Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъекты политики и их интересы




Сущность политики, ее содержание, черты и функции

Политика как общественное явление

 

С давних времен политика была и остается важнейшим механизмом организации совместной жизни людей. Она является едва ли не самым таинственным и многоликим явлением, многие парадоксы и противоречия которого человек так и не смог «расколдовать» за тысячелетия своей истории. Еще древнегреческий мыслитель Аристотель говоря о существовании человека в политическом пространстве, утверждал, что «…политика коренится в природе человека как социального существа, способного полноценно жить лишь в коллективе, обществе и обреченного взаимодействовать с другими людьми. Человек по природе своей есть существо политическое…»[27]. В справедливости этой мысли приходится убеждаться и сегодня.

В современном мире практически каждый человек прямо или косвенно включен в сложные и противоречивые политические отношения, от которых во многом зависит распределение общественных ресурсов, изменение социального положения различных слоев общества. В этой связи наличие правильных и ясных теоретических представлений о политике, как об общественном явлении, представляет собой важнейшую предпосылку формирования политического сознания, повышения политической активности личности, социальных групп и образований.

 

Политика представляет собой многоплановое и многогранное социальное явление. Различные ее проявления образуют относительно самостоятельную сферу жизни общества, которую составляют разнопорядковые политические явления, события и процессы. Среди них такие как государство, политические партии, элита и лидерство, законотворчество, политические информация и дезинформация, политические слухи, мифы, иллюзии, акции поддержки и протеста, процессы принятия политических решений, выборов, отношения сотрудничества и конфронтации.

Сфера политики находится в постоянном взаимодействии с экономической, социальной, духовной областями общественной жизни. С одной стороны - она воздействует на них, с другой – они влияют на политику.

Так материалистическое понимание политики устанавливает ее зависимость от экономики. Политика выступает здесь концентрированным выражением экономики. Это означает, что реальные возможности политики определяются уровнем развития экономики, а в ее основе, в конечном счете, всегда лежат экономические интересы. Например, для государства первостепенной проблемой является проблема обеспечения экономической независимости от других государств, служащаей основой его суверенитета. Как известно, государство не может быть свободным политически, если оно несвободно экономически.

На политику существенное влияние оказывают также элементы социальной сферы общества – классы, профессиональные корпоративные группы, национально-этнический состав населения, его половозрастная структура, количество и качество населения в целом. Политика должна учитывать характер и направленность социальных процессов, степень социальной дифференциации, преобладающую направленность социальной мобильности, степень остроты социальных противоречий и т.д.

Многое в политике зависит от духовной культуры общества, его традиций, обычаев, менталитета, господствующей системы ценностей и стереотипов поведения. В процессе выработки политической стратегии и тактики, а также их реализации приходится учитывать такие факторы как уровень грамотности населения, его готовность к жертвенности, компромиссам, чувства патриотизма, особенности восприятия различных способов и методов политического руководства, толерантность, религиозность и др.

Политика тесно связана с нравственностью. На их взаимодействии существенным образом сказывается своеобразие выполнения ими функции регулирования общественных отношений. Содержание политики, применяемые ею средства определяются не только критериями целесообразности и эффективности, но и моралью. Степень влияния морали на политику во многом зависит от нравственного выбора тех, кто принимает политические решения и воплощает их в жизнь. Попытки господствующих политических сил отказаться от нравственных оценок политики или макиавеллистская трактовка нравственного, как отвечающего интересам государства и способствующего его укреплению, не исключают того, что политическая оппозиция и масса управляемых будут давать свои нравственные оценки, отличные от мнения верхов. Воздействие же политики на общественную мораль проявляется в распространении, навязывании, пропаганде нравственных стереотипов и их стандартизации.

Неразрывно взаимосвязаны политика и право, взаимодействие которых также во многом связано со спецификой выполнения регулятивной, управленческой функции. Отношения политики и права могут быть сведены к следующим основным положениям.

Во-первых, политика выступает творцом права в том смысле, что она посредством социальных и институциональных субъектов политики, а также через участников политического процесса вырабатывает основные требования к праву как к регулятору общественных отношений в целом и политических - в частности. Она определяет правовую идеологию и монопольно действует в лице государства в законодательном процессе. Последний, как известно, составляет ядро политического нормотворчества.

