Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идеология правого радикализма и экстремизма 1 страница




Консерватизм, его содержание и исторические формы проявления

 

Среди наиболее влиятельных идейно-политических течений современности одно из основных мест, вне всякого сомнения, занимает консерватизм. На протяжении последних двухсот лет он был не только теоретическим, идеологическим, но и практически- политическим оппонентом как набиравшего силу либерализма, так и правого и левого радикализма. Историческая значимость консерватизма обусловлена не только тем, что одной из основных его задач всегда было сохранение наиболее ценного духовного и материального наследия народов от гибели в результате социального реформаторства, обеспечение стабильного функционирования общества и порядка в нем, поддержание на высоком уровне нравственности, общественной морали, но и тем, что многие актуальнейшие сейчас политические вопросы наиболее четко ставились и удачно решались именно консервативными мыслителями и политиками.

Консерватизм как общественное явление гораздо более сложен и многозначен, чем либерализм. Считается, что сам термин “консерватизм” был введен в обиход французским писателем и общественно-политическим деятелем Франсуа Рене де Шатобрианом, который осенью 1818 года начал издавать (совместно с де Бональдом и Ламенне) роялистскую газету “Консерватёр”. Но понятие “консерватизм” (франц. conservatisme, от лат. conservo - охранять, сохранять), обладает достаточно широким спектром значений. Среди них можно выделить несколько основныхподходов к определению этого явления.

Во-первых, как в отечественной, так и зарубежной литературе распространено расширительное, ситуационное понимание консерватизма (К.Манхейм называл его “естественным консерватизмом” или “традиционализмом”) как тенденции к сохранению привычных, старых образцов, способов жизни. Им обозначают всякую идеологию, которая защищает существующие или начинающие исчезать идеи, принципы, порядки. Р.Михельс определял консерватизм в данном отношении как тенденцию сохранения status quo, независимо от его конкретного содержания. С изменением условий, наличных общественно-политических структур изменяется и содержание консерватизма. Во-вторых, это автономистские определения консерватизма. В данном случае консерватизм представляется как автономная система идей, обладающих непреходящей ценностью и значением. При этом содержание консерватизма сводится к совокупности универсальных ценностей - уважение к традиции и авторитету, религиозность, патриотизм, справедливость, порядок, умеренность, добродетельность, практичность и т.д. Этот подход характерен прежде всего для самих консерваторов и консервативных идеологов. В-третьих, консерватизмом именуют конкретные идеологические продукты, системы, начавшие складываться в Европе после Великой французской революции в качестве критической, негативной реакции на нее и при всем различии обладающие рядом общих черт. По мнению американского ученого консервативной ориентации Р. Нисбета, “"современный консерватизм" - дитя реакции на французскую революцию и Просвещение, главным образом во Франции, которое предшествовало революции ”.

Несмотря на многообразие трактовок содержания понятия “консерватизм”, история современного понимания консерватизма как специфического идеологического феномена эпохи новой и новейшей истории начинается со времен Великой французской революцииХVIII века. Именно в это время термином “консерватизм” стала именоваться система, являвшаяся реакцией на нее и выражавшая взгляды прежде всего феодально-аристократических кругов (или аристократически- буржуазных - в английском варианте Э. Бёрка напр.). Обобщенную систему этих взглядов принято называть “классическим консерватизмом”. Со временем классический консерватизм эволюционировал, но ряд его принципов оказался устойчивым и дошел до наших дней.

В эволюции консерватизма можно выделить два этапа: 1) конец ХVIII - XIX вв., 2) с 30-х гг. XX в. по настоящее время. В течение первого периода господствующей была так называемая классическая разновидность консерватизма.

