Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жанр интервью в телевизионной публицистике




 

Телевизионное интервью ушло еще дальше, обогатив жанр существенным качеством – зрелищностью. Именно зрелищностью объясняется особая достоверность и, как следствие, широкое распространение жанра интервью в телепрограммах. Интервью – обмен мнениями, взглядами, фактами, сведениями /157, 184/.

Интервью как жанр занимает особое место на телеэкране. Фактически нет ни одного выпуска новостей («Время» (ОРТ), «День за днем» (ГТРК «Оренбург»), где бы журналисты не задавали вопросов компетентным людям, не обращались к участникам различных событий, не интересовались мнением окружающих о тех или иных важных событиях.

Интервью – непременный элемент многих сложных телевизионных форм (например, программа К. Абаева и А. Пиманова «Человек и закон» (ОРТ). Реже оно используется для создания самостоятельной передачи. Ярким примером такой передачи могут служить программы Владимира Познера «Мы» (ОРТ), в которой ведущий интервьюирует и гостей, и зрителей, и героев, и Светланы Сорокиной «Герой дня» (НТВ).

Правила формулирования вопросов в телевизионных интервью во многом такие же как и в печати. Например:

- задавая вопрос, нужно избегать многозначных понятий;

- основные вопросы следует формулировать в лаконичной, четкой фразе, так как длинный вопрос интервьюируемый может не запомнить и в результате ответить на часть вопроса (как правило, последнюю);

- вопрос лучше формулировать, не называя альтернативы, чтобы собеседнику не надо было лишь ограничиться выбором между двумя вариантами ответа и др.

Интервью на телевидении должно носить ярко выраженный личностный характер, что проявляется и в формулировке вопросов. Сами вопросы некоторые специалисты делят на контактные, адресные, программные и экранные. Что имеется в виду? Прежде всего собеседникам надо войти в контакт, познакомиться друг с другом.

Адресные (или анкетные) вопросы позволят журналисту выяснить биографические данные собеседника, узнать о нем то, что пригодится в телепередаче. Эта часть беседы ни в коем случае не должна превратиться в допрос. При сухом перечислении анкетных данных может возникнуть холодок между собеседниками, который потом не так просто будет развеять на экране.

Программные вопросы – это уже разговор по теме экранного интервью. Однако следует избегать дублирования вопросов, намеченных для экранной части беседы. Иначе интервьюируемый, что называется, выговорится и в результате во время эфира ни ему, ни зрителям не будет интересно.

В зависимости от задачи, поставленной журналистом, различают интервью – мнение (высказывание по какому-либо поводу) и интервью – факт (сообщение о чем – либо известном данному лицу).

Используют жанр интервью лишь тогда, когда интервьюируемый может сказать больше, чем журналист, или когда интервьюируемый своим выступлением поддерживает некую общественную кампанию, если данный вопрос стоит в центре внимания множества людей и требуется выяснить их взгляды.

Интервьюируемые традиционно делятся на три категории:

1) политические и государственные деятели, специалисты и другие люди, обладающие специфическими знаниями в какой-то конкретной области; их интервьюируют, чтобы узнать о чем-нибудь;

2) знаменитости, которых интервьюируют для того, чтобы подробности их жизни и деятельности стали достоянием широкой публики;

3) обыкновенные люди, с которыми мы встречаемся дома, на улице, на службе; у них берут интервью, чтобы выяснить общественное мнение о том или ином событии.

Ориентация на общественный интерес заставляет журналистов обращаться за интервью прежде всего к известным политическим и государственным деятелям, деятелям науки, искусства, спорта. При этом справедливо предполагается, что мнения и оценки авторитетного человека обладают значительным воздействующим (персуазивным) эффектом /80, 543/.

Примерная типология интервью в зависимости от цели (а вместе с целью меняется и способ ее достижения) представлена следующим образом: протокольное, информационное, портретное, проблемное, интервью – анкета.

Протокольное интервью проводится для получения официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики государства. Интервьюируемый – соответственно официальное лицо высокого ранга (например, президент или премьер – министр России дают интервью в программе «Вести» (РТР).

Информационное интервью, его цель – получение определенных сведений («интервью-мнение», «интервью-факт»); ответы собеседника не являются официальным заявлением, поэтому тон разговора близок к обычному, окрашен различными эмоциональными проявлениями, что способствует лучшему восприятию информации. Такое интервью входит в состав информационно-публицистических программ (например, «Час пик» Влада Листьева (ОРТ).

Интервью – портрет – особая разновидность телевизионного интервью, используется с целью всестороннего раскрытия личности собеседника. Нередко выступает как составная часть экранного очерка (например, в очерке Юрия Карасевича «Леонтий – митрополит Оренбургский и Бузулукский (портрет духовного лица)» (ГТРК «Оренбург») приводится интервью с митрополитом Леонтием, которое раскрывает нам образ этого человека).