Во-вторых, политика, выполняя управленческую функцию, реализует нормы права и обеспечивает следование им всеми членами общества. Ведь без политической практики любая правовая норма просто оставалась бы благим пожеланием.

В-третьих, политика определяет формы и степень жесткости контроля выполнения правовых норм. В правовом государстве она исходит из принципов верховенства закона и взаимной ответственности государства и граждан. На переломных этапах развития государства в политических интересах могут негласно устанавливаться ограничения на применение тех или иных норм и санкций к их нарушителям. Иногда таким действиям даются псевдо объяснения со ссылкой на отсутствие юридической практики.

В-четвертых, политика может ставить под сомнение актуальность тех или иных правовых норм, а также изменять или отменять их. При этом в зависимости от состояния общества политика способна действовать как законным, так и незаконным путем, апеллируя к «революционной целесообразности» или «здравому смыслу».

В-пятых, право используется политикой в интересах легитимации власти. Оно реализует рационально-легальный тип легитимности, что является необходимым, хотя и недостаточным условием нормального функционирования политической системы общества.

Названные выше положения сформулированы с учетом субъектности политики и объектности права. Противоположный подход позволяет увидеть право в качестве основы формирования и осуществления политики. В таком случае право решает задачи определения границ политики и ее направленности, придания ей легитимного характера и контроля ее законности. Таковым право призвано быть и таковым является до тех пор, пока существует определенный баланс политических сил и их интересов.

Таким образом, прояснение методологии политического подхода к проблеме права позволяет выяснить его место и роль в системе политики, сделать зримой взаимосвязь процессов правотворчества и политического властвования, раскрыть ведущую роль силового фактора в иерархии политических и правовых ценностей и приоритетов. Оно позволяет выяснить несовпадения и противоречия в политическом и юридическом понимании права и самой политики, которые встречаются в теоретических построениях и практике, а также внутренние противоречия самого политико-правового взаимодействия.

Политика не может существовать в отрыве от власти, государства. Поэтому главным в политике выступает вопрос о государственной власти: кому она принадлежит, как используется, в чьих интересах применяется.

Являясь важнейшей разновидностью власти политической, государственная власть играет и основную, определяющую, системообразующую роль в политике, которая обусловлена особенностями государства как социального и политического института. Исходя из этого, политическим характером обладают фактически все явления общественной жизни, которые тем или иным образом связаны с государством, его деятельностью, имеют отношение к государству, государственной власти. Так, В.И. Ленин в работе «Государство и революция» определял политику как «участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства». Естественно, что и сама деятельность государства - это тоже политика. Ее объектами являются все сферы жизнедеятельности общества. Выделяются государственная политика в области международных отношений (внешняя политика), в сферах культуры, образования, экономической, социальной, военной, политика в области охраны правопорядка, борьбы с преступностью (внутренняя политика). Вместе с тем политика не может быть сведена только к деятельности государства или влиянию на него. Важную сторону политики составляет борьба за власть, ее удержание. Таким образом, политика - это сознательная деятельность, направленная на достижение, удержание и использование государственной власти [28].

Политическая власть является вожделенной целью многих претендентов. Поэтому ее достижение осуществляется через их противоборство, а само получение власти характеризуется как завоевание. Завоевание политической власти может происходить как мирным (ненасильственным), так и насильственным путем. Мирный путь предполагает действие в рамках закона и завоевание власти по результатам проведенного референдума или выборов.

Существует еще один мирный способ получения политической власти. Он касается той доли политической власти, которая присуща общественно-политическим объединениям и движениям. Здесь не всегда обязательно проводить выборы - достаточно организовать инициативную группу и заняться сплочением единомышленников, присваивая себе право руководить ими.

Насильственный путь может быть осуществлен такими способами, как, во-первых, политический переворот, когда у власти сменяются политические группировки, но система власти и направленность развития общества остаются прежними. Во-вторых, - революция, когда смена властвующей группировки влечет за собой изменение системы власти, т.е. государственного и политического строя, а также направленности социально-экономического развития страны. И, в-третьих, установление так называемого «марионеточного» режима, когда президент или правительство насаждаются силами, действующими извне.

