Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I.1. Введение в культурологию




Г.

Без культуры, без ее глубоких проникновений в душу человека молодые специалисты, получившие высшее образование, не слишком отличались бы от электронных машин, имитирующих некоторые функции человека и выполняющих их значительно быстрее и надежнее.

Без культуры человек деградирует, становится дикарем или биороботом, неспособным чувствовать и переживать, восторгаться и созидать. Без культуры он вырастает, если не примитивным, то упрощенным, однолинейным, не способным к творчеству, фантазии, полету мысли. Без культуры он остается представителем живой природы, он даже не перестает быть одной шестимиллиардной частью челове-чества, но он бесполезен и не интересен для окружающих.

Религия, наука, образование и искусство, включающие знания, накопленные человечеством за долгие тысячелетия, плоды труда миллиардов людей, которым суждено было прийти в этот мир и прожить в нем ярко и плодотворно, а также все материальные и духовные ценности составляют огромный массив КУЛЬТУРЫ человеческой цивилизации.

Человек всегда стремится к полезному, разумному и красивому. Культура в своих специфических образах и предметах вбирает в себя все это.

Уже первобытный человек рисовал, лепил из глины, вырезал из дерева и высекал из камня, облагораживал жилище и свой внешний облик. Каждая нация, каждая эпоха оставили свой заметный след в летописи человеческой культуры: египтяне ― величественные пирамиды, древние греки ― непревзойденные скульптуры и театр, итальянцы ― шедевры живописи, немцы ― чарующие звуки музыки, славяне ― загадочную чудотворную иконопись, французы ― неувядающую литературу и вечно изменчивую моду, американцы ― гениальные открытия в науке, японцы ― совершеннейшие образцы техники... Люди всегда пели и танцевали, слагали мифы и былины, мастерили все более совершенные орудия труда, мечтали и творили. Невозможно представить себе современное человечество без радио и телевидения, без кино, музеев и театров... без Лувра, Третьяковской галереи и Киево-Печерской Лавры, без великолепия современных городов, парков, архитектурных ансамблей.

Человек слишком мал, по сравнению со всем человечеством, и составляет всего одну шестимиллиардную его часть. С высоты своей "величины" и за всю свою короткую жизнь ― за этот "миг между прошлым и будущим" ― он способен соприкоснуться лишь с незначительным пластом ЭТОЙ КУЛЬТУРЫ. Все остальное может остаться для него подводной частью айсберга ― недоступной и непознанной. Преподаватель культурологии призван помочь вступающему в жизнь поколению приобщиться к скрытым от него тайнам культуры, понять ее истоки и закономерности развития. Без знания всего этого немыслимо стать человеком одухотворенным и всесторонне грамотным, одним словом, культурным.

Культурный человек ― культурен во всем. И только культурный способен стать по-настоящему преуспевающим.

Инновационная природа современной экономики требует соответ-ствующей системы образования, т.е. ориентации студентов не на узкую специализацию, а на подготовку специалистов по-возможности широкого профиля, наделенных знаниями и навыками, применимыми в разных областях, способных интегрироваться в современное сложное и многослойное общество в качестве человека, гражданина, созидателя.

В условиях радикальных преобразований общества серьезную опасность представляет так называемый "узкий экономизм", когда экономические, политические, социальные реформы проводятся специалистами "технического" профиля по некоторой умозрительной схеме и без учета социально-исторического контекста. Если вспомнить наше недавнее, уже в условиях независимости, прошлое, напрашивается вывод, что основные неудачи реформ, проводимых в обществе, в значительной степени обусловлены тем, что осуществлялись они не как часть целостной программы социокультурной трансформации восточно-европейской цивилизации, с учетом всех ее особенностей, а как некие автономные, оторванные от реальности и самодостаточные преобра-зования, во многом инициированные извне.

