Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система субъектов и межсубъектных отношений




СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Виды учебной деятельности

В течение 1-2 недель обращайте особое внимание на объекты (здания, офисы, помещения учреждений культуры, спортивные сооружения и т.д.), которые вы посещаете; улицы, которые вы пе­ресекаете; виды досуга и творчества, которыми вы занимаетесь. Насколько они доступны ребенку или взрослому человеку без ног, слепому или слабослышащему? Как отсутствие доступа к соци­ально-культурной среде влияет на развитие их менталитета, само­оценку? Как сделать эту среду более доступной для инвалидов или лиц пожилого возраста? 279


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность


раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности


 


Приведите конкретные факты и примеры социально-культурной дискриминации детей и взрослых-инвалидов, лиц пожилого возраста в окружающей нас среде. Разработайте несколько практических стратегий для преодоления подобной дискриминации.

Сделайте анализ, каким образом окружающая среда, включая учреждения культуры, образования, досуга, спорта, приводит к социально-культурной дискриминации детей и взрослых с альтер­нативным физическим и психическим развитием. Какие барьеры здесь существуют и как их можно устранить?

Сравните культурные различия детей и взрослых из семей с низким и высоким доходами. Подготовьтесь к обсуждению на се­минаре вопросов, каким образом эти различия могут повлиять на восприятие этих людей и отношение к ним в тех или иных посто­янных и временных социально-культурных общностях - напри­мер, в группе туристов, в коллективе кружка или студии, на дис­котеке, среди отдыхающих в пансионате или детском летнем оз­доровительном лагере.

Возьмите интервью у человека пожилого возраста. Спросите, как часто он/она проводит свой досуг в кругу ровесников, какие чувства и эмоции испытывает при этом, с какими проблемами сталкивается. Поде­литесь результатами интервью на семинаре или практическом занятии.


Раздел III.

Социально-культурную деятельность правомерно рассматривают как исторически сложившийся процесс педагогически организованного взаимодействия и сотрудничества множества субъектов, являющихся не только носителями определенных проблем в сфере культуры, образова­ния, искусства, досуга, но и генераторами конкретных идей, традиций, инициатив, технологий, направленных на решение этих проблем.

Социально-культурную деятельность характеризуют многообразие субъектов и специфика мотивов и проявлений их межсубъектных обще­ственных отношений - политических, экономических, социальных, куль­турных.

Понятие «субъекты социально-культурной деятельности» отлича­ется многозначностью. Это обусловлено тем, что сама социально-куль­турная деятельность тоже многозначна: индивидуальная и социальная (коллективная) культурная деятельность; профессиональная и непрофес­сиональная (любительская) деятельность; деятельность неформальная (нормативная), исторически сложившаяся на использовании сущест­вующих в обществе социальных норм (обычаев, нравов) вокруг какой-либо цели, ценности или потребности, и деятельность формализованная (учрежденческая), обладающая самовоспроизводством и имеющая опре­деленное общественное назначение.

Обобщенным субъектом социально-культурной деятельности явля­ется сообщество многочисленных социально-культурных институтов и отдельных лиц (рядовых граждан, в том числе специалистов, ученых, управленцев, воспитателей и т.д.), которые в индивидуальном и группо­вом порядке, на профессиональной и непрофессиональной основе участ­вуют в производстве, распространении и освоении культурных ценно­стей - культурных продуктов, благ и услуг. В современной парадигме социально-культурной деятельности в этом сообществе в качестве субъ-


 




 

Т. Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

ектов выступают практически все - и создатели, и потребители культур­ных ценностей.

Многозначность субъектов содаально-культурной деятельности объясняется еще и тем, что они как общественная и педагогическая сис­тема функционируют в различных сферах общественной практики.

К субъектам социально-культурной деятельности относятся много­численные социально-культурные институты, учреждения и организа­ции, с помощью которых прямо или косвенно осуществляются накопле­ние и трансляция (передача) культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни, приобретение громадного объема культуро­логических знаний. Классификация субъектов производится по целому ряду типологических признаков - территориальному, отраслевому, по виду принадлежности (собственности). Вот, например, как выглядит в обобщенном виде классификация субъектов по типологическому виду - форме принадлежности (собственности):

Классификация субъектов социально-культурной деятельности по типологическому признаку (форме принадлежности)

 

