Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иван Васильевич Якушев 2 страница




ИНСТРУКТАЖ — вид объяснения и предъявления задания преподавателем. Включает в себя элементы беседы, показ приемов работы, порядка действий, а также продуктов труда (готовых изделий, деталей), наглядных пособий и др. И. подразделяется на вводный, текущий, заключительный.

ИНСТРУКЦИЯ — положение, содержащее нормы и правила, регламентирующие порядок и условия осуществления какой-либо деятельности.

ИНТЕЛЛЕКТ — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. Содержательное определение самого И. и использование средств измерения И. зависят от характера соответствующей общественно значимой активности индивида (учение, производство, политика и др.). И. — сложное интегральное образование, включающее различные познавательные процессы и функции (мышление, память, внимание) в их взаимосвязи.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНОСТЬ — это процесс межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка, способность членов группы понимать друг друга с полуслова.

ИНТЕРЕС — форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами. Субъективно И. обнаруживается в эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, во внимании к объекту И.

ИНТЕРНЕТ — всемирная компьютерная сеть, основное назначение которой сбор и прием (передача) информации. Информационные ресурсы Интернет могут использоваться в науке и технике, системе образования, экономике и бизнесе, для общения и отдыха.

ИНФОРМАТИВНОСТЬ — полезность данных, сведений, знаний и важность, насыщенность содержанием в небольшом по объему документе, микрофильме, видеокассете или в других носителях информации.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ — процесс обработки, передачи и распространения информации, ее преобразования и представления. Данная технология включает различные процессы — проектирование гаммы приборов, машин и устройств, аппаратных средств ЭВМ, разработку и подготовку различного программного обеспечения и т.д.

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВАЯ СИСТЕМА (ИПС) — система языковых алгоритмических и технических средств, предназначенных для хранения, поиска и выдачи необходимой информации.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА — средства техники, предназначенные для передачи информации.

ИНФОРМАЦИЯ — совокупность различных данных, являющихся компонентами инноваций на данный отрезок времени.

ИНФОРМИРОВАННОСТЬ — наличие достоверных сведений для организации процесса управления.

ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ — мастерство педагога (воспитателя) в использовании воспитательных средств, обеспечивающее высокий результат воспитательной работы.

 

 

КАЧЕСТВО — длительно существующая черта личности, проявляющаяся последовательно в широком спектре ситуаций.

КВАЛИФИКАЦИЯ (ср.л am. qualificatio; от лат. qualis каю какого-либо качества + facere делать) — уровень освоения профессии или специальности, характеризуется степенью готовности ее носителя к выполнению задач определенной сложности. В более широком употреблении термин обозначает готовность субъекта к успешному разрешению проблем и выполнению задач, сопряженных с тем или иным видом деятельности, и в этом смысле близок по значению термину компетентность. Постановка, вопроса о К. человека (профессиональной, жизненной, социальной, академической) имеет в виду ранжированную оценку его способности к деятельности того или иного уровня сложности, позволяет предметно говорить о ступенях квалификационного роста.

Квалификация по направлениям или специальностям высшего профессионального образования — уровень, обученности и подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности по полученному на­правлению или специальности.

КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ — имеющий определенную квалификацию, опыт, знания и качества для успешной работы по специальности.

• Квалифицированный труд — труд, для выполнения которого требуется специальная подготовка.

• Квалифицированный специалист — сотрудник, получивший специальное образование и соответствующую профессиональную подготовку, а также обладающий профессионально важными психическими качествами и способный выполнять работу высокого качества.

Квалифицировать (ср.лат. qualificare определять, устанавливать качество) — 1) относить по качеству, признакам к какому-либо разряду или категории; 2) определять пригодность какого-либо лица к определенной работе.

КЛИМАТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ — качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в учебной группе (кафедре, отделе).

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ — понятия, определяющие основную тему умозаключения. В дефинициях — это понятие более широкое и указывающее на специфические различия.

КОЛЛЕКТИВ — группа людей, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности (по А.В. Петровскому).

