Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средства массовой информации и коммуникации 1 страница




Семья как социально-культурный институт

I

Социально-культурные институты

Социально-культурные институты - одно из ключевых поня­тий курса. В самом широком смысле оно распространяется на все сферы общественной и социально-культурной практики, рассмот­ренные нами в предыдущем разделе, а также относится к любому из многочисленных субъектов, взаимодействующих друг с другом в социально-культурной сфере.

Социальные институты

Родовым для данного понятия является термин «социальный». В Большом толковом словаре русского языка он определяется как: «товарищеский, относящийся к обществу, связанный с жизнью, отношениями людей в обществе, общественный»1. Философы оп­ределяют его как элемент социальной структуры, исторические формы организации и регулирования общественной жизни, в со­циологической литературе им обозначаются организованные объ­единения людей, выполняющих определенные социально значи­мые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Как общественная структура, социальные институты явля­ются социальной организацией, наиболее полно отражающей взаи­модействие людей с учетом их потребностей и интересов, их ценностных ориентации и социальных установок.

Другой тип социальных систем складывается на основе общ­ностей, социальные связи которых обусловлены объединениями организаций. Такие социальные связи называются институцио­нальными, а социальные системы - социальными институтами.

Большой толковый словарь русского языка. - СПб.: Норинт, 2000. - С. 1243.


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Последние действуют от имени общества как целого. Институцио­нальные связи можно называть еще и нормативными, так как их характер и содержание устанавливаются обществом в целях удов­летворения потребностей его членов в тех или иных сферах обще­ственной жизни.

Следовательно, социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как од­ного из элементов управления. Социальный контроль дает воз­можность обществу и его системам обеспечить соблюдение нор­мативных условий, нарушение которых наносит ущерб социаль­ной системе. Основными объектами такого контроля являются правовые и моральные нормы, обычаи, административные реше­ния и т.п. Действие социального контроля сводится, с одной сто­роны, к применению санкций в отношении поведения, нарушаю­щего социальные ограничения, с другой - к одобрению желатель­ного поведения. Поведение индивидов обусловлено их потребно­стями. Эти потребности могут быть удовлетворены различными способами, и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы ценностей, принятой данной социальной общностью или обществом в целом. Принятие определенной системы ценностей способствует идентичности поведения членов общности. Воспита­ние и социализация направлены на то, чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности.

Социальные институты руководят поведением членов общно­сти через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сво­дится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видах деятельности - свободу творчества и нововведений, свободу слова, права на получение определенной формы и величины до­хода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т.д. На­пример, литераторы и артисты имеют гарантированную свободу творчества, поиска новых художественных форм; ученые и спе­циалисты обязываются исследовать новые проблемы и осуществ­лять поиск новых технических решений и т.д. Социальные инсти­туты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внеш-


Раздел 111. Субъекты социально-культурной деятельности

ней, формальной («материальной»), структуры, так и внутренней, содержательной.

Важнейшими социальными институтами являются политиче­ские. С их помощью устанавливается и поддерживается политиче­ская власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг. Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность (отношения ме­жду родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т.д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. На­ряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как системы образования, здра­воохранения, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т.д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии.

Институциональные связи, как и иные формы социальной свя­зи, на основе которых складываются социальные общности, представляют собой упорядоченную систему, определенную соци­альную организацию. Это система принятых видов деятельности социальных общностей, норм и ценностей, которые гарантируют сходное поведение их членов, согласовывают и направляют в оп­ределенное русло стремления людей, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, разрешают конфликты, возни­кающие в процессе повседневной жизни, обеспечивают состояние и равновесие между стремлениями различных индивидов и групп данной социальной общности и общества в целом. В случае, когда это равновесие начинает колебаться, говорят о социальной дезор­ганизации, об интенсивном проявлении нежелательных явлений (например, таких, как преступления, алкоголизм, агрессивные дей­ствия и т.п.).