Удержание политической власти - это деятельность сил, завоевавших политическую власть, направленная на недопущение отстранения их от власти, закрепление своего господствующего, доминирующего, приоритетного положения в общественно-политической системе. В интересах этого осуществляются меры по нейтрализации действий оппозиции, поддержанию легитимности, снятию напряжений в общественных отношениях, разобщению и провоцированию конфликтов в среде политических противников, обеспечению защиты страны от возможной интервенции, диверсионно-подрывной деятельности иностранных спецслужб.

Удержание политической власти предполагает ее использование весьма специфическим образом, когда власть как бы обращена не только вовне, но и сама на себя, свои структурные подразделения. При этом решаются задачи, государственной безопасности, охраны правопорядка, а также обеспечения эффективного функционирования органов власти, адекватности их деятельности главным системным показателям. Особое внимание уделяется приведению законодательной базы в соответствие с решаемыми задачам общественного развития, оптимизации взаимодействия общественных подсистем, различных ветвей власти, решению проблем подбора и расстановки кадров аппарата управления, предоставление им социальных гарантий, развитию корпоративного духа и т.п.

Кроме того, в интересах удержания и упрочения власти проводятся консолидация сторонников и привлечение на сторону власти или просто использование специалистов. Вместе с тем политическая практика знает примеры и противоположного плана, когда политические союзники становятся политическими противниками. В их основе лежат не только субъективные мотивации участников политических событий и случайные стечения обстоятельств, но и объективные факторы. Например, после завоевания власти не всегда удается «облагодетельствовать» властными полномочиями всех принимавших в этом процессе участие на стороне победителя. Во-первых, для этого нет практической возможности, так как должностей, облеченных реальной властью, всегда оказывается меньше, чем желающих обладать ими. Во-вторых, при отборе соратников по власти приходится руководствоваться практическими потребностями формирования властвующей олигархии, критериями пригодности, профессионализма, личной преданности и т.д., хотя и это в политике происходит не всегда. Подтверждение всему сказанному можно увидеть на примере истории нашей страны. Так, после прихода к власти в России в 1991 году либерально-демократических сил их коалиция распалась: у власти оказалось радикально-либеральное крыло движения, а «консервативное» эволюционировало в сторону оппозиции, что особенно наглядно проявилось в расстановке и противостоянии политических сил во время кризиса власти в сентябре - октябре 1993 года.

Использование политической власти происходит в двух формах, которые возникают на базе различия реальных возможностей добиваться проведения своей политической воли и, следовательно, разными трактовками сущности политики участниками политических процессов.

Первая связана с пониманием политики как всего лишь влияния на государственную власть. Оно определяется соответствующими политическим и

правовым статусами участников, не дающими гарантии реализации их интересов. В таком положении часто находится легальная оппозиция в парламентах, а также политические силы, оказавшиеся удаленными от государственной власти. Политика как влияние представляет собой воздействие на органы власти с целью принятия ими определенных решений (например, в отношении способов и сроков приватизации, сокращения срока давности по незаконным сделкам в этой области). Для этого применяются законодательные инициативы, лоббистская деятельность. Действенным способом влияния может быть проведение акций с целью обратить внимание органов власти на наличие какой-либо проблемы, разрешение которой невозможно без государственного вмешательства или участия (например, привлечение внимания к проблемам малочисленных народов Севера, детской беспризорности и т.д.). Здесь используются выступления в средствах массовой информации, обращения и открытые письма, распространение данных о состоянии общественного мнения.

Вторая форма использования политической власти основывается на понимании политики как властвования. При этом, как уже отмечалось, политика выступает здесь в своей управленческой форме. Ведь политическая власть составляет стержень политики, благодаря которому осуществляется управление, выполнение «команд» властно-политического центра по регулированию процессов в обществе и государстве. Здесь проведение политической воли гарантировано как политико-правовым статусом властвующих сил, так и мощью самого государства.

Политика как управление складывается из следующих видов деятельности: а) изучение и оценка общей и политической обстановки, расстановки политических сил, их интересов, возможных вариантов действий; б) политическое прогнозирование на основе знаний об основных закономерностях и тенденциях развития политического процесса и с учетом данных анализа политической обстановки; в) определение целей политики, задач, которые необходимо решать на пути к ним, а также определение адекватных средств; г) разработка вариантов политического решения и выбор наиболее оптимального из них, д) организация и мобилизация масс на выполнение принятых решений, е) политический контроль над ходом реализации и результатами политики.

