Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-культурная деятельность: морфология термина




Как предмет изучения социально-культурная деятельность имеет трехмерное построение. Наиболее полный и объективный анализ ее структуры может быть обеспечен благодаря соблюдению трех принци­пиальных подходов: Ш1ституционального, духовно-содержательного и морфологического.

С помощью институционального измерения мы получаем возмож­ность проследить динамику возникновения и исторического развития форм, методов и технологий социально-культурной деятельности, свя­занных с производством, сохранением, потреблением, освоением и изу­чением культурных ценностей и продуктов, предметов искусства и быта. Духовно-содержательное измерение позволяет выявить воздействие со­циально-культурной деятельности на духовный мир её субъектов и объ­ектов - создателей и потребителей культурных благ и ценностей.

Но наиболее методологически важным в контексте предмета нашего курса представляется морфологическое измерение, морфологический подход к сущности понятия социально-культурной деятельности. В кон­тексте изучения нашей дисциплины неоднократно проверенный метод морфологии как науки о форме и строении социального или биологиче­ского явления еще раз подтверждает свою системность, объективность и последовательность. Морфологический подход позволяет не только со­поставить, но и проанализировать соотношение, взаимодействие и взаи­мозависимость различных видов и структурных элементов социально-культурной деятельности на отдельных этапах её истории и современ­ного развития.

Из самого названия изучаемой нами дисциплины следует, что единую социально-культурную систему, характерную для любой страны и любой цивилизации, образуют две её составные части -«общество» и «культура». На какой базе они остаются единой сис­темой, будет ясно тогда, когда мы вникнем в суть и смысл понятий «общество» и «культура». С точки зрения сторонников системного подхода, общество как целостная система состоит из целого ряда подсистем: экономической, политической, социальной и культур­ной, соединенных причинно-следственными связями.


Раз дел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

В контексте нашего предмета общество предстает как истори­чески сложившаяся, относительно устойчивая совокупность свя­зей, взаимодействий и отношений между людьми, которая осно­вывается на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных (культурных) ценностей и благ и опирается на поддержку со стороны множества сощюльных и социально-культурных институтов и организаций.

С самого начала термин «культура» ассоциировался с созда­нием человеком «второй природы» начиная с первого акта окуль­туривания им предметов природы и создания на этой основе ору­дий труда. Многофункциональность таких орудий труда или ка­ких-либо других предметов, жизненно необходимых для человека, дала возможность обобщить их под понятием «культура». Куль­тура соединяет в себе как элементы материальной, трудовой дея­тельности людей, так и элементы их духовной деятельности. Культура - великое богатство, накопленное человечеством в сфере его материальной и духовной жизни, это высшее проявление твор­ческих сил и способностей человека.

Главной чертой духовной жизни общества была и остается культуросообразность. Суть и смысл деятельности миллионов лю­дей, представляющих духовную элиту общества - деятелей науки и искусства, педагогов, мастеров-наставников - состоит в том. чтобы помочь каждому новому поколению в овладении матери­альной и духовной культурой своего народа, её сокровищами. При этом необходимо иметь в виду, что высокая духовность, постоян­ные нравственные искания, возвышающие человека, всегда со­ставляли одну из главных особенностей русского национального характера.

Мерой культуры и воспитанности всегда считалась интелли­гентность. И Шекспира и Пушкина объединяет неординарный вы­вод, сделанный этими двумя величайшими гениями: причина всех человеческих бед в невежестве. Интеллигентность во все времена выступала в качестве антипода хамству и невежеству. Это поло­жение особенно актуально для нынешнего времени практицизма, мощных процессов коммерциализации духовной сферы, в частно­сти искусства.


 




Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность Щ Разд ел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности


Многие великие умы видели спасение человечества в красоте, в художественном творчестве, в высокой культуре. Именно на­стоящая культура воплощает извечное стремление человечества к истине, добру и красоте. Главным гарантом духовного бытия об­щества является деятельность по приобщению людей к миру пре­красного, к культуре быта и человеческих отношений, выработке высокого вкуса и неприятия пошлости, формированию культуры поведения и потребности строить жизнь по законам красоты и гармонии.

Таким образом, общество предстает как социально-культурная сис­тема, которая олицетворяет единство материального и духовного произ­водства. Общество производит, воспроизводит и удовлетворяет не только' физические потребности людей, но и духовные - в общении, коммуникации, обмене информацией, проявлении творческих способностей и т.д. Эти функции современного общества логично подводят нас к необходимости четкого понимания предмета социально-культурной деятельности.

