КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность, структура и порядок регулирования хозяйственных связей по поставкам товаров
ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ ПО ПОСТАВКАМ ТОВАРОВ Вопросы для контроля • Как вы понимаете понятия «товарные ресурсы» и «управление товарными ресурсами»? • Каковы цели и задачи по управлению товарными ресурсами? • Какие направления коммерческой работы формируют комплекс* ный подход к управлению товарными ресурсами? • Каковы направления совершенствования управления товарными ресурсами в торговле в соответствии с Программой развития логистических систем до 2015 г.? • Какая классификация товаров и ассортимента предусмотрена СТБ 1393—2003 «Торговля. Термины и определения»? • Какие источники формирования товарных ресурсов торговой отрасли можно использовать? • Как обосновывается потребность в товарных ресурсах для обеспечения объемов продаж? • В какой последовательности рекомендуется формировать ассортимент товаров оптовых организаций? • Что представляет собой коммерческая работа по управлению товарными запасами на складах оптовых организаций? • Каковы особенности управления товарными запасами в оптовых организациях потребительской кооперации? • Каковы последствия просчетов при управлении товарными запасами и как они влияют на конечные результаты работы оптовых организаций?
Социально-экономическая сущность и характеристика оптового рынка Оптовый рынок представляет собой рынок организаций, приобретающих товары для их последующей перепродажи с целью получения прибыли. Оптовый рынок достаточно емкий и характеризуется небольшим по сравнению с розничным рынком числом действующих на нем субъектов. Основными субъектами оптового рынка являются изготовители товаров, оптовые посредники и организации розничной торговли. Как правило, они закупают товар крупными партиями. Такая торговля называется оптовой. Она связывает практически все отрасли экономики, материальное производство и товарное обращение, включает все стадии продвижения товара от изготовителей до розничной торговой сети.
Оптовая торговля на товарном рынке является составной частью сферы обращения. Через нее осуществляется управление накоплением и перемещением товаров в пространстве и во времени, проходят практически все товарные ресурсы. Она является важным рычагом маневрирования товарными ресурсами как в пределах регионов, так и на отдельных товарных рынках. Через оптовую торговлю осуществляется воздействие потребителя на производителя в направлении сбалансирования спроса и предложения, обеспечивается возможность потребителям приобретать товары в пределах своих финансовых средств и в соответствии с потребностями. В свою очередь, изготовитель ищет рынок сбыта своей продукции, подбирает покупателя с учетом своих возможностей и на выгодных для него условиях. Основными коммерческими задачами оптовой торговли являются: • комплексное изучение оптового и розничного рынков; • распределение товарных ресурсов по регионам в соответствии со спросом, перемещение товаров из пунктов производства в пункты потребления; • накопление и хранение товарных запасов в объемах, необходимых для бесперебойного обеспечения товарами в широком ассортименте посреднических, розничных организаций, конечных потребителей; • организация завоза и вывоза товаров с учетом обоснован- ных потребностей; • ритмичное товароснабжение; • обеспечение надежности и стабильности хозяйственных связей на основе приоритета потребителя; • управление взаимоотношениями субъектов оптового рынка с помощью экономических рычагов, снижение совокупных затрат, связанных с продвижением товаров от изготовителей до потребителей;
• оказание услуг партнерам по хозяйственным связям. Коммерческая работа на оптовом рынке складывается из операций по оптовым закупкам и оптовой продаже товаров. Оптовые закупки осуществляют оптовые организации у изготовителей товаров и друг у друга, через различные оптовые базы, торгово-закупочные кооперативы, унитарные и частные предприятия, у оптовых посредников (дистрибьюторов, брокеров, торговых агентов, дилеров), а также через организаторов оптового оборота (оптовые ярмарки, аукционы, биржи, оптовые и мелкооптовые рынки, магазины-склады и т.п.).Субъекты оптовой торговли осуществляют оптовые закупки товаров для последующей их перепродажи, а розничные организации — для продажи конечным покупателям, использующим товары для личного потребления. Из этого следует, что все они одновременно осуществляют как оптовые закупки, так и оптовую продажу. В отличие от них розничные организации выступают в роли оптовых покупателей для обеспечения своей розничной торговой сети товарами с целью продажи их конечному покупателю, использующему эти товары для личного потребления. Именно здесь товар переходит из сферы обращения в сферу потребления, происходит смена формы стоимости (товар- деньги). Оптовую продажу они осуществляют только в порядке мелкого опта больницам, детским садам и т.п. Понятие «хозяйственные связи» В процессе продвижения товаров на рынок торговля выполняет связующие функции между производством и потребителями. Возникающие между ними взаимоотношения называются хозяйственными связями. Хозяйственные связи включают экономические, организационные, коммерческие, правовые, административные и другие отношения, складывающиеся между покупателями и продавцами в процессе поставок товаров. Система хозяйственных связей формируется на основе свободно совершаемых актов купли-продажи по инициативе сторон и путем распределения отдельных видов товаров, а также для государственных нужд. Хозяйственные связи на поставку товаров различают по структуре и составу участников, срокам действия, ведомственному признаку.
