Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы




 

Наиболее распространенной на практике и действенной формой индивидуальной воспитательной работы является индивидуальная беседа, обладающая значительным воспитательным потенциалом.

Здесь в качестве средства личного общения, воспитательного воздействия выступает живая речь руководителя, умение вести доверительный, откровенный разговор.

Беседа может носить различный характер, преследовать разные цели, затрагивать многообразные вопросы служебной и личной жизни.

Она может иметь информационную, побуждающую или ориентирующую направленность.

Без индивидуальной беседы, откровенного, чистосердечного разговора немыслимо познание внутренних движущих сил поведения сотрудника, источников его активности или причин пассивности в службе, особенностей восприятия мира и оценки окружающего.

Необходимым условием успеха беседы является доброжелательность взаимоотношений начальника и подчиненного, авторитет старшего, его нравственная чистота, благородство и уважение младшего.

Одной из форм индивидуально воспитательной работы является поручение.

Оно позволяет руководителю индивидуально в нужном направлении воздействовать на подчиненных. Эту форму следует применять систематически, соблюдая принцип перехода от простого поручения к сложному.

Выполнение поручений, если они целенаправленны, проникнуты интересами дела, службы, жизни всего подразделения, обусловливает и развитие у подчиненных нравственных и профессиональных качеств.

Давая поручение, начальнику следует четко и ясно его формулировать, разъяснить подчиненному значение поставленной задачи, показать ее практическое значение для оперативно-служебной деятельности, наметить пути ее решения, придать уверенность в возможности успешного выполнения поручения, побудить его к активности, стимулировать творческое и инициативное отношение к выполнению поручения, в случае необходимости оказать помощь и обязательно оценить достигнутый результат.

Следует также использовать и такую форму индивидуально-воспитательной работы, как внеслужебное общение.

Оно предполагает изучение сотрудника не только в процессе выполнения служебных обязанностей, но и во внеслужебное время, знание бытовых условий жизни подчиненных, круг их интересов, формы проведения ими свободного времени, отношения в семье.

На этой основе руководитель может оказывать влияние на формирование потребностей подчиненного, правильных отношений в семье, рациональную организацию досуга и, в целом, на его нравственный облик.

Руководителям следует в воспитательных целях использовать возможности служебной подготовки и систематические отчеты сотрудников о выполнении служебных обязанностей и отдельных поручений на оперативных совещаниях.

Необходимо поддерживать и поощрять стремление сотрудников к самовоспитанию, в основе которого лежит их активная деятельность по формированию нужных профессиональных и нравственных качеств посредством самообразования, саморазвития, самоанализа и самооценки поведения.

В зависимости от особенностей личности и целей воспитательного воздействия следует использовать разнообразные методы индивидуально-воспитательной работы — убеждение, упражнение, поощрение, принуждение, положительный пример.

Убеждению принадлежит определяющая роль в формировании важнейших качеств личности: мировоззрения, сознательности и убежденности.

Метод убеждения апеллирует к уму, логике, опыту и чувствам человека, обеспечивая добровольное принятие идей, их самостоятельное осмысливание и превращение в мотивы поведения. Поэтому он наиболее предпочтителен в психолого-педагогическом плане.

Основными условиями, влияющими на эффективность применения метода убеждения являются:

1. Глубокая личная убежденность воспитателя в справедливости того, в чем он убеждает подчиненных.

2. Безупречная логика обоснования доказываемых положений, научность аргументов.

3. Правдивость, честность и искренность воспитателя.

4. Широкий кругозор, образованность и эрудиция воспитателя, его жизненный и служебный опыт.

5. Соблюдение педагогического такта, умения выслушать подчиненного, исключение высокомерия, назидательного тона, грубости, насмешек, упреков.

6. Единство слова и дела, авторитет руководителя среди личного состава.

Под методом упражнения в воспитании понимают такую систему организации повседневной жизни, процесса обучения, служебной деятельности, которая позволяет сотрудникам индивидуально накапливать опыт правильного поведения, самостоятельности в решении задач, развивать их личные, нравственные чувства, волю, установки.

Качества личности сотрудника формируются, и совершенствуются в процессе многократного участия в тех видах деятельности, которые составляют содержание их профессиональных обязанностей.

Успех использования метода упражнения зависит от всестороннего учета возрастных и индивидуальных особенностей подчиненных.

Поощрение представляет собой специфическую упорядоченную совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования сотрудников органов внутренних дел.