У истоков классического консерватизма стояли известные политические деятели и весьма одаренные мыслители. Первым, вне всякого сомнения, был английский парламентарий и публицист Эдмунд Бёрк, автор знаменитого трактата “Размышления о революции во Франции и заседаниях некоторых обществ в Лондоне, относящихся к этому событию”. Граф Жозеф де Местр, автор работ -“Рассуждения о Франции”, “О Папе”, и др. Французский политический деятель виконт Луи Габриель Амбуаз де Бональд, главное сочинение -“Теория политической и религиозной власти в гражданском обществе”. Французский писатель и общественно-политический деятель Франсуа Рене де Шатобриан, автор работ - “Опыт о революциях”, “О Реставрации и выборной монархии”, и др. Английский мыслитель-моралист и историк Томас Карлейль в своих произведениях “Герои, почитание героев и героическое в истории”, “Прошлое и настоящее”, “Этика жизни” и др. критиковал всю систему буржуазных духовных, социально-политических и экономических ценностей, идеализировал корпоративную структуру феодализма. Все эти деятели и заложили основания классической консервативной идеологии.

Суть и характерные черты классического консерватизма, основные принципы, сформулировали его основоположники, можно свести к следующим положениям.

1. Религиозность. Человек обретает смысл своего существования не в активной общественно-политической деятельности, а во внутреннем религиозном смирении. Э.Бёрк подчеркивал: “Атеисты не стали нашими пастырями;... мы верим в Бога;...Мы знаем, более того, мы чувствуем душой, что религия - основа гражданского общества, источник добра и утешения;...”[15].

2. Критика рационализма, своеобразный иррационализм. Признание ограниченности человеческого разума, неспособности человека полностью постичь мир, в котором мы живем, познать сущность мироздания. Настороженное, критическое отношение к просвещению и научно-техническому прогрессу. Человек - пешка в руках божественного провидения. В лучшем случае он участник исторических событий, но не творец истории. Поэтому существующим институтам следует отдать предпочтение перед любой теоретической схемой, какой бы совершенной она ни показалась с рациональной точки зрения.

3. Признание в качестве высшей ценности не индивида (как в либерализме), а социального целого, общества. Подчеркивая примат социального организма, общества над индивидом, некоторые консерваторы жестко ставят его на первое место, другие же стараются поставить индивида наравне с обществом, но в конечном счете общество все-таки выдвигается на первый план.

4. Скептическое отношение к буржуазному индивидуализму и либеральному пониманию свободы. Так, Карлейль писал: ”Свобода, как меня уверяют, есть нечто божественное. Свобода, если она делается “Свободой умереть с голода”, - не очень-то божественна!”[16].

5. Восприятие общества как сложной и в то же время очень хрупкой органической, живой системы. А если это органическая система, то каждый ее элемент занимает предначертанное ему место и система не может быть произвольно изменена по воле индивида. При этом общество - гармонично функционирующий организм, который возникает не в результате какого-то “договора”, а является от бога данным образованием. Консерваторам свойственен протест против унификации и космополитизации общества.

6. Ориентация на сохранение институтов и ценностей прошлого, на поддержание традиций - один из центральных принципов консерватизма. Традиция - это сплав мудрости и опыта многих поколений - в этом ее сила. Политические принципы следует приспосабливать к обычаям, национальным традициям. “Дух новшеств присущ характерам эгоистическим, - подчеркивал Бёрк,- с ограниченными взглядами....Уважая своих праотцов, вы научитесь уважать себя”.

7. Признание божественного происхождения верховной власти в государстве. Власть - не от людей, возникает не в результате общественного договора (как в либерализме) - а от бога. А если и был общественный договор, то с участием божественного провидения и учетом традиций. “Бог, который сотворил нас для совершенствования в добродетелях, своей волей создал и необходимое условие для этого - государство и пожелал связать его с высшим источником и архетипом всякого совершенства”. Государство выступает в качестве одной из высших ценностей, ибо это - освященный божественной силой союз разных поколений и сословий. В связи с этим Бёрк считал, что государство стоит над личностью и неподвластно ее воле.

