Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иван Васильевич Якушев 1 страница




Я

Э

Ц

Х

Ф

У

Т

С

Р

П

О

Н

М

Л

К

И

З

Ж

Д

Г

В

Б

А

Глоссарий

 

АВТОНОМИЯ В ОБРАЗОВАНИИ — один из основных принципов государственной политики в области образования, предусматривающий самостоятельность образовательных учреждений в подборе и расстановке кадров, учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и их уставами, утвержденными в установленном законодательством порядке.

АВТОРИТАРНОСТЬ (лат. auctoritas — влияние, власть) — социально-психологическая характеристика стиля руководства (лидерства). Проявляется в сосредоточении в руках одного человека всей полноты власти, в устранении других людей от решения важнейших вопросов совместной деятельности, в подавлении их инициативы, в воздействии на них преимущественно мерами принуждения.

АВТОРИТАРНЫЕ СПОСОБНОСТИ ПЕДАГОГА — способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на обучаемых и умение на этой основе добиваться у них авторитета. Авторитарный стиль в деятельности педагога основывается в основном на его авторитете и если опирается на исключительно волевые приемы педагогического воздействия, то может проявляться в злоупотреблении властью.

АВТОРИТЕТ (лат. auctoritas — влияние, власть) — 1) влияние, которым пользуется группа или индивид в различных сферах жизни, основанное на признании их опыта, знаний, профессионально-нравственных достоинств и так далее (в социальной психологии иногда соотносится с представлением о «власти»); 2) признание за индивидом права принимать решения в значимых для отдельных лиц или группы ситуациях. В этом значении авторитет может не совпадать с властью. Авторитетом может пользоваться человек, не наделенный властными полномочиями, но обладающий высокой степенью референтности окружающих.

АВТОР — физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.

АВТОРСКИЙ ЛИСТ — единица объема письменного документа, служащая основанием для учета труда авторов, переводчиков, редакторов и др. Соответствует тексту в 40 тыс. печатных знаков (включая знаки препинания и пробелы между словами), т.е. примерно 22 страницам машинописного текста через 2 интервала или 700 строкам стихотворного текста, или 3000 кв. см отпечатанного графического материала (иллюстраций, карт и т.п.).

АДАПТАЦИЯ (лат. adaptaio — приспособляю, приспособлять) — способность организма или системы, изменяясь, приспосабливаться к различным условиям внешней среды.

Выделяются разновидности: физическая, психофизиологическая, психологическая, социальная, социально-экономическая, социально-речевая и т.п. В педагогике — оптимальное приспособление к условиям обучения и воспитания.

АКМЕОЛОГИЯ — наука о зрелости, вершинах человеческой деятельности (АКМЭ — др. греч. — зенит жизни, время расцвета физических, умственных, творческих потенций человека. АКМЭ совпадает с пиком сексуальнной активности).

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ — методы, повышающие мотивацию слушателей и стимулирующие познавательную деятельность обучаемых. Они ориентированы на передачу инициативы по овладению новым содержанием самому слушателю. К числу наиболее характерных активных методов обучения относятся: деловые игры, тренинги, тематические дискуссии, анализ конкретных ситуаций и др.

АНАЛИЗ — изучение каждого элемента или стороны явления как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы, выделение в нем отдельных сторон, установление взаимосвязей между отдельными элементами.

АТАКА МОЗГОВАЯ (штурм мозговой) — один из вариантов коллективной мыслительной деятельности,предполагающий работу по определенным правилам, таким, как максимальная активность, отсутствие критики, порождение различных вариантов, творчество.

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА (греч. autos caм + genesis — происхождение) — метод психической саморегуляции, самовнушения, самонастройки психики, основанный на использовании процесса релаксации и позволяющий в известной мере управлять психическими, физиологическими процессами своего организма. Установлено, что А.т. может влиять на эндокринную, иммунную и другие системы организма, а это позволяет успешно использовать ее в рамках психологической подготовки к значимой для преподавателя деятельности.

Различают два уровня А.т.: 1) обучение релаксации; 2) обучение погружению в предгипнотическое состояние.

 

 

БАЗА ДАННЫХ — информация, содержащаяся в картотеках, на машинных носителях, дисках, в различных устройствах и применяемая при проведении специальных операций.

БАЗОВАЯ ПОДГОТОВКА — обучение профессии или другим видам деятельности, которыми лицо не владело ранее. Достигнутые результаты рассматриваются как необходимая предпосылка (база) дальнейшего обогащения установок, знаний и умений.