Потому, что узкий специалист "может только то, что может". Он даже не знает того, чего он не знает, и о незнании этого не догадывается, считая себя сведущим и полноценным (в смысле полноты своих знаний и широты эрудиции). Когда политический лидер, к примеру, строитель по специальности, начинает строить правовое государство, то, применяя известные ему строительные методы и технологии, он неизбежно "наломает дров". Когда то же самое делает председатель колхоза, результатом его усилий становится община, коллективная деревня, удаленная от магистральных путей научно-технического прогресса и демократии. Когда с молодым государством экспериментирует механик, пусть даже с приличными знаниями в области физики и математики, или бухгалтер-экономист… ― они, как и другие неспециалисты в сфере общественных, этнических и межличностных отношений, оказываются некомпетентными или недостаточно компетентными в вопросах права, идеологии, массовой психологии, способах формирования положительных общественных настроений и вообще управления крупномасштабными социальными процессами… Они видят эти явления и процессы искаженно ― сквозь призму узкопрофессиональных представлений, им ближе и понятней их специальные термины и законы. Решая общественные задачи, они оперирует не цивилизационными и, уж тем более, не социо-культурными категориями, а техническими конструкциями, строй-материалами, формулами, счетами и надоями. Отсюда ― и потребительский взгляд на людей. Отношения между общественными и политическими институтами они коряво переводят на "социальный язык" и так же примитивно применяют свои доморощенные знания на практике. Их дебит и кредит, процентные ставки, лизинги, ресурсы, прибавочная стоимость и прибыль, равно, как и законы Ома, Ньютона, термодинамики, сопротивления материалов… механистически "пере-водятся" в суверенитет, плюрализм, демократию, толерантность и прочие философско-политологические "премудрости", без которых, как они наивно полагают, на практике можно и обойтись. В результате такого "перевода" все происходит, как в сказке про старика Хоттабыча: создается телефонный аппарат, внешне ничем не отличимый от настоящего, только из цельного куска мрамора ― без внутренней электронной "начинки" ― и потому не функционирующий.

Так же и с обществом ― государи тщатся, "надувают щеки", воспаряют до небес, когда им "аплодирует" Европа или "оплот демократии" ― США…, а, в конце концов, каются в связи с крахом надежд и тщетностью предпринятых усилий, бесчисленными жертвами, которых, собственно, и быть не должно было. При этом, каждый из них, вполне возможно, состоялся бы как талантливый строитель, экономист или организатор производства, физик-атомщик, фермер, банкир…

Вопрос о "широте" и "узости" образования активно обсуждается сегодня специалистами во всем мире. Эта проблема актуальна в связи с фундаментальными процессами двоякого рода. К первым относятся: глобализация (в связи с ростом мирового спроса глобализирующейся экономики на специалистов, владеющих всей полнотой современных знаний); виртуализация,интернационализация и коммерциализация образования; " практизация науки ", что способствует формированию мирового образовательного пространства, системы непрерывного дистанционного образования, последипломного (второго, третьего) образования, а также образования, полученного независимо от первоначального места учебы и конкретного вуза.

Ко второго рода процессам относится возрастание интегративных тенденций в научном познании. Они-то и обусловливают потребность в подготовке специалистов широкого профиля для эффективного управления "сверхбыстрой" экономикой и наукоемкими технологиями в информационном обществе. Важнейшими качествами специалиста-управленца в таком обществе являются инновационная восприимчивость и адаптационная приспособляемость к непрерывно меняющимся условиям.

В этой связи интересны идеи базового документа по вопросам перспектив образования в США на первые десятилетия XXI в. Это ― опубликованный в 1998г. доклад Комитета по науке Палаты представителей ("доклад Эйлера" ― председателя готовившей его комиссии). Красной нитью через доклад проходит мысль, что самым важным элементом научно-технической сферы являются люди, в ней работающие. Подчеркивается, что ввиду растущего выбора ролей в экономике и обществе требуются специалисты-универсалы, обладающие аналитическими способностями, будь то финансы, консалтинг, менеджмент, юриспруденция, патентное дело. На одном из слушаний комиссии доктор биологии К. Джонсон подчеркнула: "Существующая сегодня современная школа… слишком сконцентрирована на подготовке узких специалистов для рынка труда, на котором все больше требуются универсалы". Подобного рода высказывания характерны и для специалистов других стран Запада.

Таким образом, в системе высшего образования в настоящее время выделяются два подхода. Один из них, " узкий ", сводимый к подготовке специалиста с теми навыками, которые на высоком профессиональном уровне обеспечивают выполнение производственных функций на рабочем месте. Такой функциональный подход явно не ориентирован на гуманитарные науки и тем более культурологию, как обязательный предмет. При втором подходе образование рассматривается как два параллельных и взаимосвязанных процесса: 1) подготовка того же специалиста, пускай, и не такой глубины, как в предыдущей системе, но обладающего знаниями в ряде смежных областей, и 2) формирование человека с современным широким кругозором, гражданина. В раскрытом, виде это звучит так: формирование человека, обладающего всесторонним инновационным и адаптационным потенциалом, способного интегри-роваться в социокультурную среду современного информационного общества и стать ее активным участником и созидателем.