8. Единство церкви и государства. “Мы рассматриваем церковь как нечто присущее, главное для государства...,- писал Бёрк. - Мы считаем ее фундаментом всего государственного устройства, с каждой частью которого она состоит в нерасторжимом союзе”. Некоторые консерваторы-католики выступали и с вполне реакционными идеями, призывали к восстановлению теократии. Так, Ж. де Местр в трактате “О Папе” отстаивал идею главенства римского первосвященника не только в делах духовных, но и во всем, что касается власти государей, над которыми он поставлен самим Богом как верховный правитель.

9. Политика подчинена морали. Помимо законодательства обществом управляют обычаи, привычки, эмоции, нравственные принципы и моральные ценности.

10. Критическое отношение к проблеме прав человека. Права человека, в конечном счете, подчинены его обязанностям. Полемизируя со сторонниками французской революции, Бёрк указывал, что “они закладывают мину, которая разом взорвет все древние образцы, все обычаи, хартии, парламентские акты. Эта мина - права человека”.

11. Критика демократии. Демократическое правление невозможно, поскольку народные массы иррациональны и обязаны подчиняться элите, которая должна управлять в соответствии со сложившимися в обществе традициями. Бёрк полагал, что демократия похожа на “отвратительную и мрачную олигархию” и очень редко и в очень специфических обстоятельствах она может быть желательна. Исходя из вышесказанного становится ясным отношение ранних консерваторов и к принципу народного суверенитета. Так, Бёрк считал, что “народный суверенитет - самая фальшивая, безнравственная и злонамеренная доктрина, которая когда-либо пропагандировалась народу ”. Отношение к конституции у консерваторов данного периода было неоднозначным. Если Бёрк признавал позитивное значение конституции в жизни общества и государства, а Карлейль относился к ней скептически, то де Местр считал, что “всякая писаная конституция есть не что иное, как лоскут бумаги. Такая конституция не имеет престижа и власти над людьми ”[17].

12. Консерваторы были сторонниками единых, сильных, централизованных (унитарных) государств с монархической формой правления: абсолютной монархии (или теократии- де Местр) или конституционной, ограниченной народным представительством (Бёрк, Шатобриан).

13. Негативное отношение к революции. “Совершить революцию, - писал Бёрк,- это значит разрушить прежнее государственное устройство страны; и никакие общие соображения не могут оправдать произведенное насилие ”. Ж. де Местр полагал, что революция “есть лишь великое и страшное поучение, с которым Провидение обратилось к человечеству. Оно двоякое; во-первых: злоупотребления рождают революции, сие сказано государям; и, во-вторых, для народов: но злоупотребления много лучше, чем революции ”. Но, отвергая революции, консерваторы не были противниками реформ. “Сохранять и одновременно реформировать - дело совсем иное”,-писал Бёрк. Мудрое, осторожное, медленное, постепенное реформирование не только возможно, но и необходимо во имя сохранения традиционных устоев общества.

14. Консерваторам присуще открытое, безоговорочное признание неравенства людей, они выступали за сословное деление общества. Социальное неравенство обусловлено прежде всего природным неравенством. “Полное равенство, -полагал Шатобриан, - предполагающее полное подчинение, возвращает к самому жестокому рабству; оно превращает человека во вьючное животное, выполняющее работу из-под палки и принужденное вечно ходить по кругу ”. Цветом общества являются аристократия, дворянство. Так, де Местр безапелляционно заявлял: “Но что есть нация? Это... монарх и аристократия”.

Таковы основные идеи и принципы классического консерватизма, сформировавшегося в конце ХVIII - первой половине ХIХ вв. Они сохранялись в развитии консерватизма вплоть до конца 20-х - начала 30-х гг. XX столетия. С 30-х годов можно говорить о наступлении нового этапа в развитии консерватизма.

Процессы, проходившие в ведущих странах мира в 30-40-е гг. не могли не сказаться и в идеологической сфере. На смену классическому либерализму пришел неолиберализм, на что консерватизм отреагировал соответствующим образом, а именно - появились новые формы консерватизма. При всем разнообразии национальных вариантов современного консерватизма в научной литературе обычно выделяется несколько основных: либертаризм, традиционализм, неоконсерватизм.