БАКАЛАВР (лат. baccalaureus) — первая ученая степень во многих современных зарубежных странах. Например, во Франции степень бакалавра присваивается окончившим среднюю школу и дает право поступления в университет.

БЕСЕДА ЭТИЧЕСКАЯ — специально подготовленная и организованная беседа педагога с обучающимися, имеющая целью способствовать их нравственному совершенствованию.

БЛОК-СХЕМА — статическое или динамическое отображение с помощью символов, стрелок, графов, соединительных линий и геометрических фигур, текстов.

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — согласованная деятельность по достижению совместных действий и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи.

ВНИМАНИЕ — психический познавательный процесс, заключающийся в преимущественной устремленности сознания человека на определенный объект или явление, в результате чего они отражаются полнее, отчетливее, глубже. К числу характеристик В. относятся такие свойства и качества, как концентрация, распределение, объем, переключаемость, устойчивость, колебание, избирательность. Выделяют три вида В.: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Внимание непроизвольное — разновидность внимания, связанная с проявлением ориентировочного рефлекса. В.н. проявляется без усилия воли, бессознательно.

В.н. вызывается непривычными стимулами, объектами наблюдения, является непродолжительным и может использоваться как начальный толчок к вниманию произвольному.

Непривычными стимулами В.н. могут быть: новая по содержанию информация, необычные сравнения, изображения (видео, кино, фото), вызывающие новые эмоциональ­ные состояния (в т.ч. подавленность, неприязнь).

В работе со взрослой аудиторией В.н. является фактором, определяющим начальный интерес к информации, обеспечивающий эмоциональную удовлетворенность от полученной информации.

Внимание послепроизвольное — разновидность внимания, связанная с автоматизацией деятельности по концентрации сознания на определенном явлении, процессе и заменой в этой связи волевого усилия интересом, внутренней готовностью к восприятию именно данного явления, а не другого.

В.пп. особенно ярко проявляется в эпизодах общения с авторитетными специалистами, преподавателями.

Внимание произвольное — разновидность внимания, связанная с сознательным намерением сконцентрировать сознание на каком-то явлении или объекте в результате его самонастройки. В.п. требует волевого усилия и предполагает достижение поставленной цели.

Для слушателей курса повышения квалификации источником В.п. является потребность получить информацию, полезную для профессионально-должностной деятельности.

Задача преподавателя в обеспечении В.п. заключается в том, чтобы в начале курса занятий и на каждом последующем из них раскрывать практическое назначение предлагаемой информации и тем самым подготовить слушателей к формированию В.п., направленности и сосредоточенности сознания на определенных объектах или определенной деятельности.

ВНУШЕНИЕ — особая форма воздействия на человека, заключающаяся в том, что у него вызывается известное представление, идея и чувство не путем логического рассуждения, а исключительно путем указания на появление у него этого представления, чувства и т.д.

«Внушение действует путем непосредственного прививания психических состояний, т.е. идей, чувствований и ощущений, не требуя вообще никаких доказательств и не нуждаясь в логике» (В.М. Бехтерев). В противоположность другим видам воздействия при В. роль субъекта, испытывающего воздействие, отступает на второй план. Воздействие становится В. лишь тогда, когда воспринимается личностью без всякой критики.

ВОЗРАСТ — характеристика развития индивида во времени. Понятие В. как синонима длительности (В. — это число прожитых лет), долгое время державшееся в науке, более не соответствует научным представлениям. Первая характеристика В. — общая продолжительность жизни — дополняется второй характеристикой — необратимой сменой фаз индивидуального развития, а затем третьей — длительностью каждой отдельной фазы. Фазное протекание целостного жизненного цикла, охватывающего процесс индивидуального развития от рождения человека до смерти, есть последовательная смена моментов становления, эволюции и инволюции индивида.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ — типические особенности возраста, определяющие основное направление развития человека в онтогенезе.

ВОСПИТАНИЕ В ШИРОКОМ СОЦИАЛЬНОМ СМЫСЛЕ — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим.

ВОСПИТАНИЕ — это целенаправленная деятельность государства и общества, их институтов и учреждений, а также коллективов, должностных лиц и отдельных воспитателей по формированию и развитию личности гражданина и побуждению его к самосовершенствованию в соответствии с потребностями общественного развития (времени).

ВОСПИТАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ — это передача культурно-исторического опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к самостоятельной общественной жизни и производственному труду.