К. — группа людей, объединенная совместной деятельностью, конечная цель которой совпадает с целью общества. Степень подчинения каждого члена К. этой цели определяет межличностные отношения и через них психологический климат данногоК., степень его сплоченности, а при достаточно высокой сплоченности — самоукрепление (по К. К. Платонову).

Коллективность — свойство коллектива как высшая форма совместимости, подчиненной целям, вынесенным за его пределы. К. появляется в коллективной деятельности, коллективном мышлении, коллективном творчестве.

КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ — умение общаться с людьми, вступать в контакт, обладать общительностью, адаптироваться в новых условиях.

КОММУНИКАЦИЯ (лат. communicatio делаю общим, связываю) — действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми. Различаются формы К.: непосредственная и опосредованная. В непосредственной К. человек реализует два языка: вербальный (словесный) и невербальный (язык жестов, лимиты, интонации).

Основные функции К. состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого из участников. Разновидности функций К.: управленческая, информационная, эмоциональная, фактическая (связанная с установлением контактов). По соотношению этих функций условно выделяются сообщения: побудительные (убеждение, внушение, приказ, просьба), информативные; экспрессивные (возбуждение эмоционального переживания); фактические (установка и поддержание контакта).

КОМПЕТЕНТНОСТЬ — общий оценочный термин, обозначающий способность к деятельности «со знанием дела».

Обычно употребляется применительно к лицам определенного социально-профессионального статуса, характеризуя меру соответствия их понимания, знаний и умений реальному уровню сложности выполняемых ими задач и разрешаемых проблем. В отличие от термина квалификация, нейтрального в нравственно-этическом отношении, имеет в виду способность оплачиваемого работника принимать ответственные решения и действовать адекватно требованиям служебного и общественного долга. В этом контексте К. понимается как личностное качество субъекта специализированной деятельности в системе социального и технологического разделения труда.

Компетентный (лат. competens (competentis) надлежащий; способный) -знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо.

КОМПЕТЕНЦИЯ (лат. competentio соразмерность, симметрия; compete добиваться, соответствовать; com-(cum-) с, вместе с + peto стараться достать; искать, просить, требовать; доставлять) — 1) круг полномочий учреждения или лица, то, что подлежит их ведению; 2) сфера осведомленности, область знания кого-либо.

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ — ведущий к невротическим отклонениям психопатологический синдром, который заключается в стойкой уверенности человека в собственной неполноценности как личности.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД — исследовательский метод, предусматривающий изучение образования взрослых как специфического социального института в единстве его социально-экономической, психологической и педагогической проблематики. Важное требование комплексного подхода — учет взаимодействия разнохарактерных факторов, обусловливающих эффективность образования взрослых.

КОНСТИТУЦИЯ — основной учредительный закон государства, имеющий высшую юридическую силу на его территории, обязательный для всех граждан, государственных и общественных органов.

КОНФЕРЕНЦИЯ — мероприятие, проводимое с целью обсуждения научных, методических и производственных вопросов и выработки рекомендаций по их решению. Участники К. должны быть компетентными и полномочными, чтобы давать рекомендации по обсуждаемым вопросам.

КОНФОРМНОСТЬ — (лат. conformis — подобный, сообразный) — внешнее согласие человека с собеседником или группой при сохранении внутреннего несогласия, сознательное приспособленчество.

КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ — впсиходиагностике основной и достаточно стабильный показатель умственного развития. Вычисляется на основе диагностического обследования путем деления так называемого умственного возраста (определяется по числу выполненных заданий) на хронологический, или паспортный, возраст и умножения полученного частного на 100. Величина ниже 100 свидетельствует о том, что испытуемый не справляется с соответствующими его возрасту заданиями (коэффициент ниже 84 считается показателем низкого интеллекта, коэффициент выше 116 — показатель высокого интеллектуального развития).

КОЭФФИЦИЕНТ СТАБИЛЬНОСТИ (coefficient of stability). Одна из составляющих коэффициента надежности теста, показатель корреляции между результатами двух последовательных тестирований одного и того же контингента испытуемых одним и тем же тестом.

