируется как антикариесная, обеспечивающая свежесть дыхания и белоснежную улыбку».

Различают стратегии позиционирования по одному, двум и трем признакам.

Стратегия позиционирования по одному признаку акцентирует внимание потребителя на одном признаке: «Дирол защищает ваши зубы с утра до вечера».

Стратегия позиционирования по двум признакам используется тогда, когда существует большая конкуренция по преобладающему признаку. Например, жевательная резинка «Орбит» – это приятный вкус и защита от кариеса», «Тик-так» – это море свежести и всего две калории»

Если позиционирование осуществляется более, чем по трем признакам, то оно, как свидетельствуют исследования, является неэффективным, так как не откладывается в сознании потребителей.

Самыми распространенными ошибками при использовании стратегии позиционирования являются:

1. Чрезмерное позиционирование – означающее, что за пределами внимания потребителя остаются некоторые важные качества товара или сегмента рынка.

1. Недостаточное позиционирование, возникающее в том случае, когда потребитель не выделяет ничего особенного в товаре фирмы по сравнению с товарами конкурентов, т.е. фирма не выполнила основного задания позиционирования – не определила место своего товара среди аналогов. Такая ситуация может сложиться в результате внедрения стратегии позиционирования больше, чем по трем признакам.

2. Смешанное позиционирование возникает в результате частых изменений стратегии позиционирования, и как следствие у потребителя складывается ложный имидж товара.

3. Сомнительное позиционирование возникает в результате неумелого соединения различных элементов маркетингового комплекса во время позиционирования. Например «мы предлагаем товары самого высокого качества по самым низким ценам» – типичный девиз сомнительного позиционирования, так как противопоставляются такие элементы маркетинга-микс, как «товар» и «цена». Результатом сомнительного позиционирования является недоверие потребителя к фирме, что может привести к созданию ее негативного имиджа.

Таким образом, разработанная стратегия позиционирования

во-первых, обязательно должна согласовываться с комплексом маркетинговых средств, используемых фирмой в целом, и с отдельными ее элементами;

во-вторых, должна иметь определенную стабильность, т.е. оставаться неизменной в течение некоторого времени.

Основными факторами, повлиявшими на развитие стратегического маркетинга в торговой сфере, являются:

1. Растущее влияние государственного регу­лирования на торговлю.

2. Проблемы, возникшие перед торго­выми фирмами.

3. Изменения в поведении покупателей.

Рассмотрим эти факторы более подробно.

Растущее влияние государственного регу­лирования на торговлю развивалось по следующим четырем направлениям.

— Регламентация цен и наценок с целью борьбы с инфляцией методом авторитарных решений по замораживанию цен или заключения со­глашений по отдельным секторам.

— Защита потребителей путем установления правил, касающихся про­дажи, информирования о ценах и составе продуктов, действий по рекламе и продвижению товаров и т.д.

— Защита малых торговых фирм путем введения ограничений на рас­ширение крупных торговых организаций.

— Поощрение конкуренции с целью избежать злоупотреблений доми­нирующим положением (в форме отказов в продаже, установления минимальных цен продаж) и бороться против недобросовестной

В Европейском сообществе наблюдается также тенденция к унификации правил торговли в рамках создания единого европейского рынка.

К основным проблемам, возникшим перед торго­выми фирмами в условиях рыночной экономики следует отнести:

1. Резкое замедление темпов роста объема продаж, вплоть до наступле­ниястагнации, особенно в секторе продуктов питания.

2. Возникновение в результате роста торговых площадейи роста числа магазинов самообслуживания их избыточности.

3.Обострение ценовой конкуренции, особенно среди марочных пищевых продуктов, товаров длительного пользования и текстильных товаров.

4. Высокий уровень кон­центрации крупных торговых фирм, наблюдаемый почти во всех развитых странах. При этом крупные магазины стано­вятся все более «стандартизованными».

Проблемы, возникшие перед торговыми фирмами, привели к модификации поведения покупателей.