В культурологической и социально-педагогической литературе все многообразие индивидуальной и социальной активности в сфере куль- ' туры характеризуется категорией «социально-культурная деятельность», которая обозначает как различные феномены социальной и культурной! жизни, так и специальные технологии. В этой связи в контексте нашего; предмета изучения социально-культурную деятельность правомерно рассматривать (в определенном смысле) и как деятельность социальных! общностей и отдельно взятой личности по созданию, сохранению, освое­нию, обогащению и использованию социально-культурных технологий. Необходимо более четко представить себе ту реальность, которая должна стать предметом практической деятельности для широкого спектра про­фессий социально-культурной и социально-педагогической на­правленности.

Для начала попробуем развести содержание исходных понятий «со­циум» и «культура», рассмотреть их как относительно автономные друг от друга, закрепив за ними тот смысл, который является для них традици­онным и отражает результативные и процессуальные стороны явлений, ими обозначаемых.

Социум как явление, предмет и объект анализа можно представить в виде базисных социальных субъектов (социальных групп, организаций, институтов), которые являются универсальными, типичными и устойчи­выми общественными образованиями, а также процессов «социальной


механики», т.е. социальных взаимодействий, отношений. Исходными характеристиками при анализе социологической проблематики являются статус и социальная роль.

Культура как результат представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для со­циальной общности (в широком смысле этого слова — включая этнос, нацию, общество) и выполняющих функции социальной ориентации, обеспечивающих консолидацию человеческих сообществ, индивидуаль­ное самоопределение личности. В процессуальном плане культура есть деятельность (личностей, социальных групп, институтов, общества) в различных сферах бытия и сознания, представляющая собой специфиче­ски человеческий способ преобразования природных задатков и возмож­ностей, она есть единство опредмечивания (производства) и распредме­чивания (потребления) — создания традиций, норм, ценностей, идей и их освоения, хранения, трансляции, превращения их во внутренние качества личности.

Совершенно очевидным выводом из анализа современной историче­ской ситуации является то, что «просветительская» модель мироустрой­ства исчерпала себя, а изменившиеся условия диктуют необходимость поиска новых подходов в осмыслении важнейших проблем соотнесения и взаимодействия культуры и образования. Основанием для этих подхо­дов служит положение о том, что для нынешнего столетия «феномен культуры все более сдвигается в центр, в средоточие человеческого бы­тия, пронизывает все решающие события жизни и сознание людей».

Культура «заполняет и насыщает все социальное пространство, обра­зуемое кооперативной человеческой деятельностью, оказывается как бы размытой по всему телу социального организма и проникающей во все его поры»2. Можно с полным правом утверждать, что все социальные секторы и институты оказываются субъектами культурной деятельности, занимаются созданием, сохранением, распространением и освоением культурных ценностей.

Практически «некультурных» участков социальной жизни не обна­руживается. В любом социуме существует множество культур, так на­зываемых мультикультур, отличающихся рядом характеристик их но-

' Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения а Двадцать первый век. - М, 1990. - С. 261.

*Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ. -М., 1983.-С.44.


 




Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельностьРаздел Теоретические основы социально-культурной

деятельности


сителей - отдельных лиц и групп населения. Каждую из этих групп, а соответственно, и их культур, отличает один, а то и сразу несколько признаков людей - их социальная, экономическая и гражданская принадлежность, этническое происхождение, их род, пол и половая ориентация, их мировоззрение и образование, профессия, язык, традиции, обычаи, возраст, физическое и умственное развитие, религия и др. Очень часто о культурной идентичности человека или группы можно судить и по внешним, невербальным признакам.

Каждый человек или группа людей по природе своей обладают многокультурностью, или мультикультурностью. Другими словами, в них мы обнаруживаем пересечение многих культур или, говоря иначе, культурных идентичностей. При этом одна из этих культур (культурных идентичностей) является преобладающей, доминирующей. Например, постоянной доминирующей чертой у человека может служить его на­циональность или пол.