КОЭФФИЦИЕНТ УСВОЕНИЯ (Ка). Отношение числа правильно выполненных заданий (Q) к общему количеству заданий (Р). Положительная оценка выставляется, если Ка> 0,7 (0,7 — 0,8 = «3»; 0,8 — 0,9 = «4»). Это значение является нижней границей усвоения.

КРИЗИС — (гр. crisis решение, поворотный пункт) — в практической психологии выделяют две группы К.

Группа первая — К. нормативный. Это возрастной, профессионально-должностной, познавательный.

В системе подготовки персонала для ОВД учет особенностей К.н. должен быть заложен в организацию учебного процесса. Например, одна и та же тема обучения — трудовое законодательство — должна по-разному излагаться молодым, начинающим руководителям и опытным, хорошо знающим азы КЗОТа.

Группа вторая — К. травматический. К.т. — это психическое состояние человека, обусловленное появившейся проблемой. От этой проблемы человек не может уклониться (по разным причинам) и не способен (не имеет возможностей) ее разрешить правильным способом в короткое время.

Причины К.т.: тяжелое заболевание, понесенный материальный ущерб, резкое изменение социального статуса.

Могут быть выделены два основных варианта посткризисного этапа жизни. Вариант первый сохраняет определенный шанс восстановления имевших место потерь (финансовых, материальных, соматических). Второй вариант кризиса способствует бесповоротному изменению образа жизни, перечеркивает замыслы, приводит к переосмысливанию собственного назначения и морально-нравственных ценностей.

В системе подготовки персонала К.т. нередко присущ лицам, долгое время безработным и переобученным новым профессиям. Поэтому учебно-тематическая работа должна дополняться консультативно-психологической и психотерапевтической.

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ — отбор и распределение методов воспитания по определенным группам согласно выбранному критерию. Облегчает понимание, усвоение и использование методов педагогом.

КРИТЕРИИ — признак, который является основным для оценки, определения или классификации чего-либо, безмерная величина.

Критерий оптимальности — конкретный признак, мерило, с помощью которого отбирается наилучший из нескольких вариантов управленческого решения.

КОЛЛЕКТИВ (от лат. collectives — собирательный) — группа людей, объединенных единой общественно значимой деятельностью, сплоченных стремлением к достижению ее общей цели и находящих при этом возможности удовлетворения своих интересов, проявлений своей индивидуальности, профессионального и личностного потенциала, его повышения, в которой взаимоотношения с другими людьми строятся на основе коллективизма, дружбы, товарищества, взаимного уважения, взаимопомощи и поддержки, положительно влияющих на воспитанность, обученность, образованность и развитость друг друга.

КОНФЛИКТ — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия.

КОНФРОНТАЦИЯ — скрытая неприязнь друг к другу или одной стороны по отношению к другой, противоборство, противопоставление, столкновение.

КОНЦЕПЦИЯ 1) Комплекс ключевых положений (идей, взглядов, принципов), дающих целостное представление о каком-либо явлении и событии, позволяющих более глубоко понять и проникнуть в существо проблемы, определяющих методологию и организацию практической деятельности; 2) идейно-творческая трактовка темы, основная мысль научного или художественного произведения.

«КРУГЛЫЙ СТОЛ» — активная форма обучения, при которой участники имеют равные возможности для высказывания при обсуждении одной или нескольких проблем.

КРУГОЗОР — пространство, видимое с определенной точки. Метафорическое выражение, характеризующее объем познаний человека, круг его интересов и представлений о жизни, диапазон ее восприятия, широту видения мира и глубину его понимания.

КУЛЬТУРА — совокупность материальных, духовных, социальных ценностей, созданных человеческим обществом: а) совокупность достижений человеческого общества в различных сферах его жизнедеятельности: в технологии, экономике, политике, социальных отношениях, духовной области; б) уровень развития личности, характеризуемый мерой освоения индивидом накопленного человечеством социального опыта и способностью к его обогащению.

КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ — качество человека, характеризующее общий уровень его воспитанности, готовность и умение общаться с представителями разных культур, способность учитывать их национальную специфику, деликатность и терпимость в любых ситуациях. Данное качество представляет систему характерных для личности нравственных идей и представлений, форм и способов поведения, специфических видов деятельности, которые осуществляются в целях взаимодействия, углубления взаимопонимания и взаимовлияния культур между людьми разных национальностей.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ — характеристика по критерию и мере соответствия нравственно-этическим принципам, социальным нормам, правилам этикета.

КУЛЬТУРА РЕЧИ — владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и др.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОБЪЕДИНЕНИЙ), ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ — 1) структурное подразделение образовательного учреждения высшего профессионального образования, целью которого является удовлетворение потребностей специалистов предприятий (объединений), организаций и учебных учреждений в получении новых знаний о достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте; 2) проведение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, высвобождаемых работников, незанятого населения и безработных граждан, подготовка их к выполнению новых трудовых обязанностей, консультационная деятельность.

 

 

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МИНИМУМ — совокупность слов, количество которых является максимальным с точки зрения возможностей обучающихся и минимальным с точки зрения системы языка и позволяет пользоваться языком как средством общения. В Л.м. отбираются слова с учетом ряда показателей: частотность, употребительность, словообразовательная и семантическая ценность, учебно-методическая целесообразность и др. Л.м., как правило, входят в комплекс материалов, наряду с программой и типовым тестом, для желающих определить свой уровень владения иностранным языком. Л.м. дают представление о том, на базе каких слов составлены тестовые задания и тексты, каким объемом лексики должен владеть тестируемый. Для составителей тестов и специалистов, проводящих тестирование, Л.м. необходим, чтобы определить содержание теста, не завысить и не занизить уровень, а также для того, чтобы корректировать требования при оценке ответов тестируемого. Л.м. однозначны, ориентированы на определенный этап обучения. Л.м. для разных уровней взаимосвязаны и представляют словарную серию градуальных Л.м.

ЛЕКЦИЯ (лат. lectio — чтение) — 1) систематическое устное изложение учебного материала. Одна из разновидностей обучения, чередуется с семинарами, деловыми играми, практическими занятиями. Одним из приемов улучшения усвоения слушателями лекционного материала является ведение письменного конспекта Л.; 2) публичное выступление в форме доклада по вопросам науки, техники, искусства.

В тестировании для проверки аудитивных навыков и умений используется аудио-текст, проверяющий умение выделять основную информацию, понимать содержание отдельных фрагментов, логику авторского рассуждения, его (автора) выводы и отношение к обозначенной проблеме.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЛЕКЦИИ — это совокупность условий, обстоятельств, предпосылок и причин психологического содержания, анализ и учет которых улучшает качество лекции.

П.ф.л. включают в себя: социально-психологические свойства учебной группы (познавательно-ценностные ориентации, сплоченность группы, структуру группы, возрастной диапазон членов группы, профессиональный стаж, квалификацию); 2) закономерности адаптации к непривычной форме деятельности (учебной) и новым социально-ролевым функциям (слушателей, студентов); 3) динамику умственной работоспособности в течение недели, на протяжении одного учебного дня, одной лекции; 4) коммуникативные качества преподавателя; 5) отношения и мотивы слушателей, связанные с тематикой лекции. Особое значение имеют умственная работоспособность слушателей в условиях непривычной (учебной) деятельности и их отношение, а также мотивы к этой деятельности. Лучшая умственная работоспособность бывает в позднее утреннее и раннее дневное время (с 10 до 13 часов), в середине недели. Устойчивость внимания имеет колебания с периодичностью 15-18 минут. В течение двухчасовой лекции восполнение колебаний внимания обеспечивается повторением наиболее важных положений.

Коммуникативные качества преподавателя имеют одно из важнейших значений в обеспечении качества лекции. Темп речи преподавателя должен быть согласован с возможностями слушателя понять смысл услышанного и записать главное. Этому темпу речи соответствует скорость изложения до 90 слов в минуту.