Именно такой сложный и значимый для общества процесс формирования специалиста-универсала немыслим без изучения истории и теории человеческой культуры. В подтверждение обратимся к автору концепции философии техники в России ― выдающемуся российскому ученому П.К. Энгельмейеру: "Сколько вы его (т.е. инженера) ни начиняйте специальными познаниями, это будет ученый-ремесленник, пока вы ему не дадите гуманитарного взгляда на социально-экономические стороны его профессии".

Так что, суть дилеммы образования такова: либо узкий специалист, исполнитель, либо профессионал-универсал с широким взглядом на мир, знающий свое дело и, в то же время, способный грамотно руководить людьми и управлять социальными процессами, наладить взаимодействие с государственными структурами и общественными институтами, наконец, организовать собственное конкурентоспособное производство в системе внутригосударственного и международного разделения труда. В принципе, современной мировой экономике нужны специалисты как одного, так и другого типа, поэтому проблема представляет собой, скорее, не дилемму, а сочетание обоих типов высшей школы в определенной пропорции.

А комплекс гуманитарных наук, в том числе, культурология и другие дисциплины культурологического профиля (этика и эстетика, религиеведение, имиджелогия, культура общения и др.), благодаря своим функциям ― мировоззренческой, познавательной, методологической, аксиологической и эвристической ― способствует развитию у будущего специалиста поискового мышления, расширению эрудиции и кругозора, пониманию логики и закономерностей социокультурных процессов, в которые он включен, формированию информационной базы для их прогнозирования, без чего сегодня невозможно обеспечить оптимальное развитие общества.

Специалисты-культурологи одесских вузов подготовили данное учебное пособие. Оно предназначено, прежде всего, студентам, но также всем, кто активно интересуется историей и теорией культуры, кто, как любой современный гармонично развитый человек, испытывает естественную потребность в том, чтобы постичь культуру других народов, мировую культуру в целом и культуру той молодой страны, в которой мы живем.

Авторский коллектив надеется, что учебное пособие окажется интересным и полезным, поможет приобщиться к БОЛЬШОЙ КУЛЬТУРЕ. Пусть полученные знания дадут силы для того, чтобы развить и умножить эту культуру, оставив свой след на Земле.

Алексей Черныш,

Академик Украинской академии наук,

доктор философских наук, профессор,

Культураэто есть то, что позволяет

человеку чувствовать всей душой солидарность

с другими во времени и пространстве,

как с людьми своего поколения, так и с

умершими поколениями и с поколениями грядущими.

П. Ланжевен (французский физик)

Мир через Культуру.

Николай Рерих

Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРЫ

 

1. Проблемы человечества, вступившего в III-е тысячелетие.

2. Культура как движущая сила дальнейшей эволюции человечества.

3. Культурология как научная и учебная дисциплина.

 

Основные понятия: культура, культурология.

1. Мы живем в чрезвычайно сложное, но интересное время ― время кардинальных перемен. Хотя именно эту его особенность история связывает с проклятием ¾ древнее китайское проклятие так и гласит: "Чтобы ты и твои дети жили во времена перемен!"

глобальных перемен. Хотя для многих это ― вовсе не повод для оптимизма, ведь древнее китайское проклятие так и гласит: " Чтобы вы жили во времена перемен! ".

Рассуждения о судьбе человечества на фоне природных катаклизмов и системных кризисов начала III-го тысячелетия изобилуют пессимистическими оценками и мрачными прогнозами о сложнейших проблемах, с которыми обществу предстоит столкнуться в будущем. Однако не следует забывать: то, каким мир будет завтра, зависит от того, каковы мы сегодня, потому что наше завтра зарождается здесь и сейчас.

Что же характеризует современного человека и сегодняшнее общество, и какие проблемы это сулит нам в наступившем тысячелетии?

Вторая половина ХХ столетия (особенно его последнее десятилетие) и первые годы ХХI века оказались временем решающих преобразований во всех сферах социальной жизни: государственном устройстве, международной политике, экономике, образовании, искусстве… Есть, конечно, преобразования позитивные, но в том, что касается состояния культуры, все исследователи сходятся в своих негативных оценках, отмечая общую дестабилизацию культуры.