ВОСПИТАННОСТЬ — это не просто знание норм поведения, не соблюдение этих норм с целью получения награды или избегания наказания, а невозможность нарушения норм, ставших внутренними регуляторами действий и поступков.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ — этоцеленаправленная деятельность руководителей, кадровых и воспитательных аппаратов, общественных институтов по формированию у сотрудников высоких профессиональных, гражданских и морально-психологических качеств, повышению уровня общей культуры, мобилизации их на эффективное выполнение оперативно-служебных задач.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА — упорядоченная совокупность компонентов воспитательного процесса (целей, субъектов воспитания, их деятельности, отношений, осваиваемой им среды), дающая общий эффект.

 

 

ГИБКОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ — свойство личности, проявляющееся в адекватном реагировании на различные по содержанию и динамичные ситуации. Изменения, которые приносит время (иной возраст, новые морально-ценностные и престижные ориентации и так далее), учитываются в организации собственного поведения.

Противоположное Г.п. свойство — фиксация. Человек фиксируется, останавливается на какой-либо позиции, утверждается в окончательности определенного мнения, не принимает иных и новых точек зрения, новых подходов к рассматриваемой проблеме.

В обучении взрослых, особенно сложившихся грамотных специалистов и опытных руководителей, необходимо учитывать способности к проявлению гибкости в изменении точек зрения, позиций, отношений.

ГИГИЕНА УМСТВЕННОГО ТРУДА — система мер, направленных на длительное сохранение высокой умственной работоспособности. Русский ученый Введенский Н.Е. отмечал, что многие люди работают малопроизводительно, быстро устают, потому что не умеют организовать свой труд. Он считал, что сохранить работоспособность и предотвратить переутомление можно, если придерживаться определенных условий: начинать любую работу надо постепенно; соблюдать последовательность и систематичность в любом виде деятельности; чередовать разные виды труда, работу и отдых. Работоспособность меняется на протяжении суток, недели, года. При интенсивном умственном труде утомление может наступить довольно быстро. Монотонность и однообразие утомляют. Аккуратность, соблюдение планов, сосредоточенность внимания, творческий подъем, усидчивость, настойчивость повышают эффективность умственного труда. Для соблюдения Г.у.т. имеют значение ненапряженная поза, достаточная освещенность рабочего места, благоприятная температура и чистота воздуха, окраска стен, тишина, активный отдых, физические упражнения и другое.

ГЛОССАРИЙ (лат. glossarium — словарь) — толковый словарь терминов и выражений. Используется главным образом с целью содействия налаживанию связей между специалистами различных стран, которые нуждаются в международных контактах. Например, четырехъязычный Г. терминов, используемых в области дефектологии, подготовленный Секретариатом ЮНЕСКО.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — один из центральных институтов административного права и, отчасти, в более широком смысле, публичного (государственного) права. Г.с., будучи направлена на достижение общенациональных целей, выступает необходимой составляющей механизма практической реализации конституционных и законодательных норм, осуществления государственных функций работниками государственного аппарата.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ — гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета РФ.

ГОТОВНОСТЬ (ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ) К ОБУЧЕНИЮ — определенный уровень познавательной направленности и социально-психологической зрелости обучаемого, необходимый для успешного овладения учебно-тематической информацией и преодоления препятствий психического и житейского содержания (страхов, опасений, ограничения финансовых средств и т.д.).

Г.п. к о. в личностном аспекте проявляется в первоочередном побуждении к решению задач (учебных, житейских), связанных с обучением, овладением навыками и знаниями, необходимыми для успешного обучения, активного и планомерного самообразования.

Г.п. к о. отражает мотивацию человека, но не всегда адекватно соответствует его возможностям (психофизиологическим, интеллектуальным). Одна из первоочередных задач организаторов обучения взрослых состоит в формировании и поддержании Г.п. к о., являющегося одним из важнейших факторов эффективности обучения.

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ — интегративное качество личности, заключающее в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуру межнационального общения. Становление гражданственности как качества личности определяется не только субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, но и объективными условиями функционирования общества — особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества.

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — целенаправленный процесс формирования личности как гражданина с присущими ему качествами (чувства национальной гордости и патриотизма, уважения к законам и символам государства, чувства долга и ответственности перед обществом и государством, готовности к защите Родины, социальной активности).

ГРУППА — человеческая общность, выделяемая в социальном целом на основе определенного признака (возраста, профессии, пола и т.д.) или характера совместной деятельности. Важнейшие параметры Г.: состав, структура коммуникаций, распределение ролей и др.