К коммуникативным качествам лектора относится его способность пробуждать и поддерживать эмоциональный интерес к лекции, обеспечивать активное восприятие и ос­мысление содержания. Лектор использует приемы невербального общения (интонацию речи, темп, жестикуляцию, мимику), а также обращается к житейскому опыту и профессиональным знаниям слушателей.

ЛИДЕР (англ. leader — ведущий, руководитель) — социологический и социально-психологический термин: член группы, осуществляющий руководство. Термин подразумевает прилагательное «официальный» — старший в группе или «неофициальный» — вожак, фактически ведущий за собой группу. Лучше всего, когда тот и другой Л. совпадают в одном человеке.

ЛИЧНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОВД это такое качественное состояние их профессиональной деятельности, при котором уровень профессионального риска не представляет реальной угрозы для жизни, здоровья и психологической стабильности личности сотрудника, позволяет результативно исполнять профессиональные обязанности.

ЛИЧНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ совокупность качеств и свойств, необходимых для успешной деятельности. Руководящая деятельность своеобразна по своим целям, задачам, мотивам, способам, условиям, трудностям, результатам. Руководителю необходимы организаторские способности, умение верно определять цель действий и способы выполнения стоящих задач, настойчивость и решительность. Каждому руководителю нужен глубокий, быстрый и гибкий ум, хорошая память на лица, внимательность к людям, толковость, сообразительность и распорядительность, общительность, умение вдохновлять людей, самообладание, инициативность, настойчивость, выдержка, смелость, мужество и дисциплинированность.

В деятельности руководителя важна роль познаватель­ных процессов, особенно речи и мышления. Речь руководителя проявляется в устных и письменных распоряжениях, требованиях, указаниях. Она характеризуется ясностью, определенностью, краткостью, категоричностью, логичностью. Условием силы ее психологического воздействия является учет особенностей, опыта, настроения, установок людей. Важны самообладание, выдержка руководителя, недопустимы раздражение, неуверенность, грубость. Мышление руководителя должно отличаться целеустремленностью, гибкостью, глубиной, смелостью. Руководителю необходимо программировать свою и общую деятельность, подвергать всестороннему глубокому и объективному анализу процесс труда, различные и порой противоречивые данные, определять и предвидеть ход событий. Четкое мышление руководителя неотделимо от проявлений его воли, самостоятельности, организованности, выдержки.

Авторитет Л.р. повышается тогда, когда он показывает пример общей и профессиональной культуры, требова­тельности к себе, самокритичного отношения к результатам своей работы, правильно, объективно оценивает способности и заслуги других, когда его отличает скромность и общительность, чуткое, внимательное отношение к нуждам и запросам своих работников. Только на этой основе руководитель будет готов к сознательному выбору средств, приемов и методов деятельности, позволяющих при наименьшей затрате сил и средств дать наиболее эффективные результаты.

ЛИЧНОСТЬ — персонифицированная совокупность социально значимых качеств человека, характеризующая его как члена общества, гражданина, работника, как носителя социальных ролей, присущих взрослому члену общества, и как субъекта различных видов социальной деятельности. Личностные качества подразделяются на четыре категории: а) общечеловеческие или родовые, свойственные всем взрослым людям; б) общесоциальные, характерные для членов данного общества; в) специфические, определяемые принадлежностью к определенной социальной общности и группе внутри нее; г) индивидуальные, присущие только данному лицу.

ЛИЧНОСТЬ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩАЯ(лат. aktualis — действительный, настоящий) — тип личности по классификации А. Маслоу, для которой характерно непрерывное стремление к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Л.с. свойственно дружелюбие, отсутствие агрессивности, способность к глубоким привязанностям; при этом они легко переносят одиночество, проявляют независимость, отстаивают свою точку зрения, свои принципы. Это личности, способные к творчеству, полноценному общению, активному саморазвитию.

ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР — один из методов стимулирования педагогического, основанный на явлениях психологического заражения и подражания и заключающийся в преднамеренно выстраиваемом и контролируемом педагогом собственном поведении с учетом его влияния на поведение и развитие обучающихся.