Сущность и типология социально-культурных институтов

Значительная часть социальных институтов прямо или кос­венно задействована в социально-культурной сфере. Им присуща определенная направленность их общественной практики и соци­альных отношений, характерная взаимосогласованная система целесообразно ориентированных стандартов деятельности, обще­ния и поведения. Их возникновение и группировка в систему зави-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

сят от содержания задач, решаемых каждым отдельно взятым со­циально-культурным институтом.

Среди отличающихся друг от друга содержанием деятельно­сти и функциональными качествами экономических, политиче­ских, бытовых и других социальных институтов категория соци­ально-культурных институтов обладает целым рядом специфиче­ских черт.

Попытаемся конкретизировать понятие «социально-культур­ный институт» применительно к целям и содержанию предмета социально-культурной деятельности. Прежде всего необходимо подчеркнуть широкий диапазон термина «социально-культурный институт». Он охватывает многочисленную сеть социальных ин­ститутов, обеспечивающих культурную деятельность, процессы сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей, а также включение людей в определенную, адекватную для них субкультуру.

В современной литературе существуют различные подходы к построению типологии социально-культурных институтов. Про­блема заключается в том, чтобы в зависимости от целевого назна­чения, характера и содержания их деятельности выбрать правиль­ный критерий для их классификации. В качестве такового может фигурировать функционально-целевая направленность соци­ально-культурных институтов, преобладающий характер содержа­ния их работы, их структура в системе общественных отношений.

С точки зрения функционально-целевой направленности вы­деляют два уровня понимания сущности социально-культурных институтов. Соответственно мы имеем дело с двумя их круп­ными разновидностями.

Первый уровень - нормативный. В данном случае социально-культурный институт рассматривается как нормативное явление, как исторически сложившаяся в обществе совокупность опреде­ленных культурных, морально-этических, эстетических, досуго-вых и других норм, обычаев, традиций, объединяющихся вокруг какой-либо основной, главной цели, ценности, потребности.

К социально-культурным институтам нормативного типа правомерно отнести, в первую очередь, институт семьи, язык, ре­лигию, просвещение, фольклор, науку, литературу, искусство и другие институты, не ограничивающиеся освоением и последую-


Раздел Ш. Субъекты социально-культурной деятельности

щим воспроизводством культурных и социальных ценностей или включением человека в определенную субкультуру. По отноше­нию к личности и отдельным общностям они выполняют целый ряд крайне существенных функций: социализирующую (социали­зацию ребенка, подростка, взрослого человека), ориентирующую (утверждение императивных общечеловеческих ценностей через специальные кодексы и этику поведения), санкционирующую (со­циальную регуляцию поведения и защиту определенных норм и ценностей на основе юридических и административных актов, правил и предписаний), церемониально-ситуационную (регламен­тацию порядка и способов взаимного поведения, передачи и об­мена информацией, приветствий, обращений, регламентацию соб­раний, совещаний, конференций, деятельности объединений и т.д.).

Второй уровень - учрежденческий. К социально-культурным институтам учрежденческого типа относится многочисленная сеть служб, разноведомственных структур и организаций, прямо или косвенно задействованных в социально-культурной сфере и об­ладающих конкретным административным, социальным статусом и определенным общественным назначением в своей отрасли. В эту группу входят непосредственно учреждения культуры, образо­вания, искусства, досуга, спорта (социально-культурное, досуговое обслуживание населения); промышленно-хозяйственные предпри­ятия и организации (материально-техническое обеспечение соци­ально-культурной сферы); административно-управленческие ор­ганы и структуры в области культуры, включая органы законода­тельной и исполнительной власти; научно-исследовательские и научно-методические учреждения отрасли

Так, государственные и муниципальные (местные), региональные органы власти занимают одно из ведущих мест в структуре социально-культурных институтов. Они выступают как полномочные субъекты раз­работки и проведения в жизнь общегосударственной и региональной со­циально-культурной политики, эффективных программ социально-культурного развития отдельных республик, краев и областей.

В широком смысле социально-культурный институт пред­ставляет собой активно действующего субъекта нормативного или учрежденческого типа, обладающего определенными формальными или неформальными полномочиями, конкрет-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

ными ресурсами и средствами (финансовыми, материаль­ными, кадровыми и т.д.) и выполняющего в обществе соот­ветствующую социально-культурную функцию.

