Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Библиотеки




Клубы

ЗП

Отраслевые учреждения социально-культурного профиля

Структурно в сеть традиционных и нетрадиционных учреж­дений социально-культурного профиля входят: 1) ведущие учре­ждения и организации отрасли; 2) вспомогательные учреждения и организации отрасли; 3J учреждения-субъекты массового куль­турно-сервисного обслуживания;

В данном параграфе объектом нашего внимания являются уч­реждения, которые составляют ядро отраслевой социально-куль­турной инфраструктуры каждого города, поселка, региона в це­лом. В ней, как правило, представлены социально-культурные ин­ституты как традиционного, так и нетрадиционного типа - клуб­ные и библиотечные учреждения, социально-культурные и развле­кательно-игровые комплексы и центры досуга; парки и парковые учреждения и системы; историко-культурные учреждения и ком­плексы музейного типа; учреждения искусств и народного твор­чества, центры народных промыслов и ремесел, санаторно-оздоровительные и курортные учреждения; выставочные залы и комплексы; театрально-зрелищные предприятия и киноконцерт­ные учреждения; учреждения туризма и спорта. Эту инфраструк­туру дополняют традиционные и альтернативные учреждения до­школьного, школьного, профессионального и дополнительного образования.

К субъектам социально-культурного сервиса относится сеть государственных и негосударственных (частных, акционерных, общественных) учреждений и организаций, предметом деятельно­сти которых является массовое культурно-сервисное обслужива­ние населения.


 

ГГ. Киселева, Ю.Д. Крас ил ъников. Социально-культурная деятельность

В эту сеть входят следующие группы социально-культурных институтов:

1) учреждения, предприятия и организации, предоставляю­
щие комплекс специализированных социально-культурных
услуг населению: гостиницы, пансионаты, кемпинги; тури­
стские, экскурсионные и транспортные компании и агент­
ства, предприятия по оказанию пиаровских, рекламно-ин­
формационных, издательско-полиграфических услуг,
аренде аудио-, видео-, кино- и радиооборудования; ресто­
раны, кафе, столовые и другие предприятия общественного
питания; парикмахерские, массажные, видеосалоны и ви-
деотски, ателье проката культ- и спортинвентаря; компью­
терные центры и интернет-салоны; салоны аудиозаписи,
кино- и фотоателье, кино- и фотолаборатории; пляжи и
лодочные станции; игротеки и игорные учреждения - ка­
зино, залы и павильоны игровых автоматов и др.;

2) предприятия, мастерские и магазины-салоны по производ­
ству и продаже изделий и оказанию услуг в различных ви­
дах профессионального и самодеятельного художествен­
ного, технического и прикладного творчества, фольклора,
народных промыслов и ремесел, любительской деятельно­
сти;

3) предприятия и организации, занимающиеся материальным
производством и ремонтом оборудования, средств и пред­
метов культуры, искусства, досуга, спорта, туризма, сер­
висного обслуживания,

Вместе с отраслевыми учреждениями культуры, образования, искусства, досуга и спорта они составляют основу социально-культурной инфраструктуры

Субъекты массового культурно-сервисного обслуживания -клубы, библиотеки, парки, развлекательные, оздоровительные и образовательные центры, планетарии, музеи, ярмарки и выста­вочные центры, комплексы и залы, театры, филармонии и кон­цертные залы, цирки, компьтерные центры, клубы и салоны, ка­зино и залы игровых автоматов, учреждения кино- и видеопроката, рестораны и гостиницы, дома отдыха, турбазы и пансионаты, предприятия индустрии досуга, полиграфии, кино- и видеопроиз­водства составляют основу социально-культурной инфраструк-


р аздел III. Субъекты социально-культурной деятельност и

гуры любого отдельно взятого региона - области, края, города, района. В свою очередь социально-культурную, в том числе куль­турно- сервисную, отраслевую инфраструктуру обычно рассмат­ривают как исторически сложившуюся в данной местности сово­купность субъектов (творцов и пользователей культурных ценно­стей), учреждений, средств и методов, служащую для осуществ­ления социально-культурной деятельности и массового сервисного обслуживания.