Но, главное, коренным образом изменяется сам человек, его потребности, мировоззрение, духовные устремления. Наиболее интересной особенностью настоящего времени можно считать стремительное нарастание темпов жизни и скорости человеческой мысли.Информация распространяется практически мгновенно, неизмеримо возросли ее объем, степень доступности, средства трансляции. Информатизация общества изменяет сам способ мышления. При этом скорость изменения человека, как биологического существа, в течение несколько тысячелетий практически не изменилась. Налицо конфликт: современный человек, физиологически оставаясь частью живой природы, существует в искусственно созданном мире, стремительное изменение и усложнение которого требует качественно нового подхода к организации человеческой жизни.

Осознание того, что время "уплотняется", что раньше мир "менялся медленней", приводит к пониманию того, что и роль личности в социокультурном процессе становится иной ― гораздо более значимой. Прежде только в экстраординарных случаях отдельный человек и даже группа людей могли вызывать крупномасштабные изменения. А уж воздействовать на Землю в целом, по существу, было невозможно!

В наше время ситуация изменилась в корне. Создание и использование сложной разветвленной коммуникативной сети изменило сам масштаб понятия "общество". Произошел переход от понятия общества в рамках социальной группы или даже нации к понятию общества как энерго-информационно-социо-экономической системы, имеющей глобальный характер. Человеческая деятельность с локального уровня расширилась до национально-регионального и достигла планетарных масштабов.

Этот переход сопровождается заменой традиционных технологий на сложнейшие высокоэнергетические и высокоинформационные технологии.

На современном этапе социокультурного развития одним из наиболее острых вопросов стал вопрос об осознании места и роли науки в жизни общества. Ни у кого не вызывает сомнения, что на протяжении последних столетий наука является культурной доминантой. Иными словами, именно наука определяет и направляет развитие других областей человеческой жизнедеятельности: техники, экономики, политики, образования, социальных и межличностных отношений и др.

Однако непродуманное, порой неконтролируемое использование достижений науки порождает множество проблем. Это ― и экологические проблемы, ввиду интенсивного воздействия на природу; и техногенные ― с ростом технического оснащения возрастает и угроза аварий и катастроф; демографические, связанные со стремительным ростом и миграцией населения; психологические, порожденные резким возрастанием информационно-эмоциональной и моральной нагрузки на человеческую психику.

Человечество начала III-го тысячелетия, бесспорно, отличается своими неизмеримо возросшими способностями. Но это ― не только способность производить огромные материальные блага, это также возросшая способность уничтожать себя. Сегодня решение одного человека или небольшой группы людей могут коренным образом изменить ситуацию в мире: действия террориста или хакера (компьютерного взломщика) могут привести к катастрофе, вплоть до ядерной войны. Борьба за ограниченные природные ресурсы (например, нефти) все чаще выходит за рамки экономического и политического противостояния, то в одном, то в другом месте нашей земли зажигая факел войны.

Наступило время осмысления философских, социальных, практических следствий доминирующей роли науки в жизни общества.

В данном вопросе нет единодушия. В одних случаях речь идет об отказе от традиционного идеала всемогущества науки, упор делается на ограниченность и конечность человеческих возможностей.

Действительно, надо признать, что мир, в котором мы живем и на который активно воздействуем, изменяется быстрее, чем мы сами, наше сознание и наши традиции. Мы только сейчас стали осознавать, как хрупок этот мир, и что наши действия способны не только его преобразить, но и быть глобально разрушительными. Проблемы, с которыми столкнулось современное человечество, становятся весомым аргументом для критиков и противников научно-технического прогресса, призывающих к "естественному", "природному" существованию, вплоть до полного отказа от достижений цивилизации.

Согласно другому подходу, как это обосновал еще в 20-е гг. ХХ в. советский академик В.И.Вернадский ― создатель теории ноосферы (особого информационного поля Земли) ― человеческая мысль, в том числе, научная, оценивается как планетарное явление, значение которого нам еще только предстоит оценить! Стало быть, возможности человеческого разума, а значит, и потенциал науки еще далеко не исчерпаны. Более того, с переходом на новый уровень взаимодействия с информационным полем перед человечеством открываются новые невиданные перспективы.

