Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность, структура и порядок регулирования хозяйственных связей по поставкам товаров




ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ ПО ПОСТАВКАМ ТОВАРОВ

Вопросы для контроля

• Как вы понимаете понятия «товарные ресурсы» и «управление товарными ресурсами»?

• Каковы цели и задачи по управлению товарными ресурсами?

• Какие направления коммерческой работы формируют комплекс* ный подход к управлению товарными ресурсами?

• Каковы направления совершенствования управления товарны­ми ресурсами в торговле в соответствии с Программой развития ло­гистических систем до 2015 г.?

• Какая классификация товаров и ассортимента предусмотрена СТБ 1393—2003 «Торговля. Термины и определения»?

• Какие источники формирования товарных ресурсов торговой отрасли можно использовать?

• Как обосновывается потребность в товарных ресурсах для обес­печения объемов продаж?

• В какой последовательности рекомендуется формировать ассор­тимент товаров оптовых организаций?

• Что представляет собой коммерческая работа по управлению то­варными запасами на складах оптовых организаций?

• Каковы особенности управления товарными запасами в опто­вых организациях потребительской кооперации?

• Каковы последствия просчетов при управлении товарными запасами и как они влияют на конечные результаты работы оптовых организаций?

 

Социально-экономическая сущность и характеристика оптового рынка

Оптовый рынок представляет собой рынок организаций, приобретающих товары для их последующей перепродажи с целью получения прибыли. Оптовый рынок достаточно емкий и характеризуется небольшим по сравнению с розничным рын­ком числом действующих на нем субъектов.

Основными субъектами оптового рынка являются изготови­тели товаров, оптовые посредники и организации розничной торговли. Как правило, они закупают товар крупными партия­ми. Такая торговля называется оптовой. Она связывает практи­чески все отрасли экономики, материальное производство и то­варное обращение, включает все стадии продвижения товара от изготовителей до розничной торговой сети.

Оптовая торговля на товарном рынке является составной частью сферы обращения. Через нее осуществляется управле­ние накоплением и перемещением товаров в пространстве и во времени, проходят практически все товарные ресурсы. Она является важным рычагом маневрирования товарными ресур­сами как в пределах регионов, так и на отдельных товарных рынках. Через оптовую торговлю осуществляется воздействие потребителя на производителя в направлении сбалансирова­ния спроса и предложения, обеспечивается возможность по­требителям приобретать товары в пределах своих финансо­вых средств и в соответствии с потребностями. В свою оче­редь, изготовитель ищет рынок сбыта своей продукции, под­бирает покупателя с учетом своих возможностей и на выгод­ных для него условиях.

Основными коммерческими задачами оптовой торговли яв­ляются:

• комплексное изучение оптового и розничного рынков;

• распределение товарных ресурсов по регионам в соответ­ствии со спросом, перемещение товаров из пунктов производ­ства в пункты потребления;

• накопление и хранение товарных запасов в объемах, необ­ходимых для бесперебойного обеспечения товарами в широ­ком ассортименте посреднических, розничных организаций, конечных потребителей;

• организация завоза и вывоза товаров с учетом обоснован- ных потребностей;

• ритмичное товароснабжение;

• обеспечение надежности и стабильности хозяйственных связей на основе приоритета потребителя;

• управление взаимоотношениями субъектов оптового рын­ка с помощью экономических рычагов, снижение совокупных затрат, связанных с продвижением товаров от изготовителей до потребителей;

• оказание услуг партнерам по хозяйственным связям.