По своей сути субъекты массового культурно-сервисного об­служивания представляют собой действующие в сфере культуры, образования, искусства, досуга, спорта целостные функционально-целевые системы, основанные на разделении труда и упорядочен­ном взаимодействии индивидов, социально-культурных групп и общностей. Эти учреждения и организации создаются для удовле­творения разнообразных духовных интересов членов общества и действуют в определенных макро-, мезо- и микросредах.

Организационный или синергетический эффект этой категории субъектов социально-культурной деятельности обеспечивают, по мне­нию социологов, три основные составляющие: 1) их массовость, одно­временность многих усилий, что уже само по себе дает прирост дополни­тельной энергии; 2) специализация каждого из элементов субъекта на определенных заданных социально-культурных функциях, чем также усиливается концентрация энергии в одной точке; 3) их взаимозависи­мость и взаимодополняемость в решении множества проблем и задач, повседневно возникающих в социально-культурной среде.

Целевой характер и конкретная заданность функций субъектов со­циально-культурного сервиса способствуют формированию комфортной рекреационной среды, созданию достаточно благоприятных условий для отдьгха и творчества отдельных групп населения.

В зависимости от уровня использования накопленного социально-культурного опыта и степени формализации существующих внутренних связей, взаимодействии и отношений, различаются традиционные и не­традиционные, формальные и неформальные субъекты массового культурно-сервисного обслуживания

Традиционные и нетрадиционные отраслевые учреждения и организации характеризуются общими признаками и различиями. Существует целый ряд принципов классификации традиционных и


 

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельност ь

альтернативных учреждений культуры, образования, искусства. досуга, спорта, сервиса.

Осуществление социально-культурной деятельности - обще­ственное назначение отраслевых учреждений и организаций - вы­ражается в их сущностных функциях. Сущностные функции соот­ветствуют операциям культурной деятельности и сервисного об­служивания (созидание, хранение, распространение культурных ценностей, оказание сервисных услуг). Кроме того, выполняются вспомогательные функции, служащие для удовлетворения внут­ренних потребностей отрасли, Функции осуществляются специа­лизированными учреждениями и организациями, взаимодейстч вующими друг с другом и образующими совместно с их пользова­телями инфраструктуру СКД.

В инфраструктуру социально-культурной деятельности и сер­висного обслуживания входят следующие функционально-специа­лизированные объекты.

Институт профессионального духовного производства и сер­висного обслуживания предполагает реализацию различных видов творческой продукции и услуг в сфере культуры, профессиональ­ного искусства, науки, религии, быта, досуга. В современном об­ществе эти институты представлены обширной сетью учреждений, располагающих квалифицированными и аттестованными (дипло­мированными) специалистами, имеющими статус творческих ра­ботников. Впрочем, творческие работники, особенно литераторы, артисты, художники, совсем не обязательно должны быть служа­щими какого-либо учреждения, не случайно они именуются людьми «свободных профессий»1. Профессиональное творчество всегда индивидуально; это, несомненно, индивидуально-культур­ная деятельность. Но творческие работники трудятся не только ради самореализации. Вне общества их деятельность теряет смысл. Произведения, созданные творческими работниками, как

В основах законодательства Российской Федерации о культуре указано (статья 3): «Творческий работник - физическое лицо, которое создает или интерпретиру­ет культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъ­емлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве твор­ческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглаше­ниями и является или нег членом какой-либо ассоциации творческих работни­ков».


р аздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

правило, не являются анонимными и защищаются международ­ным авторским правом от несанкционированного использования

Учреждения и организации любительского творчества в своей массе объединяют, как правило, участников индивидуальной со­циально-культурной деятельности. Любительское творчество по преимуществу является не продуктивным, а репродуктивным, оно ориентировано на творчество профессиональных работников Причина этого понятна: именно в профессиональном искусстве, литературе, научном и техническом творчестве создаются куль­турные ценности, способные служить ориентирами для самораз­вивающегося индивида. Творческая досуговая социально-культур­ная деятельность (художественная самодеятельность, техническое творчество, фотолюбительство, изостудии и т. д.) вторична (под­ражательна) по отношению к профессионально-творческой дея­тельности или анонимному народному творчеству

Учреждения и организации хранения культурного наследия (памятников культуры и природных ценностей) - это область про­фессиональной социально-культурной деятельности, где в каче­стве субъектов выступают архивисты, библиотечные работники. библиографы, музейные работники, реставраторы и другие спе­циалисты. Их пользователи - настоящее и будущие поколения.

Институты распространения (транслирования) культурных благ и ценностей имеют своей задачей обеспечение духовного развития современников на основе изучения и популяризации культурного наследия и распространения культурных инноваций Профессионалами в этом виде деятельности являются педагоги, журналисты, библиотечные, музейные, клубные и другие соци­ально-культурные работники. Их деятельность может осуществ­ляться в двух режимах: монологический режим и коммуникаци­онное общение. Надо заметить, что реальные социальные инсти­туты (учреждения) могут одновременно исполнять функции как хранения, так и распространения (например, библиотеки и музеи)

Предприятия материально-технического обеспечения твор­ческих и коммуникационных объектов. Сюда относятся редакци-онно-издательскис службы, техническое обеспечение радиотеле­центров, типографии, целлюлозно-бумажные комбинаты, средства связи, компьютерные фирмы ит.п

Учреждения и организации кадрового обеспечения (специального


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельност ь

образования), включающие сеть высших и средних специальных заведений, готовящих профессионалов для отрасли.

Учреждения научные, где сосредоточены ученые и специали­сты, изучающие СКД.

Органы и учреждения управления СКД. Эта подсистема может рас­полагать репрессивным аппаратом, например, цензурой.

Система юридического обеспечения, в которую входят в на­шей стране «Основы законодательства РФ о культуре» (1992), «Закон о средствах массовой информации» (1990), «Закон о биб­лиотечном деле» (1995)и др.

Современные клубные образования (государственные клуб­ные учреждения, общественные, коммерческие, частные клубные предприятия) - это социально-культурные институты, где реали­зуется профессиональная деятельность специалистов в области организации досуга. Их задача заключается в создании необходи­мых условий для удовлетворения общественных потребностей в отдыхе, оздоровлении, общении, развитии культуры, творчества, многообразных форм досуговой активности людей,

На практике клубные учреждения часто ассоциируются с клу­бом. Между тем еще задолго до революции понятие «клуб» озна­чало свободную от какой-либо принудительной регламентации, самодеятельную и самоуправляющуюся социально-культурную организацию граждан, объединившихся на основе общности ду­ховных потребностей и интересов. Однако в 20-е гг. понятия «клуб» и «клубное учреждение» были отождествлены. Это про­изошло на волне захлестнувших клубную сеть административно-командных методов управления, прочно утвердившейся субъект- Щ объектной модели организации досуга населения. В этих условиях клубы как самодеятельные, любительские, общественные органи­зации существовать уже не могли.

Клуб всегда был и остается социально-культурным институ­том, центром досуговой деятельности. Как добровольно объеди­няющаяся общность людей, клуб может приобрести статус обще­ственной организации, статус юридического лица. В таком случае он относит к себе все права и обязанности, присущие клубному учреждению и в то же время любому малому предприятию.