И в том, и в другом случае налицо ― осознание неотвратимости перемен, т.е. признание того факта, что наука, как бы это ошеломляюще не звучало, пребывает сегодня в кризисном состоянии [гр. krisis ― поворотный пункт, переход, перелом]. А, учитывая доминирующее положение науки в совре-менном мире, вполне естественно, что кризисные явления охватывают самые разные сферы жизни общества.

Акцент же, на наш взгляд, следует поставить на том, что мы живем не просто в очередную критическую эпоху. Кризисы, сменяющие с нарастающей частотой периоды относительной стабильности, даже такие глобальные и многоаспектные, как нынешний, несмотря на разрушительные процессы, ими порождаемые, всегда несут в себе созидательный, конструктивный потенциал, т.к. именно в их лоне зарождаются новые структуры формирующегося будущего.

Анализ происходящих в настоящее время процессов дает основание утверждать, что мы являемся свидетелями и участниками рождения новой цивилизации!!!

2. Ч то же несет в себе понятие " новая цивилизация "? Что выступает

движущей силой развития человеческого сообщества, вступившего в III-е тысячелетие?

Если под цивилизацией понимать определенный уровень социального и технологического развития общества, тогда неудивительно, что многие исследователи в роли движущей силы дальнейшего его развития продолжают видеть инновации в области высоких технологий. Человечество создало качественно новые способы межличностных и межгрупповых коммуникаций; средства передвижения, сделавшие доступной практически любую точку земного шара и позволившие человеку выйти за его пределы; виртуальный (искусственный) интеллект; вплотную приблизилось к воссозданию себе подобных путем клонирования ― выращивании из любой клетки двойника человека). Но только позволит ли это человечеству стать новой цивилизацией?!

Возьмем в качестве примера лишь одну из экологических проблем современности. Нестабильность природы и биосферы вызвала напряжение в системе землепользования. Раньше, когда почва истощалась, люди либо переселялись в другое место, либо находили способы более интенсивно использовать природные ресурсы. Но сегодня на нашей планете почти не осталось ни свободных земель, ни нетронутой окружающей среды. Практически исчерпаны и возможности дальнейшего наращивания интенсивности эксплуатации земель. Единственный возможный путь ― более ответственное и рациональное использование ресурсов.

За счет чего? В первую очередь, за счет эффективных ресурсо-сберегающих технологий, например, безотходных.

Проблема же заключается в том, что технологический прогресс последних десятилетий намного опережает устоявшиеся в обществе взгляды и убеждения, а архаичность ценностей и практики взаимодействия человека с окружающей средой стала подлинной угрозой для благоденствия и выживания человечества. Применение же новых технологий требует принципиально нового мышления и качественно нового образа жизни. Об этом говорил и Альберт Эйнштейн: если человечество хочет выжить, нужен совершенно новый способ мышления.

В таком случае, только культура, которая является "индикатором качества любой деятельности", 1) может стать главной движущей силой дальнейшей эволюции человечества. Ведь важнейшим предназначением культуры как раз и является формирование и развитие мышления и образа жизни человека.

Н.К.Рерих, русский художник, философ, путешественник, исследователь и глашатай культуры, основатель Международного Пакта Мира по охране культурных ценностей (подписанного в Гааге в 1954 г.), девизом которого _________________________

1) Победа Н.А. Социология культуры. — Одесса, 1997. — С.22.

стали слова "Мир через Культуру", писал: "...КУЛЬТУРА имеет два корня... Культ всегда останется почитанием Благого Начала, а слово Ур нам напоминает старый восточный корень, обозначающий Свет, Огонь... Культ-Урзначит Почитание Света" 1); "Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть… сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель…" 2).

Мы не знаем, каким будет наш завтрашний мир, мы не знаем, будет ли вообще этот мир. Несомненно одно: грядущая цивилизация, если ее движущей силой будет культура, с одной стороны, сможет обеспечить каждому человеку возможность проявить свои потенциальные творческие способности; с другой, будет предъявлять все более высокие требования к персональной ответствен-ности каждого за собственную судьбу и судьбу всего человечества.

Творческая, разносторонне развитая личность, способная взять на себя такую ответственность, не мыслится без глубокого проникновения в сущность культурно-исторического процесса. Сегодня человечество не имеет права на ошибку ― слишком велик риск. Чтобы не допустить этого, надо знать уроки прошлого, а это возможно только через познание истории своей культуры, ведь культура ― это живая связь времен.