В части принятия решения политика основывается на теоретико-познавательной деятельности и представляет собой науку и искусство принятия политических решений. В качестве науки и искусства политика предстает также и в области практической реализации принятых решений, где важное место занимают организационно-политичес­кие вопросы (расстановка руководящих кадров, мобилизация ресурсов, организация взаимодействия, контроля и т.п.).

В своем управленческом виде политика - это важнейшее средство достижения и поддержания общественно-политической стабильности, разрешения противоречий и преодоления кризисных явлений. Однако она может служить и достижению прямо противоположных результатов, которые либо сознательно планируются, либо выступают следствием ошибок и некомпетентности политиков.

В связи с этим следует подчеркнуть, что в политике огромную роль играет субъективный фактор. Он находит выражение в качествах людей, принимающих участие в политических действиях. Это и их способности правильно осознавать свои

собственные потребности, принимать адекватные сложившейся ситуации решения, отстаивать собственные предпочтения и позиции по принципиальным вопросам, и готовность идти на компромиссы, или применять насильственные формы противоборства. От субъективного фактора во многом, а иногда и в решающей степени, зависят обоснованность принимаемых политических решений, политическая практика и ее результаты. Особую роль при этом играют степень овладения научными основами политики и управления, наличие прошлого положительного опыта, способность объективно оценить весь комплекс существующих и возникающих проблем, принять оптимальное решение, ответственность и др. Фактически всегда на эффективность политики оказывает влияние и нравственное лицо политического лидера, будь то личность или организация.

Изменчивость в политике, борьба за власть, принимающая порой гротескные формы, цинизм, стремление возвыситься любой ценой, коварство делают политику похожей на театр с большой сценой. «Причем сцена может быть отделена от зрителей прозрачной, но непреодолимой для них стеной. Иногда играют спектакли, когда на сцену выбегает зритель или тот, кто казался зрителем. Иной из них может так понравиться массам, что быстро становится новым политическим игроком или актером. Но часто существует только видимость прямой доступности сцены для зрителя. Актерами становятся только те, кого поддерживают влиятельные силы, вся или часть элиты. В политике, как в игре, есть и другая особенность. Существуют кулисы, режиссеры. И не всегда просто ответить - кто же делает политику? Те, кто на сцене, или кто за кулисами? К тому же у актеров разные роли: привлекать зрителя и отвлекать его, брать на себя игру или фокусировать внимание зрителя на партнерах по сцене»[29]. Конечно, каждое сравнение в определенной степени условно. Поэтому было бы хорошо, если бы игроки в политику оставались только игроками и не определяли судьбы зрителей, многие из которых могут не дожить до антракта и, тем более, до конца спектакля.

Политика - двулична, многое в ней не афишируется, скрывается, камуфлируется. Большая роль в ней отводится и манипулированию сознанием и поведением граждан. Разработаны и успешно применяются специальные технологии, создающие иллюзию свободы политического выбора и обеспечивающие достижение скрытых целей политики. В качестве примера можно привести следующие приемы, используемые в технологиях политической борьбы: дезинформация, в том числе распускание слухов, в особенности об угрозе применения насилия, отставках, новых назначениях и т.п.; политические интриги и политические провокации; апеллирование к здравому смыслу в противовес апеллированию к закону, традиции; балансирование состояниями уверенности и неуверенности; формирование «управляемой» оппозиции; проведение в жизнь принципа «разделяй и властвуй», включая использование тактики мелких подачек большинству и спекуляции на групповых интересах; подмена целей политики на пути к ним; использование лозунга борьбы за порядок для подавления оппозиции; спекуляция на необходимости компромиссов для затягивания времени или для обоснования необходимости перехода к «оборонительной политической тактике» и т.п.

Многие технологии политического манипулирования основаны на использовании включения людей в ту или иную ситуацию и исключении возможности рационального анализа и оценки происходящего. Поэтому, чтобы быть сознательным творцом своей судьбы, необходимо помнить о подводных рифах океана политических страстей. Знание о том, что представляют собой политика и власть, позволяет осознать и сформулировать собственные интересы в этой области и постараться не быть игрушкой в руках дельцов от политики, чуждых политических сил или обстоятельств.

