Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные характеристики педагогического процесса




Рассматривая результаты педагогического процесса, нельзя не подчеркнуть, что они никогда не являются окончательными, они всегда этапны, промежуточны, изменчивы. Связано это с протяженностью, длительностью, незавершенностью процесса преобразований, изменений человека.

Наиболее сложными для фиксации (диагностирования) являются преобразования внутреннего мира человека, связанные с осмыслением себя, своих особенностей, личностных перспектив, формированием и осознанием жизненных планов. Чаще всего такие проявления подмечаются в диалогическом общении, индивидуальных беседах, проблемных и острых ситуациях. Умение педагога заметить у ребенка проявления изменений внутреннего мира можно рассматривать как его высокую профессиональную компетентность

Результаты преобразований в субъекте можно отнести к революционным и эволюционным. Революционные – мощные, сильные, прорывные, внезапные. Эволюционные – постепенные, неспешные, длительные преобразования. Характер происходящих преобразований зависит от множества различных факторов: особенностей темперамента, возраста, степени развитости, воспитанности, образованности субъекта. ситуации в семье, достижений в учебе. Важно подчеркнуть: учитель должен научиться замечать происходящие изменения, чувствовать их характер, возможные (позитивные и негативные последствия) для ребенка. Более того, необходимо видеть как явные, яркие, заметные изменения, так и оттеночные, проявляющиеся чуть-чуть, едва-едва (стал более эмоционален, проявляет некоторый интерес, лучше воспринимает себя и пр.). Эти изменения очень нужно поддерживать и это требует высокой деликатности и тактичности педагога.

ЗАДАНИЕ

Результаты педагогического процесса могут оказаться как позитивными, так и иными: ученики не всегда ведут себя идеально, их знания далеки от желаемых.

Обоснуйте, почему, на Ваш взгляд, реальные результаты не всегда совпадают с ожидаемыми?

Обратите внимание на то, что Вы утверждаете; какие доводы поддерживают Ваше утверждение; какие факты поддерживают Ваши доводы; какие возражения Вы признаете и как отвечаете на них.

Представленные компоненты структуры педагогического процесса определенным образом соотносятся между собой: содержание соответствует цели, технологии отвечают цели и содержанию, результаты соотносимы с целью и завися от выбранного содержания и использованных технологий. Структура педагогического процесса - понятие статическое, отражает его мгновенное сиюминутное состояние.

Динамика педагогического процесса обусловливает последовательное решение педагогических задач, которые возникают в реальном процессе взаимодействия педагога и воспитанника, учителя и ученика. Динамику педагогического процесса раскрывают его этапы, которые раскрывают взаимодействие учителя и учащихся, воспитателя и воспитанника, направленного на достижение поставленной цели.

Следует подчеркнуть, что реализация любого педагогического процесса начинается с его предварительного проектирования, которое заключается в формулировании цели взаимодействия, определении содержания взаимодействия, ожидаемых результатов и путей (технологий) их достижения.

Последовательность этапов реализации педагогического процесса можно в обобщенном виде представить следующим образом: 1 – мотивационно - целевой (смыслообразующий) этап - характеризуется постановкой цели совместной деятельности, поиском внешних стимулов, побуждающих учащихся к достижению цели, осмыслением поставленной цели как значимой для ученика «здесь и сейчас»; 2 - предъявление заданий (действий), необходимых для достижения поставленной цели; 3 этап – это этап выполнения определенных заданий, создания запланированных ситуаций; следующий 4 этап предполагает осуществление участниками педагогического процесса различных видов деятельности, преодоление возможных затруднений, развитие способов понимания и коммуникации как способов взаимодействия и познания; 5 этап заключается в обсуждении участниками педагогического процесса критериев оценивания, в выборе определенной системы оценивания достигнутых результатов, в стимулировании развития рефлексивных и оценочных умений. В процессе реализации всех этапов педагогического процесса проводится коррекция разработанного ранее проекта педагогического процесса с целью преодоления возникающих затруднений, поддержки положительной мотивации, адекватного учета новых обстоятельств.

Подчеркнем, что реальный педагогический процесс – это диалектический процесс, на каждом этапе возможно возникновение ситуаций, отличающихся от запланированных на этапе проектирования, которые требуют нового решения. А.С.Макаренко писал: «В зависимости от обстоятельств, времени, особенностей личности и коллектива, от таланта и подготовки выполнителей, от ближайшей цели, от только что исчерпанной конъюнктуры диапазон применения того или иного средства может увеличиваться до степени полной общности или уменьшения до положения полного отрицания» [36]. В этом проявляется творческий характер педагогического процесса.

ЗАДАНИЕ

Прочтите ещё раз фрагмент первого раздела о педагогической задаче.

Опираясь на собственный опыт ученичества, приведите примеры положительного и неудачного решения учителем незапланированных (неожиданных) задач. Менялись ли в этих случаях последовательность этапов? Что менялось в содержании этапов педагогического процесса?

Аргументируйте свои ответы.

Обратите внимание на то, что Вы утверждаете; какие доводы поддерживают Ваше утверждение; какие факты поддерживают Ваши доводы; какие возражения Вы признаете и как отвечаете на них.

Целенаправленность является ведущей характеристикой процесса. Повторим, что в целенаправленности педагогического процесса одновременно проявляются его социальные и гуманитарные свойства, единство которых отражает специфику педагогической целенаправленности. Социальные проявления педагогического процесса позволяют рассматривать целенаправленность в широком плане. Направленность процесса на содействие образованию и развитию субъектов понимается как отражение потребностей общества в культурном, образованном, активном и здоровом человеке, способном к эффективному построению своей личной жизни и профессиональной карьеры.

Гуманитарное содействие связано, прежде всего, с деятельностью педагога, его взаимодействием с обучаемым. Содействие образованию человека как гуманитарная цель состоит в раскрытии и развитии природных, сущностных сил обучаемого, которые и будут служить основой продвижения человека на образовательном и жизненном пути.

Педагогическое содействие образованию человека проявляется в создании условий, возможностей, способов для раскрытия и развития потенциала человека. Однако в педагогическом процессе предполагается не только это, но и стимулирование человека к использованию этих потенций, а также их усилению, развитию и преобразованию.

Связь с реальной жизнью, взаимообусловленность педагогического процесса средовыми влияниями обусловливает такую его характеристику как открытость. Среда существует в многообразии особенностей, проявлений, ресурсов и рассматривается как совокупность условий и возможностей, внешних по отношению к человеку (его окружение, пространство жизнедеятельности). В самом широком понимании она предстает как макросреда. Макросреду можно рассматривать на уровне государства, общества, культуры. В более локальном понимании проявляется мезосреда (среда региона, города, района). Микросреда – это та среда, которая окружает человека каждодневно и непосредственно (семейная, школьная, классная, групповая). Это та реальность, с которой ребенок находится в непосредственном контакте.

Ури Бронфенбреннер обращает внимание на то, что максимальное влияние на ребенка оказывает первый уровень окружения, так называемая микросистема (в терминологии Бронфенбреннера), включающая «комплекс отношений между развивающимся человеком и непосредственной средой, включающей самого этого человека» [37].

По мнению У. Бронфенбреннера, среда содержит два основных измерения: это виды деятельности, в которые вовлечен человек, и характеристики наставников (учителей), которых он выбирает для себя в течение всей жизни. На разных стадиях развития человек, естественно, выбирает и меняет свою среду, причем в течение жизни роль собственной активности в формировании среды постоянно увеличивается. Таким образом, согласно этой экологической модели, развитие человека — это динамический процесс, идущий в двух направлениях. Растущий человек постоянно испытывает воздействие со стороны различных элементов окружающей его среды и в то же время сам активно реструктурирует свою многоуровневую жизненную среду.