 

МАСТЕРСТВО — проявление талантливости человека в деятельности, которое раскрывается не только в сумме соответствующих готовых умений и навыков, но и в психологической готовности к квалифицированному осуществлению любых трудовых операций, которые окажутся необходимыми для творческого решения возникшей задачи.

МАСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ — психическое образование, проявляющееся в высоком уровне развития знаний, навыков, умений, профессионально важных качеств личности, обеспечивающих ее успех в данной профессиональной деятельности.

МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ — это свойство личности, проявляющееся в терпимости к представителям других национальных (этнических) групп с учетом их менталитета, своеобразия самовыражения.

МЕРОПРИЯТИЯ — это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые для обучающихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

МЕТОД — в переводе с греческого языка означает способ достижения определенной цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций какого-либо действия. Когда речь идет о раскрытии этого понятия в педагогическом плане, то под методами воспитания обычно понимают совокупность средств и приемов однородного педагогического воздействия на воспитанников.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ — последовательное чередование способов взаимодействия преподавателя и обучаемых, направленное на достижение определенной цели (прежде всего — на решение задач образования) посредством проработки учебного материала. В М.о. задан способ приобретения знаний и степень участия самого обучаемого. В зависимости от характера познавательной деятельности обучаемых выделяют следующие М.о.: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый метод; исследовательский метод обучения,

МЕТОДЫ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ — разные способы анализа и синтеза операций, процедур, блоков, представляющие собой в совокупности процесс управле­ния.

МЕТОДИКА — система методов, выступающая как совокупность способов решения задачи, целесообразного проведения какой-либо работы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ — методическое издание, содержащее комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения.

МЕТОДОЛОГИЯ — это учение о научном методе познания; совокупность методов, применяемых в науке; система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система философских, научных, социально-политических, эстетических и иных взглядов и убеждений, а также морально-этических принципов, определяющих отношение человека к окружающей его действительности и общую направленность его поведения. Формирование мировоззрения — пожизненный процесс, не имеющий какой-либо заранее установленной меры.

МОДЕЛЬ — искусственно созданный объект в виде схемы, чертежа, логико-математических знаковых формул, физической конструкции и т.п., который, будучи подобен исследуемому объекту, отображает и воспроизводит в более простом, уменьшенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами.

МОЗГОВАЯ АТАКА (МОЗГОВОЙ ШТУРМ) — работа по определенным правилам, таким, как максимальная активность, отсутствие критики, поиск различных вариантов, творчество.

МОЛОДЕЖЬ — это общественная группа, которая характеризуется границами возрастного признака в пределах от 14 до 35 лет, отличается наибольшей интенсивностью психобиологического развития и на базе его — наиболее активным поиском, принятием, освоением социальных ролей, достижением наиболее эффективного ролевого функционирования в рамках конкретно-исторических условий данного общества.

Психологическое содержание этого понятия составляют психоло­гические характеристики юношеского и первых взрослых возрастов. Нижняя граница периода молодости определяется по психобиологическим критериям и отражает качественный перелом в развитии психики, связанный с половым созреванием, с переходом от отрочества к юности (14-15 лет). Относительно верхней границы периода между исследователями нет согласия.

МОЛОДОСТЬ — переход от юношества к зрелости (от 17-18 до 23-25 лег). В различных вариантах возрастной периодизации этот период времени назван по-разному (по данным предварительной периодизации на симпозиуме в Москве в 1965 г. — юношеский и начало первого периода зрелого возраста; по Д. Бромлей, англ. 1996 г. — поздняя юность и ранняя взрослость; по данным антропологических исследований В.В. Бунака и В.В. Гинзбурга — юношеский и начало взрослого возраста; по Э. Эриксону, — американскому психологу — половая зрелость, подростничество, юность и начало ранней взрослости и т.п.).

МОНИТОРИНГ — непрерывное, длительное наблюдение за состоянием среды, управляемое путем своевременного информирования людей о возможном наступлении неблагоприятных, критических или недопустимых ситуаций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.