Сегодня уже нельзя жить мерками и интересами только своего социума (народа, нации, государства). Надо учиться понимать каждого, кто делит с нами нашу маленькую планету. Но постичь чужую ментальность возможно лишь через познание его культуры, так как именно культура, как поэтично охарактеризовал ее авторитетный теоретик культуры Л.Н.Коган, ― это подлинная душа и лицо любого народа. Все же остальное (политическая система, государственное устройство, экономический уклад, способ производства) ― лишь его визитная карточка.

Сегодня уже недостаточно быть специалистом (пусть и высоко-классным) в узких рамках своей специальности. Задачи, стоящие перед сегодняшним человечеством, нельзя решить путем простого приращения объема профессиональных знаний и навыков. Новое мышление ― это прорыв в тайны мироздания и осознание своего места в нем, это ― познание себя и раскрытие новых способностей. До тех пор, пока человек творил свою историю, следуя за обстоятельствами, он мог обходиться без понимания механизма этого движения. Но теперь, когда каждый из нас стоит перед выбором: продолжать плыть по течению или творчески управлять своей жизнью, действуя во благо человечества, не обойтись без понимания сути и смысла процесса развития человека, которое дается через проникновение в сущность культурного процесса, превратившего человека в Человека.

_________________________

1) Рерих Н. Твердыня пламенная. ― Рига: Виеда, 1991. С. 63.

2) Рерих Н. Держава света; Священный дозор. ― Рига: Виеда. 1992. С. 108.

3. В ведение в учебные программы вузов (в том числе, технических) дисциплин "Культурология", "История мировой культуры" и т.п. стало важным шагом на пути воспитания человека нового времени. Не просто "узкого специалиста", а личности, ориентированной на высокие цели и ценности, личности, обладающей широкой эрудицией, которая не мыслится без современного гуманитарного знания. Важнейшей составляющей гуманитаризации образования является изучение собственной культурной истории в контексте развития всей мировой культуры.

Интерес к культурному наследию человечества имеет давние корни. Людей всегда волновали загадки прошлого, "экзотические" традиции соседей, желание оставить как можно более яркий след в истории. Достаточно вспомнить стремление деятелей Ренессанса возродить традиции и идеалы Античности; настоящий бум "египтомании" в наполеоновской Европе; величайшие археологические открытия: Троя, Помпеи, Махенджо-Даро и др.; огромный интерес к этнографии в XIX столетии…

Географические открытия XVI-XVII вв. существенно расширили представления европейцев о культурном многообразии человечества, хотя и не поколебали убежденности в исключительной ценности европейского культурного мира. Появление множества этнографических описаний разных культур ― от Океании до Индии и Дальнего Востока, первые попытки систематизировать наблюдения за жизнью людей, имеющих столь непохожие традиции, привычки, верования, в трудах ученых-натуралистов и мыслителей Нового Времени подготовили почву для придания гуманитарному знанию статуса научного.

Европейская философия впервые заговорила о культуре человеческого общества как о социальном явлении лишь в ХVIII веке благодаря деятелям Просвещения. В оборот был введен соответствующий научный термин. "Вечные" вопросы: кто мы?, откуда мы?, какие мы?, для чего мы живем? обрели новое философское звучание.

Вплоть до середины ХХ века изучение феномена культуры велось в обособленных рамках философии (в первую очередь, этики и эстетики), истории, этнографии, лингвистики. Круг научных дисциплин, включавших культуру в сферу своих интересов, постоянно расширялся. К этнографам и философам присоединились антропологи, социологи, психологи, политологи… Одна за другой стали появляться разнообразные культурологические концепции и теории.

Со второй половины прошлого века начинается этап всестороннего межпредметного исследования культуры.

В 1949 г. для обозначения новой научной дисциплины, включающей теорию и историю культуры, американским антропологом Лесли Уайтом был предложен термин " культурология ".

Первое время новое понятие воспринималось многими специалистами как языковый варваризм, т.к. соединение латинского слова cultura и греческого logos с точки зрения классической филологии является нежелательным. Лишь спустя несколько лет оно привилось на почве восточно-европейской культуры, именно здесь получив широкое распространение. В западной же науке термин "культурология" так и не прижился.