Коммерческая работа на оптовом рынке складывается из

операций по оптовым закупкам и оптовой продаже товаров. Оп­товые закупки осуществляют оптовые организации у изготови­телей товаров и друг у друга, через различные оптовые базы, торгово-закупочные кооперативы, унитарные и частные пред­приятия, у оптовых посредников (дистрибьюторов, брокеров, торговых агентов, дилеров), а также через организаторов опто­вого оборота (оптовые ярмарки, аукционы, биржи, оптовые и мелкооптовые рынки, магазины-склады и т.п.).Субъекты опто­вой торговли осуществляют оптовые закупки товаров для по­следующей их перепродажи, а розничные организации — для продажи конечным покупателям, использующим товары для личного потребления. Из этого следует, что все они одновре­менно осуществляют как оптовые закупки, так и оптовую про­дажу. В отличие от них розничные организации выступают в роли оптовых покупателей для обеспечения своей розничной торговой сети товарами с целью продажи их конечному поку­пателю, использующему эти товары для личного потребления. Именно здесь товар переходит из сферы обращения в сферу потребления, происходит смена формы стоимости (товар- деньги). Оптовую продажу они осуществляют только в порядке мелкого опта больницам, детским садам и т.п.

Понятие «хозяйственные связи»

В процессе продвижения товаров на рынок торговля выпол­няет связующие функции между производством и потребителями. Возникающие между ними взаимоотношения называются хозяйственными связями.

Хозяйственные связи включают экономические, организа­ционные, коммерческие, правовые, административные и дру­гие отношения, складывающиеся между покупателями и про­давцами в процессе поставок товаров.

Система хозяйственных связей формируется на основе сво­бодно совершаемых актов купли-продажи по инициативе сто­рон и путем распределения отдельных видов товаров, а также для государственных нужд.

Хозяйственные связи на поставку товаров различают по структуре и составу участников, срокам действия, ведомствен­ному признаку.

Структура хозяйственных связей может быть простой и сложной. Простые хозяйственные связи заключаются непос­редственно между предприятием — изготовителем товаров и розничными торговыми организациями. Они устанавливают­ся при закупке многих продовольственных товаров, особенно скоропортящихся, а также непродовольственных, имеющих несложный ассортимент и крупногабаритных. Такие связи на­зываются прямыми. Преимущества прямых хозяйственных связей могут быть достигнуты за счет устранения лишних звеньев, исключения перевалки товаров, ускорения товаро- оборачиваемости, повышения эффективности воздействия на изготовителя по вопросам обновления ассортимента, повы­шения качества товаров, сокращения времени на согласова­ние условий поставки.

Сложные хозяйственные связи предполагают участие в них различного числа посредников. Такая структура хозяйствен­ных связей менее эффективна, снижает оперативность управ­ления процессом доведения товаров до потребителя, уменьша­ет эффективность воздействия на изготовителя по выпуску нужного ассортимента. Она целесообразна при поставках това­ров в количестве меньше минимальных норм отгрузки, когда требуется накопление, подсортировка, преобразование ассор­тимента у посредника.

По срокам действия заключенных договоров различают ра­зовые, краткосрочные, среднесрочные и длительные хозяй­ственные связи. Если потребность в товарах систематическая, предпочтение следует отдавать прямым длительным хозяй­ственным связям, они гарантируют большую стабильность.

Организации длительных мримых хозяйственных связей позволяет освободить стороны от ежегодного составлении до­говора поставки, гак как договор оформлиетси на несколько лет или может быть пролонгирован, оперативно корректиро­вать ассортимент и сроки поставки, сокращать сроки представ­ления спецификаций и т.д.

Но ведомственной принадлежности участников различают межсистемные и внутрисистемные хозяйственные связи.

При межсистемных договорных связях взаимоотношения по поставкам устанавливаются между организациями различ­ных систем, министерств, ведомств. Внутрисистемными хозяй­ственными связями называются договорные отношении между организациями одной системы (например, потребительской кооперации).

Функции хозяйственных связей

Организации хозяйственных связей предполагает выполне­ние следующих коммерческих функций:

• воздействие торговли на выпуск промышленными пред- приятиями необходимых рынку товаров через ее участие в фор­мировании планов производства;

• работа по заключению хозийственных договоров;

• обеспечение выполнении договорных обязательств и иму­щественнаяответственность за их несоблюдение;

• организации оптовых закупок и продажи;

• рекламно-информационная работа;

• установление оптимальных финансовых отношений меж­ду партерами по хозяйственным связям;

• правовое регулирование хозяйственных взаимоотноше­ний и т.п.

Эти функции и их значимость меняются но мере развития рыночных отношений и повышения самостоятельности и от­ветственности сторон, вступающих в хозяйственные связи.

