Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая позиция ребенка в семье




Одним из первых, кто стал рассматривать семью как основу для развития личности, был Альфред Адлер. Он считал, что жизненный путь и будущие жизненные установки каждого ребенка существенным образом зависят от его положения в семье. Он подчеркивал, что семейную структуру можно рассматривать не как «причину», а скорее как поле, на котором происходит развитие личности ребенка. Опыт внутрисемейных отношений позволяет ребенку впервые сделать выводы о смысле и ценностях жизни (Каким я должен быть, чтобы быть значимым, любим и важным для близких мне людей? Каким я должен быть, чтобы принадлежать к ним?), а также оценить себя по сравнению с другими и испытать чувство принадлежности или отторжения.

Система отношений и особенности поведения ребенка в значительной степени обусловлены тем, как он интерпретирует свою позицию в семье. При этом логика такой интерпретации может быть понятна только самому ребенку и никому другому. Рудольф Дрейкурс (1968) утверждал, что черты личности и характера развиваются благодаря конкуренции, существующей внутри семьи между братьями и сестрами, которые наблюдают друг за другом, чтобы понять те способы и приемы, с помощью которых «конкурент» добивается успеха или терпит неудачу. Там, где один из детей добивается успеха, другой, младший может уступить; там, где один терпит неудачу, другой, напротив, может добиться цели. Родителям и детям важно иметь собственное представление о той позиции, которую они занимают в семье, а также о своих ощущениях, что их любят и не любят в той же степени, как другого члена семьи, и главное - что они нужны семье. Это стимулирует их обращаться с другими так, как те от них и ожидают.

Нет двух детей, рожденных в одной и той же семье, которые выросли бы в совершенно идентичной семейной атмосфере. Также не существует и двух детей, к которым родители относятся или любят совершенно одинаково. Это миф, что родители в равной степени любят всех своих детей. Родители могут любить всех своих детей, но каждый из них занимает в их сердце особое место.

С рождением каждого ребенка семейная атмосфера меняется, поскольку меняются и сами родители. Они приобрели уже опыт при воспитании первого ребенка, и возможно, изменили свои представления о том, как надо воспитывать следующего. Они могли переехать на новое место жительства и жить самостоятельно без поддержки бабушек и дедушек, могли улучшить свое материальное положение или изменить свой круг общения и т.д. Появление нового ребенка всегда задевает интересы каждого из членов семьи. Каждый ребенок приходит к самоидентификации в процессе своего участия в жизни семейной группы. Степень его участия в семейной жизни будет зависеть от тех выводов, к которым он придет исходя из собственного опыта и оценки своего положения в семье. Ребенок может считать, что отец любит его меньше, чем другого ребенка, или что он – любимчик матери, или что никто не относится к нему справедливо и т.д. Хотя и существует связь между характером детей и порядком их рождения в семье, однако поведение ребенка будет зависеть от того, как он воспринимают себя в семейной группе и каким образом пытается найти там свое место (например, самый младший может демонстрировать характер, свойственный чаще самому старшему, а самый старший может вести себя так, будто он самый маленький в семье).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2823; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.