Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История и современность




1. Становление культурологии как науки.

2. Формирование европейской культурологической мысли в XVΙΙΙ-XX веках.

3. Современные концепции культуры.

4. Культурологические теории в Украине.

 

Основные понятия: этнология, антропология, универсализм,осевое время, европоцентризм, иррационализм, экзистенциализм, постмодернизм, футурология, национализм.

1. Е сли понятие " культура " в качестве общепринятого термина выде-ляется только в XVIII веке, то размышление о культуре как об особой системе жизнеустройства можно обнаружить в глубине веков.

Согласно представлениям древних, культурное начало в человеке имело божественное происхождение. Культура представлялась отражением высшего, космического порядка, и была даром богов человечеству. На этом основании многие авторы до сих пор отождествляют культуру с религией, указывая на родственность понятий " культ " (религиозный) [лат. cultus ― поклонение, почитание] и " культура ".

В средневековом богословии божественный аспект культуры абсолютизируется. Так, по мнению Блаженного Августина, а впоследствиии Фомы Аквинского, з емной мир и его история виделись как результат божественного замысла с линейной хронологией и логикой развития ― от сотворения мира и человека, обладающего двойственной природой (духовной и греховной), к Судному Дню. Культура же рассматривалась как беспрекословное следование традициям и нормам в соответствии с тем же божественным замыслом.

Эпоха Возрождения попыталась совместить идею божественного с идеалом человека-творца, смело заменив представления об изначально греховной природе человека верой в его широкие творческие возможности и высокое достоинство. Человек утвердился как истинно высшее существо,сотворец Бога, довершающий работу по совершенствованию мира.

Европейская философия Нового Времени, получившая, благодаря великим географическим открытиям, расширившим границы культурного пространства, огромный эмпирический этнографический материал, встала перед необходимостью его обобщения и систематизации, поиска закономерностей в культурном развитии разных этнических групп, стран и народов. Это способствовало формированию такой области философского знания, как философия культуры.

Наконец, в ХХ столетии культурология сформировалась как наука. Но, если в отечественной системе классификации наук культурология заняла достойное место в качестве самостоятельной научной дисциплины, то на Западе изучение феномена культуры ведется в рамках комплекса междисциплинарных исследований в области гуманитарных и социальных наук, ориентированных на получение синтетических по своему характеру выводов, выходящих за пределы какой-либо специальной дисциплины.

В процессе становления культурологии можно выделить такие этапы:

«донаучный этап содержит ранние догадки и представления о логичности и относительной завершенности, цикличности культурно-исторического процесса. Его окончание связано с возникновением науки Нового времени ― XVII в.;

«научно-исторический этап продолжился до середины XΙX века. На этом этапе еще нет четкого разграничения между развитием истории и культуры. Для него характерно стремление ученых понять культуру как целостное явление, построить картину культурного развития людей, найти общее основание истории;

«научно-философский этап возникает тогда, когда становится очевидным различие между историческим и культурным развитием. Это различие определяется тем, в какой мере замыслы и идеалы людей совпадают с результатами их деятельности.

 

Культурологические исследования, несмотря на их претензии на универсальность, всегда носят более или менее субъективный характер. Каждая культурологическая теория ярко характеризует, прежде всего, ту культуру или культурную эпоху, к которой принадлежит автор теории.

Поэтому культурология―это не только теория,но иистория культуры.

2. П роследим процесс формирования воззрений на культуру с момента зарождения культурологии в эпоху Просвещения и вплоть до ХХI ст.

· Итальянский просветитель Дж. Вико первым в 1725 г. осуществил прорыв в разработке теории познания, применив ее к культурному развитию человечества. Эволюцию культуры он представил по аналогии с теорией возрастов. Детство культуры он называл " божественным веком ", юность ― " веком героев ", а зрелость ― " человеческим веком ". Таким образом, он утверждал, что в ходе исторического развития человек сначала начинает себя осознавать как существо тварное (сотворенное), затем поднимается к мысли о своем героическом происхождении, и, наконец, приходит к утверждению естественной человеческой природы собственного происхождения.

· Французские просветители провозгласили разум единственным мерилом человека, главным критерием культурности,поставив на первое место искусство, этику и науку как наиболее могучие орудия социального преобразования. Ценность культуры они рассматривали в контексте истории и понимали как борьбу за прогресс и образование.

· Ж-Ж.Руссо одним из первых выразил протест против идеалов эпохи Просвещения. Он заявил, что рядом с прогрессом культуры идет падение нравственности. Голос природы и разума в человеке заглушается предрассудками и заблуждениями, обреченными в наукообразную форму. Блага культуры сомнительны, наука и искусство способствует деградации нравов. Он выдвинул лозунг: " Назад к природе!", одним из первых обратив внимание на то, что цивилизация может быть не только благом, но и злом.

Среди множества культурологических теорий XΙX-XX веков можно выделить два одновременно существующих направления:

― позитивно-социологическое, к которому относятся этнологические, универсалистские концепции и теории локальных цивилизаций;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.