Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самый старший ребенок




Хотя самый старший ребенок может проявлять ряд черт характера, присущих единственному ребенку (поскольку какое-то время он и был единственным), то теперь он будет занимать другую позицию в семье. Самые старшие дети обычно более честолюбивы и имеют более традиционные установки, по сравнению с другими детьми.

Появление в семье другого ребенка почти всегда несет угрозу для самого старшего - лишения его исключительной позиции в обладании любовью матери. Это приводит к «детронизации» - свержению с трона самого старшего. Ни один из последующих детей не подвергается такому низвержению, как самый старший, потому что они никогда не были единственными детьми и всегда были вынуждены делить своих родителей с другими детьми.

После рождения второго ребенка у старшего часто отмечается ревность к сопернику и ретардация в поведении – он начинает вести себя, как младший (берет в рот соску младшего, залезает в коляску, а те, что постарше - начинают капризничать, обижаться, требуют от родителей подарки, как материальное подтверждение родительской любви и т.д.). Когда им все-таки не удается тем или иным способом вернуть единоличное владение родительским вниманием и заботой, они начинают задумываться над тем «каким я должен быть, чтобы вернуть себе родительскую любовь?». А это возможно лишь в случае, когда ребенок будет соответствовать родительским ожиданиям – меньше доставлять им хлопот и помогать.

Когда регрессивное поведение старшего ребенка получает отрицательное «подкрепление» со стороны родителей, т.е. ему не удается «быть таким же, как младший», он приходит к выводу - «я должен быть таким же взрослым, как мои родители - ответственным и успешным». Таким образом, социализация старших детей идет быстрее, чем у других. Именно поэтому им обычно больше других детей свойственны такие качества личности как ответственность, серьезность, добросовестность, стремление к достижениям. Они любят командовать. Эти качества помогут им стать впоследствии лидерами и большими начальниками.

Служа образцом для своих братьев и сестер, многие из них считают, что обладают правом получать особое внимание и занимать особое положение в семье. Самые старшие зачастую могут быть робкими и сверхчувствительными, многие из них близки со своими родителями. Они склонны брать на себя часть родительских функций, заботясь о младших, особенно в случае болезни или потери родителей, а также могут обижаться из-за того, что на них возлагают дополнительные обязанности (помощь по дому и присмотр за братьями/сестрами) или лишают материальных преимуществ, поскольку приходится делиться с остальными.

Старший ребенок может почувствовать себя ответственным за семейное благосостояние, продолжение семейных традиций, поэтому старшие дети (особенно мальчики) чаще других наследуют профессии отца и деда, и с ними семья в большей степени связывает успехи в карьере.

Одной из наиболее выделяемых черт характера старшего ребенка является потребность быть первым всегда и во всем, чтобы не уступить занимаемую им ролевую позицию. Если ему не удается быть первым при помощи хорошего поведения, то он может попытаться остаться первым, демонстрируя плохое поведение, чтобы родители больше беспокоились о нем, чем о других детях. В этих случаях родители должны понимать природу «славы Герострата», и вести себя так, чтобы не стимулировать негативное поведение.

Акцент на достижениях, перфекционизм (стремление к совершенству) делает старшего ребенка менее склонным к играм, чем других детей. Поэтому довольно распространенной психологической проблемой старших детей является тревога не оправдать ожидания родителей и других авторитетных фигур. Им трудно расслабиться и получать удовольствие от достигнутого результата и от жизни в целом. Но, в общем и целом, самые старшие – «хорошие» дети, обладающие чертами характера и навыками, которые вызывают одобрение взрослых.

Второй ребенок

Позиция второго ребенка может оказаться весьма неуютной.Он постоянно сравнивает себя со старшим, и поэтому чувствует себя ниже уровнем. Второй ребенок обычно настроен на конкуренцию, на то, чтобы догнать или перегнать старшего брата или сестру. И этому способствуют сравнения значимых взрослых дома и вокруг. Он часто слышит от родителей - «Ну посмотри на него…почему ты такой…», или в школе от учителей при оценке его способностей – «Ну этот, конечно, не старший…» и т.д. Естественно, это понижает его самооценку и может привести к восстанию против доминирующего положения первенца. В большинстве случае второй ребенок – полная противоположность первому. Если первенец пассивен, то второй ребенок обычно активен. Если первый послушный, то второй может иметь проблемы с поведением. Многие родители удивляются как у одних и тех же родителей могут быть такие разные дети, и считают, что они уже появились на свет с разными характерами. На самом деле, именно отношение взрослых стигматизирует эти девиации. Поэтому необходимо, чтобы родители воздерживались от сравнений детей и не ссылались на одного, как на образец для другого.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1113; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.