Проблемное интервью (или дискуссия) ставит задачу выявить различные точки зрения или пути решения социально значимой проблемы (например, в программе «Мы» Владимира Познера (ОРТ) достаточно часто рассматриваются проблемные для современности темы).

Интервью – анкета проводится для выяснения мнений по определенному вопросу у различных собеседников, не вступающих в контакт друг с другом. Обычно это серия стандартизованных интервью, в которых всем участникам задается один и тот же вопрос. Интервью – анкета проводится, как правило, за пределами студии. Объект общественного мнения, избранный для интервью – анкеты должен отвечать трем критериям:

1) быть дискуссионным;

2) вызывать общественный интерес;

3) находиться на уровне компетентности большинства /157, 183 – 190/.

Примером интервью-анкеты может служить «Народная трибуна» в программе «Наново» (ГТРК «Оренбург»), в которой вне студии задается один и тот же дискуссионный вопрос большому количеству людей – оренбуржцев.

Таким образом, проблемное интервью едва ли не самое сложное из рассмотренных нами. Для того, чтобы с успехом вести диалоги, нужна основательная подготовка – от общекультурного уровня журналиста, его эрудиции до знания основ рассматриваемой проблемы, скрупулезного изучения материалов, связанных непосредственно с темой предстоящего разговора. Портретное и проблемное интервью выходят за рамки информационности и примыкают к группе аналитических жанров (см. подробнее в 5.1).

 

 

Контрольные вопросы для закрепления материала

 

1. Дайте определение понятию «интервью» и расскажите, чем отличается интервью от других жанров?

2. Перечислите этапы проведения интервью и определите, какие навыки не­обходимы журналисту на каждом из предложенных этапов.

3. В чем заключаются стилистические особенности этого жанра?

4. Назовите жанрообразующие признаки интервью.

5. Объясните, почему нужна подготовка к интервью, расскажите об этапах подготовки.

6. Почему интервью считают ненадежным методом получения информа­ции?

7. Расскажите о классификации интервью.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Бингхель У., Мур Б. Как интервьюировать // Искусство разговаривать и получать информацию. Хрестоматия / Сост. Б. Н. Лозовский. – М.: Высш. шк., 1993. – С. 283 – 292.

2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 200 с.

3. Введение в журналистику: Хрестоматия: Учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика» / Сост. Е.П. Прохоров. – М.: Высш. шк., 1989. – 263 с.

4. Владимир Познер: «Я никого «мочить» не буду» // Журналист. – 1999. - № 11. – С. 34 – 36.

5. Власть, зеркало или служанка? (Энциклопедия жизни современной российской журналистики) / Авторы бесед – В. Богданов и Я. Засурский: В 2-х т. – М.: Изд-е Союза Журналистов России, 1998. – 278с.; 323 с.

6. Гости 13 страницы: (Сб. интервью из газеты «Неделя» / Сост. Э.М. Церковер). – М.: Известия, 1990. – 251 с.

7. Ерастов Н.П. Психология общения. – Ярославль: Ярослав. госуд. ун-т, 1979. – 96 с.

8. Коломинский Я. Л. Человек среди людей. – Минск: Нар. Асвета, 1987. – 237 с.

9. Копперуд Р., Нельсон Р. П. Как преподносить новости. – М.: ВИОЛАНТА, 1998. – 128 с.

10. Кузнецов Г.В. Журналист на экране. – М.: Искусство, 1985. – 268 с.

11. Кузнецов Г.В. Новости от Александра Гурнова // Журналист. – 1999. - № 9. – С. 37 – 39.

12. Ламбет Э. Б. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе в журналистской профессии. – М.: ВИОЛАНТА, 1998. – 320 с.

13. Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров. – Свердловск, 1987. – 65 с.

14. Майданова Л.М. Очерки по практической стилистике. – Свердловск: УрГУ, 1986. – 183 с.

15. Миллер Э. Д. Шарлотский проект. Как помочь гражданам взять демократию в свои руки. – М.: ВИОЛАНТА, 1998. – 64 с.

16. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.

17. Рабочая книга редактора районной газеты: Опыт, методики, рекомендации / Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Мысль, 1988. - 575 с.

18. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Шахнарович А.М. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. – М.: Наука, 1979. – 327 с.

19. Таловов В.П. Труд журналиста: Методика и организация журналистского общения (интервью, беседа за «круглым столом»). – Л., 1983.

20. Телевизионная журналистика: Учебник. – М.:Изд-во МГУ, 1998. – 228 с.

21. Теплюк В.М. Социальная ответственность журналиста. – М: Мысль, 1984. – 207 с.

22. Шумилина Т.В. Не могли бы вы рассказать… // Искусство разговаривать и получать информацию. Хрестоматия / Сост. Б.Н. Лозовский. – М.: Высш. шк., 1993. – С. 223-283.

23. Уллмен Д. Журналистские расследования: современные методы и техника. – М.: ВИОЛАНТА, 1998. – 224 с.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 4598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.