Формы принадлежности (собственности) Виды коллективов
Государственная Государственные (муниципальные) социально-культурные учреждения, организации и предприятия
Кооперативная, акционер­ная Акционированные социально-культурные учреждения, предприятия и организации
Частная, индивидуальная, семейная Частные (приватизированные) социально культурные учреждения, предприятия и организации, осуществляющие социально-культурную деятельность на условиях И аренды, индивидуальной или семейной
Смешанная Совместные (смешанные) социально- культурные учреждения, предприятия и организации

С точки зрения влияния на характер и содержание социально-куль­турной деятельности наиболее значимы такие социальные и культурные общности, как семья, трудовой коллектив, группы совместного проведе-

 

 


раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

пия досуга, а также различные социально-территориальные общности (поселок, небольшой город, крупные города, регион и т.д.). Например, семья осуществляет социализацию детей и подростков в ходе освоения ими нормативов общественной жизни, формирует у них чувство безо­пасности, удовлетворяет эмоциональную потребность в совместных пе­реживаниях, предотвращает психологическую неуравновешенность, по­могает преодолеть состояние изолированности и т.д.

Территориальная общность, се состояние также влияют на характер поведения ее членов, в особенности в сфере неформальных контактов. Профессиональные группы, кроме возможности решения чисто профес­сиональных вопросов, формируют у их членов чувство трудовой соли­дарности, обеспечивают профессиональный престиж и авторитет, кон­тролируют поведение людей с позиций профессиональной морали.

Таким образом, массу и официально «узаконенных», и стихийно сложившихся общественных институтов неправомерно делить либо на только социальные, либо на только культурные. По своей сути они одно­временно и социальные, и культурные структуры.

Взаимодействие субъектов социально-культурной деятельности предполагает их единство в решении тех или иных острых проблем, как, например, социальная реабилитация инвалидов средствами культуры и искусства. Это взаимодействие четко просматривается и в процессе реа­лизации социально-культурной политики, которая осуществляется на нескольких уровнях. Первый из них — государственный, поскольку в осуществлении этой политики участвуют госбюджетные массовые и специализированные учреждения культуры, образования, искусства досуга, спорта — клубы, парки, музеи, библиотеки, школы, театры, ста­дионы и др. Второй уровень - негосударственный, неформальный -многочисленные общественные организации и движения, проводящие в жизнь социально-культурные проекты и программы главным образом по мест)' жительства. Третий уровень — семья, на которой лежит нелегкая, но святая обязанность, связанная с досугом и духовным ростом людей больных, с физическими недостатками

Несовершенство социально-культурной политики часто справед­ливо объясняют тем, что в обществе пока не сложилась четкая система межсубъектных отношений в сфере культуры и искусства, оптимального распределения сил, средств и полномочий субъектов на федеральном, региональном, местном (локальном) уровнях.

Организационные формы взаимодействия субъектов социально-


 

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

культурной деятельности разнообразны. Это заключение на региональ­ном уровне договоров, контрактов, соглашений по «освоению» соци­ально-культурной сферы, проведение совместных мероприятий, широкое представление общественных организаций в административных и обще­ственных органах руководства культурно-просветительной работой, бла­готворительная помощь нуждающимся организациям со стороны госу­дарственных органов и учреждений культуры в реализации их куль­турно-просветительных, воспитательных функций.

Однако уровень этих взаимосвязей и взаимоотношений в житейской среде далеко не одинаков. Выделяют несколько наиболее характерных показателей этого уровня: связи прочны и постоянны; связи содержа­тельны и предметны; контакты носят эпизодический характер; партнеры почти не сотрудничают; партнеры работают обособленно,

Многочисленные социальные институты, действующие в обществе, тесно связаны не только с экономической, социально-политической, но и духовной сферой жизни людей. Чрезвычайно важная сторона их дея­тельности - социально-культурная функция, осуществляемая ими как в общегосударственном, так и в местном, локальном масштабе — в произ­водственной, учебно-воспитательной, бытовой, досуговых сферах,

Одни социальные институты и объединения по характеру своей деятельности целиком или в большей степени связаны с социально-куль­турной сферой, другие - косвенно или в меньшей степени. Каждый из субъектов, имея свое назначение, действует в социально-культурной сфере в рамках функций, только ему присущих, отличающих его от дру­гих. Однако эта обособленность относительна. Субъекты, непосредст­венно или опосредованно входя в социально-культурную сферу, всегда обладают широкими возможностями для творческих связей и сотрудни­чества с государственными, общественными, частными, кооператив­ными структурами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1051; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.