Заметим, что любой социально-культурный институт следует рассматривать с двух сторон - внешней (статусной) и внутренней (содержательной). С внешней (статусной) точки зрения каждый такой институт характеризуется как субъект социально-культур­ной деятельности, обладающий совокупностью нормативно-пра­вовых, кадровых, финансовых, материальных ресурсов, необходи­мых для выполнения функций, предназначенных ему обществом. С внутренней (содержательной) точки зрения социально-культур­ный институт представляет собой совокупность целесообразно ориентированных стандартных образцов деятельности, общения и поведения конкретных лиц в конкретных социально-культурных ситуациях.

Например, такой социально-культурный институт норматив­ного типа, как искусство, с внешней (статусной) точки зрения может быть охарактеризован как совокупность лиц, учреждений и материальных средств, осуществляющих творческий процесс по созданию художественных ценностей. В то же время по своему внутреннему (содержательному) характеру искусство представ­ляет собой процесс творчества, обеспечивающий одну из важ­нейших социальных функций в обществе. Стандарты деятельно­сти, общения и поведения творческих деятелей, их роли и функ­ции определяются и конкретизируются в зависимости от жанра искусства.

Социально-культурные институты придают деятельности людей качественную определенность, значимость как для отдель­ной личности, так и для социальных, возрастных, профессиональ­ных, этнических, конфессиональных групп, для общества в целом. Следует иметь в виду, что любой из этих институтов не только самоценный и самодостаточный субъект, а прежде всего субъект воспитания и образования человека.

Каждый из социально-культурных институтов выполняет по преимуществу свою, наиболее характерную для него содержа­тельную функцию, направленную на удовлетворение тех соци­ально-культурных потребностей, ради которых он сформирован и существует.



Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

Широкая сеть социально-культурных институтов обладает различ­ными формами внутренней градации. Одни из них официально учреж­дены и организационно оформлены (например, система общего образо­вания, система специального, профессионального образования, сеть клубных, библиотечных и других культурно-досуговых учреждений), имеют общественную значимость и выполняют свои функции в масшта­бах всего общества, в широком социально-культурном контексте. Другие не учреждаются специально, а складываются постепенно в процессе дли­тельной совместной социально-культурной деятельности, часто состав­ляющем целую историческую эпоху. К ним, например, относятся возни­кающие на групповом, локальном уровне многочисленные неформаль­ные объединения и досуговые общности, традиционные праздники, об­ряды, ритуалы и другие своеобразные социально-культурные стереотип­ные формы. Они добровольно избираются теми или иными социально-культурными группами: детьми, подростками, молодежью, жителями микрорайона, студентами, военными и т.д.

Социально-культурные институты классифицируются в зависимо­сти от их ролевой функции по отношению к потребителям культурных благ, ценностей и услуг в лице многотысячной детской и взрослой ауди­тории пользователей: зрителей, слушателей, читателей, а также потенци­альных заказчиков, производителей, покупателей обширной социально-культурной продукции. В этом случае среди огромного множества со­циально-культурных институтов нормативного и учрежденского типа выделяются следующие категории.

Первая группа- социально-культурные институты, преиму­щественно занимающиеся производством духовных ценностей: идеоло­гия, политика, право, государственное управление, наука, церковь, жур­налистика, образование базовое и дополнительное, искусство, язык, ли­тература, архитектура, искусство, любительское, в том числе техническое творчество, художественная самодеятельность, коллекционирование.

Вторая группа- социально-культурные институты, преиму­щественно занятые коммуникацией, трансляцией духовных ценностей, экономической, политической, культурной, социальной, научно-техниче­ской информации: пресса, радио, телевидение, издательства и книжная торговля, музеи и выставки, реклама, архивы и библиотеки, пропаганда и проповедничество, электронная почта, конференции, презентации и т.д.

Третья группа- социально-культурные институты, преиму­щественно проявляющие себя в организации различных видов нефор-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

мальной творческой деятельности: семья, клубные и садово-парковые учреждения, фольклор, народное творчество, народные обычаи, обряды, массовые праздники, карнавалы, гулянья, инициативные культурозащит-ные общества и движения.

В теории и практике часто используются и многие другие основания для типологизации социально-культурных институтов: 1) по обслужи­ваемому контингенту населения: массовый потребитель (общедоступ­ные), отдельные социальные группы (специализированные), дети, юно­шество (детско-юношеские); 2) по формам собственности: государствен­ные, общественные, акционерные, частные); 3) по экономическому ста­тусу: бесприбыльные (некоммерческие), доходные (коммерческие или полукоммерческие); 4) по масштабам действия и охвата аудитории: ме­ждународные, национальные (федеральные), региональные, местные (локальные).

В структуру социально-культурной сферы включаются субъ­екты культуры, обеспечивающие массовую культурную деятель­ность: клубы, развлекательные учреждения, детские учреждения, СМИ, кино, видеопрокат, музеи, библиотеки, парки, учебные заве­дения и субъекты искусства: концертные залы, театры, цирк, гале­реи и выставочные залы, киностудии, народные художественные промыслы и ремесла, художественные коллективы, учебные заве­дения.

В социально-культурной сфере, таким образом, функциони­руют: искусство, профессиональное художественное творчество, образование; культурно-досуговая деятельность населения, массо­вое народное творчество, просвещение и самодеятельность; соци­альная защита и реабилитация отдельных категорий граждан сред­ствами культуры, искусства, досуга, спорта; межнациональные и межгосударственные культурные обмены и сотрудничество; про­изводственная инфраструктура по созданию и обеспечению мате­риально-технической базы отрасли.

Вполне очевидно, что каждая из этих подотраслей поддается своей дальнейшей градации и выделению более узких и конкрет­ных типов организаций и видов деятельности. Эта дифференциа­ция находит свое воплощение как на уровне принятия законода­тельных документов, так и в практике руководства отраслями (от­делов музеев, театров, библиотек, клубной деятельности, регио­нальных органов управления культурой и искусством).


Раздел 111. Субъекты социально-культурной деятельности

Однако уровень взаимосвязей различных социально-культур­ных институтов в федеральном и региональном масштабах далеко не одинаков. Выделяют несколько наиболее характерных показа­телей этого уровня: связи прочны и постоянны; связи содержа­тельны и предметны; контакты носят эпизодический характер; партнеры почти не сотрудничают; партнеры работают вообще обособленно.

Причинами эпизодичности контактов между социально-куль­турными институтами региона являются, как правило, отсутствие ясного представления о содержании и формах совместной работы, малый опыт этого сотрудничества, отсутствие четкой программы, несогласованность планов, недостаточность внимания со стороны муниципальных органов и т.д.

В современном процессе развития и укрепления сотрудниче­ства многочисленных общностей и структур социально-культур­ной сферы можно выделить две тенденции. С одной стороны, каж­дый социально-культурный институт исходя из своего профиля и характера стремится максимально активизировать собственный потенциал, собственные творческие и коммерческие возможно­сти. С другой — для этой группы субъектов вполне естественно стремление к социальному партнерству. Усиливаются их совмест­ные, согласованные и скоординированные действия на основе об­щих, совпадающих функций социально-культурной деятельности.

Исторически семья по своей сути была и остается начальной структурной единицей общества и одновременно традиционно ве­дущим социально-культурным институтом. Она представляет со­бой первичный социально-культурный коллектив детей и взрос­лых, естественную среду их духовного развития.

Прямо или косвенно центр тяжести социально-культурной деятельности затрагивает весь общественный функционал семьи, в структурную архитектонику которого входят такие функции, как репродуктивная и экономическая, воспитательная и хозяйственно-бытовая. В общественной социально-культурной практике не мо­гут игнорироваться многие другие ролевые функции семьи: эмо­циональная, сексуальная, рекреативная и досуговая. Социально-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

культурная среда дает возможность каждой из семей проявить свой социальный статус, осуществить первичный социальный контроль, всегда оставаться центром духовного общения, форми­рования полезных взаимодействий.