Р аздел 111. Субъекты социально-культурной деятельности

Таким образом, клуб в широком понимании - это государст­венное или общественное учреждение, либо частная социально-культурная организация, которая имеет или может иметь статус юридического лица, создана и функционирует на основе совмест­ной профессиональной деятельности работников культуры или добровольного объединения граждан. Основная задача клуба как социально-культурного института заключается в развитии соци­альной активности и творческого потенциала населения, формиро­вании культурных запросов и потребностей, организации разнооб­разных форм досуга и отдыха, создании условий для духовного развития и наиболее полной самореализации личности в сфере до­суга. В соответствии со своими задачами и в порядке, установлен­ном законодательством, клубу или любому иному объединению клубного типа предоставляется право совершения различного рода сделок и иных юридических актов, необходимых для осуществле­ния деятельности: отчуждать, брать и сдавать внаем движимое и недвижимое имущество, иметь счета в банковских учреждениях, гербовую печать, фирменные бланки и другие реквизиты, высту­пать в качестве истца и ответчика в судах и арбитражах, а также иметь свои издания и участвовать во всякого рода предприятиях и акциях социально-культурного, досугового характера.

Структурными единицами клуба как учреждения являются учебно-творческие студии, любительские объединения, коллек­тивы художественной самодеятельности и технического творче­ства, клубы по интересам и другие инициативные формирования, в том числе и ассоциированные, которые обычно входят в состав клуба на условиях договора или коллективного подряда.

Учредителями клуба или любой иной структуры клубного ти­па могут быть любые социальные институты и общности сферы народного образования, искусства, спорта, туризма и других видов досуга, коммерческие совместные и малые предприятия и объеди­нения, учебные и научно-исследовательские центры, кооперативы, общественные организации, фонды и движения, а также отдель­ные частные лица, в принципе любой гражданин Российской Фе­дерации.

Учредители создаваемого клуба подают в муниципальные ор­ганы по территориальному местонахождению заявку с указанием состава организационного комитета, предоставляют устав клуба,


 

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельност ь

разработанный в соответствии со сложившейся уставной практи­кой и принятый решением общего собрания коллектива сотрудни­ков клуба или собранием граждан, желающих учредить клуб. Му­ниципальные органы вправе отказать учредителям в регистрации устава лишь в случае его противоречия Конституции и действую­щему на ее основе законодательству, а также при несоответствии программы деятельности клуба его функциональному назначению.

Клуб считается созданным с момента регистрации устава, ко­торый является основным документом, регулирующим его дея­тельность.

Контроль за деятельностью клуба и соблюдением им дейст­вующего законодательства осуществляют государственные ор­ганы, зарегистрировавшие устав.

Следует учитывать и возможность организации смешанных государственно-кооперативных предприятий и объединений культурно-досугового, клубного типа. Здесь не может быть застывших форм и схем. Повседневная социально-культурная практика дик­тует и направляет эти процессы,

Клубы и аналогичные структуры клубного типа могут дейст­вовать как самостоятельно, так и при государственных, коопера­тивных, общественных организациях, предприятиях, учреждениях. По решению трудового коллектива и согласованию с организа­цией-учредителем клубные структуры на добровольных началах могут входить в состав социально-культурных комплексов в каче­стве основной структурной единицы, рядового подразделения, творческого формирования, а также других структурных единиц комплекса.

Библиотеки по назначению, характеру выполняемой работы, составу книжных фондов подразделяются на массовые (публич­ные), учебные, научно-технические и специальные. Основное ме­сто в системе библиотечного обслуживания населения занимают массовые библиотеки.

К массовым библиотекам государственного подчинения отно­сятся: государственные публичные библиотеки, областные и крае­вые массовые, юношеские и детские библиотеки, сельские и при-


раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

клубные библиотеки, обслуживающие население по территори­альному признаку.

Учебные библиотеки обслуживают студентов, преподавате­лей, учащихся высших и средних специальных учебных заведе­ний, общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, коммерческих учебных центров,

Научно-технические, специализированные библиотеки рас­считаны на обслуживание более узкого круга специалистов - ра­ботников производственной сферы, сотрудников научно-исследо­вательских и проектных институтов, других научных организаций, редакций и издательств, театров, музыкальных, спортивных и дру­гих специальных учреждений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 767; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.