Поощрение очень тонкое и сильное средство воспитания подчиненных, и его применение требует от руководителя серьезного и вдумчивого отношения. Пользуясь своим правом поощрять, руководитель должен учитывать индивидуальные особенности личности и мнение коллектива, а также выбирать соответствующие условия, чтобы отметить старание подчиненного.

Располагая целым арсеналом поощрений, руководителю всякий раз приходиться решать ряд педагогических проблем:

1) поощрять или воздержаться;

2) за что поощрять;

3) каков ритуал поощрения;

4) в каких видах выразить поощрение;

5) какие правила следует соблюдать при поощрении.

Опыт практики показывает, что при вынесении решения о поощрении необходимо учитывать совокупность следующих факторов:

1) мотивы, условия, силы, затраченные сотрудником для достижения успеха;

2) результаты поступка;

3) самооценку сотрудником поступка.

Умелое применение поощрений в работе руководителя органа внутренних дел с подчиненными позволяет:

· вызвать у сотрудников стремление закрепить достигнутый успех;

· утвердить их веру в себя, в свои силы и способности;

· формировать чувства чести и достоинства, повысить ответственность за свое поведение, деятельность, самовоспитание, а также за состояние дел в коллективе;

· создать в коллективе атмосферу приподнятости и энтузиазма, здорового соперничества, жизнерадостного настроения;

· породить положительное отношение сотрудников к руководителю органа (подразделения) внутренних дел, чувства уважения, признательности, доверия.

Эффективность метода поощрения зависит от правильного сочетания его видов. Необходимо умело сочетать моральные и материальные видыпоощрений.

Нельзя недооценивать и такой вид поощрения, как снятие раннее наложенного взыскания.

Одним из условий эффективного применения метода поощрения является его своевременность и гласность. Психологический смысл гласности в том, что она способствует формированию здорового общественного мнения, положительного эмоционального состояния как у поощренного, так и во всем коллективе.

Под принуждением понимается система средств и приемов воздействия на сотрудников, нарушающих законы, приказы, нормы морали, с целью исправить их поведение и побудить добросовестно выполнять служебный долг.

Принудить сотрудника — значит заставить его выполнять волю руководителя, волю коллектива в интересах решения задач, стоящих перед органом (подразделением) внутренних дел.

Принуждение требует от руководителя не только твердой принципиальности, бескомпромиссности, но и известного такта, педагогической мудрости. Оно осуществляется применением таких мер, как категорическое требование, запрет, создание осуждающего общественного мнения, предупреждения о привлечении к ответственности, взыскание и другие.

Метод принуждения эффективен при соблюдении следующих условий:

1) применение принуждения лишь после того, как все другие методы и средства воздействия не дали положительного результата;

2) применение мер принуждения на основе убеждения в соответствии с требованиями принципов воспитания;

3) индивидуальный подход в применении мер принуждения к сотрудникам с учетом уровня их подготовки, жизненного опыта, способностей, характера проступка и условий;

4) обстоятельное выяснение причин проступка, справедливость наказания;

5) своевременное применение мер принуждения;

6) исключение со стороны руководителя поспешности в применении мер принуждения, недопустимость проявления элементов предвзятости, грубости.

В ходе применения метода примера в воспитании важно учитывать основные условия его действенности:

1) обеспечение высокой личной примерности начальника в выполнении служебных задач, своих функциональных обязанностей, в соблюдении нравственных норм;

2) знание особенностей воспитуемых (в чем им нужен пример);

3) общественная ценность примера;

4) реалистичность достижения образца;

5) создание обстановки, способствующей достижению образца;

6) широкая пропаганда опыта деятельности органа внутренних дел. [209]

Большое место в воспитании сотрудника органа внутренних дел принадлежит примерам опосредованного воздействия (через устное слово, литературу, кинофильмы, театры и т. д.).

К ним относятся примеры жизни и деятельности исторических личностей, выдающиеся примеры индивидуального и массового героизма, подвиг при несении службы и т. п. Вся система воспитания на положительном примере должна содействовать тому, чтобы в сознании сотрудников сложился четкий образ идеального работника правопорядка, появилось стремление постоянно совершенствовать себя.

Методы индивидуального воспитания широко варьируются руководителем и другими субъектами воспитания в зависимости от их опыта, целей, содержания и условий воспитательной работы. Исходя из конкретных задач, руководитель решает, какие методы оптимальны в конкретных условиях для конкретного сотрудника.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 9030; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.