В то же время многие из культурных идентичностей человека группы представляют собой категорию крайне переменчивую, подвиж­ную. Ученые говорят о своеобразном постоянном «дрейфе идентично­сти», связанном с изменением возраста, профессии, гражданства, перехо­дом в иное вероисповедание. Таким образом, само понятие мультикультурности предполагает взаимозависимость социального и культурного начал, взаимопроникновение социальной и культурной принадлежности людей. Социум как бы «растворяется» в культуре и наоборот. Культурной в этом случае можно считать любую человеческую дея-тельность, включая физиологические процессы сна, питания и т.п., которые приобретают «культурные формы».

Представляя собой единство, трудноосознаваемое даже на уровнетеоретического анализа, категории «социум» и «культура» в то же время обозначают в рамках одной системы два полюса с оппозиционными функциями и смыслами.

Социум - это отчуждение в рамках социальной роли от собственной! природы и природы своего «национального мира». Культура - это врастание в национальный мир, образуемый языком, преданиями, национальной психологией.

Сущность социума - делать человека общественным, обеспечив iнабором необходимых ролей и технологиями их исполнения. Сущность| культуры — способствовать формированию духовно целостной лично


сти. преодолению социально-ролевой ограниченности человека.

Если социальная деятельность - это целеориентированная актив­ность, содержание которой задано определенной социальной ролью субъекта, то культурная деятельность - это активность ценностно-ори­ентированная, проникнутая и продиктованная определенным содержа­тельным смыслом.

Учитывая условность обозначенных выше оппозиций, их преимуще­ственно теоретико-познавательный характер, попробуем, с одной сто­роны, найти то общее, что связывает эти понятия-явления, а с другой — в их сочетании обнаружить несамодостаточность каждой из них, которая и объяснит функционально-смысловую взаимосвязь этих категорий.

Точкой отсчета в данном случае будет культура, а еще точнее - ее процессуальный уровень. Именно взгляд на культуру как на процесс соз­дания, хранения, освоения, трансляции ценностей, норм, образов жизни, а также материализованных результатов культурной деятельности, во-первых, делает необходимым использование категории «деятельность»: во-вторых, актуализирует и проясняет категорию «социального», ибо культура как процесс «живет» в деятельности различных социальных субъектов. В отрыве от них культура «застывает» в различных предмет­ных формах, которые лишь фиксируют ценности, традиции, обряды, предания предшествующих исторических эпох, не делая их фактом сего­дняшней культурной жизни.

Термины «социальная группа» и «культурная группа» в контексте нашего курса являются синонимами. Любая социальная группа, обла­дающая определенными отличительными чертами, одновременно может называться культурной группой. Одна и та же личность может отно­ситься одновременно к нескольким культурным группам: социальной, возрастной, половой, профессиональной, спортивной, по интересам и т.д. Поэтому на личность как бы проецируются характерные культурные черты (привычки, интересы, стиль одежды и стиль общения, досуговые предпочтения, духовные ценности и др.), воспринятые ею от близких для нее групп. В определенной мере отнесение человека к той или иной культурной группе связано и с его местожительством (житель крупного города и провинциал), землячеством, принадлежностью к различного Рода меньшинствам (этническим, конфессиональным, сексуальным и т.д). Из сказанного следует, что социальные и культурные характери­стики переплетаются не только на уровне какого-либо народа, но и на


 




 

Т.Г. Киселева, 10.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность Разд ел 1. Теоретические основы социально-культурной

деятельности


уровне отдельно взятого индивидуума.

Итак, взаимосвязь социального и культурного, опосредуемая деятельностью различных субъектов, рождает особую реальность, фиксируемую понятием «социально-культурная деятельность».

Отношение понятий, составляющих категорию «социально-культур­ная деятельность», носит характер взаимодополняемости. Это позволяет отнести ее к разряду таких терминологических конструкций, как, напри­мер, «либерачьно-демократическое общество», где первая часть характе­ризует специфику ценностей, а вторая обозначает форму государствен­ного устройства. В нашем случае «социальное» указывает на субъект деятельности, а «культурное» - на качество и сферу его активности.

Обратим внимание на соотношение социального и культурного: со­циальное - форма взаимодействия, культурное - результат взаимодейст­вия. Главный продукт социально-культурной деятельности - люди, соци­альные общности и группы, социумы, освоившие культуру. «Социальное» и «культурное» растворены друг в друге, ибо в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей и культурных ценностей. Социальная роль в данном контексте рассматривается как совокупность нормативно одобренных, ожидаемых окружающими людьми поведения и действий человека в определенных обстоятельствах. Человек выступает в роли первичного «атома» социальных структур, отношений и процессов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1060; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.