Группа малая — группа, члены которой заняты совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении.

Группа неофициальная — социальная общность, имеющая все признаки группы, но не имеющая юридически фиксированного статуса. Г.н. могут выступать как изолированные общности или складываться внутри реальных официальных групп.

Группа референтная — группа, на которую ориентируется человек в своих ценностях и поведении; «эталонная» группа; может быть как реальной, так и воображаемой.

ГУМАНИЗМ — совокупность взглядов, выражающих уважение достоинств и прав человека на свободу, счастье, всестороннее развитие и проявление своих способностей.

 

ДАННЫЕ — неорганизованный вид информации.

ДЕДУКЦИЯ — переход от общего знания о предметах данного класса к единичному (частному) знанию об отдельном предмете класса; один из методов познания.

ДЕЙСТВИЕ — относительно завершенный элемент деятельности. Д. направлено на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели и имеет две формы реализации: внешнюю и внутреннюю. При внутренней реализации Д. выполняется в уме с участием психических способностей к воображению, представлению.

Отдельные Д. могут выполняться на разном уровне осознания. Возможны и такие случаи, когда определенные стороны Д. требуют сначала детальной, сознательной регуляции, а затем начинают выполняться при все меньшем участии сознания (при возникновении и закреплении навыка).

Механизмы планирования, контроля и регулирования Д. исследовали ученые: П.К. Анохин, Н. А. Бернштейн, Э.А. Асратян и др. В их исследованиях было показано, что цель всякого Д. представлена в сознании в виде психического образа, базирующегося на своеобразной нейропсихической модели. Обратная связь — информация о результатах совершаемого Д. и сличение их с заданной моделью — обеспечивает корректировку Д. по ходу его выполнения. Этот механизм П.К. Анохин назвал акцептором Д.

Действия предметные — это действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира. Они складываются из определенных движений.

Действия умственные — разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Экспериментально установлено, что в Д.у. обязательно включены моторные двигательные компоненты.

Умственная деятельность человека часто делится на: 1) перцептивную, посредством которой формируется целостный образ восприятия предметов или явлений; 2) мнемическую, которая входит в состав деятельности запоминания, удерживания и припоминания какого-либо материала; 3) мыслительную, при помощи которой происходит решение мыслительных задач; 4) имажитивную (фр. image образ), то есть деятельность воображения в процессе творчества.

ДЕЛОВАЯ ИГРА — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, в которой участвуют различные субъекты, располагающие различной информацией, наделенные ролевыми функциями и действующие по заданным правилам.

Деловые игры — ролевое воссоздание предметного и социального содержания той или иной деятельности, характерных для нее особенностей взаимодействия, общения и взаимоотношений. Мотивация взаимовосприятия, нормы поведения участников Д.и. позволяют достигать дидактических и воспитательных целей. В вузовском учебном процессе применяются различные виды Д.и.: ролевые ситуационные, ролевые статусно-позиционные и предметные. Специфика ролевого поведения учащегося выражается в положительном отношении к изучаемому предмету, повышенной требовательности к самому себе. Установлено, что в игре ситуационно активизируются эмоции и чувства обучаемых, влияющие на формирование адекватного ролевого учебного поведения, что в свою очередь влияет на эффективность усвоения учебного материала. При организации обучения и формировании стиля обучения в системе «преподаватель — обучаемый» целесообразно учитывать некоторое повышение внушаемости и эмоциональности учащихся, а также их интеллектуальных возможностей. Вид Д.и. следует выбирать в зависимости от характера учебного материала и этапа работы над его усвоением. В образовательных учреждениях создаются банки Д.и., которые дают преподавателям возможность отбирать для учебного процесса наиболее целесообразные виды этих игр.

Активная форма обучения, задающая различные позиции или роли игроков, или правила действий. Можно выделить организационно-деятельностные и ролевые игры.

ДЕМОКРАТИСЕСКИЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ — стиль общения педагога с обучающимися, для которого характерно равноправие и взаимоуважение сторон, стремление к сотрудничеству, взаимное доверие, стремление педагога понять детей и помочь им.

ДЕМОНСТРАЦИЯ (НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ, ОПЫТОВ и др.) — наглядный метод обучения, использование которого обеспечивает направленность внимания обучаемых на существенные (а не случайно обнаруженные) характеристики изучаемых предметов, явлений, процессов. Применяется для доказательности словесного объяснения преподавателя и является средством активизации учебной деятельности, развития наблюдательности; может служить источником новых знаний.

ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ — одно из возможных представлений объекта в виде иерархической структуры — дерева — уровней, целей, задач и средств их достижения.

ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ — изменение психической структуры, качеств личности под влиянием выполнения профессиональных обязанностей.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — 1) специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порожденная потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека; 2) форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта. Структурные составляющие Д. — цель, мотив, способы, условия, результат. Обычно Д. раскладывается на действия.

Выделяются три основные группы человеческой Д.: труд, игра, отдых. Всякая Д. включает в себя и внутренний и внешний компоненты. По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) Д. производная от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме (интериоризация). Однако затем действия в уме, направленные в конечном счете вовне, на преобразование предметной действительности, сами подвергаются обратному преобразованию (экстериоризации).

ДИАГНОСТИКА ВОСПИТАНИЯ — измерение хода и результатов воспитательного процесса, позволяющее оценивать и своевременно корректировать, совершенствовать этот процесс.

ДИДАКТИКА — раздел педагогики, теория обучения. Изучает закономерности процесса обучения. Разрабатывает принципы отбора его содержания и систему форм, методов, средств, обеспечивающих его успешное освоение субъектами учебной деятельности.

ДИСКУССИЯ — метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск решения какой-либо проблемы.

ДИСПУТ (лат. disputere — рассуждать, разбирать, спорить) — устный ученый спор; прения после публичных лекций, докладов обычно с заранее намеченными оппонентами.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Д.о. является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ — один из принципов воспитания, заключающийся в негласном и неофициальном разделении воспитателем людей на различные условные группы по тем или иным основаниям (например, по уровню воспитанности, активности или пассивности, спокойствию или возбужденностью и т.д.).

ДОКУМЕНТ — 1) материальный объект, содержащий взафиксированном виде информацию, оформленную установленным порядком и имеющую в соответствии с действующим законодательством правовое значение; 2) средство закрепления различными способами на специальном материале информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства. Основной задачей Д.о. является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста и руководителя в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов.

 

ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ — наиболее выраженные и потому основные компоненты ее направленности, определяющие убеждения, принципы, ценностные ориентации, установки, ставшие мотивами деятельности личности.

 

 

ЗАДАЧА — цель, поставленная в конкретных условиях, требующая исполнения, решения.

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ — объективно существующая, часто повторяющаяся и наиболее существенная связь явлений в области воспитания.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям конкретного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.

ЗНАНИЕ — результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, умозаключений, теорий. Истинные 3. — результат познания, проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой. 3. обладают различной степенью достоверности, отражая диалектику относительной и абсолютной истины. 3. — один из трех атрибутов сознания человека, определяющий и субъективный тезаурус данного индивида. 3. — отражение в голове человека свойств предметов, явлений окружающего мира (фактов, понятий, терминов, определений, законов, теорий) и способов действий с ними (правил, приемов, способов, методов, предписаний).

 

 

ИГРА — это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

ИДЕАЛ — образец, высшая цель, определяющие способ мышления и деятельности личности, группы, класса. В качестве И. могут выступать представления о: совершенном общественном строе, совершенной личности, прекрасном.

Психологический И. — форма направленности личности, воплощенная в конкретном образе, которому человек хочет подражать или к которому хочет стремиться.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — психологическая неповторимость человека. Свойства И. обеспечивают интеграцию всех личностных свойств, гармонию внутреннего мира человека, уравновешенность и субъективность (человек управляет своей жизнью, строит ее по выработанному образцу, самоопределяется).

И. — кульминационный этап развития человека. Чтобы стать И.,нужно прежде всего стать личностью, преломить в своем сознании социальный опыт, выработать свою позицию, ценности, убеждения, мировоззрение, управлять не только своим развитием и жизнью, но и способствовать развитию духовных сил и способностей других людей.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ — те особенности, которые создают индивидуальность личности, т.е. ее неповторимость, ее своеобразие, ее отличие от других людей (темперамент, характер, способности и др.).

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ — один из принципов воспитания, заключающийся в организации воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей воспитанника.

ИНДИФФЕРЕНТНОСТЬ — равнодушие, безучастность друг к другу.

 

ИНИЦИАТИВА — почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии.

ИННОВАЦИЯ — внедрение новых прогрессивных технологий, методов управления, видов деятельности и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.