В 3О-е - 40-е годы зародилась такая новая форма консерватизма как либертаризм. Он представляет собой попытку вернуться к принципам раннего, классического либерализма XIX века в условиях, когда общество перешло от него к социально и государственно ориентированному неолиберализму. Либертаристы утверждали и утверждают, что в современном обществе происходит извращение принципов свободы, демократии, либерализма, а это открывает путь к диктатуре и порабощению личности.

Наиболее известными идеологами либертаризма являются: Фридрих А. Хайек (работы:“Дорога к рабству”, “Индивидуализм и экономический порядок”, “Пагубная самонадеянность”), Роберт Нозик (американский философ, работа: “Анархия, государство и утопия”и др.), Милтон Фридмен, критиковавший кейнсианство в экономической сфере.

К основным принципам либертаризма относятся:

1. Самоценность индивида, индивидуализм, приоритет индивида по отношению к обществу и коллективу.

2. Антиколлективизм. Приоритет коллективизма - это путь к рабству. Основное достижение европейской цивилизации - “... освобождение индивида от разного рода норм и установлений, сковывающих его повседневную деятельность”.[18] В качестве идеала провозглашается - “атомистическое” общество, противостоящее коллективу и государству. Общество - это простой механизм, состоящий из автономных индивидов.

3. Декларирование продуктивности индивидуализированной частной собственности. Самое страшное - обобществленная собственность. Индивидуализированная собственность - ядро любой цивилизации.

4. Сохранение свободного саморегулирующегося рынка. Государственное вмешательство в экономику с целью ограничения деятельности индивида недопустимо.

5. Критика “чрезмерной” политической и правовой активности государства. Своеобразный либеральный антиэтатизм.

6. Критика социальной политики государства, политики социальной помощи и гарантий. Государство "всеобщего благоденствия" является всего лишь вариантом социализма. “Главное отрицательное воздействие патерналистской политики заключается в развращающем влиянии на общество, -считает М.Фридмен. - Она ослабляет семью, подавляет побудительные мотивы к труду, к сбережениям, внедрению нового, препятствует накоплению капитала и ограничивает нашу свободу ”.

7. Политическая демократия способна выжить и эффективно функционировать только в условиях капиталистической экономики, основанной на принципах свободного рынка. Демократия и свободная конкуренция - неразделимы.

Анализ характерных особенностей и принципов либертаризма показывает, что он представляет собой весьма специфическую разновидность современного консерватизма. Это типичный вариант ситуационного вида консерватизма - как негативной реакции на неолиберализм с догматических позиций классического либерализма. В нем нет ничего из основных ценностей классического консерватизма.

Духовным же преемником классического консерватизма стала вторая основная разновидность современного консерватизма, развивавшаяся на протяжении почти всего ХХ столетия - традиционализм. По сути дела он представляет собой несколько модернизированный и интегрировавший в себя некоторые либеральные идеи классический консерватизм. На сегодняшний день это - в определенном смысле периферийное течение, не находящееся в центре идеологической борьбы; тем не менее интерес к его идеям возрождается и в свете новых геополитических тенденций будет неизбежно возрастать.

К основным представителям традиционализма можно отнести таких мыслителей как : К. Керк, П. Уорстхорн, С. Хантингтон, Р. Нисбет и др. В определенном отношении к традиционализму близки М. Хайдеггер, А.Дж. Тойнби, О. Шпенглер.

Главными чертами и принципами традиционализма являются:

1. Критика индивидуализма - “индивид глуп, а род мудр”. Общественный интерес главенствует над индивидуальным. “Социальная дисциплина... представляет собой значительно более плодотворную... тему для современного консерватизма, чем индивидуальная свобода,”- отмечает П.Уорстхорн.

2. Апелляция к абсолютизму естественного закона, не зависящего от воли людей. Изменения в обществе не должны производиться каким-либо искусственным образом, поскольку оно само производит их естественным путем.