Структура хозяйственных связей может быть простой и сложной. Простые хозяйственные связи заключаются непосредственно между предприятием — изготовителем товаров и розничными торговыми организациями. Они устанавливаются при закупке многих продовольственных товаров, особенно скоропортящихся, а также непродовольственных, имеющих несложный ассортимент и крупногабаритных. Такие связи называются прямыми. Преимущества прямых хозяйственных связей могут быть достигнуты за счет устранения лишних звеньев, исключения перевалки товаров, ускорения товаро- оборачиваемости, повышения эффективности воздействия на изготовителя по вопросам обновления ассортимента, повышения качества товаров, сокращения времени на согласование условий поставки. Сложные хозяйственные связи предполагают участие в них различного числа посредников. Такая структура хозяйственных связей менее эффективна, снижает оперативность управления процессом доведения товаров до потребителя, уменьшает эффективность воздействия на изготовителя по выпуску нужного ассортимента. Она целесообразна при поставках товаров в количестве меньше минимальных норм отгрузки, когда требуется накопление, подсортировка, преобразование ассортимента у посредника. По срокам действия заключенных договоров различают разовые, краткосрочные, среднесрочные и длительные хозяйственные связи. Если потребность в товарах систематическая, предпочтение следует отдавать прямым длительным хозяйственным связям, они гарантируют большую стабильность. Организации длительных мримых хозяйственных связей позволяет освободить стороны от ежегодного составлении договора поставки, гак как договор оформлиетси на несколько лет или может быть пролонгирован, оперативно корректировать ассортимент и сроки поставки, сокращать сроки представления спецификаций и т.д. Но ведомственной принадлежности участников различают межсистемные и внутрисистемные хозяйственные связи. При межсистемных договорных связях взаимоотношения по поставкам устанавливаются между организациями различных систем, министерств, ведомств. Внутрисистемными хозяйственными связями называются договорные отношении между организациями одной системы (например, потребительской кооперации).
Функции хозяйственных связей Организации хозяйственных связей предполагает выполнение следующих коммерческих функций: • воздействие торговли на выпуск промышленными пред- приятиями необходимых рынку товаров через ее участие в формировании планов производства; • работа по заключению хозийственных договоров; • обеспечение выполнении договорных обязательств и имущественнаяответственность за их несоблюдение; • организации оптовых закупок и продажи; • рекламно-информационная работа; • установление оптимальных финансовых отношений между партерами по хозяйственным связям; • правовое регулирование хозяйственных взаимоотношений и т.п. Эти функции и их значимость меняются но мере развития рыночных отношений и повышения самостоятельности и ответственности сторон, вступающих в хозяйственные связи. Организационно-правовые основы хозяйственных связей Роль административных плановых актов снижается и уступает место отношениям! базирующимся на равенстве участников и свободе их волеизъявления, через которые каждый из них может реализовать свои экономические интересы. Расширяется возможность самостоятельно регулировать взаимоотношения между субъектами рынка на базе правовых норм, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Беларусь. Гражданский кодекс Республики Беларусь определяет порядок заключения, изменения, исполнения и прекращения действия различных договоров на территории Республики Беларусь. В нем определено право Совета Министров Республики Беларусь утверждать Положение о поставках товаров. Для отдельных видов товаров могут быть разработаны Особые условия поставок, которые утверждаются в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь. Используя предусмотренное Гражданским кодексом Республики Беларусь право, Кабинет Министров Республики Беларусь утвердил Положение о поставках товаров в Республике Беларусь. Действие этого документа распространяется на отношения по поставке товаров между юридическими и (или) физическими лицами, осуществляющими свою предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Республики Беларусь. Особенности поставки товаров для государственных нужд определяются Указом Президента Республики Беларусь «О государственных закупках» от 17 ноября 2008 г. Мё 618 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 21 апреля 2009 г. Nq 215) и другими нормативными актами, утвержденными в соответствии с ним. Указ Президента Республики Беларусь № 618 определяет порядок и условия закупок товаров (работ, услуг), осуществляемых за счет средств республиканского и местного бюджетов, а также государственных внебюджетных и инновационных фондов, внешних государственных займов, кредитов, льготируемых за счет средств бюджета. Указ устанавливает также порядок закупок товаров (работ, услуг), осуществляемых бюджетными организациями. При государственных закупках наряду с реализацией интересов заказчиков и поставщиков должен быть соблюден принцип выгодности в целом для государства. Организации, для которых государством не определяются решения по закупкам, имеют право самостоятельно выбирать правила, способы и процедуры закупок товаров в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, регулирующим вопросы совершения сделок, и в рамках полномочий, предо* ставляемых должностному лицу учредительными документами и трудовым договором (контрактом). При организации хозяйственных связей руководствуются также Положением о поставках товаров в Республике Беларусь, которое регламентирует общие, обязательные для всех субъектов хозяйствования требования. Эти требования касаются разделов и реквизитов договора, обязательных для всех партнеров по хозяйственным связям требований относительно количества. ассортимента товара, его качества, комплектности, маркировки, гарантийных сроков, порядка поставки, транспортных условий, цен и порядка расчетов, тары и упаковки, страхования, порядка извещения о нарушении условий договора и ответственности за это, сроков действия договора и порядка его изменения и расторжения. Однако следует отметить, что данное Положение предусматривает широкие возможности согласования сторонами взаимовыгодных условий, не противоречащих законодательству и нормам договорного права Республики Беларусь в заключаемых договорах поставки. Это существенно повышает их роль. Таким образом, основными нормативно-правовыми документами, регулирующими хозяйственные связи по поставкам товаров на территории Республики Беларусь, являются Гражданский кодекс Республики Беларусь, Указ Президента Республики Беларусь «О государственных закупках» от 17 ноября 2008 г. № 618 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 21 апреля 2009 г. № 215), Положение о поставках товаров в Республике Беларусь, договор (контракт), нормативные акты, касающиеся особенностей различных видов договоров. Вопросы, не урегулированные законодательством и нормативными актами, решаются сторонами самостоятельно в заключаемых ими договорах, которые являются юридическим Документом, определяющим хозяйственные отношения конкретных субъектов по поставкам товаров.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |