Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Во-вторых, вера в ребенка. Необходимо, чтобы к каждому воспитаннику педагог подходил с оптимистической гипотезой. Опора на положительное в личности, ориентация на доверие во всем




Принципы педагогического процесса рассматриваются как объективные основания для его построения, наличие которых способствует осуществлению взаимодействия субъектов. К основным принципам построения педагогического процесса относятся следующие.

В принципе социосообразности отражено социальное начало педагогического процесса, его общественная значимость. В соответствии с этим принципом, при формировании педагогического процесса учитывается актуальная социальная ситуация, которая определяет и конкретные цели, и содержание процесса. Социосообразность обеспечивает соответствие процесса потребностям социума в формировании человека с определенными качествами и проявлениями, которые адекватны реалиям времени, состоянию и ориентирам движения общества.

Принцип культуросообразности – имеет столь же универсальный и широкий смысл, как и принцип социосообразности. Взаимодействие субъектов, как основа осуществления педагогического процесса, строится при учете особенностей той культуры, которая является его истоком. Пространство и содержание взаимодействия пронизаны, в соответствии с этим принципом, теми ценностями, ориентирами, идеалами, традициями, формами проявления человеческой сущности, которые свойственны данной культуре. Реалии времени, процессы глобализации, определяющие жизнь человечества, позволяют дополнить устоявшееся понимание принципа культуросообразности, усилив ориентацию педагогического процесса на диалог разных культур, раскрытие их многообразия.

Вполне очевидна необходимость учета в педагогическом процессе особенностей растущего человека. Отсюда значимость принципов природосообразности (возрастосообразности). Этот принцип порой раскрываются как принцип учета индивидуальных и половозрастных особенностей детей на каждом этапе возрастного развития. Каждый ребенок – это свой мир. У него есть самочувствие, настроение, интересы, таланты, друзья и недруги, любимая и нелюбимая одежда, еда и т.д. Психологический, физиологический и «паспортный» возраст – различные у разных детей. Нет воспитания, обучения «вообще», есть воспитание, обучение конкретного человека.

Одним из важнейших принципов педагогического процесса является и принцип гуманизации. Данный принцип обусловливает построение педагогического взаимодействия, прежде всего, как источник раскрытия, а потом уже и преобразования свойств и проявлений субъекта. А.С. Макаренко формулировал этот принцип как принцип единства требования и уважения к личности воспитанника. Это значит, что в педагогическом процессе сам акт требования есть одновременно и акт уважения. Мера уважения и требовательности должна быть адекватной: насколько уважаю, настолько и требую.

С перечисленными принципами тесно связан и принцип активности ребенка в педагогическом процессе. Если мы хотим кого-то воспитать, обучить мы должны предоставить ему возможность ощущать себя субъектом деятельности. Только субъект деятельности может стать субъектом собственного воспитания, учения, образования. Только так осуществляется важнейшая закономерность последовательного развития взаимодействия как переходе от воздействия, влияния взрослого, к его взаимодействию с ребенком, (учеником, воспитанником), и от взаимодействия педагога и воспитанника, учителя и ученика к самостоятельной деятельности воспитанника (самовоспитанию), ученика (самообразованию).

Отметим ещё один принцип педагогического процесса, который представляется чрезвычайно значимым, хотя он редко упоминается в учебниках педагогики – это принцип педагогического оптимизма. У этого принципа несколько проявлений.

Во-первых, вера в добро. Оптимизм, как жизнелюбие, отношение к жизни со знаком «+» должно характеризовать атмосферу педагогического процесса, которую можно определить девизом А.С.Макаренко: «Не пищать!», верить в лучшее. Унылый, пессимистичный педагогический процесс не может достигнуть поставленных целей, не может создать значимые воспитанника, ученика события.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 886; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.