 

Культурология ― наука на стыке гуманитарного и социального знания о человеке и обществе, изучающая культуру как целостность во всем многообразии ее проявлений.

Предметом изучения культурологии являются история и закономерности социокультурного процесса; культурное наследие человечества ― достижения и памятники мировой культуры; факторы, формирующие культурные интересы и потребности различных социальных групп; механизмы и инструменты создания, сохранения и передачи новым поколениям культурных ценностей.

 

Процесс становления этой относительно молодой науки, занявшей свое место в отечественной системе гуманитарных и общественных наук в качестве самостоятельной научной дисциплины, еще продолжается. При этом научная и социальная значимость культурологии в последние десятилетия неуклонно возрастает.

Включена культурология и в перечень обязательных предметов в учебных программах высшей школы. Осознание необходимости изучения новыми поколениями культуры как социального феномена, закономерностей социокультурного развития ― это ответ на запрос общества, нуждающегося в созидателях и руководителях будущего, которые обладали бы глубиной понимания процессов, движущих эволюцией общества и человека. "Не в политике и не в экономике, а в культуре осуществляются цели общества" 1), ― утверждал выдающийся русский философ Н.А.Бердяев.

Таким образом, целью изучения учебной дисциплины "культурология" является расширение кругозора будущего специалиста, формирование у современного молодого человека системного представления и глубокого понимания сущности и закономерностей культурного развития общества и человека.

Отсюда вытекают следующие задачи учебной дисциплины:

· ознакомление студентов с многообразными проявлениями и достижениями человеческой культуры;

· ознакомление с основными этапами и закономерностями мирового культурно-исторического процесса;

____________________________

1) Бердяев Н.А. Философия неравенства. ― М., 1990. С. 247.

· расширение и углубление знаний студентов о самобытных особенностях отечественной культуры, ступенях ее становления;

· воспитание уважения и толерантного отношения к культурным традициям других стран и народов;

· пробуждение у студентов интереса к искусству, формирование художественного вкуса и эстетических представлений;

· анализ особенностей и проблем современного этапа социокультурного развития, осознание личной ответственности за дальнейшее развитие общества.

Предложенное вашему вниманию учебное пособие предназначено, в первую очередь, для студентов разных специальностей, изучающих дисциплины культурологического профиля, но может представлять интерес и для самого широкого круга читателей. По замыслу авторов, материалы, представленные в пособии, не заменяют, но дополняют курс лекций и, в то же время, вполне могут служить теоретической базой для самостоятельного изучения основ теории и истории культуры.

К сожалению, ограниченный объем курса поставил авторский коллектив перед необходимостью жесткого отбора материалов и тем, включенных в сборник. Не претендуя на всеохватность и исчерпывающее отражение всего богатства мирового культурного наследия, предложенные материалы, тем не менее, дают представление об общемировом культурном процессе, теорети-ческих основах и основных вехах истории украинской культуры, этапах развития европейской культурной системы, в которую наша отечественная культура интенсивно интегрируется.

Мы рассматриваем данное пособие в качестве одной из ступеней освоения неисчерпаемого массива гуманитарного культурологического знания, столь необходимого тому, кто видит себя активным творцом культуры нового тысячелетия. Это представляется особо важным в условиях становления украинской государственности и культурного самосознания украинского народа на фоне общего кризиса культуры.

"От прекрасного образования перейдем к прекрасным мыслям. От прекрасных мыслейк прекрасной жизни. И от прекрасной жизник совершенной красоте", 1) ― напутствует нас Святослав Рерих, известный художник, сын Николая Константиновича Рериха.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. С какими проблемами сталкивается человечество на рубеже ІІ ― ІІІ-го тысячелетий и каковы их причины?

2. Каковы, на Ваш взгляд, возможные пути разрешения глобальных проблем современности?

___________________

1) Твое настроение. Пер. с англ. В.М.Грузина. ― К.: изд. дом "Амадей", 2000.

3. Что такое культурология, что является предметом ее изучения?

4. Почему именно культура рассматривается в качестве главной движущей силы будущего прогресса?

5. Каковы основные вехи становления теории и истории культуры?

6. Каковы цели и задачи учебной дисциплины "Культурология"?

7. Справедливо ли, на Ваш взгляд, утверждение, что культура на современном этапе переживает кризис? Обоснуйте свой ответ.

 

 

1.2. Культурологические теории:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1077; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.