Изменения в поведении покупателей.

Характерной особенностью стало появление «покупателя-знатока», обладающего следующими качест­вами.

— Высокая информированность об интересующих товарах и способ­ность сравнивать и выбирать, отвлекаясь от подсказок рекламы, марок или продавцов.

— Способность отделять свойства собственно товаров от услуг в месте продажи, увеличивающих ценность товара.

— Способность быстро распознавать практически идентичные марки.

Вывод: выше охарактеризованные три группы факторов привели к тому, что методы массового маркетинга 60-х годов стали неэффективными и перед торговлей возникли новые серь­езные задачи. Вызов, брошенный торговле, заставил крупные торговые фирмы уделять больше внимания стратегическому маркетингу. Они по-новому определили свою перспективную экономическую роль, в большей степени сориентировав ее на ожидания потребителей.

Рассмотрим особенности стратегии дифференциации для торговых фирм (дистрибьюторов).

Торговые фирмы пересмотрели традиционные стратегии позициони­рования и изменили концепцию места продажи. Стратегия дифферен­циации на уровне магазинов означает, что клиенты в выборе определен­ной торговой точки должны видеть важное преимущество, отсутствующее у конкурентов. В этом контексте особое значение приобретает концепция магазина как совокупности свойств (подобно тому, какое значение для позиционирования товаров имеет концепция мультиатрибутивности товара).

С точки зрения по­требителя, торговая точка (например, супермаркет), может быть описана в терминах шести свойств (атрибутов), важность которых может быть различ­ной для разных групп покупателей.

— «Близость»: описывает охват территории, или торговую зону, внутри которой торговец хочет установить деловые отношения с клиентами.

— «Ассортимент»: разнообразие товаров, описанное в терминах ши­роты (разнообразия функций) и полноты выбора моделей для той же функции.

— Уровень «цен»: в целом сюда входит широта ценовой гаммы, прак­тика низких стартовых цен, постоянное стимулирование покупок, оптовые скидки.

— «Услуги»: в том числе услуги по созданию комфорта (встреча, пар­ковка, помощь, ночные часы работы, примерочные), технические услуги (способы продаж, доставки, сборки, ремонта), финансовые услуги (принятие чеков, кредитных карточек, открытие кредита), до­полнительные услуги (туристические агентства, перечни подарков, специальные стенды).

— «Время», которое требуется для «похода за покупками»: зависит от близости, но также и от доступности, легкости обнаружения нужных товаров, отсутствия очереди в кассу. Здесь важна организация работы магазина с точки зрения потребителя.

— «Атмосфера»: расстановка товаров, освещение, музыкальный фон, отсутствие раздражающих шумов, красивый интерьер и т. д.

Эти атрибуты служат потребителям в качестве критериев при сра­внении торговых точек. Задача торговца - творчески и новаторски вы­брать концепцию магазина, т.е. набор атрибутов, отвечающих ожиданиям целевого сегмента покупателей и выделяющих магазин в ряду других торговых точек.

Возможные для торговца стратегии дифференциации зависят от сек­тора, в котором он работает. Торговые точки можно классифицировать по двум измерениям: размер наценки и характер главного преимущества, которое покупатель ищет в товаре (функциональное или символическое).

В результате имеем представленную на рис. 3.2 двумерную карту, на которой выделены четыре различные ситуации, и для каждой из них можно выбрать соответствующую стратегию дифференциации.

Задача торговца - позиционировать себя на указанной карте, после чего определить стратегии, позволяющие выделиться среди конкурентов в сознании потребителей. Можно назвать три таких стратегии:

стратегию дифференциации, основанную на предлагаемом ассорти­менте товаров, который существенно отличается от ассортимента других магазинов той же товарной категории;

— стратегию индивидуального обслуживания, согласно которой мага­зин не отличается по ассортименту от конкурентов, но выделяется качеством предлагаемого обслуживания;

— стратегию, основанную на цене, которая состоит в предложении тех же товаров по более низким ценам.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.