Организационно-правовые основы хозяйственных связей

Роль административных плановых актов снижается и усту­пает место отношениям! базирующимся на равенстве участни­ков и свободе их волеизъявления, через которые каждый из них может реализовать свои экономические интересы.

Расширяется возможность самостоятельно регулировать взаимоотношения между субъектами рынка на базе правовых норм, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Беларусь.

Гражданский кодекс Республики Беларусь определяет поря­док заключения, изменения, исполнения и прекращения дей­ствия различных договоров на территории Республики Бела­русь. В нем определено право Совета Министров Республики Беларусь утверждать Положение о поставках товаров. Для от­дельных видов товаров могут быть разработаны Особые усло­вия поставок, которые утверждаются в порядке, устанавливае­мом Советом Министров Республики Беларусь.

Используя предусмотренное Гражданским кодексом Рес­публики Беларусь право, Кабинет Министров Республики Бе­ларусь утвердил Положение о поставках товаров в Республике Беларусь.

Действие этого документа распространяется на отношения по поставке товаров между юридическими и (или) физически­ми лицами, осуществляющими свою предпринимательскую де­ятельность без образования юридического лица на территории Республики Беларусь.

Особенности поставки товаров для государственных нужд определяются Указом Президента Республики Беларусь «О го­сударственных закупках» от 17 ноября 2008 г. Мё 618 (в редак­ции Указа Президента Республики Беларусь от 21 апреля 2009 г. Nq 215) и другими нормативными актами, утвержденны­ми в соответствии с ним.

Указ Президента Республики Беларусь № 618 определяет порядок и условия закупок товаров (работ, услуг), осуществля­емых за счет средств республиканского и местного бюджетов, а также государственных внебюджетных и инновационных фондов, внешних государственных займов, кредитов, льготиру­емых за счет средств бюджета. Указ устанавливает также поря­док закупок товаров (работ, услуг), осуществляемых бюджет­ными организациями.

При государственных закупках наряду с реализацией инте­ресов заказчиков и поставщиков должен быть соблюден прин­цип выгодности в целом для государства.

Организации, для которых государством не определяются решения по закупкам, имеют право самостоятельно выбирать правила, способы и процедуры закупок товаров в соответствии

с Гражданским кодексом Республики Беларусь, регулирующим вопросы совершения сделок, и в рамках полномочий, предо* ставляемых должностному лицу учредительными документами и трудовым договором (контрактом).

При организации хозяйственных связей руководствуются также Положением о поставках товаров в Республике Беларусь, которое регламентирует общие, обязательные для всех субъек­тов хозяйствования требования. Эти требования касаются раз­делов и реквизитов договора, обязательных для всех партнеров по хозяйственным связям требований относительно количест­ва. ассортимента товара, его качества, комплектности, марки­ровки, гарантийных сроков, порядка поставки, транспортных условий, цен и порядка расчетов, тары и упаковки, страхова­ния, порядка извещения о нарушении условий договора и от­ветственности за это, сроков действия договора и порядка его изменения и расторжения.

Однако следует отметить, что данное Положение преду­сматривает широкие возможности согласования сторонами вза­имовыгодных условий, не противоречащих законодательству и нормам договорного права Республики Беларусь в заключаемых договорах поставки. Это существенно повышает их роль.

Таким образом, основными нормативно-правовыми доку­ментами, регулирующими хозяйственные связи по поставкам товаров на территории Республики Беларусь, являются Граж­данский кодекс Республики Беларусь, Указ Президента Рес­публики Беларусь «О государственных закупках» от 17 ноября 2008 г. № 618 (в редакции Указа Президента Республики Бела­русь от 21 апреля 2009 г. № 215), Положение о поставках това­ров в Республике Беларусь, договор (контракт), нормативные акты, касающиеся особенностей различных видов договоров.

Вопросы, не урегулированные законодательством и норма­тивными актами, решаются сторонами самостоятельно в за­ключаемых ими договорах, которые являются юридическим Документом, определяющим хозяйственные отношения конк­ретных субъектов по поставкам товаров.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.