Многоплановость политики вызывает необходимость ее всестороннего описания, выделения наиболее характерных черт. Обобщенно к таким чертам, свойствам политики относятся следующие: конкурентность, соперничество субъектов политики; ассиметричность, неравенство статусов и возможностей властвующих и подданных; направленность на рациональное решение проблем; способность приводить к политизации явлений других сфер жизни общества; наличие явных и тайных форм и методов выполнения своих функций; динамичность и изменчивость содержания, форм, способов и методов и др.

Политике как сложному системному явлению общественной жизни и как социальному институту присуще выполнение целого ряда функций, которые раскрывают ее главную - управленческую, регулятивную функцию.

Так как политика – это сознательные действия, а ни одно социальное действие не осуществляется, если люди в нём не заинтересованы, следовательно, выражение и аккумуляция властно значимых интересов групп и слоев общества представляет собой одну из важных функций политики. Вторая функция - управление и руководство общественными процессами в интересах отдельных социальных групп или социума в целом. Она реализуется в различных видах политики, регулирующих деятельность людей в жизненно важных для существования общества сферах. Третья - интеграция различных слоев населения в единое целое (нацию, государство) и поддержание стабильности общественной системы. Здесь решается задача сохранения важнейших системных параметров общества, его качественной определенности, отличающей от других обществ, а также минимизации негативного воздействия центробежных политических факторов. Четвёртую функцию политики составляет обеспечение преемственности и инновационности социального развития. Ее смысл заключается в нахождении оптимального сочетания социального опыта и необходимых изменений, которое должно позволить общественной системе избежать стагнации, застоя, и в то же время не утратить прежних достижений. Пятая функция - политическая социализация личности. Она состоит в формировании у членов общества важнейших гражданских качеств, воспитание человека как гражданина.

 

В сфере политики проявляют активность разнообразные общественные силы, которые выступают участниками политических событий. Как уже отмечалось, их политический вес зависит от выполняемой роли по отношению к политике. Одни влияют на политику, другие – формируют и творят её.

Такие участники политических событий, как толпа или аномические группы, ограничены в своих возможностях, действуют стихийно, нередко не имея четких политических целей. Стихийность и часто проявляемый в их поведении иррационализм заставляют государство контролировать их, принимать меры к недопущению антисоциальных действий, представляющих угрозу общественной безопасности.

Творцами же политики являются её субъекты. От других участников политических событий их отличает способность ставить и достигать политические цели, определять политику государства.

Субъекты политики представлены двумя разновидностями. Первая - социальные субъекты. К ним относятся народ (который в политико-правовом плане характеризуется как источник власти), нация, социальные группы (в том числе классы, в любой известной научной трактовке этого явления), социальные слои (прежде всего элита), корпоративные группы (например, бюрократия), личность. Вторая - институциональные субъекты политики. Они включают государство в целом, специализированные государственные органы, а также политические партии и другие общественно-политические организации, политические движения.

И социальные, и институциональные субъекты политики строят свою деятельность в соответствии с собственными интересами. Структурно интересы субъектов политики представлены общими, отдельными и частными интересами. Общий интерес присущ всем социальным субъектам и связан с обеспечением их существования в рамках единого социального целого (общества). Отдельные и частные интересы выражают особенности включения их носителей в социальное целое и особенности обеспечения их существования как таковых. В условиях сохраняющегося дефицита на средства существования реализация собственных жизненно важных интересов способна привести к «войне всех против всех». Поэтому реализация интересов одних в столкновениях с интересами других вызывает необходимость использовать властные институты, государство для обеспечения и защиты этих интересов. Сказанное неизменно приводит к приобретению последними политической окраски, политизации. В образующейся системе интересов политические интересы закономерно играют особую роль. Она находит выражение в аккумулировании в политическом интересе всей совокупности других интересов данного социального субъекта политики, представлять их через реализацию политического интереса в системе власти. От степени же реализации политического интереса, т.е. в зависимости от реальных возможностей воздействовать на государственную власть, зависит и возможность достижения классового, социального, национального и прочих интересов. В связи с этим политический интерес - это осознанная потребность в использовании политической власти (прежде всего государственной) или влиянии на нее с целью обеспечения жизненно важных условий своего существования.