Многие духовные и эстетические нормы и ценности пере­носятся на семейно-бытовую среду, на создание благоприятной морально-психологической обстановки в ближайшем окружении каждого ребенка, подростка, взрослого. Это приводит к улучше­нию общей досуговой ситуации, снижению правонарушений, на­сыщению содержания досуга новыми, нетрадиционными фор­мами, сближению семей, установлению более тесных дружеских отношений в социуме. Семейному досугу свойственно отсутствие жестких стандартов, норм, регламентации, свобода выбора видов и способов досуговой деятельности. Социально-культурная деятель­ность позволяет раскрыть и освоить огромный духовный, воспита­тельный потенциал, заложенный в самой природе семейной общ­ности.

Семья занимает важнейшее место в социальных связях чело­века. История развития общества - это история развития семьи и как социального института, который эволюционирует и претерпе­вает существенные изменения вместе с обществом. Сегодня семья - ведущий социально-культурный институт, призванный быть действенным инструментом гуманизации, консолидации обще­ства, социализации личности, преодоления межнациональных кон­фликтов, достижения гражданского согласия. В процессе соци­ально-культурной деятельности нельзя не учитывать многообразие типов современной семьи: полные и неполные; многодетные, од­но-, двухдетные, бездетные; молодые и «патриархальные» (вклю­чающие несколько поколений); неблагополучные («трудные»), нездоровые, маргинальные семьи; асоциальные семьи; межнацио­нальные и моноэтнические. Для каждого типа семьи существуют определенные критерии выявления и отбора.

Перед обществом стоит актуальная задача: полноценно вклю­чить семью в воспитательно-образовательную систему. В послед­ние десятилетия оказались ослабленными семейно-бытовые отно­шения, семья лишилась исторически сложившегося фундамента в духовном, нравственном воспитании детей. Зачастую дети оторва­ны от семейных забот, от трудовых и нравственных традиций се-


 

 


Раздел 111. Субъекты социально-культурной деятельности

мьи, что приводит к потере духовной близости между детьми и родителями, усугубляет последствия тяжелых социально-бытовых условий. Были утрачены идеи народной педагогики. Идеи добра, гуманизма, почтительного отношения к старшему поколению, бе­режного отношения к памяти предков заменялись педагогикой ме­роприятий для детей, но без семьи, без жителей социума. Развле­кательно-образовательная система воспитания не всегда способ­ствовала включению в жизнь общества. Семья оказалась отстра­ненной от участия в воспитательном процессе, организованном социально-культурными институтами. Микросреда, община, кото­рая веками была главной социальной воспитывающей силой, и сегодня недостаточно влияет на развитие детей. В связи с этим теряются такие общечеловеческие ценности, как гордость, честь, достоинство, добро, сострадание, целомудрие, патриотизм, взаи­мопомощь между соседями и др. Встает проблема возвращения семье изначального предназначения - быть духовным наставни­ком и воспитателем детей.

Круг социально-педагогических проблем современной семьи чрезвычайно широк, что не может не отражаться на ее соци­ально-культурном уровне. Это прежде всего проблемы количест­венного и качественного дефицита социальных связей и общения родителей и детей внутри и вне семьи. Это отсутствие постоянной и эффективной диагностики способов и приемов интеллектуаль­ного, физического и психического развития детей в семье. Это не­хватка устойчивых навыков и форм коллективного семейного до­суга и культурного сотворчества. Это недостаточная социально-психологическая культура родителей и детей как причина семей­ных конфликтов и взаимного недопонимания.

Многие проблемы быта и досуга семьи связаны с ее потреби­тельским бюджетом и уровнем жизни, катастрофическим ростом количества малообеспеченных семей. Среди социально-бытовых проблем семьи, непосредственно влияющих на ее активность в сфере социально-культурной деятельности, выделяются жилищ­ные проблемы, условия проживания. Экономические трудности современных семей, особенно неполных, трудных, многодетных и молодых, настолько остры, что на их фоне эффективность госу­дарственной системы материальной помощи малообеспеченным семьям выглядит крайне неутешительно.


Т.Г. Киселева, 10.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Существенное значение имеют разумное распределение до­машнего труда между членами семьи, внутрисемейные отношения представителей разных поколений, детей и родителей, межсемей­ные отношения.