3. Критическое отношение к либеральному рационализму, прогрессизму и европоцентризму (этим отличаются философско-исторические взгляды Тойнби, Шпенглера, Хантингтона и др.).

4. Критика индустриальной цивилизации, ибо она есть надругательство над естественным порядком вещей. Индустриальная цивилизация разрушила сдерживающие механизмы проявления отрицательных черт природы человека. Вернуться к прошлому невозможно, но надо как-то восстановить сдерживающие механизмы. Так, например, основная задача современного общества, сформулированная в философии Хайдеггера, - свернуть с ошибочного пути западной цивилизации и вернуться к забытым истокам мышления, к подлинному бытию. В своей юбилейной речи “Отрешенность” он призывает человечество вновь укорениться в почве, из которой его вырвало ставшее неуправляемым развитие технической цивилизации[19].

5. Традиционалистам присуще убеждение в том, что человеческое общество представляет собой своего рода “духовную корпорацию” (подобно церкви). Критика “массового общества” с его бездуховностью, культом потребительства, космополитизмом и т.д. Апелляция к вечным нравственным ценностям. Больший, чем у других течений современного консерватизма, упор на традиционные ценности: религию, мораль, семью, национальную культуру, патриотизм. Причем под традицией подразумеваются универсальные, трансцендентные ценности и принципы, которые пронизаны религиозным духом. Поэтому Тойнби считал, что основная задача “в области духовной - вернуть светские суперструктуры на религиозное основание”[20]. Человечеству надо очиститься от зла, восстановить традиции. Традиционалисты провозглашают тезис о единстве нравственности и политики.

6. Апология социального неравенства. Истинное равенство - только перед богом. Неравенство - проявление живительного разнообразия в жизни общества. Отрицание необходимости перераспределения богатства. Если люди не равны, то справедливость заключается не в равном, а в неравном распределении богатства. Традиционалисты, как правило, противники социально ответственного государства.

7. Апелляция к сильной государственной власти. Традиционалисты выступают за восстановление авторитета и престижа власти и правительства. Продолжая развивать традиционный постулат консерваторов о том, что власть - предпосылка всех свобод, они придают первостепенное значение закону и порядку, авторитету и дисциплине.

Таковы основные принципы традиционализма. Он представлен патерналистским крылом в английском торизме, голлизмом - во Франции, правыми консерваторами и частью представителей социал-консерватизма - в Германии и т.д.

Возникновение и развитие третьего, и на сегодняшний день ведущего направления современного консерватизма - неоконсерватизма - приходится на 70-е, 80-е и 90-е годы и связано с кризисными явлениями в жизни развитых капиталистических стран: массовыми молодежными движениями протеста в Западной Европе и США во второй половине 60-х - начале 70-х гг., ростом политического терроризма; экономическим кризисом 70-х гг., падением эффективности экономики, развивавшейся на основе кейнсианских идей и т.д. Неоконсерватизм - это реакция на дисфункции неолиберализма, социально ориентированного буржуазного государства.

К идеологам неоконсерватизма можно отнести таких деятелей как Г.К. Кальтенбруннер, Н.Подгорец, Н.Кристолл, Н.Глейзер, С.Липсет, Дж.Коулмен; а также перешедших с неолиберальных на неоконсервативные позиции Р.Арона, Д.Белла и др. Необходимо учитывать, что неоконсерватизм - это идеи и принципы, нашедшие отражение не столько в теоретических трактатах, сколько в программах политических партий, пришедших к власти в 70 - 80-е годы.

В отличие от классического консерватизма, либертаризма и традиционализма неоконсерватизм представляет собой более сложное, более эклектичное учение. Он интегрировал в себя не только традиционные идеи консерватизма, но и классического либерализма и либертаризма; не отбросил полностью и некоторые положения и достижения неолиберализма.