Структура политических интересов социальных субъектов политики включают следующие компоненты: а) часть всеобщего интереса, касающуюся в целом совпадающих для всех субъектов представлений о том, как следует использовать государство с точки зрения выполнения им основных функций (защита национальных интересов на международной арене, оборона, сохранение суверенитета и территориальной целостности как элементов социального и политического пространства, поддержание общественной стабильности и порядка и др.); б) частный политический интерес данного социального субъекта, выражающий специфику его социального статуса и стремление к его сохранению и повышению, а также право или претензию на определенный объем и качество «товаров и услуг», которые данный субъект рассчитывает получить в процессе обмена результатами деятельности.

Политические интересы социальных субъектов во всей их совокупности характеризуются наличием как несущественных, так и существенных различий, доходящих порой до противоположности. На базе этих различий складывается система противоречий, которые разрешаются в ходе политической борьбы или преодолеваются посредством сотрудничества. При этом субъекты политики соотносят свои политические интересы с интересами других, определяют возможных союзников и противников, способных реально помогать или препятствовать достижению поставленных целей, вырабатывают формы и методы воздействия на государство.

Важно отметить, что специфические политические интересы отдельных субъектов могут противостоять общим интересам. Ж.-Ж. Руссо в «Суждении о вечном мире» подчеркивал, что «зло и злоупотребления, выгодные стольким людям, входят в жизнь сами собой; то же, что полезно обществу, внедряется только силой, т.к. частные интересы тому почти всегда противостоят»[30]. В то же время общий интерес, который отстаивается и проводится государством, если он действительно является общим, вовсе не предполагает обязательного и регулярного выяснения того, кто наиболее достоин воплощать всеобщую волю, лишает смысла борьбу за власть, как бы отдавая ее на откуп любителям покомандовать. Но подобного в современном обществе нигде не происходит. Видимо, собственный интерес является действительной движущей силой любого политического действия.

В наше время нередко пытаются оспорить ведущую роль, прежде всего материального интереса. При этом умалчивается тот факт, что речь идет о материальных, в основном имущественных интересах, интересах обладания собственностью, присущих социальным группам, а не отдельной конкретной личности. Что касается её, то будь это политический лидер или простой гражданин, в качестве побудительной причины своей политической деятельности они могут иметь мотивации и нематериального плана.

Ставя свои материальные интересы, обеспечение, прежде всего, экономических условий своего существования и воспроизводства во главу угла решения всех остальных проблем, большие социальные группы стремятся к обладанию политической властью, так как видят в ней действенное, а порой и единственное, средство достижения поставленных целей. Это вовсе не означает, что на государственном Олимпе каждый раз будет восседать представитель господствующего социального класса. Как известно, президентами становятся киноактеры, писатели, партийные функционеры. Поэтому для определения властвующей социальной силы следует обращать внимание на содержание политики, на то, кому отдаются приоритеты в реализации интересов. Прежде всего, такого рода предпочтения закладываются и фиксируются в законах и других нормативных актах, а затем конкретизируются в решениях исполнительных органов власти.

Политическая практика знает массу приемов сокрытия своих истинных целей, неразглашения имени автора социального заказа, того или иного политического решения, закона, реализация которых зачастую ухудшает условия жизни народа в целом или отдельных социальных групп. Среди них - представление господствующей социальной группой своего собственного интереса в качестве всеобщего, а своего благосостояния как результата радения об общем благе. Чем отдаленнее перспектива достижения этого всеобщего блага, тем изощреннее формы идейно-политических конструкций, внедряемых в сознание «всего остального» общества, которые придают легитимный характер даже самым непопулярным мерам. Поэтому искушенные в политике понимают, что люди были и всегда будут жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов, наций, социальных слоев, государств и т.п.

Политические интересы социальных субъектов во многом зависят от социальной динамики и, в частности, от социальной мобильности по вертикали. Так, изменение позиции в социальном пространстве с неизбежностью влечет перемену интересов. П. Сорокин отмечал, что «человек, бывший в группе бедняков, перейдя в группу богатых, фатально будет другим человеком. Из его тела при таком переходе помимо его воли вынимается душа «бедняка» и вкладывается душа «богача»... Какой-нибудь бедняк, яростно бичующий и ненавидящий богачей-«грабителей», провозглашающий собственность кражей, попав в богачи, быстро трансформируется и очень скоро с пеной у рта начинает защищать священные права собственности»[31]. Анализируя подобные явления преимущественно в политических партиях, Р.Михельс еще в начале ХХ века пришел к выводу о том, что в организационных системах власть принадлежит олигархии – ограниченной по составу корпоративной группе. Этим во многом объясняется нежелание представительной власти законодательно закрепить ответственность депутатов за результаты своей политической деятельности перед избирателями.