Многочисленные социологические исследования семейной среды, проведенные в стране за последние 10 - 15 лет, позволяют судить о некоторых закономерностях семейного досуга, о степени включенности городских и сельских семей в различные виды со­циально-культурной деятельности - на базе социально-культур­ных институтов, тех или иных досуговых общностей. Они свиде­тельствуют о весьма широком разбросе в оценках культурного уровня современной семьи. Степень освоения культуры членами семей характеризуется следующей градацией: а) высокая степень освоения: в семье господствует курс на специальное культурное развитие и саморазвитие детей и взрослых; б) у членов семьи при­сутствуют устойчивые увлечения, «хобби»; в) есть стремление, но отсутствуют возможности; г) у семьи отсутствует потребность в приобщении к культурным ценностям.

Неравноценность позиций родителей наблюдается и в уровне их руководства культурным развитием детей в семье. Здесь роди­тели: а) активно и систематически занимаются культурным рос­том ребенка; б) влияние на духовное развитие детей осуществля­ется крайне слабо, эпизодически, от случая к случаю; в) в куль­турном развитии полный самотек, дети фактически предоставлены сами себе; г) родители оказывают дурное, негативное влияние на культурный облик ребенка.

Результаты исследования существенно расширяют представ­ления о досуговой деятельности как важном факторе преодоления прогрессирующей социальной пассивности определенной части семей, нейтрализации внутрисемейных конфликтов, восстановле­ния дефицита взаимного доверия, создания благоприятных воз­можностей для реализации множества альтернативных, в том чис­ле домашних, видов досуга. В системе семейного досуга на­блюдается тенденция перемещения ориентации семьи от сферы непосредственного потребления духовных благ к сфере активной деятельности. Несомненно, подобная тенденция способствует са­моразвитию и самоутверждению семьи, обеспечивает ей право на свободу воли и выбора, свою систему ценностей.

 


Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

Опыт организации семейного досуга свидетельствует о неос­поримых преимуществах не стандартной, а многовариантной мо­дели отдыха семьи, в основе которой заложено создание условий для саморазвития, творческой инициативы, самодеятельности, проявления индивидуальных особенностей личности,

Вот почему одним из приоритетных направлений государст­венной семейной политики должны стать не только меры по укре­плению материально-бытового положения семьи, но и система конкретных действий по социально-культурной и психологиче­ской реабилитации семей, находящихся по разным причинам в сложных, порой экстремальных ситуациях.

В реализации этих направлений государство опирается как на общественные институты, так и на развитую сеть воспитательных, социально-культурных центров.

Одним из ведущих факторов, влияющих на сплочение семьи, создание благоприятного семейного климата, развитие рекреаци­онной, воспитательной функции этого социального института, яв­ляется уровень организации, содержание досуга, наличие свобод­ного времени и возможностей для его использования.

Проведенные исследования выявляют целый ряд факторов, влияющих на настроение, виды и формы проведения досуга: усло­вия труда, недостаточно развитая социальная инфраструктура, фи­зические, эмоциональные, психологические перегрузки, особенно женщин, на производстве, в быту, в брачно-семейных отношениях, низкий уровень материально-технической базы досуга, степень обеспеченности помещениями для развертывания семейных клу­бов, музыкальными инструментами, инвентарем для любитель­ских объединений, изобразительного и декоративно-прикладного творчества, кинофото коллективов и др.; сокращение объемов бюджетного финансирования культурно-досуговой сферы и одно­временное возрастание платных услуг в этой сфере.

Современные процессы в экономике общества, переход к рынку и новым формам собственности оказывают существенное влияние как в целом на приоритеты и стереотипы в семейном до­суге, так и на экономический, социальный, правовой и культурный статус каждой отдельно взятой семьи. Рыночные отношения, при­ватизация дают спасительный шанс для активного и продуктив­ного вторжения в сферу семейного воспитания. Не использовать


 

ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

этот шанс - значит поставить десятки тысяч семей перед лицом непредсказуемых последствий, лишить их конструктивных соци­альных, нравственных, духовных ориентиров взамен утраченных.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.