Что предлагают неоконсерваторы, каковы их идеологические установки? Основные черты и принципы неоконсерватизма сводятся к следующим моментам:

1. Прагматизм в единстве с традиционными ценностями, что во многом обусловило эклектизм идеологических и социально - философских конструкций неоконсерватизма. Приверженность традиционным нравственным нормам и ценностям (подобно традиционализму). Неоконсерваторы исповедуют идею о примате социокультурных ценностей, традиций, привычек над иными общественными связями и явлениями.

2. Попытка найти баланс между частными интересами людей и общественными целями, чтобы индивидуализм, сохраняя творческие потенции, не вырождался в эгоизм, в “поглощение самим собой”. Надо ввести индивидуализм в общественно допустимые рамки, нейтрализовать его негативные проявления.

3. Апологетика капитализма. Она осуществляется несмотря на критические замечания в адрес тех или иных сторон жизни буржуазного общества. Отстаивание принципа незыблемости частной собственности и свободы предпринимательства. Неоконсерваторы переносят акцент в сфере экономики на индивидуальную и групповую деятельность, возрождение предпринимательского индивидуализма. Индивидуализм не столько в нравственной сфере должен применяться, сколько в экономической. Каждый - сам кузнец своего счастья. Направленность государственной политики неоконсерваторов на поддержку частного предпринимательства выразилась во всемерном стимулировании мелкого бизнеса, распространении различного рода систем участия в прибылях, распылении акций, особенно в отраслях и компаниях, подвергшихся денационализации.

4. Неоконсерваторы выступают против чрезмерного вмешательства государства в экономическую сферу, за ограничение его регулирующей функции, за приватизацию государственной собственности. Чрезмерное вмешательство государства в экономику разрушает традиционный принцип опоры каждого на свои собственные силы.

5. Отстаивание тезиса о непреодолимом неравенстве людей. Люди не равны и это неравенство не должно особенно сглаживаться. Любые попытки реализации равенства чреваты опасностью тоталитаризма и возвращением к примитивным формам общественной организации. Г.К. Кальтенбруннер утверждает, что факт социального неравенства так же стар и неизменен, как и человеческий род. “В природе нет равенства, -заявляет он. -Это есть социальное понятие, ограниченное в определенных областях, или же идеологическая фикция ”. Из подобных установок вытекает и требование сокращения социальных программ государства. Не выступая против самой идеи социального государства, неоконсерваторы предлагают изменить его модель - помогать сильным, а не слабым и тем, кто действительно не может работать. Неоконсервативное сознание непримиримо к иждивенчеству. Отсюда - критическое отношение неоконсерваторов к либерально-реформистскому государству “всеобщего благоденствия”, которое представляется разновидностью машины, “распределительным центром”.

6. Так как в обществе не может быть равенства и оно иерархично, то власть в нем принадлежит элитам. “Массы, а не элиты становятся потенциальной угрозой для системы, и элиты, а не массы являются ее защитником”, - считает сторонник этих взглядов в Германии П.Барах. Под элитой теоретики неоконсерватизма понимают “квалифицированное меньшинство”, которое не всегда идентично с господствующим классом. Естественный путь образования элит - дифференциация общества. Чем больше оно дифференцировано, тем богаче своими функциональными связями и эффективнее. В условиях усложнения проблем, стоящих перед современным обществом, возрастает значение элит, поскольку повышается роль компетентности в управлении обществом.

7. Отношение к государству - двойственное. С одной стороны, неоконсерваторы являются сторонниками сильного государства - там, где надо власть употребить, не надо увлекаться компромиссами. Государство должно твердо применять силу для предотвращения социально-политического и экономического хаоса и анархии. Многие неоконсерваторы являются сторонниками авторитаризма. С другой стороны, в определенном отношении, неоконсерваторы являются носителями антиэтатистских настроений. Однако их антиэтатизм распространяется только на экономическую и социальную функции государства. По-новому неоконсерваторы предлагают рассмотреть вопрос о разделении властей. Классическая формула разделения властей, идущая от Локка и Монтескье, относилась к государственной власти. Новая формула должна выразить разделение власти между основными сферами жизни общества: государством, экономикой и средствами массовой информации. В политической области функции государства должны быть сужены в пользу сферы средств массовой информации.