Результаты современных педагогических исследований позволили конкретизировать вывод У. Бронфенбренера о влиянии макрофакторов на растущую личность человека. К таким социокультурным макрофакторам относятся: динамичное изменение жизни, множественность культур, появление новых технологий и средств связи. Эти факторы влияют порождают новую педагогическую реальность, обладающую как позитивным потенциалом для развивающейся личности школьника, так и рисками. Положительный потенциал способствует реализации инновационных идей модернизации школы в соответствии с требованиями времени.

Риски, вызванные макрофакторами (фрагментарности образования, усвоения устаревающих знаний, избыточной информации, аномии ценностей, формировании негативной идентичности школьника, отвержения всяких правил, появления безобразного в поведении) не вступают в силу, если реализуются педагогические стратегии, направленные на развитие личностного ресурса школьника - открытости познанию и новому опыту, опыту субъективного переживания осмысленности собственной жизни, возможность самоопределения и самореализации в настоящем времени, понимание себя, мира, других людей; ориентацией на сопереживание, событийность, эмоциональность и ценностно-смысловую насыщенность школьной жизни; увеличение возможностей выбора возрастание степеней свободы школьника за счет освоения школьником информационного, коммуникативного, технологического ресурсов образовательной среды.

ЗАДАНИЕ

Среда, в которой осуществляется педагогический процесс, может быть представлена разными характеристиками: комфортная - не комфортная; благоприятная – не благоприятная; духовная – бездушная; теплая - холодная; располагающая – не располагающая; интеллектуально насыщенная – интеллектуально бедная; высоко конкурентная – низко конкурентная; мобилизующая – расслабляющая.

Обсудите ответы на вопросы, которые Вы считаете наиболее интересными:

· Как вы понимаете описанные свойства среды?

· Что такое комфортная и некомфортная среда?

· Что такое конкурентная и неконкурентная среда?

Какие из выделенных свойств среды, на ваш взгляд, наиболее существенны для педагогического процесса?

Приведите конкретные примеры воздействия на ребенка среды разного уровня в современной российской действительности. Какие меры по педагогизации (улучшению условий, воздействия) среды может предпринять педагог на каждом из этих уровней?

При выполнении задания обратитесь к книге Ясвина В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию: М.2001.

Системность и целостность - взаимозависимые и взаимообусловленные характеристики педагогического процесса. Педагогический процесс существует как целостная динамическая система взаимодействующих субъектов, при этом целостность обеспечивает устойчивость ее функционирования, а системность – направленность и потенциальную вариативность изменений субъектов.

Целостность педагогического процесса – понятие, означающее обобщенность процесса, представленность в нем одновременно воспитания и обучения в их взаимосвязанности. Образно определил целостность педагогического процесса известный афоризм А.С.Макаренко принадлежит известный афоризм, который позволяет интуитивно понять суть целостности педагогического процесса: человек формируется в целом, а не по частям. В.А.Сластенин подчеркивал «.. целостная, гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе». [38]

В содержательном плане целостность обеспечивается отражением в цели и содержании опыта, накопленного человечеством; в организационном – единством компонентов процесса: субъектов и их деятельности, цели, содержания, технологий и результатов. Соотнесенность этих компонентов, их взаимообусловленность является основой устойчивого функционирования процесса.

Понятие целостности используется в большей мере как статическая характеристика процесса, существующая во множестве (совокупности) компонентов, каждый из которых как автономен, так и связан с другими. Именно с этих позиций рассматривались структурные особенности педагогического процесса. Однако любой из компонентов педагогического процесса, находясь во взаимосвязи с другими, постоянно меняется, преобразуется. Поэтому в действительности целостность процесса проявляется в динамике, как система взаимодействующих и изменяющихся компонентов. Таким образом, системность проявляется как динамическая характеристика процесса, отражающая постоянное изменение взаимодействующих субъектов как возможность развития процесса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2193; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.