Важную отдельную проблему составляет вопрос о политических интересах сотрудников органов внутренних дел. В связи с этим необходимо предварительно отметить ряд моментов. Во-первых, сотрудники ОВД образуют социальную группу, не являющуюся социальным субъектом политики. Во-вторых, они находятся на государственной службе и выполнение ими служебных обязанностей связано с реализацией политики государства в области обеспечения правопорядка. Сотрудники ОВД не должны быть вовлечены в противоборство между различными политическими силами, как стоящими у власти, так и оппозиционными, что противоречило бы их статусу государственных служащих. В-третьих, сотрудник органов внутренних дел в соответствии с Законом «О милиции» не имеет права принимать участие в политической деятельности, заниматься ею. В-четвертых, работники ОВД имеют право принимать участие в выборах, где они могут реализовать свои политические убеждения, симпатии и антипатии. Государству и после проведения деполитизации в своих силовых структурах небезразлична ценностная ориентация исполнителей, проводников своей воли. Поэтому, в-пятых, ценностная политическая установка правового (в идеале) государства для сотрудников ОВД может быть сведена к следованию ими формуле: «Закон - один для всех граждан, вне зависимости от их политических предпочтений и партийной принадлежности».

Политические ценностные ориентации сотрудников ОВД, так или иначе, связаны с выполнением ими общегражданских, а также профессиональных функций и воплощаются в их политических интересах. Сами же эти интересы состоят как бы из двух частей:

- первая - собственно политические (гражданские) интересы;

- вторая - политизированные корпоративные интересы (связаны с социальным статусом и условиями выполнения социально-профессиональной роли, профессиональной деятельности).

Собственно политические интересы сотрудников органов внутренних дел как граждан являются постоянными и содержательно определяются уровнем их политической социализации, гражданской зрелости. Содержание собственно политических интересов сотрудников ОВД составляет их заинтересованность: в проведении государством политики, отвечающей национальным интересам; в крепкой национальной безопасности, обеспечении защиты Отечества; в

общественно-политической стабильности общества на базе динамичного его развития и предоставления всем гражданам социальных гарантий достойного уровня жизни; в обеспечении гарантированной возможности пользоваться конституционными правами и свободами и др.

Названные политические интересы носят общегражданский, общедемократический характер, т.е. являются общими для всех граждан государства. Кроме этих интересов каждый сотрудник, как и каждый гражданин, имеет специфические политические интересы, связанные с различными идеологическими приверженностями, с их особыми политическими и нравственными ценностями. Эти специфические интересы, как уже отмечалось, могут предъявляться сотрудниками как гражданами в виде предпочтения тех или иных кандидатов или партий в процессе тайного голосования во время выборов. В повседневной жизни они должны составлять внутренний план политического бытия гражданина, находящегося на государственной службе.

Политизированные корпоративные интересы возникают по мере появления проблем, связанных с необходимостью поддержания социального статуса или обеспечения эффективного выполнения профессионального долга, когда решение этих проблем невозможно без вмешательства государства. К политизированным корпоративным интересам сотрудников ОВД могут быть отнесены интересы, связанные с обеспечением им, а также их семьям уровня жизни, характерного для среднего класса, а в ближайшей перспективе – хотя бы сопоставимый с уровнем жизни сотрудников других силовых структур. Это соответствовало бы реальной социальной значимости данной социально-профессиональной группы. В профессиональном плане важен также интерес в том, чтобы ОВД использовались в рамках Конституции России и соответствующих законов. В качестве постоянного выступает интерес в направленности политики государства на действенную борьбу с преступностью и снижение уровня криминогенности основных социальных факторов, на обеспечение органов внутренних дел всем необходимым для эффективного выполнения возложенных на них обязанностей и др.

В отличие от политических интересов других социальных групп интересы сотрудников ОВД не могут выражаться, представляться и реализовываться традиционным способом. Организованный характер данной группы предполагает, что ее политизированные интересы выражаются в форме постановки соответствующих вопросов министром внутренних дел перед Правительством. Предполагается также, что Правительство само должно заботиться об органах внутренних дел, их сотрудниках, так как не в его интересах допускать политизацию неудовлетворенных корпоративных интересов.