8. Неоконсерваторы выдвинули требование дебюрократизации государственной власти и госаппарата. Это было и одним из мотивов критики “государства всеобщего благосостояния”, ибо для осуществления многочисленных социальных программ нужна была масса чиновников, раздувался бюрократический аппарат, который сам часто разворовывал эти социальные средства. Правительство М. Тэтчер более чем на четверть уменьшило число постоянных государственных служащих.

9. Проблема “сильного государства” связана с проблемой демократии и границ реализации демократических свобод. Не выступая прямо против демократии, неоконсерваторы ратуют против расширения границ демократии, которое привело бы к дестабилизации институтов буржуазного общества. Существующую на Западе демократию они называют “саморазрушающейся моделью” демократии, которая способна привести и тоталитаризму или охлократии. Демократия должна решиться на то, чтобы четко включить в свою концепцию принцип порядка. Необходимо изъять значительную часть политических решений из сферы демократических решений и принимать их властным порядком.

10. Патриотизм, а зачастую и национализм являются составными компонентами идеологии неоконсерватизма. В странах Западной Европы и США национализм подпитывается и тем, что значительная часть получателей государственной социальной помощи - иностранные рабочие, “неарийский элемент”.

11. Неоконсерватизм отнюдь не является антиреформизмом, более того, неоконсерваторы выступают инициаторами перемен. Они проявили изрядную степень гибкости и прагматизма, способности приспосабливаться к изменившимся условиям. Они четко уловили настроения широких масс населения, требующих принятия мер против застоя в экономике, безработицы, инфляции, расточительства государственных средств, негативных явлений в социальной жизни, роста преступности и т.д. Они предложили перемены в тот момент, когда большинство избирателей желали перемен.

Все эти общие черты и принципы неоконсерватизма в каждой стране, в зависимости от конкретных условий, приобретают свои особые акценты, национальные приоритеты и специфические особенности. Определяющими же принципами неоконсерватизма вне зависимости от специфических национальных условий, по мнению Г.К. Кальтенбруннера, являются: преемственность, стабильность, порядок, государственный авторитет, свобода, пессимизм.

С конца 70-х годов неоконсерватизм приобретает довольно широкую популярность. Идеи и принципы, выдвигавшиеся консервативными силами, оказались созвучными настроениям широких слоев населения. Более того, те либерально-демократические, социал-демократические и социалистические партии, которые одержали победу на выборах в этот период в развитых индустриальных странах, вынуждены были включить в свои программы ряд важнейших положений консервативной доктрины, касающихся основ организации и функционирования экономической и социально-политической систем.

Таким образом, консерватизм представляет собой сложное и достаточно противоречивое явление, ибо его конкретное содержание определяется прежде всего характером его оппонента, противника. А эволюция консерватизма в XX в., возникновение его новых модификаций привели к тому, что в современной общественно-политической жизни западных индустриально развитых стран стал реальностью консервативно-либеральный консенсус. Консерватизм и либерализм интегрируют в свои концепции и программы некоторые принципы своих оппонентов.

Политический радикализм наряду с либерализмом и консерватизмом определяет политическое и социокультурное пространство практически всех современных государств, является одной из существенных традиций мировой цивилизации. Он постоянно воспроизводится на уровне политической элиты и широких социальных слоев, нередко оказывая мощное, а иногда и определяющее воздействие на умонастроения людей и формируя модели их поведения, формы политического участия, определяя типы политических режимов и политических процессов. Наибольшего влияния радикализм достигает в тех обществах, которые находятся в переходном и, в особенности, кризисном состоянии. Исторический опыт показывает, что выход из глубоких кризисов социально-политических систем осуществлялся как правило на путях радикальных преобразований. Причем различные течения радикализма предлагают разные, подчас противоположные пути выхода из глубокого общественно-политического кризиса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.