Предварительным условием реализации любых интересов является их выявление, осознание, формулирование в виде конкретных требований. Процесс же познания, кроме так называемого «политического чутья», предполагает серьезную работу по осознанию своих статусно-ролевых возможностей и связанных с ними потребностей. Для проведения такого рода работы необходима организация. Поэтому политические интересы проходят процесс институционализации. Он находит воплощение в создании социальными субъектами собственных политических объединений, организаций, учреждений, среди которых главную роль играют политические партии. Именно им в первую очередь принадлежат функции

артикуляции (выявления и формулирования) и агрегирования (предъявления государству и сочетания с другими интересами субъектов) собственных политических интересов представляемых ими групп.

Между институциональными субъектами политики возникают отношения, в которых концентрируются взаимообусловленность и взаимоисключение интересов социальных субъектов. При этом взаимосвязь социальных и институциональных субъектов не всегда однозначна и прямолинейна. И те и другие имеют собственную, относительно самостоятельную жизнь. Между ними могут возникать и существовать довольно длительное время противоречия, порождаемые невысокой степенью правильности и полноты отражения и выражения интересов базовых социальных субъектов, понимания политической ситуации, тактических задач, а также неадекватным соотношением в политическом сознании соответствующих субъектов элементов политической идеологии и политической психологии.

С этим в значительной степени связана проблема разделения властей в государстве, как главном институционном субъекте политики. При этом получила распространение точка зрения, будто разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную происходит исключительно по рациональным причинам. Однако дело обстоит не совсем так. За разделением властей в государстве стоит реальное разделение власти социальной. Оно обусловлено, по крайней мере, двумя причинами: во-первых, разделением труда, вызывающем необходимость специализации людей на выполнении определенных функций власти и, во-вторых, образованием соответствующих специализированных корпоративных групп. Поэтому разделение властей в государстве происходит не только вследствие ее рационализации, но и вследствие наличия социальных групп реально претендующих на власть. Закрепление в законах независимости различных ветвей власти друг от друга представляет собой особого рода компромисс между различными частями политической элиты. Посредством него обеспечиваются условия существования депутатского корпуса, чиновничества, судей как корпоративных групп, поддержание их высоких социальных статусов и реальных привилегий власти, то есть реализация коренных корпоративных интересов.

Характеризуя взаимоотношения социальных и институционных субъектов политики в целом, можно сделать вывод, что всякая борьба внутри государства представляет собой не что иное, как иллюзорные формы, в которых ведется действительная борьба различных социальных субъектов друг с другом.

 

* *

*

 

Политика, власть, управление неразрывно связаны между собой. Это находит выражение в том, что, во-первых, управление основывается на власти и, приобретая политическую форму, становится политикой, а во-вторых, управление выступает главной функцией, как власти, так и политики. Субъекты политики, вырабатывая и реализуя ее, стремятся удовлетворить свои интересы и, вместе с тем, во имя сохранения общественной целостности и стабильности, вынуждены также руководствоваться и общими интересами.

 

Контрольные вопросы

1. Каковы взаимоотношения политики и других явлений общественной жизни: экономики, культуры, нравственности, права?

2. Дайте определение понятия «политика». В чем она проявляется и в чем заключается главный вопрос политики?

3. Перечислите и раскройте основные черты политики как общественного явления.

4. Какова основная функция политики, и в каких видах деятельности она реализуется?

5. Что означает, быть субъектом политики? Какие субъекты политики существуют?

6. Что такое политический интерес, какова его структура?

7. В чем заключаются особенности политических интересов сотрудников органов внутренних дел?

Литература

Аристотель. Политика. Афинская полития / Предисл. Е.И. Темнова. – М.: Мысль, 1997.

Капустин Б.Г. Моральный выбор политики: Учебное пособие. – М.: МУ, 2004.

Козырев Г.И. Политика как общественное явление // Социально-гуманитарные знания. – 2005. - № 1.

Крижанич Ю. Политика. – М.: Наука, 1965.

Платон. Государство. Законы. Политика. – М.: Мысль, 1999.

Политика: толковый словарь. – М.: Инфра, 2001.

Политическая энциклопедия. В 2 – т – М.: Мысль, 2001. – Т. 2. – с. 156-169.

 

ГлаваV.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3159; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.095 сек.